ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ.
рабочая программа по психологии на тему
Задача курса — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не угасла, и она двигала ими в будущем и во взрослой жизни. Человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого, научить школьников управлять своими эмоциям. Оказать помощь в коррекции эмоционально-волевой сферы, гармонизации межличностных отношений, укреплению уверенности в себе Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Присутствует желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_programma_psih.kruzhka.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РОСТА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ.
Кружок «Мы и мир»
Пояснительная записка. Задача курса — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не угасла, и она двигала ими в будущем и во взрослой жизни. Человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого, научить школьников управлять своими эмоциям. Оказать помощь в коррекции эмоционально-волевой сферы, гармонизации межличностных отношений, укреплению уверенности в себе Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Присутствует желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Цели программы:
1. способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника.
2. способствовать созданию условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности., что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.
3. способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;
Поставленные цели достигаются при помощи задач:
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
-развивать и корректировать психические функции обучающихся, развивать способность к обобщениям, развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;
-развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся, снизить тревожность, эмоциональное напряжение учащихся;
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру, снижать уровень агрессивности обучающихся, снижать эмоциональную напряженность обучающихся, создавать обучающимся ситуацию успеха, изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
-формировать адекватное поведение обучающихся, формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к совместной деятельности с педагогом, формировать учебные мотивы обучающихся, формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи, определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;
-проводить диагностику способностей обучающихся, анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
Актуальность программы: Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.
В последнее время появляется все больше детей, у которых возникают проблемы адаптации в коллективе, эмоционально неустойчивы, тяжело усваивают с программу обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция - это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее. К этим факторам относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Некоторая часть школьников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них. Неадаптированность обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что делает изучение данной темы актуальной. Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы. В этом и заключается актуальность программы. Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.
Принципы психолого-педагогической программы:
1. принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
2. принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;
3. принцип приоритета личностного развития , когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
4. принцип эмоционально-ценностных ориентации учебно - воспитательного процесса.
Структура занятий: Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.
Занятия содержат развивающие, коррекционные упражнения и диагностические задания. Программа рассчитана на работу в группе из 12 человек,. Для занятий каждому ребенку понадобится тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши.
Продолжительность занятия 90 минут. Длительность программы: 2 года. Почасовая нагрузка: 117 часов
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;
- тестирование;
- микроисследования.
При составлении программы учитывались следующие положения:- Возраст участников 7-11 лет. Данный возрастной этап характеризуется осознанием себя, началом вхождения в общество, поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а также осмысления себя в «культурном ландшафте».
- Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.
- Дети младшего школьного возраста увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению, хотя часто им не хватает социального опыта. Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.
- Ребенок, особенно маленький, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы привлекаются школьный психолог, социальный педагог, преподаватели области искусств и просто интересные люди.
Предполагаемый результат работы: положительная динамика личностного развития каждого воспитанника, которая определяется расширением круга знаний и умений ребенка, повышением уровня его интеллектуального и эмоционального развития, коммуникативной и творческой активности, самоопределения в выборе дальнейших занятий. Умения: признавать собственные ошибки, сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру, выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности, контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять, работать самостоятельно в парах, в группах.
Критерии эффективности программы: Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психодиагностического обследования.
Отличительные особенности программы: Отличительной особенностью данной программы является способствование полноценному психическому и личностному развитию ребенка с помощью различных методов работы. Особенности предлагаемой коррекционно-развивающей работы с детьми заключаются в том, что детские проблемы подчас имеют менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребенка имеют массу компенсаторных адаптивных возможностей, что позволяет педагогу -психологу более гибко подходить к вопросам исправления искажений развития: учет возрастных особенностей детей позволяет выявлять трудности на ранних этапах их становления или даже предупреждать их появления, проводя профилактическую работу.
Тематическое планирование первого года работы психологического кружка.
№ | Тема блока занятий | Количество часов |
1. | Развитие позиции школьника. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта). | 30 |
2. | Коррекция страхов и школьной тревожности, оптимизация социальной ситуации развития детей. | 30 |
3. | Повышение самооценки детей. Снижение страха ошибки. | 28 |
4. | Развитие рефлексии. Развитие сплоченности детского коллектива. | 29 |
Итого | 117 часов. |
№ | Виды построения занятий | Почасовое распределение |
1. | Теоретические занятия | 40 часов |
2. | Практические занятия | 62 часов |
3. | Индивидуальное консультирование | 15 часов |
Тематическое планирование второго года работы психологического кружка.
№ | Тема блока занятий | Количество часов |
1. | Развитие самосознания детей через совершенствование рефлексии. Осознание детьми своего образа «Я» глазами другого. | 36 |
2. | Развитие положительного отношения, принятия себя и другого. Коррекция страха будущего и настоящего. | 48 |
3. | Развитие самостоятельности детей. Ознакомление с миром профессий, развитие навыка умения планирования. | 33 |
Итого | 117 часов. | |
№ | Виды построения занятий | Почасовое распределение |
1. | Теоретические занятия | 40 часов |
2. | Практические занятия | 62 часов |
3. | Индивидуальное консультирование | 15 часов |
Итого | 117 часов. |
Общая схема построения занятий.
Занятие начинается и заканчивается особыми ритуалами приветствия и прощания. Это необходимо для того, чтобы настроить детей на работу и на выход из нее. После приветствия следует психологическая разминка — упражнение, вводящее учащихся в тему занятия, подготавливающее восприятие основного материала урока. Далее следует непосредственно основное содержание занятия, отражающее цель и задачи урока. Заканчивается урок ритуалом прощания.
Схема построения занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Психологическая разминка.
3. Основное содержание занятия.
4. Ритуал прощания.
К каждому занятию ведущий заранее готовит необходимые материалы, реквизит. Для проведения занятий необходимо иметь детям альбомы для рисования или тетради. На первых уроках ведущий проговаривает с детьми следующие правила: конфиденциальность — то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса; безоценочностъ — на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый имеет право выражать свое мнение; «правило одного микрофона» — когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и др. Правила могут дополняться и меняться по мере надобности.
Теоретические и методические основы программы
Представленная программа психопрофилактических развивающих занятий в своей теоретической основе опирается на понятие психологического здоровья, введенное И.В. Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой. Ввиду особой значимости концепции психологического здоровья для раскрытия содержания данной программы остановимся на ней подробнее.
Под психологическим здоровьем И.В. Дубровина понимает прежде всего психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Она подчеркивает особое отношение психологического здоровья к духовности - к полноте и богатству развития личности, ориентации человека на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у личности нет этической базы, то нельзя говорить о ее психологическом здоровье. Кроме того, И.В. Дубровина полагает, что психологическое здоровье основано на полноценном и сохранном психическом здоровье.
По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Оно, с одной стороны, является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой — обеспечивает личности возможность непрерывного развития на протяжении всей жизни. К тому же психологическое здоровье напрямую связано с физическим здоровьем: первое является предпосылкой второго. Об этом свидетельствуют данные и психологии здоровья, и психосоматической медицины.
В отличие от психического здоровья, подразумевающего отсутствие патологических симптомов у человека, психологическое здоровье, напротив, предполагает наличие определенных личностных характеристик. Примерный «портрет» психологически здорового человека выглядит как набор следующих качеств: креативность, спонтанность, жизнерадостность, открытость, стремление к познанию мира через разум и интуицию, принятие себя и окружающих людей, ответственность, доверие к миру, стрессоустоичивость, способность приспосабливаться как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям среды. Одним словом, это человек, находящийся в гармонии с собой и окружающими.
О.В. Хухлаева выделяет также структуру психологического здоровья личности:
• Аксиологический компонент — ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей. Развитый аксиологический компонент выражается у человека в принятии себя при относительно полном знании себя и принятии других людей. Этому способствуют умение принять «темные стороны своей личности и личности другого, а также умение видеть «светлое» начало в каждом и взаимодействовать именно с ним.
• Инструментальный компонент -- это владение рефлексией как способом самопознания. Рефлексия позволяет человеку понимать и определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто выражать чувства без причинения вреда другим (качества эмоционального интеллекта), а также осознавать причины и последствия своего поведения и поведения других.
• Потребностно-мотивационный компонент — наличие у человека внутренней потребности в саморазвитии3.
Все эти три компонента динамически взаимодействуют и обусловливают друг друга: например, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо положительное отношение к себе, а последнее способно изменяться под действием стремления личности к саморазвитию.
Если говорить о формировании психологического здоровья ребенка, то для этого важно не только удовлетворение его познавательных интересов, которое происходит в школе, но и насыщение его социальной потребности в общении и психологической потребности в уважении к его достоинству, чувствам, способностям. Только в этом случае психологическое здоровье постепенно взращивает в личности самодостаточность и духовность, которые, однако, не появляются сами по себе, а воспитываются в постоянной заботе и внимании к внутреннему миру ребенка. К психолого-педагогическим условиям формирования психологически здорового ребенка можно отнести также: наличие положительного фона настроения у ребенка; наличие в процессе его развития некоторого напряжения, побуждающего его к активным действиям, которое после сменяется состоянием расслабления; фиксация окружения на прогрессе ребенка.
О.В. Хухлаева описала соответствующие уровни развития психологического здоровья, применимые в том числе к младшим школьникам:
• Креативный уровень (высший) — к нему относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием ресурса сил для преодоления стрессовых ситуаций и творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи, но, к сожалению, на практике они встречаются редко, это скорее идеальный образ ребенка-творца.
• Адаптивный уровень — к нему относятся относительно «благополучные» дети, которых большинство: они в целом адаптированы к среде, но имеют отдельные признаки дезадаптации (повышенную тревожность, например), что выявляется по результатам диагностических методик. Именно такие дети относятся к «группе риска» и нуждаются в психопрофилактических групповых занятиях.
• Дезадаптивный уровень, или ассимилятивно-аккомодативный (низший) — сюда относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующие для разрешения своих внутренних конфликтов либо первый, либо второй механизм. Дети с преобладанием ассимиляции стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб собственным желаниям и потребностям. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее сложно зафиксировать, поскольку это «удобные» и тихие дети, робкие и прилежные. Но на самом деле у таких детей нередко присутствуют различные страхи. Дети с преобладанием аккомодации стремятся изменить окружающий мир и подчинить его своим нуждам. Они часто проявляют агрессивность, эпатаж в поведении, капризы. Ребенок дезадаптивного уровня нуждается в психологической коррекционной помощи.
Конечно, в процессе развития ребенка могут возникать различные объективные (средовые факторы) и субъективные (индивидуально-личностные особенности человека) факторы, нарушающие его психологическое здоровье. Но мы не будем подробно на них останавливаться, поскольку они детально описаны в литературе.
Перейдем к описанию методических средств, использованных в нашей программе психопрофилактических занятий в начальной школе. Поскольку все методы принадлежат к различным теоретическим подходам и имеют разные цели, рассмотрим каждую группу отдельно.
1. Ролевые игры. Одним из условий формирования и сохранения психологического здоровья детей является их полноценное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития относятся: ролевая ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевая аморфность — неумение принимать какую-либо роль, отсутствие ролевой креативности — неумение создавать новые образы или принятие на себя патологических ролей.
Ролевые игры предполагают «примеривание» на себя разнообразных по статусу и содержанию ролей, а также проигрывание гротескных или не характерных для ребенка ролей. Ролевые игры могут быть представлены в нескольких видах: в виде «ролевой разминки», ролевых ситуаций или психодрамы.
«Ролевая разминка» обычно используется для эмоционатьного разогрева детей, чаше всего в начале занятия. Разминка состоит в использовании разных образов: животных, персонажей сказок, социальных и семейных ролей и даже неодушевленных предметов. Дети должны изобразить полученный образ с помощью мимики и жестов, озвучивание обычно запрещается, чтобы усложнить задачу «актеров».
В ролевых ситуациях учащиеся сталкиваются с ситуациями, похожими по своему содержанию на те, которые присутствуют в их жизни и деятельности, и должны изменить в них свои установки и отношение. С помощью этого метода у детей можно сформировать новые, более продуктивные навыки взаимодействия.
Элементы психодрамы на уроках психологии в основном используются в виде разыгрывания какого-либо сюжета: это может быть сюжет прочитанной с детьми сказки, сочиненной детьми истории и т.д. При этом роли могут назначаться как психологом, так и ребенком-протагонистом: это во многом зависит от подготовленности детей к такой форме работы, а также от содержания разыгрываемого сюжета. К примеру, если проигрывается какая-то конкретная ситуация из жизни ребенка, рассказанная им, или его фантазия, сон и т.д., то лучше, чтобы он сам назначил детей на роли. Если же сюжет относительно «безличен» (например, «Суд над Дружбой»), то здесь психолог может взять на себя организаторскую роль. В любом случае процесс проигрывания направляется и контролируется взрослым. Очень важно по окончании «спектакля» проводить процедуру снятия ролей! Важно отметить, что психодрама может проводить не только «вживую», но и на куклах (за ширмой), пальчиковых игрушках, игрушках из киндер-сюрприза.
2. Коммуникативные и «командные» игры. Коммуникативные игры направлены на обучение детей навыкам эффективного взаимодействия, сотрудничества (например, «Слепой и поводырь»), а также на формирование умения видеть достоинства в партнере по общению и поддерживать его вербально и невербально. Обычно эти игры представлены «командными» формами работы, когда дети в процессе выполнения какого-либо задания делятся на мини-группы, тройки, пары. Кроме того, к коммуникативным играм можно отнести упражнения, направленные на осознание детьми сферы общения (что такое общение, что значит сотрудничать, дружить и т.д.).
3. Методы, развивающие воображение. К методам, развивающим воображение, относятся визуализации, вербальные и невербальные игры. Визуализации «создаются» следующим образом: дети с закрытыми глазами под спокойную музыку представляют какую-нибудь картинку или образ (заданный психологом или свободный), после чего они по желанию могут поделиться увиденным с группой. Увиденную картинку можно и разыграть, как уже отмечалось выше.
Вербальные игры выражаются в придумывании детьми окончания к какой-либо истории или абсурдной ситуации (например, что будет, если дети и взрослые поменяются в жизни местами), в коллективном сочинении сказок, индивидуальном или совместном придумывании ассоциаций к какому-нибудь слову, явлению. Невербальные игры — это изображение без слов чего-либо, но так, чтобы получилось необычно, не похоже на других (пересекаются с ролевыми играми).
4. Терапевтические метафоры. Использование психологических сказок, или терапевтических метафор, подробно описано в разделе, посвященном индивидуальной коррекции детей. В сказках обычно речь идет об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые попадают дети в реальной жизни, и герой находит силы для их преодоления в самом себе. Поэтому терапевтические сказки помогают в разрешении затруднительных для детей ситуаций, обеспечивая им доступ к внутренним ресурсам и актуализируя их. В этом и состоит основное достоинство терапевтической сказки: она вооружает ребенка «механизмом самопомощи»: идеей, что в сложных обстоятельствах нужно искать ресурсы внутри себя, и это непременно приведет к успеху. Сказки читаются на занятии или сочиняются вместе с детьми, обсуждаются, рисуются и, если это необходимо, проигрываются (драматизируются).
5. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей.
Эмоциональный интеллект — это комплекс способностей, который объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, а также управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению: это «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний, а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» личности. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает именно в младшем школьном возрасте, поскольку в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Кроме того, развитый эмоциональный интеллект является противоположностью алекситимии, являющейся предпосылкой к развитию многих психосоматических заболеваний. Поэтому так важно формировать «эмоциональные» способности ребенка с детства.
Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей, направлены в первую очередь на знакомство с базовыми, фундаментальными эмоциями (по теории К. Изарда), осознание и выражение их, а также приобретение простейших навыков управления ими. Для этого используются различные приемы: проигрывание, арттерапевтические методы (рисование, лепка и др.), групповые обсуждения, сочинение и чтение сказок, визуализация, релаксация и др.
6. Когнитивные методы. Возникновение когнитивных методов психологической работы связано с представлением, что когнитивные факторы являются первопричиной возникновения эмоциональных расстройств. Поэтому когнитивный подход направлен прежде всего на избавление от «умственного мусора», приносящего эмоциональные переживания, от категоричности и абсолютичности мышления, внедряющего в сознание идеи долженствования («Ты должен....», «я должен...»). Когнитивные методы развивают у детей представление о многогранности и неоднозначности окружающего мира: они учат во всем видеть разные аспекты, воспринимать многоликость явлений. Примером такого метода может быть поиск позитивных сторон в каком-либо, традиционно воспринимаемом, негативном событии («Найди плюсы в том, что получил двойку» или «Напиши плюсы и минусы конфликта» и т.д.), эмоции («Что хорошего может принести гнев, как может помочь человеку?» и т.д.). К когнитивным методам относится также игра «Мусорное ведро», в которое дети выкидывают свои записки со злыми мыслями, страхами, тревогами, обидами, огорчениями, тем самым очищаясь и расставаясь с ними навсегда.
7. Групповые дискуссии. Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с детьми и позволяет учащимся проявить и принять различные точки зрения на какой-либо предмет. Считается, что младшие школьники еще не слишком способны к ведению дискуссии, поскольку для них более привычно следовать мнению взрослого. Однако мы позволим себе не согласиться с общепринятым мнением, так как в нашей практике дети показали высокие способности к выработке и отстаиванию собственного мнения. Но, конечно, подобные способности возникают не сразу, для этого необходимо систематическое стимулирование психологом и учителями свободных размышлений и высказываний учащихся. В таком случае уже ко 2-му классу дети овладевают первичными навыками ведения групповой дискуссии, не говоря уже о 3-м и 4-м классах. Групповые дискуссии на уроках психологии могут проводиться, например, при обсуждении прочитанной сказки, тех или иных причин поведения героев и просто в беседе на какую-либо значимую для детей или заданную ведущим тему. Интересной формой проведения групповой дискуссии является импровизированная конференция по какой-то проблеме.
8. Арттерапевтические методы. Отечественное арттерапевтическое направление представлено работами А.И. Копытина, Л.Д. Лебедевой и др. Арттерапия предполагает занятия разнообразными видами искусства и творчества: рисованием, изготовлением поделок, мозаики, резьбой по дереву, лепкой, работой со стеклом, фольгой и др. Арттерапевтические методы снимают психологическое напряжение, тревогу, повышают творческие способности ребенка, содействует его самовыражению. Важнейший принцип арт-терапии — безусловное принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания и качества. В нашей программе психологических занятий активно применяются рисование, лепка (создание образов из пластилина), работа со стеклом, фольгой (создание кукол) и др.
9. Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей. Эти методы заключаются в том, что дети проводят самостоятельные исследования на выбранные ими или заданные взрослым темы. Известно, что исследовательское обучение развивает познавательную активность и креативность, творческие способности ребенка. В нашей программе эти приемы чаше всего встречаются в форме специфических домашних заданий: например, в уроке на тему дружбы дается задание — провести за неделю мини-исследование самого себя (подумать, что ты готов сделать для друга такого, чего не делал раньше, и сделать это) или побывать у себя дома в роли журналиста и расспросить своих близких об их друзьях детства, записав сведения в специальную анкету. Исследовательские методы обычно очень нравятся детям, поскольку возбуждают их природный интерес, любопытство и стимулируют свободные, активные действия.
10. Методы релаксации. Релаксация — это достижение общего состояния покоя, отдыха, расслабленности, которое характеризуется уменьшением нервного напряжения. Релаксация необходима ребенку периодически, чередуясь с напряжением. Обычно состояние релаксации достигается серией повторяющихся упражнений (в том числе и дыхательных), направленных на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц. Поскольку детям младшего школьного возраста зачастую бывает сложно сидеть спокойно и направленно заниматься расслаблением, мы полагаем, что с ними более эффективно использовать релаксацию в сочетании с активной визуализацией каких-либо приятных картин, образов. Вообще, с детьми нужно использовать «легкую» релаксацию, не уходя на ее глубинные уровни. На уроке релаксация может применяться как в начале с целью визуализации какого-то образа, связанного с основным содержанием занятия, так и в заключение, чтобы снять возбуждение и напряжение детей.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
занятий первого года обучения
№ | Тема занятий. | Кол-во часов |
1. | Знакомство. Введение в мир психологии. | 1,5 |
2. | Я —школьник! | 1,5 |
3. | Правила школьной жизни. | 1,5 |
4. | Правила и права. | 1,5 |
5. | Моя школьная жизнь. | 1,5 |
6. | Школа моей мечты. | 1,5 |
7. | Мимика и Жесты — Язык Мира Эмоций. | 1,5 |
8. | Город Радости и Веселья. | 1,5 |
9. | В Городе Радости только добрые слова! | 1,5 |
10. | Остров Страха и его обитатели. | 1,5 |
11. | Смешные жители Острова Страха. | 1,5 |
12. | Все бывают на Острове Страха. | 1,5 |
13. | Мы умеем побеждать страх! | 1,5 |
14. | Пещера гнева. | 1,5 |
15. | Откуда берется гнев? | 1,5 |
16. | Может ли гнев быть полезным? | 1,5 |
17. | Обиженная Деревня. | 1,5 |
18. | Прошение растворяет обиды! | 1,5 |
19. | Гора Стыда. | 1,5 |
20. | Мы владеем разными эмоциями! | 1,5 |
21. | Мешок хороших качеств. | 1,5 |
22. | «Темные» и «светлые» качества. | 1,5 |
23. | Умение видеть «светлые» качества. | 1,5 |
24. | У кого какие качества? | 1,5 |
25. | Салют качеств. | 1,5 |
26. | Я — Ученик! | 1,5 |
27. | Мой успех в школе. | 1,5 |
28. | Мое отношение к оценке. | 1,5 |
29. | Как я оцениваю себя сам. | 1,5 |
30. | Мои мечты о школе. | 1,5 |
31. | Мой Класс. | 1,5 |
32. | Что такое Дружба? | 1,5 |
33. | Зачем нужна Дружба? | 1,5 |
34. | Настоящий Друг — какой он? | 1,5 |
35. | Умею ли я дружить? | 1,5 |
36. | Что мешает Дружбе? | 1,5 |
37. | Меняемся ради Дружбы! | 1,5 |
38. | Что такое конфликт? | 1,5 |
39. | Для чего нужен конфликт? | 1,5 |
40. | Учимся разрешать конфликты! | 1,5 |
41. | Стратегии разрешения конфликтов. | 1,5 |
42. | Я умею принимать Другого! | 1,5 |
43. | Я умею понимать Другого! | 1,5 |
44. | Что такое сотрудничество? | 1,5 |
45. | Мы команда — мы класс! | 1,5 |
46. | Мир каракулей. | 1,5 |
47. | Моя тайна. | 1,5 |
48. | Мой мир эмоций. | 1,5 |
49. | Сказочные превращения. | 1,5 |
50. | Волшебная мандала. | 1,5 |
53. | Что такое самостоятельность? | 1,5 |
54. | Зачем нужна самостоятельность? | 1,5 |
55. | Моя самостоятельность. | 1,5 |
56. | Развиваем самостоятельность. | 1,5 |
57. | Кто я? | 1,5 |
58. | Мои увлечения. | 1,5 |
59. | Мои роли. | 1,5 |
60. | Осваиваем новые роли. | 1,5 |
61. | Мои разные качества. | 1,5 |
62. | Я глазами Других. | 1,5 |
63. | Преодолеваем себя! | 1,5 |
64. | Я могу, я умею! | 1,5 |
65. | Мои достижения. Занятие | 1,5 |
66. | Мои ресурсы. | 1,5 |
67. | Что такое общение? | 1,5 |
68. | Умение общаться. | 1,5 |
69. | Стили общения. | 1,5 |
70. | Ведущий – ведомый. | 1,5 |
71 | Я терпим к Другому. | 1,5 |
72. | Мои границы. | 1,5 |
73. | Наше сотрудничество. | 1,5 |
74. | Наша дружба. | 1,5 |
75. | Мы – коллектив. | 1,5 |
76. | Моя будущая жизнь. | 1,5 |
77. | На распутье дорог. | 1,5 |
78. | Моя мечта. | 1,5 |
Итого | 117 часов. |
Список использованных источников
- Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001 – 127 с.
- Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998.
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, – С–П.: Речь, 2001 – 346 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, – С–П.6 Речь, 2001 – 189 с.
- Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, – Череповец, 1999 – 183 с.
- Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.
- Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997 – 197 с.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993 – 47 с.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости, – М: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 212 с.
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе (Под ред. В.А. Сластенина, М: Академия, 2000 – 212 с.
- Сказки озера Байкал,
- Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать.
- Токмакова И. Приключения Тутитамии // Мурзилка 1995 №5; с. 4–7.
- Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации, – С–П: Речь, 2001 – 215 с.
- Хрестоматия по этике (Для учителя этики), – Ярославль 1995 – 245 с.
- Философский энциклопедический словарь, М., 97 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
- О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я., М.: Генезис , 2009. - 173 с. – 2-е изд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса социально- психологической адаптации детей-мигрантов
Прграмма сопровождения детей-мигрантов...
Психологическое сопровождение процесса адаптации к среднему звену учащихся 5-х классов.
Хочу поделиться опытом работы, который на протяжении 10 лет помогает успешно адаптировать учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю....
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...
Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...
Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации.
Презентация, сообщение для педагогов старших классов на тему "Социально-психологическая адаптация 10 классов. Рекомендации по профилактике дезадаптации"....
«Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся »
В статье рассматривается вопрос влияния внеурочной деятельность на творческие способности обучающихся...