Семинар для педагогов "Психологические особенности адаптации"
методическая разработка по психологии по теме
Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видом деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений чаще всего и называют адаптированным.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация, памятка, комментарии | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов по теме:
«Психолого-педагогические аспекты адаптации обучающихся»
(03.10.2012г.)
1). Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видом деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений чаще всего и называют адаптированным.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
2). Адаптация понятие широкое и включает в себя: адаптацию социальную -- к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса; адаптация психологическая - построение взаимоотношений с конкретным человеком; адаптация к педагогическим условиям -- требования учителя, объем материала, учебный план, система построения урока и др.; адаптация к эргономическим условиям -- рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др. Социально-психологическая адаптация требует определенных навыков, личностных качеств, развитого самосознания, которое включает в себя и самооценку личности.
Условия адаптации. Физиологические Изменение режима дня; Необходимость игры; Правильная посадка; Организация правильного питания; Развитие двигательной активности; Воспитание самостоятельности и ответственности. Психологические Психологический климат в семье; Самооценка ребенка; Самоценность ребенка для родителей; Формирование интереса к школе; Дружеское общение с одноклассниками; Недопустимость физического воздействия; Предоставление самостоятельности; Учет темперамента ребенка; Организация контроля за учебой; Поощрение за успехи и достижения; Моральное стимулирование; Развитие самоконтроля и самооценки.
3). Показатели успешной социально-психологической адаптации - высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами. Показателями низкой социально-психологической адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду, аномия и отклоняющееся поведение. Успешность адаптации зависит от характеристик среды и индивида. Чем сложнее новая среда (напр., больше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше социальная неоднородность), чем больше происходит в ней изменений, тем труднее для индивида социально-психологическая адаптация.
4). Школьная адаптация имеет две стороны:
1) приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
2) включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей (социальная адаптация).
Несмотря на различие сторон адаптации (учебную и социальную), психологи отмечают их тесную взаимосвязь: усвоение знаний и приобретение соответствующих навыков обусловлены особенностями процесса вхождения новичка в социальную среду предприятия или учебного заведения. Успешность овладения специальными знаниями влияет на социальную позицию новичка в коллективе, на его отношение к этому коллективу. И наоборот, полнота включения молодого человека в социальную жизнь коллектива обусловлена его деятельностью на учебном поприще.
5). Выделяют около 4 этапов адаптации, каждый из которых ребенку предстоит пройти:
1. Знакомство. Происходит сразу на визуальном уровне, а лишь спустя некоторое время за счет вербального общения (в разговоре, рассказах друг о друге). В этот период особенно важна роль классного руководителя и школьного психолога.
2. Завоевание личностного пространства. Придя в новый класс «новичок» сразу же попытается отвоевать для себя определенную нишу в коллективе. Однако он не думает о том, что она уже может быть кем-то занята или же роль, которую он желает выполнять в классе, ему не отводится (к примеру, не успел прийти и стремиться занять лидерские позиции). Причем завоевание может быть как миролюбивым (участие в школьных викторинах, помощь в написании домашнего задания другим ученикам и т.д.), так и враждебным (драки, оскорбления, применение физической силы по отношению к другим). На этом этапе важная роль отводится руководителю класса, который должен грамотно «разрулить» ситуацию, и поручить опеку над новеньким лидеру класса, причем неважно какому — формальному (старосте) или неформальному (ученику, который занимает лидирующие позиции по успеваемости, по физической подготовке и т.д.). Только так ребенок начнет чувствовать себя комфортно, ощущая эмоциональную защиту со стороны лидера.
3. После драки, как известно, наступает перемирие. Так происходит и с детьми, которые достаточно быстро найдут «общий язык» с новичком и научатся с ним дружить. Только на этом этапе наступит некая «оттепель» в характере ребенка, и восстановление всех его личностных черт, которые были ему присущи до поступления в новую школу.
4. Ребенок отлично справился со своими обязанностями по «вливанию» в новый коллектив, занял свое место в нем, стал жить традициями, привычками и обычаями класса (стал принимать участие с другими детьми в спортивных соревнованиях, в интеллектуальных играх, обсуждать пройденный урок, давать списывать домашнее задание и др.). Именно этот период характеризует факт завершения адаптации у ребенка.
6). Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе:
-- Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева;
-- Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи;
-- Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).
Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
-- индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
-- влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.
Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
7). Новому ученику предстоит понять следующие моменты:
- какие традиции существуют в школе и в данном классе (например, в какой одежде и с какими сумками/рюкзаками принято ходить в школу);
- есть ли в классе группы и группировки, каковы формальные и неформальные лидеры;
- престижно ли в этом классе хорошо учиться или быть хулиганом;
- принято ли здесь помогать друг другу на контрольных и, например, просят ли списать;
- существует ли в классе жесткая иерархия статусов и ролей;
- насколько свободно все одноклассники общаются друг с другом или класс разделен на несколько групп, внутри которых и замкнуто общение;
- как строятся отношения с учителями, между мальчиками и девочками;
- и т.п.
Все эти нормы складываются годами и для тех, кто давно учится в данном классе, являются совершенно естественными и во многом даже незаметными, однако переход в новый классный коллектив - это еще и переход от старых норм к новым, которые могут кардинально отличаться от привычных учащемуся. Поэтому не стоит требовать от учащегося, чтобы он моментально "вписался" в коллектив; нужно дать ему время привыкнуть к новым нормам социального и учебного процессов, а также попросить учащихся помочь новому ученику с этими нормами ознакомиться.
8). Советы ребенку могут быть даны, например, такие:
-- уверенное поведение. Новый ученик всегда подвергается оценке со стороны одноклассников, но он и сам оценивает их - и должен не бояться произвести первое впечатление уверенного в себе человека;
-- начать знакомство с классом лучше в первый же день, еще до того, как в коллективе сложится мнение о новом ученике лишь по результатам внешнего оценивания;
-- не нужно пытаться понравиться всем - это невозможно;
-- следует быть естественным, не притворяться;
-- на уроке не мешать отвечать одноклассникам;
-- включаться в разговор на переменке, но лучше никого не обсуждать, чтобы не прослыть сплетником. Следует избегать резких слов, интонаций и поступков;
-- если кто-то пригласит нового ученика принять участие в групповых развлечениях, не стоит отказываться, но и не стоит поступаться ради этого своими делами;
-- если в классе несколько новичков, можно объединиться;
-- следует поговорить и наладить отношения с учителями, прояви интерес к их предметам, не стесняться спрашивать того, что непонятно.
Чем старше ребёнок, тем деликатнее должно быть вмешательство взрослых. Так как в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает исключительную значимость, нормативность в подростковых обществах формируется стихийно, в своём кругу они жёстко оценивают сверстников, которые в своём развитии не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Помочь подростку в таком случае можно только косвенно, не используя личное вмешательство.
9). Педагог (классный руководитель):
1. Изучение документации вновь прибывшего учащегося с целью обеспечения преемственности обучения, прогнозирования возможных трудностей в период адаптации.
2. Знакомство вновь прибывшего ученика с правилами поведения и режимом работы новой школы. Формирование представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в классном коллективе.
3. Создание доверительных отношений; авансирование доверием в школе со стороны учителей и одноклассников.
4. Создание ситуации успеха в учебной деятельности, оказание помощи в поиске личностного смысла и мотивации учения.
5. Работа с классом по принятию новичка в коллектив (организация совместной деятельности ради достижения групповых целей через стимулирование между учащимися отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки).
6. Осуществление наблюдения и контроля за протеканием процесса адаптации учащегося (основным показателям эффективности адаптации учащихся в коллективе): комфортность, тревожность, коммуникабельность, толерантность, эмпатия, рефлексия, объем контактности, положение в коллективе, наличие общих с коллективом интересов и целей, усвоение и выполнение правил, норм поведения, потребность в коллективном общении.
Организация работы с родителями вновь прибывшего учащегося:
- собеседование с целью выяснения ожидания родителей в связи с обучением их ребенка в новой школе, информирование родителей об особенностях деятельности школы, выработка единых требований к ребенку;
- включение родителей в жизнедеятельность класса с целью мотивации на сотрудничество с педагогами, согласования ценностей семьи и образовательного учреждения;
- помощь в оздоровлении условий семейного воспитания, коррекция стиля семейных отношений (при необходимости).
Для того, чтобы поддержать учащегося, необходимо: Опираться на сильные стороны ребенка, Избегать подчеркивания промахов ребенка, Внести юмор во взаимоотношения с ребенком, Проводить больше времени с ребенком, Принимать индивидуальность ребенка, Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно, Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
некоторые особенности адаптации учащихся профельных классов
материал по вопросам адаптации учащихся профильных классов...
Особенности адаптации пятиклассников
Об особенностях пятиклассников ......
Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....
Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".
Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...
Психолого-педагогический семинар для учителей по адаптации пятиклассников "Здравствуй, пятиклашка!"
Обучающий семинар расчитан на учителей, которым предстоит работать в 5-х классах. Содержит практическе рекомендации для учителей-предметников....
Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.
Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...
Семинар для педагогов: «Особенности периода адаптации к условиям обучения в средней школе».
Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.Успешность а...