Социализация и развитие личности школьника путем комплексного сопровождения ребенка в образовательном процессе
проект
Как показывает практика, вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще всего мешает ребенку учиться. В основном причины учебных затруднений связаны неумением учиться, с отсутствием интереса к учебе, с неуверенностью в себе.
Создание оптимальных условий для развития личности и обеспечения индивидуального подхода к ребёнку в условиях учебно-воспитательного процесса, оказание помощи ребенку и его родителям в решении различного рода проблем, в том числе в выборе образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс и при переходе в основную школу, проблем в процессе обучения и общения в школе (особенно в период адаптации).
Актуальность: результаты проведенного нами теоретического исследования изучаемой проблемы дают основание говорить о том, что процесс социализации в настоящее время становится одной из самых актуальных проблем. Анализ подходов к определению изучаемого понятия позволяет представить как процесс вхождения индивида в структуру общества, включающий формирование собственного Я – образа, усвоение социальных норм, в ходе которого создается конкретная личность, способная активно проявить свою субъектность, саморазвиваясь, самореализуясь в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социализация и развитие личности в образовательном процессе | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Кирьянова Елена Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кяхтинская средняя
общеобразовательная школа № 4»
Социализация и развитие личности школьника путем комплексного сопровождения ребенка в образовательном процессе
( из опыта работы с учащимися – иностранцами)
Как показывает практика, вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще всего мешает ребенку учиться. В основном причины учебных затруднений связаны неумением учиться, с отсутствием интереса к учебе, с неуверенностью в себе.
Создание оптимальных условий для развития личности и обеспечения индивидуального подхода к ребёнку в условиях учебно-воспитательного процесса, оказание помощи ребенку и его родителям в решении различного рода проблем, в том числе в выборе образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс и при переходе в основную школу, проблем в процессе обучения и общения в школе (особенно в период адаптации).
Актуальность: результаты проведенного нами теоретического исследования изучаемой проблемы дают основание говорить о том, что процесс социализации в настоящее время становится одной из самых актуальных проблем. Анализ подходов к определению изучаемого понятия позволяет представить как процесс вхождения индивида в структуру общества, включающий формирование собственного Я – образа, усвоение социальных норм, в ходе которого создается конкретная личность, способная активно проявить свою субъектность, саморазвиваясь, самореализуясь в обществе. Детские игры, имея свою многовековую историю, постоянно изменяются, обновляются, моделируются. Сегодня пришло время для создания игр, которые бы адекватно влияли на процесс социализации детей. Данная модель игры может быть реализована в условиях общеобразовательного учреждения, способна дать положительный результат в педагогической практике, активно сопровождая процесс социализации детей.
Цель: формирование успешной личности. Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, формирование у детей Я – образа, усвоение социальных норм, способствующих социализации личности.
Задачи:
Сформировать у детей навыки: самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
- навыки общения в условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга общения;
- интерес к окружающим людям, развивать чувство сопереживания;
- учить детей оценивать себя, правильно принимать похвалы, пытаться анализировать собственные успехи и достижения;
- формировать умение управлять своим поведением, контролировать речь и поступки.
Ожидаемые результаты:
Вовлекая школьников в разнообразие деятельностного взаимодействия с миром, игра представляет им широкую палитру жизненно необходимых, социально ценностных и личностно значимых знаний, умений, навыков. Осмысление собственного существования на земле, место своего «Я» в жизни, осознание таких связей, как «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество», «Я и близкие»… .
Краткое описание:
Проект представляет собой цикл сюжетно – тематических игровых программ, направленных на формирование у детей Я – образа. Комплексная игра включает разнообразие творческих сюжетно – познавательных игровых программ с учетом условий, тематики, целей, задач, с помощью которых осуществляется главная сверхзадача – социализация школьника.
Комплексная игра – это многодневная тематическая игра со сквозным сюжетом, органично сочетает занимательную сказочную форму с напряженной интеллектуальной деятельностью по решению многочисленных проблем, включая знакомство школьников с новыми для них видами деятельности.
План мероприятий по реализации :
- диагностика межличностных отношений, эмоционального благополучия;
- консультирование учителей, классных руководителей, родителей; учащихся с проблемами в социально-эмоциональной сфере;
- разработка и реализация индивидуально ориентированных программ сопровождения учеников с проблемами в социально – эмоциональной сфере;
- внедрение в образовательный и воспитательный процесс комплексной игры.
- анализ этапов организации и проведения игры.
Игровые блоки направлены на:
- активизацию творческого потенциала учащихся, выявление интересов и склонностей.
- повышение социальной адаптации: освоение норм и правил жизни в коллективе (макро - и микрогруппах).
- развитие коммуникативных способностей: формирование навыков творческой групповой работы, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми
Разработанная модель игры – комплексная т.к. содержит огромное разнообразие её видов:
- двигательные игры (командные, групповые, парные, одиночные);
- мимитрические игры (пантомимы, пародирование, кукольные представления);
- игровые тренинги и упражнения;
- конкурсы, эстафеты;
- интеллектуальные, познавательные, дидактические игры;
- музыкальные игры;
- ролевые игры и др.
Игра позволяет представить ее многообразие функционального назначения:
- функция социокультурного назначения игры означает синтез усвоения ребенком богатства культуры;
- функция коммуникации игры заключается в том, что ребенок, играя, входит в реальный контекст сложнейших человеческих отношений;
- диагностическая функция игры дает возможность распознать, предсказать потенциал детей;
- игротерапевтическая функция игры способствует снятию страхов, боязни, эмоционального напряжения;
- функция коррекции в игре способствует предупреждению утомляемости, замкнутости, вспыльчивости, конфликтности, агрессивности, капризности и других негативных проявлений, которые разрушают внутриколлективные отношения;
- функция самореализации ребенка в игре является одной из главных, поскольку детям важен сам процесс игры, а не ее результат;
- развлекательная функция игры, ее назначение – доставить удовольствие, организовать проведение веселого времени, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями.
Основные этапы комплексной игры:
№ | Название этапа | Пункты этапа |
1 | Теоретическая разработка | 1. Картина моделируемого мира: - место действия - время действия - действующие лица и занимаемое ими положение - важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени |
2. правила игры: - техника безопасности - моделирование социальных отношений - структурирование времени - перемещение по игровой территории - магические способности - культура поведения в игровых ситуациях | ||
3.командные или индивидуальные вводные: - название команды - легенда команды - структура команды - отношение команды с окружающим - цели команды -игровое имя - возраст - официальные биографические данные - отношение к окружающим - предметы и личные тайны - игровая информация | ||
2 | Проведение игры | «ведомый» или Мастер игры регулируют её ход, контролируют соблюдение правил, выполняют роль арбитра при возникновении спорных ситуаций. В зависимости от требований игры ведущие могут иметь индивидуальные роли или находиться вне игры. Их основная задача – поддерживать динамичность событий. |
3 | Анализ игры | Принимают участие все участники игры. Анализ всех ключевых моментов игры, |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методика «Включенность и эмоциональное благополучие»
Определение уровня включённости, вовлечённости и эмоционального благополучия.
Уровни: А, В – высокая степень включенности, вовлеченности и эмоционального благополучия учеников; С – средняя степень; Д, Е – показатель низкой степени включенности, вовлеченности, показатель дискомфорта учеников.
Предметы | Как я учусь | Интересно ли мне учиться | Как я себя чувствую? |
Письмо | |||
Математика | |||
Обучение грамоте | |||
Труд | |||
ИЗО | |||
Музыка | |||
Физкультура | |||
Природоведение |
Социометрия
С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? (назови 3 фамилии)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С кем из одноклассников ты не хотел бы сидеть за одной партой? (назови 3 фамилии)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Кого из одноклассников ты пригласил бы на день рождения? (назови 3 фамилии)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кого из одноклассников ты не пригласил бы на день рождения? (назови 3 фамилии)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Определение ценностных ориентаций личности по методике «Что важнее?»
Цель: выявить мотивы дружбы в коллективе.
Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты:
ФИО класс | |
На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба? | |
1 2 3 4 5 | На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту; На взаимопонимании, единстве интересов; На доверии и откровенности; На умении говорить правду в глаза, принципиальности; На верности и доброжелательности; |
Что мешает дружбе между одноклассниками в вашем классе? (основную причину подчеркните тремя чертами, вторую – двумя, третью - одной) | |
1 2 3 4 5 6 | Зависть и соперничество, стремление человека казаться лучше, чем он есть; Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми; Каждый думает в первую очередь о себе; Ребята плохо знают друг друга; Отсутствуют общие дела; Нет общих интересов; |
СПАСИБО
Приложение
Занятие 1
1. Дети под музыку входят в зал.
2. Становятся в круг, держась за руки. Тренеры встают в круг вместе с детьми.
3. Приветствие, знакомство (у тренеров бейджики или приколотые к одежде
листочки с именами). Называя свое имя (в ласковой форме), ученики передают мяч по кругу.
4.Вступительное слово о цели занятий:
БУДЕМ УЧИТЬСЯ ХОРОШО ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ И К ШКОЛЕ!
5. Правила и условия работы:
Сигнал тишина (колокольчик или звенящий мяч). Попросить тишины может любой желающий высказаться. Для этого он берет колокольчик (звенящий мяч) и подает сигнал тишина. На первом занятии необходимо отрепетировать подачу сигнала тишины.
(Правила одного микрофона. Говорит один игрок. Поощрение /фишки/.)
По ходу занятия ученики поощряются маленькими фишками. Набравший наибольшее количество отмечается следующим образом: к большому синему вымпелу - прикрепляется табличка с его именем; вымпел вывешивается в классе до следующего занятия.
6. «Отправляемся в путешествие». Мастер предлагает ученикам отправиться в путешествие, чтобы ПОСМОТРЕТЬ, КАК игруны (ЖИТЕЛИ ГОРОДА) С РАЗНЫМ ХАРАКТЕРОМ И ПРИВЫЧКАМИ НАУЧИЛИСЬ ЖИТЬ В МИРЕ И ДРУЖБЕ. ЦЕЛЬ ПУТЕШЕСТВИЯ – У СЕБЯ В ШКОЛЕ УСТРОИТЬ ТАКОЙ ЖЕ «ОСТРОВОК МИРА И ДРУЖБЫ». Под музыку идем по кругу, повторяя движения рук и головы сначала капитана, потом ученика, стоящего первым. Садимся на стулья.
7. «На острове» детей встречает лев (игрушка). Он главный на острове, его все слушаются. Лев будет руководить путешествием гостей по острову; он расскажет о характере и привычках жителей каждого района.
8. После краткого представления каждого животного лев предлагает ученикам немного отдохнуть в районе кота. Лев просит кота (игрушка) научить ребят расслабляться и отдыхать после какой - либо работы (занятия). Закрыв глаза, ученики слушают спокойную музыку, пытаясь почувствовать себя кошечкой, лежащей на диване после угощенья.
9. Лев и кот прощаются с детьми и просят их потренироваться дома после выполнения домашнего задания отдохнуть, побыв немного кошечкой.
10. В конце занятия дети становятся в круг. Перебрасывая мяч, говорят, что им больше всего запомнилось (или понравилось) на занятии. Самый активный и вежливый ученик отмечается синей большой фишкой. Под музыку учащиеся выходят из зала.
Занятие 2
В зале хореографии стулья стоят по кругу.
В центре – карта острова, вокруг которого разложены изображения животных - жителей острова. Синтезатор (или магнитофон). Игрушки животных. Карточки с вопросами для работы по группам. Жетоны для распределения детей по группам. Фишки.
1. Дети со звонком под музыку входят в зал.
2. Дети становятся в круг, держась за руки. Тренеры встают в круг вместе с детьми.
3. Приветствие. Ученики передают мяч по кругу, ласково называя соседа по имени.
4. «Путешествие на остров».
Мастер города предлагает ученикам отправиться во второе путешествие на остров дружбы, чтобы подробнее познакомиться с его жителями, научиться у них жить в мире и дружбе. Под музыку идем по кругу. Мастер показывает движения животных (сова, енот, лев), которые повторяются детьми; движения павлина дети придумывают сами. Садимся на стулья.
5. «На острове» тренеры раздают детям жетоны, тем самым разделяя их на 4 группы. Дети рассаживаются по группам. Каждая группа получает карточку с вопросами и изображение животного. Вопросы группам: 1. Чему вы можете научиться у льва, павлина, енота, совы? 2. Чему бы вы хотели их научить?
6. Представление результата работы в группах. Ребенок, представляющий результаты группового обсуждения, встает на позицию льва, все остальные внимательно слушают – демонстрируют поведение енота. После выступления енотики могут задать вопросы выступающей группе.
7. Игра «Море волнуется раз!» Детям предлагается изобразить любое животное с острова дружбы. Тренеры угадывают кого изобразили дети; по мере угадывания к тренерам присоединяются дети. Все берутся за руки, образуя «липкую уточку».
8. В конце занятия дети становятся в круг. Перебрасывая мяч, говорят, что им больше всего запомнилось (или понравилось) на занятии. Самый активный и вежливый ученик получает синюю большую фишку. Под музыку учащиеся выходят из зала.
Занятие 3
В зале хореографии стулья стоят по кругу. В центре – карта острова, вокруг которого разложены изображения животных - жителей острова. Игрушки животных. Карточки с вопросами для работы по группам. Жетоны для распределения детей по группам. Фишки.
1. Ученики под музыку входят в зал.
2. Становятся в круг, держась за руки. Тренеры встают в круг вместе с детьми.
3. Приветствие. Ученики передают мяч по кругу, говоря соседу что – нибудь приятное.
4.«Путешествие на остров». Тренеры предлагают ученикам отправиться в очередное путешествие на остров дружбы. Под музыку идем по кругу. Мастер показывает движения животных:
лев – гордый взгляд, ровная спина, руки на поясе;
енот – смотрим в бинокль, аплодируем;
павлин - руки назад (изображаем хвост), выгнутая спина;
кот – потягиваем «лапки»;
черепаха – руки на голову (спрятались), круглая спинка.
ястреб – машем «крыльями»;
козерог – изображаем «рожки».
верблюд – кулачки на спину, сгорбились;
бобер – кулачками изображаем зубки, колени полусогнуты.
Дети повторяют движения. Садимся на стулья.
5. «На острове» ученики получают задание: поприветствовать жителей острова и, зная особенности их характера и привычки, ответить на приветствие от имени каждого животного.
6. После приветствия тренеры раздают детям жетоны, тем самым разделяя их на группы. Каждая группа получает карточку с вопросами и изображениями животных. Работая в группах, детям необходимо сравнить пары животных (енот – сова, черепаха – кот, лев – павлин, ястреб – козерог, верблюд – бобер). Вопросы группам: 1. Чем похожи и чем отличаются пары животных?
7. Представление результата работы в группах. Ребенок, представляющий результаты группового обсуждения, встает на позицию льва, все остальные внимательно слушают – демонстрируют поведение енота. После выступления тренеры задают вопросы детям.
Вопросы тренеров:
Может ли сова восхищаться павлином?
Бывает ли ястреб добрым?
Способен ли павлин восхищаться другими животными?
Получает ли черепаха такое же удовольствие от отдыха как кот?
Нравится ли верблюду выполнять поручения?
8. Завершается очередное путешествие, прощаясь с жителями острова, дети отвечают от имени каждого животного.
9. Игра «Море волнуется раз!» Детям предлагается изобразить любое животное с острова дружбы. Тренеры угадывают кого изобразили дети; по мере угадывания к тренерам присоединяются дети. Все берутся за руки, образуя «липкую уточку».
10. В конце занятия дети становятся в круг. Перебрасывая мяч, говорят, что им больше всего запомнилось (или понравилось) на занятии. Самый активный и вежливый ученик отмечается синей большой фишкой. Под музыку учащиеся выходят из зала.
Занятие 4
Занятие проходит в классе.
На доске – карта острова и изображения животных - жителей острова (магнитом или через кодаскоп). Синтезатор (или магнитофон). Игрушки животных. Фишки. Бумага А4. Фломастеры. Карандаши.
1.Дети перед началом занятия строятся в коридоре; со звонком под музыку входят в класс, рассаживаются за парты.
2. На этот раз жители острова приплыли в гости к ребятам. Тренеры предлагают ученикам на листе А4 красиво (фломастерами, карандашами) написать свое имя и нарисовать любимое животное с острова дружбы. Во время выполнения задания звучит тихая музыка. (Время проведения: 15 – 20 минут).
3. В процессе работы тренеры предлагают ученикам немного отдохнуть - провести физкультминутку. Кто – то из детей демонстрирует поведение льва. «Лев» называет разных животных, все остальные – изображают. Физкультминутка проходит под музыку.
4. После проведения физкультминутки детям предлагается подумать над ответами на вопросы, которые помогут им представить свои рисунки. Вопросы к рисункам: 1. Что животное больше всего любит? 2. Что животное больше всего не любит? 3. Есть ли у животного друзья? Если есть, с кем он дружит? 4. С кем у животного не получается наладить отношения?
5. Представление рисунков. Ребенок, представляющий свой рисунок, демонстрирует поведение льва, все остальные внимательно слушают – встают на позицию енота. После представления тренеры сообщают детям об открытии выставки рисунков, которая будет проходить в кабинете Мастера (на веревке яркими, цветными прищепками закрепляются рисунки).
6. После представления рисунков ученикам вновь предлагается провести физкультминутку. Кто – то из детей встает на позицию льва. «Лев» называет разных животных, все остальные – изображают. Физкультминутка проходит под музыку.
7. В конце занятия дети говорят, что им больше всего запомнилось (или понравилось) на занятии. Самый активный и вежливый ученик отмечается синей большой фишкой. Под музыку учащиеся выходят из класса.
8. Игра «Море волнуется раз!» проводится на перемене. Детям предлагается изобразить любое животное с острова дружбы. Тренеры угадывают кого изобразили дети; по мере угадывания к тренерам присоединяются дети. Все берутся за руки, образуя «липкую уточку».
Занятие 5
Занятие проходит в классе.
На доске – карта острова и изображения животных - жителей острова. Синтезатор (или магнитофон). Игрушки животных. Фишки. Картинки с ситуациями межличностного общения.
1. Дети перед началом занятия строятся в коридоре; со звонком под музыку входят в класс, рассаживаются за парты.
2. Жители острова вновь приплыли в гости к ребятам. На этот раз тренеры предлагают детям карточки с ситуациями межличностного общения: «Незнайка и Чипполино», «Леопольд и мышата» (см. приложение). Дети отвечают на вопросы (1 вопрос - на карточке, остальные пишутся позже на доске), обсуждая в парах, а затем в четверках. Вопросы: 1 (см. приложение). 2. На каких животных с острова похожи Чипполино и Незнайка? Почему?
3. В процессе работы ученикам предлагается немного отдохнуть - провести физкультминутку. Кто – то из детей встает на позицию льва. «Лев» называет разных животных, все остальные – изображают. Физкультминутка проходит под музыку.
4. Представление результата работы в группах. Ребенок, представляющий результаты группового обсуждения, встает на позицию льва, все остальные внимательно слушают – демонстрируют поведение енота. После выступления «енотики» могут задать вопросы выступающей группе.
5. В конце занятия дети говорят, что им больше всего запомнилось (или понравилось) на занятии. Самый активный и вежливый ученик отмечается синей большой фишкой. Под музыку учащиеся выходят из класса.
6. Игра «Море волнуется раз!» проводится на перемене. Детям предлагается изобразить любое животное с острова. Тренеры угадывают кого изобразили дети; по мере угадывания к тренерам присоединяются дети. Все берутся за руки, образуя «липкую уточку».
Занятие 6
Занятие проходит в классе.
На доске – карта острова и изображения животных - жителей острова (магнитом). Синтезатор (или магнитофон). Игрушки животных. Фишки. Картинки с ситуациями межличностного общения.
1. Дети перед началом занятия строятся в коридоре; со звонком под музыку входят в класс, рассаживаются за парты.
2. На этом занятии тренеры вновь предлагают детям карточки с ситуациями межличностного общения. Ученикам предстоит обсуждение ситуации, связанной с проявлением агрессивного поведения («Ну погоди!»). Дети отвечают на вопросы. Вопросы к картинке (на доске): 1. Какое было настроение у зайца и волка? Куда они шли (пофантазируйте)? 3. Из – за чего поссорились? 4.Что мог бы сказать и предпринять заяц, чтобы волк не проявил агрессивного поведения? Обсуждение идет в парах, затем в четверках.
3. Представление результата работы в группах. Ребенок, представляющий результаты группового обсуждения, встает на позицию льва, все остальные внимательно слушают – демонстрируют поведение енота.
4. После представления результата работы в группах ученикам предлагается немного отдохнуть - провести физкультминутку. Кто – то из детей встает на позицию льва. «Лев» называет разных животных, все остальные – изображают. Физкультминутка проходит под музыку.
5. После небольшого перерыва ученики возвращаются к обсуждению ситуации, связанной с проявлением агрессивного поведения. Ученикам предлагается ответить на вопросы, представленные на карточках: 1. С какими животными острова вы можете сравнить волка и зайца? (- ястреб, енот). 2. Если бы на месте енота (зайца) оказалось другое животное, как бы оно отреагировало? Тренеры представляют схему: агрессор – жертва: ястреб – енот и предлагают детям при ответе на 2 вопрос (в четверках) проанализировать взаимодействие разных животных с агрессором (ястребом – волком).
енот ? ястреб
6. Представление результата работы в четверках. Ребенок, представляющий результаты группового обсуждения, встает на позицию льва, все остальные внимательно слушают – демонстрируют поведение енота.
7. В конце занятия дети говорят, что им больше всего запомнилось (или понравилось) на занятии. Самый активный и вежливый ученик отмечается синей большой фишкой. Под музыку учащиеся выходят из класса.
8. Игра «Море волнуется раз!» проводится на перемене. Детям предлагается изобразить любое животное с острова. Тренеры угадывают кого изобразили дети; по мере угадывания к тренерам присоединяются дети. Все берутся за руки, образуя «липкую уточку».
Занятие 7
Занятие проходит в классе.
На доске – карта острова и изображения животных - жителей острова Синтезатор (или магнитофон). Игрушки животных. Фишки. Картинки с ситуациями межличностного общения.
1. Дети перед началом занятия строятся в коридоре; со звонком под музыку входят в класс, рассаживаются за парты.
2. На этом занятии тренеры вновь предлагают детям карточки с ситуациями межличностного общения .Ученикам предстоит обсуждение ситуации, связанной с такой проблемой как дразнение. Дети индивидуально, письменно отвечают на вопрос на карточке: как и почему ежик стал колючим?
3. Физкультминутка. Проводит кто – то из детей - встает на позицию льва. «Лев» называет разных животных, все остальные – изображают. Физкультминутка проходит под музыку.
4. После проведения физкультминутки ученикам предстоит работа в малых группах. Тренеры предлагают детям обсудить ответы на вопрос теперь в четверках и сравнить героев сюжета с животными острова.
5. Представление результата работы в группах. Ребенок, представляющий результаты группового обсуждения, встает на позицию льва, все остальные внимательно слушают – демонстрируют поведение енота.
6. В конце занятия дети говорят, что им больше всего запомнилось (или понравилось) на занятии. Самый активный и вежливый ученик отмечается синей большой фишкой. Под музыку учащиеся выходят из класса.
7. Игра «Море волнуется раз!» проводится на перемене. Детям предлагается изобразить любое животное с острова. Тренеры угадывают кого изобразили дети; по мере угадывания к тренерам присоединяются дети. Все берутся за руки, образуя «липкую уточку».
Занятие 8
Занятие проходит в классе.
На доске – карта острова и изображения животных - жителей острова. Синтезатор (или магнитофон). Игрушки животных. Фишки. Видеокассета м/ф «Крошка Енот», карточки с отрывками текста из рассказа Мурр «Крошка Енот», героями м/ф, вопросами (каждому). Эмблемы (каждому).
1. Дети перед началом занятия строятся в коридоре; со звонком под музыку входят в класс, рассаживаются за парты.
2. Просмотр м/ф «Крошка енот».
3. После просмотра м/ф тренеры выдают каждому ученику карточку с заданием. Детям необходимо индивидуально, письменно сравнить героев мультфильма с животными острова (герои м/ф перечислены на доске и в карточке - мама Крошки Енота, обезьяна, Крошка Енот в начале м/ф, Крошка Енот в середине м/ф, Крошка Енот в конце м/ф).
4. Физкультминутка. Проводит кто – то из детей - встает на позицию льва. «Лев» называет разных животных, все остальные – изображают. Физкультминутка проходит под музыку.
5. После проведения физкультминутки ученики продолжают работать индивидуально, им необходимо на карточках сравнить отрывки текста рассказа (письменно) и сделать вывод: как необходимо вести себя, чтобы к тебе хорошо относились?
6. Представление результатов работы (выступают желающие). Выступающий ребенок встает на позицию льва, все остальные внимательно слушают – демонстрируют поведение енота.
7. После краткого представления результатов работы всем ученикам вручаются эмблемы «УЛЫБНИСЬ ДРУГОМУ» с изображением Крошки Енота.
8. В конце занятия дети говорят, что им больше всего запомнилось (или понравилось) на занятии. Самый активный и вежливый ученик отмечается синей большой фишкой. Под музыку учащиеся выходят из класса.
9. Игра «Море волнуется раз!» проводится на перемене. Детям предлагается изобразить любое животное с острова дружбы. Тренеры угадывают кого изобразили дети; по мере угадывания к тренерам присоединяются дети. Все берутся за руки, образуя «липкую уточку».
Занятие 9
В зале хореографии стулья стоят по кругу.
Карточки со сценарием каждому участнику.
1. Дети перед началом занятия строятся в коридоре;
со звонком под музыку входят в зал.
2. Данное занятие посвящено проигрыванию ситуаций межличностного общения, с целью закрепления навыков вербального и невербального выражения моделей поведения, используемых в общении. Группа распределяется на актеров и зрителей. Тренеры распределяют роли. Каждому участнику выдается карточка со сценарием. Роль участника на карточке выделена жирным шрифтом. Дети знакомятся с текстом сценария, подробно изучая свою роль. Для каждого персонажа определена своя модель поведения, о которой известно актерам. Зрителям необходимо определить модель поведения каждого персонажа сказки – узнать в персонажах животных острова дружбы.
3. Репетиция - подготовка роли.
4. Проигрывание ситуаций межличностного общения (спектакля).
5. По окончании спектакля тренеры предлагают зрителям поделиться своим мнением о том на каких животных острова дружбы похожи персонажи представленной сказки, т. е. назвать модель поведения каждого персонажа сказки.
6. В конце занятия дети становятся в круг. Перебрасывая мяч, участники постановки говорят как они чувствовали себя в данной роли, зрители делятся своими впечатлениями от увиденного – дети дают друг другу обратную связь. Под музыку учащиеся выходят из зала.
7. Игра «Море волнуется раз!» проводится на перемене. Детям предлагается изобразить любое животное с острова дружбы. Тренеры угадывают кого изобразили дети; по мере угадывания к тренерам присоединяются дети. Все берутся за руки, образуя «липкую уточку».
Занятие 10
Занятие проходит в кабинете ИЗО.
На доске – карта острова и изображения животных - жителей острова. Синтезатор (или магнитофон). Игрушки животных. ½ ватмана каждой группе (или листы формата А-3), гуашь, фломастеры, карандаши.
1. Дети перед началом занятия строятся в коридоре; со звонком под музыку входят в класс, рассаживаются за парты.
2. На последнем занятии детям предстоит работа в группах - создание КАРТЫ ПАМЯТИ. Тренеры раздают детям жетоны, тем самым разделяя их на группы. Дети рассаживаются по группам. Каждой группе выдается ½ ватмана (или листы А-3), гуашь, фломастеры, карандаши. Детям дается инструкция: нарисовать все, что понравилось на занятиях. Группы совещаются и начинают выполнять задание. Во время выполнения задания звучит тихая музыка.
3. Представление результата работы в группах. Ребенок, представляющий КАРТУ ПАМЯТИ, встает на позицию льва, все остальные внимательно слушают – демонстрируют поведение енота.
4. Жители ГОРОДА прощаются с учениками, выражая надежду на то, что дети научились жить в мире и дружбе, и теперь у себя в школе устроят такой же «ОСТРОВОК МИРА И ДРУЖБЫ».
В заключении занятия тренеры раздают детям памятки.
5. Игра «Море волнуется раз!» проводится на перемене. Детям предлагается изобразить любое животное с острова дружбы. Тренеры угадывают кого изобразили дети; по мере угадывания к тренерам присоединяются дети. Все берутся за руки, образуя «липкую уточку».
6. Ученики, получившие наибольшее количество фишек, получают памятные призы.
Деловая игра: «Ромашка».
Цель игры: привлечь учащихся к планированию и организации жизнедеятельности в школе.
Учащиеся разных параллелей образуют 6 микрогрупп, каждая из которых выполняет 4 задания.
Задание № 1. Подготовить короткое сообщение, что интересного было в школе и классе. Затем представитель каждой группы знакомит с этой информацией всех участников.
Задание № 2. Предварительно согласовав, участники групп излагают свою точку зрения по проблеме: Что мешает жить интересно и красиво.
Задание № 3. Участники каждой группы разрабатывают 10 (или неограниченное количество) идей и вариантов интересных дел и форм отдыха. Затем располагают свои предложения по степени значимости и излагают их на пленарном заседании. Ведущий игры фиксирует все предложения по степени их поступления.
Задание № 4. Каждая микрогруппа разрабатывает план – сценарий интересного дела и защищает его на пленуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Комплексный подход к планированию образовательного процесса. Единство цели и планируемого результата»
Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен ...
"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"
материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...
Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»
Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...
Комплексное сопровождение участников учебно-воспитательного процесса
СТАТЬЯ НА КОНФЕРЕНЦИ....
Психолого - педагогическое сопровождение ребенка в образовательной организации.
Что включает в себя психолого-педагогическое сопровождение ребенка?...