Доклад «Комплексный подход к планированию образовательного процесса. Единство цели и планируемого результата»
статья по теме

Куприянова Светлана Николаевна

 

     Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен руководствоваться учитель при правильной постановки целей – это планирование результатов учебного занятия. Формы и методы, определённые учителем как ведущие в данном учебном мероприятии, должны быть нацелены  на реализацию поставленных целей и достижения планируемых результатов. Для того,  что бы решить все эти задачи, в первую очередь, учителю необходимо выполнить требования при постановки целей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Комплексный подход  к планированию  образовательного процесса.

Единство цели и планируемого результата»

     Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен руководствоваться учитель при правильной постановки целей – это планирование результатов учебного занятия. Формы и методы, определённые учителем как ведущие в данном учебном мероприятии, должны быть нацелены  на реализацию поставленных целей и достижения планируемых результатов. Для того,  что бы решить все эти задачи, в первую очередь, учителю необходимо выполнить требования при постановки целей.  

Требования к целям

  1. Диагностичность (реальность, проверяемость, направленность на результат.)
  2. Достижимость ( работа учащихся всегда должна быть направлена на зону ближайшего развития, в которой они обязательно должны добиться усвоения целей ).
  3. Напряжённость (ориентация на максимум возможностей учеников )
  4. Конкретность.
  5. Перспективность.
  6. Осознание цели учащимися.
  7. Пластичность.                                                                                                                                           Отсутствие точно и правильно  поставленных целей обучения  настолько задерживает  успех школьной работы  учителя, что большинство учащихся, закончив первую ступень самосовершенствования в стенах средней школы, раскрывают лишь на 0, 1 % своих потенциальных возможностей человека.  А подлинными причинами этого являются следующие:
    во - первых, не было установлены границы, до которых учащихся необходимо было доводить в течение каждого года, каждого месяца, каждого дня;                                                                                                                           во - вторых, не были указаны пути, которые безошибочно вели бы к намеченной цели.                                                                                                                    

Выправить положение нам обязательно поможет качественная постановка целей.  В практике работы российских школ принята постановка триединой дидактической цели:  обучающей (познавательной),   развивающей и воспитательной.

1. Обучающие цели урока  (возможные формулировки):

  1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы.
  2.  Содействовать организации деятельности учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы.
  3.  Содействовать выявлению степени усвоения знаний, умений и навыков, способов действий, изученных или сформированных на предыдущих уроках.
  4.  Актуализировать субъективный опыт учащихся.
  5. Содействовать обеспечению  усвоения знаний и способов действий по теме урока.
  6.  Содействовать организации  деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, способов действий.
  7.  Содействовать обеспечению  закрепления понятий, правил...
    - применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях.
  8.  Содействовать организации  деятельности учащихся:
    - по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
    - по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы.
  9. Содействовать обеспечению проверки и оценки знаний и способов действий учащихся по теме.
  10. Содействовать организации деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий.
  11.   Содействовать обеспечению условий для формирования ключевых компетенций...

Ключевые компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явление и традиций; роль  науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картин мира, расширяющиеся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательный компетенции. Постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное и репродуктивное познание. Исследование, интеллектуальная деятельность.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных проблемах и образовательных областях, а также в окружающем мире.  Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, компьютер и т.д.) и информационными технологиями (СМИ, Интернет и т.д.).

 Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе. Владение различными социальными ролями. Ученик должен представить себя, написать письмо, анкету. Заявление, задать вопрос, завести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникаций и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Здоровьесберегающие компетентности. Знание соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.

Общепредметные компетенции. Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

Предметные компетенции. Частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

  1. Содействовать формированию (продолжить формирование, закрепить) уровней сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира.

- уровня сформированности мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

- уровня владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого (раса, национальность, религия, статус, пол) погашение конфликтов;

- уровня владения основами мобильности, социальной активности, конкурентноспособности, умением адаптироваться в социуме;

- уровня владения знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и письменного обучения, умение вести диалог, монолог,  знание и соблюдение традиций, этикета.

2. Развивающие пели учебного занятия.

   Конаржевский Ю.А. предлагает следующие блоки развивающих целей:
1) развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи; овладение художественными образами, выразительными свойствами языка.

2) развитие мышления: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3) развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентировка в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы звуков, оттенков речи.

4) развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движения и т.п.

Необходимо дополнить такие блоки, как:
5) развитие познавательных интересов;
6) развитие творческих способностей, как способностей создавать что-то новое, оригинальное.
 

      При планировании развивающих целей Шамова Т.И. и  Давыденко Т.М. рекомендуют использовать следующие виды целей и их содержание.

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- содействовать  учащимся осознать социальную, практическую и личностную
 
 значимость учебного материала.

2.Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- содействовать осознанию учащимися ценностей совместной деятельности;

3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (тест, определение понятия, задачу и др.);
- обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правила, задаче, законе );
- обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты.

4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

- содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

5. Цели, связанные с развитием у школьников культуры самоуправления  учением:

- обеспечить развитие у школьников умения ставить цели и планировать свою деятельность;
- создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию своёй деятельности.

6. Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

- создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
- обеспечить у школьников развитие умений составлять простой и сложный планы.

7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся: 

- содействовать развитию у детей умений общаться;
- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

- обеспечить у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
- содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
- обеспечить у школьников развития умения объектизировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных представлений на язык общих положений, принципиальных схем и т.п.

3. Воспитательные цели.                                                                                                                                                                                                                                                                           Воспитательный аспект целей должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности для формирования и развития различных качеств личности, нравственных отношений (к другим людям, к себе «Я», к обществу и коллективу, к труду, к Родине)

Возможные формулировки воспитательных целей:

  1.   Содействовать формированию мировоззренческих понятий...
  2.  Осуществлять нравственное, эстетическое, физическое  воспитание.
  3.  Способствовать формированию опыта нравственного поведения.
  4.  Содействовать формированию основ здорового образа жизни.
  5.  Способствовать формированию ценностных ориентаций осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни; формирование любви и уважения к
  6. Способствовать формированию чувства чести, справедливости, совести, патриотизма.
  7.  Способствовать обогащению внутреннего мира школьников, их жизненного опыта.
  8. Способствовать формированию толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
  9.  Способствовать воспитанию уважения к правам человека и демократическим ценностям, социальной ответственности.
  10.  Способствовать воспитанию гражданской ответственности и правосознания, уважения к праву.
  11. Способствовать формированию позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своего региона.
  12. Способствовать формированию убежденности в познаваемости окружающего мира.

Таким образом, для решения поставленных учителем целей  и достижения планируемых результатов  на данном учебном занятии,  от учащихся требуется владение целым набором творческих, познавательных и организационных умений и способностей:

  1. самостоятельно  мыслить,
  2. проявлять инициативу,  
  3. генерировать идеи,
  4. видеть и решать проблемы,
  5. ставить цели,
  6. проявлять лидерские качества,
  7. привлекать знания из различных источников,
  8. прогнозировать     результаты,    
  9. предвосхищать возможные  последствия  разных  вариантов решения проблем,
  10. устанавливать причинно-следственные связи,
  11. обобщать, систематизировать данные.

А от учителя – правильное использование тех или иных  методов и технологий

1-Технологии компетентностно-ориентированного образования

  1. ПОРТФОЛИО
  2. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
  3. ДЕБАТЫ
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
  1. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
  2. На первом этапе изучения нового материала учитель с помощью системы заданий организует самостоятельную работу по обработке новой для них информации.
  3. На втором этапе изучения нового материала учитель организует обсуждение результатов самостоятельной работы: обмен информацией между учащимися.

2- ТЕХНОЛОГИЯ- МЕТОД ПРОЕКТОВ – ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

  1. КРИТЕРИИ И ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ  ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫ УЧЕНИКУ
  1. ОЦЕНКА НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЦЕНКУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
  2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ДОЛЖНЫ ВСТУПАТЬ С НИМИ В ПРОТИВОРЕЧИЕ;
  3. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ НАЧАЛА ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ – НАЧАЛО РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ;
  4. ОТМЕТКА ФИКСИРУЕТ ПРИРАЩЕНИЕ В УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСТАВЛЕНА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЕКТА

Компетентностные методы обучения

  1. Обращение к опыту учащихся
  2. Открытое обсуждение новых понятий
  3. Открытое обсуждение проблемных ситуаций
  4. Дискуссия, столкновение субъектных позиций
  5. Ролевые и деловые игры, психологический тренинг
  6. «Метод проектов»

КМС на обучаемость

  1. I уровень – общекультурный: ученик понимает основные положения курса, умеет объяснить правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы продуктивного характера.
  2. II уровень - прикладной: кроме перечисленного ученик выполняет задания в измененной ситуации, умеет демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки.
  3. III уровень - творческий: ученик способен решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.

   

 При этом важно заметить, что данные способности успешно формируются именно  в процессе  правильной постановки  целей и планируемых результатов, которые должны выступать в условиях современного биологического образования как единое целое.

Сформированность ключевых компетенций, необходимо для дальнейшего общего среднего, начального и среднего профессионального образования:

      Овладение основными общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности необходимо для дальнейшего общего среднего образования:

УМЕНИЯ И НАВЫКИ                                                                                                                                                                              а) Основными мыслительными операциями ( анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации в рамках возрастных ограничений предъявляемых к уровню сформированности основных элементов абстрактного мышления).

б) Навыками планирования, проектирования, моделирования, исследовательской, творческой деятельности.

в) Трудовыми умениями и навыками по работе с тканью, деревом, металлом, ухода за землей, приготовление пищи, навыками самосохранения в экстремальной ситуации.

г) Личными особенностями восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации, основами компьютерной грамотности; техникой пользования компьютером и другой вычислительной техникой

д) Ознакомлен с основными информационными технологиями, оптимальными для ученика формами, методами, средствами самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

е) Овладел на необходимом уровне умениями и навыками саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоконтроля, личной и предметной рефлексии.

ж) Овладел на необходимом уровне навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка, сформированными на уровне 9го класса необходимыми умениями  и навыками владения иностранным языком.

► Технологическая компетенция

то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, - позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

► Готовность к самообразованию

то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, - позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

► Готовность к использованию информационных ресурсов

то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, - позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

► Готовность к социальному взаимодействию

то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, - позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

► Коммуникативная компетенция

то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, - позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Интеграция в образовательном процессе в целом и конкретно в технологии"

В докладе раскрывается сущность интеграции в   образования  и приведены конкретные примеры интеграции в области технология...

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе для оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования за 6 класс (география)

Представлены тестовые задания по географии. Цель тестирования - проверка сформиванности учебных умений работы с текстом....

Комплексная работа на межпредметной основе для достижения планируемых результатов освоения программы ООО, 6 класс

Авторская комплексная работа для 6 класса. В работу указаны элементы проверяемых умений. Даны правильные ответы к каждому заданию....

Концепция видения образовательной деятельности с целью достижения планируемых результатов ФГОС по предмету «Технология»

Предмет "Технология"— основная практико-ориентированная область знаний, опорный предмет  для формирования системы  формирования УУД, благодаря практической составляющей. Таки...

Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...

Опыт внедрения, цели и планируемые результаты внеурочной деятельности, на примере программы по информатике "Логическая лестница"

Реализация внеурочной деятельности на примере рабочей программы  общеинтеллектуального направления  «Логическая лестница»...

Формирование планируемых результатов обучения русскому языку в их единстве и взаимосвязи.

В статье говорится о том, что современный урок проектируется с учетом постановки трех целей — личностных, метапредметных и предметных и ориентирован на достижение образовательных результатов, ко...