Психолого - педагогическое сопровождение ребенка в образовательной организации.
учебно-методический материал
Что включает в себя психолого-педагогическое сопровождение ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА в образовательной организации.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка (ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида (без ОВЗ), ребенка-инвалида (с ОВЗ), гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); - система организации помощи ребенку в решении проблем, связанных с его психическим и социальным развитием.
Под сопровождением ребенка понимается комплексная деятельность специалистов ОО, направленная на решение задач коррекции, обучения, воспитания, социализации детей.
Комплексное сопровождение ребенка включает в себя следующие шаги:
- Изучение индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида или заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) (при наличии таковых).
- Собрание психолого-педагогического консилиума общеобразовательной организации (ППк). В него могут входить – медицинский работник, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, классный руководитель или воспитатель, заместитель директора по воспитательной работе, тьютор, учителя-предметники и т.д.
- Разработка индивидуального образовательного маршрута:
1) индивидуальная и групповая работа (развивающая, коррекционная, профилактическая) с учащимися, с учетом возраста, индивидуальных возможностей и потребностей.
2) рекомендации учителям по вопросам обучения и воспитания несовершеннолетнего,
3) рекомендации родителям по вопросам воспитания детей,
4) включение учащихся в дополнительное образование.
- Создание оптимальных условий для обучения и воспитания.
Целью психолого-педагогического сопровождения является:
1)Обеспечить доступность получения учащимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
2)Создавать условия для успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
3)Реализовывать организационные, обучающие, развивающие, диагностические, коррекционные, профилактические мероприятия для учащихся, родителей и педагогов, направленные на освоение основной образовательной программы (ООП) и адаптированных основных образовательных программ (АООП для ЗПР, слабовидящих, НОДА, УО и другие) дошкольного и школьного возраста.
Задачами психолого-педагогического сопровождения ребенка являются:
- помощь ребенку в обучении и социализации (помощь при проблемах с усвоением программного материала, реализация программ, рекомендованных ПМПК, помощь при проблемах взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, профилактика девиантного поведения и т.д.);
- психологическая помощь,
- коррекция имеющихся проблем в развитии.
Направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
- Формирование у обучающихся ЗОЖ и безопасного образа жизни.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья.
- Формирование коммуникативных и социальных навыков в разновозрастной среде, среде сверстников и взрослых.
- Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
- Выявление и профилактическая работа с детьми «группы риска».
- Выявление и поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов (без ОВЗ).
- Выявление и поддержка одаренных детей.
Какая деятельность психолого-педагогического консилиума входит по сопровождению детей?
- диагностическое обследование (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов деятельности);
- обработка диагностических материалов (анализ, обобщение, описание);
- консультирование по результатам диагностики (психологическое, педагогическое, медицинское);
- лекции, семинары, тренинги (для детей, их родителей, педагогов);
- подготовка публикаций (статьи, памятки, методические рекомендации);
- выход с информационными сообщениями в сети Интернет;
- организация родительских собраний, всеобучей, «родительских школ», профессиональных клубов и т.д..
Психологическое сопровождение включает в себя.
- Диагностическая работа (индивидуальная и групповая) - выявление особенностей поведения и психического состояния школьников с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития.
- Консультирование детей и их родителей (индивидуальное и групповое) - оказание помощи в создании благоприятных условий для развития учащегося.
3.Развивающая работа с детьми (индивидуальная и групповая).
4. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики (для примера - коррекция и развитие коммуникативных компетенций, эмоционально-волевой сферы, пространственно-временных представлений, формирование элементов учебного поведения, помощь в адаптации, произвольной регуляции деятельности).
5.Профилактическая работа– предупреждение дезадаптации обучающихся, разработка рекомендаций педагогическим работникам, родителям в вопросах воспитания, обучения и развития учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей.
- Психологическое просвещение детей и взрослых - создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, с учетом возраста.
- Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий.
Работа с учащимися.
- Помощь в адаптации детей (1, 5, 10 классы).
- Выявление учащихся «группы риска» (употребления ПАВ, суицид и т.д.), сопровождение одаренных учащихся и учащихся, находящихся под опекой, организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
- Профилактическая работа с учащимися с целью сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья (классные часы, тренинги, семинары, лекции, тематические вечера и т.д.).
- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
- Сопровождение одаренных детей.
- Профориентационная работа (проведение занятий по профориентации учащихся).
- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
- Сопровождение учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов. Создание образовательной траектории и создание ситуации успеха.
Работа с родителями.
- проведение опросов, анкетирования, диагностики родителей в вопросах воспитания детей;
- просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей - консультации, собрания, беседы, проведение тематических вечеров, лекций и семинаров, тренингов, практикумов;
- консультирование: индивидуальное и групповое родителей по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях реализации ООП и АООП;
- консультирование родителей, чьи дети входят в «группу риска» (употребления ПАВ, суицида и др.)
- развитие рефлексии в общении родителей и детей.
Психолого-педагогическое сопровождение объединяет основные институты социализации ребенка: семью, образовательные организации, учреждения дополнительного образования.
Сопровождение ребёнка - движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть-чуть впереди, если необходимо объяснить, подсказать возможные пути. Взрослый внимательно изучает своего ребенка, его желания, потребности, отмечает его достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером, понимать и принимать себя.
Выбор пути - право и обязанность любого учащегося, и главное, чтобы на перекрёстках и развилках с ребёнком оказался тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным и правильным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы
Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье «Мы - семья»
Оказание социально-педагогической помощи замещающей семье...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения
В статье рассматриваются формы глазной патологии, психологическая диагностика ребенка с нарушением зрения, рекомендации родителям по принятию и развитию ребенка с особенностями в развитии...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС
Методика работы с детьми с РАС...
"Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС"
Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общение, социальному взаимодействию.В последние годы вопросы, связанные с организацией психолого...