Доклад «Комплексный подход к планированию образовательного процесса. Единство цели и планируемого результата»
статья по теме
Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен руководствоваться учитель при правильной постановки целей – это планирование результатов учебного занятия. Формы и методы, определённые учителем как ведущие в данном учебном мероприятии, должны быть нацелены на реализацию поставленных целей и достижения планируемых результатов. Для того, что бы решить все эти задачи, в первую очередь, учителю необходимо выполнить требования при постановки целей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
«Комплексный подход к планированию образовательного процесса.
Единство цели и планируемого результата»
Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен руководствоваться учитель при правильной постановки целей – это планирование результатов учебного занятия. Формы и методы, определённые учителем как ведущие в данном учебном мероприятии, должны быть нацелены на реализацию поставленных целей и достижения планируемых результатов. Для того, что бы решить все эти задачи, в первую очередь, учителю необходимо выполнить требования при постановки целей.
Требования к целям
- Диагностичность (реальность, проверяемость, направленность на результат.)
- Достижимость ( работа учащихся всегда должна быть направлена на зону ближайшего развития, в которой они обязательно должны добиться усвоения целей ).
- Напряжённость (ориентация на максимум возможностей учеников )
- Конкретность.
- Перспективность.
- Осознание цели учащимися.
- Пластичность. Отсутствие точно и правильно поставленных целей обучения настолько задерживает успех школьной работы учителя, что большинство учащихся, закончив первую ступень самосовершенствования в стенах средней школы, раскрывают лишь на 0, 1 % своих потенциальных возможностей человека. А подлинными причинами этого являются следующие:
во - первых, не было установлены границы, до которых учащихся необходимо было доводить в течение каждого года, каждого месяца, каждого дня; во - вторых, не были указаны пути, которые безошибочно вели бы к намеченной цели.
Выправить положение нам обязательно поможет качественная постановка целей. В практике работы российских школ принята постановка триединой дидактической цели: обучающей (познавательной), развивающей и воспитательной.
1. Обучающие цели урока (возможные формулировки):
- Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы.
- Содействовать организации деятельности учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы.
- Содействовать выявлению степени усвоения знаний, умений и навыков, способов действий, изученных или сформированных на предыдущих уроках.
- Актуализировать субъективный опыт учащихся.
- Содействовать обеспечению усвоения знаний и способов действий по теме урока.
- Содействовать организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, способов действий.
- Содействовать обеспечению закрепления понятий, правил...
- применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях. - Содействовать организации деятельности учащихся:
- по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы. - Содействовать обеспечению проверки и оценки знаний и способов действий учащихся по теме.
- Содействовать организации деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий.
- Содействовать обеспечению условий для формирования ключевых компетенций...
Ключевые компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явление и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картин мира, расширяющиеся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательный компетенции. Постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное и репродуктивное познание. Исследование, интеллектуальная деятельность.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных проблемах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, компьютер и т.д.) и информационными технологиями (СМИ, Интернет и т.д.).
Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, навыки работы в группе, коллективе. Владение различными социальными ролями. Ученик должен представить себя, написать письмо, анкету. Заявление, задать вопрос, завести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникаций и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Здоровьесберегающие компетентности. Знание соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.
Общепредметные компетенции. Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.
Предметные компетенции. Частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
- Содействовать формированию (продолжить формирование, закрепить) уровней сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира.
- уровня сформированности мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;
- уровня владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого (раса, национальность, религия, статус, пол) погашение конфликтов;
- уровня владения основами мобильности, социальной активности, конкурентноспособности, умением адаптироваться в социуме;
- уровня владения знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и письменного обучения, умение вести диалог, монолог, знание и соблюдение традиций, этикета.
2. Развивающие пели учебного занятия.
Конаржевский Ю.А. предлагает следующие блоки развивающих целей:
1) развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи; овладение художественными образами, выразительными свойствами языка.
2) развитие мышления: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
3) развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентировка в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы звуков, оттенков речи.
4) развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движения и т.п.
Необходимо дополнить такие блоки, как:
5) развитие познавательных интересов;
6) развитие творческих способностей, как способностей создавать что-то новое, оригинальное.
При планировании развивающих целей Шамова Т.И. и Давыденко Т.М. рекомендуют использовать следующие виды целей и их содержание.
1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- содействовать учащимся осознать социальную, практическую и личностную
значимость учебного материала.
2.Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- содействовать осознанию учащимися ценностей совместной деятельности;
3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (тест, определение понятия, задачу и др.);
- обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правила, задаче, законе );
- обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты.
4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
- содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
5. Цели, связанные с развитием у школьников культуры самоуправления учением:
- обеспечить развитие у школьников умения ставить цели и планировать свою деятельность;
- создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
- содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию своёй деятельности.
6. Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:
- создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
- обеспечить у школьников развитие умений составлять простой и сложный планы.
7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
- содействовать развитию у детей умений общаться;
- обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
- обеспечить у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
- содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
- обеспечить у школьников развития умения объектизировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных представлений на язык общих положений, принципиальных схем и т.п.
3. Воспитательные цели. Воспитательный аспект целей должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности для формирования и развития различных качеств личности, нравственных отношений (к другим людям, к себе — «Я», к обществу и коллективу, к труду, к Родине)
Возможные формулировки воспитательных целей:
- Содействовать формированию мировоззренческих понятий...
- Осуществлять нравственное, эстетическое, физическое воспитание.
- Способствовать формированию опыта нравственного поведения.
- Содействовать формированию основ здорового образа жизни.
- Способствовать формированию ценностных ориентаций — осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни; формирование любви и уважения к
- Способствовать формированию чувства чести, справедливости, совести, патриотизма.
- Способствовать обогащению внутреннего мира школьников, их жизненного опыта.
- Способствовать формированию толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
- Способствовать воспитанию уважения к правам человека и демократическим ценностям, социальной ответственности.
- Способствовать воспитанию гражданской ответственности и правосознания, уважения к праву.
- Способствовать формированию позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своего региона.
- Способствовать формированию убежденности в познаваемости окружающего мира.
Таким образом, для решения поставленных учителем целей и достижения планируемых результатов на данном учебном занятии, от учащихся требуется владение целым набором творческих, познавательных и организационных умений и способностей:
- самостоятельно мыслить,
- проявлять инициативу,
- генерировать идеи,
- видеть и решать проблемы,
- ставить цели,
- проявлять лидерские качества,
- привлекать знания из различных источников,
- прогнозировать результаты,
- предвосхищать возможные последствия разных вариантов решения проблем,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- обобщать, систематизировать данные.
А от учителя – правильное использование тех или иных методов и технологий
1-Технологии компетентностно-ориентированного образования
- ПОРТФОЛИО
- РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
- ДЕБАТЫ
- ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
- Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
- На первом этапе изучения нового материала учитель с помощью системы заданий организует самостоятельную работу по обработке новой для них информации.
- На втором этапе изучения нового материала учитель организует обсуждение результатов самостоятельной работы: обмен информацией между учащимися.
2- ТЕХНОЛОГИЯ- МЕТОД ПРОЕКТОВ – ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
- КРИТЕРИИ И ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫ УЧЕНИКУ
- ОЦЕНКА НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЦЕНКУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ДОЛЖНЫ ВСТУПАТЬ С НИМИ В ПРОТИВОРЕЧИЕ;
- ОСНОВАНИЕ ДЛЯ НАЧАЛА ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ – НАЧАЛО РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ;
- ОТМЕТКА ФИКСИРУЕТ ПРИРАЩЕНИЕ В УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСТАВЛЕНА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЕКТА
Компетентностные методы обучения
- Обращение к опыту учащихся
- Открытое обсуждение новых понятий
- Открытое обсуждение проблемных ситуаций
- Дискуссия, столкновение субъектных позиций
- Ролевые и деловые игры, психологический тренинг
- «Метод проектов»
КМС на обучаемость
- I уровень – общекультурный: ученик понимает основные положения курса, умеет объяснить правило, может применить его по образцу, отвечает на вопросы продуктивного характера.
- II уровень - прикладной: кроме перечисленного ученик выполняет задания в измененной ситуации, умеет демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки.
- III уровень - творческий: ученик способен решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.
При этом важно заметить, что данные способности успешно формируются именно в процессе правильной постановки целей и планируемых результатов, которые должны выступать в условиях современного биологического образования как единое целое.
Сформированность ключевых компетенций, необходимо для дальнейшего общего среднего, начального и среднего профессионального образования:
Овладение основными общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности необходимо для дальнейшего общего среднего образования:
УМЕНИЯ И НАВЫКИ а) Основными мыслительными операциями ( анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации в рамках возрастных ограничений предъявляемых к уровню сформированности основных элементов абстрактного мышления).
б) Навыками планирования, проектирования, моделирования, исследовательской, творческой деятельности.
в) Трудовыми умениями и навыками по работе с тканью, деревом, металлом, ухода за землей, приготовление пищи, навыками самосохранения в экстремальной ситуации.
г) Личными особенностями восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации, основами компьютерной грамотности; техникой пользования компьютером и другой вычислительной техникой
д) Ознакомлен с основными информационными технологиями, оптимальными для ученика формами, методами, средствами самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
е) Овладел на необходимом уровне умениями и навыками саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоконтроля, личной и предметной рефлексии.
ж) Овладел на необходимом уровне навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка, сформированными на уровне 9го класса необходимыми умениями и навыками владения иностранным языком.
► Технологическая компетенция
то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, - позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
► Готовность к самообразованию
то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, - позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
► Готовность к использованию информационных ресурсов
то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, - позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
► Готовность к социальному взаимодействию
то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, - позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
► Коммуникативная компетенция
то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, - позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Интеграция в образовательном процессе в целом и конкретно в технологии"
В докладе раскрывается сущность интеграции в образования и приведены конкретные примеры интеграции в области технология...
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе для оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования за 6 класс (география)
Представлены тестовые задания по географии. Цель тестирования - проверка сформиванности учебных умений работы с текстом....
Комплексная работа на межпредметной основе для достижения планируемых результатов освоения программы ООО, 6 класс
Авторская комплексная работа для 6 класса. В работу указаны элементы проверяемых умений. Даны правильные ответы к каждому заданию....
Концепция видения образовательной деятельности с целью достижения планируемых результатов ФГОС по предмету «Технология»
Предмет "Технология"— основная практико-ориентированная область знаний, опорный предмет для формирования системы формирования УУД, благодаря практической составляющей. Таки...
Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов
Одной из основных задач реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...
Опыт внедрения, цели и планируемые результаты внеурочной деятельности, на примере программы по информатике "Логическая лестница"
Реализация внеурочной деятельности на примере рабочей программы общеинтеллектуального направления «Логическая лестница»...
Формирование планируемых результатов обучения русскому языку в их единстве и взаимосвязи.
В статье говорится о том, что современный урок проектируется с учетом постановки трех целей — личностных, метапредметных и предметных и ориентирован на достижение образовательных результатов, ко...