Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе
консультация (5 класс) по теме
Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
1) Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.
Трудности адаптации могут быть связаны :
- Разные требования со стороны учителей-предметников.
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
Выделяют Физиологические и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2) Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации уч-ся к школе могут быть связаны с :
а) изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
б) быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
в) изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей.
3) Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и условии их успешного преодоления».
В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:
1. Снижение интереса к учебе.
Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.
2. Снижение успеваемости.
Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.
3. Напряженные отношения между детьми.
Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.
4. Повышенная тревожность.
5. Непредсказуемые реакции.
С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя.
6. Отстранение от взрослых.
Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.
Отчет об исследовании адаптации пятиклассников школьным психологом
Рекомендации для родителей - памятки
Рекомендации родителям пятиклассников
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.
5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.
7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
8. Если ребенок просит о помощи в подготовке домашнего задания, не отказывайте ему. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
9. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Создавайте у ребенка позитивное отношение к школе.
10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».
13. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
14. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
15. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик сформулировал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребёнку и с их помощью готовить ребёнка к взрослой жизни.
Правила взрослой жизни
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него, получается, выполнять, а какие – нет, и почему.
«Трудности адаптации пятиклассника к школе»
Памятка для родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"
Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...
Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе
Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...
Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...
Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".
Цель родительского собрания - познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....
Трудности адаптации пятиклассников к школе
Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собо...
Буклет. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе:
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе...