Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»
консультация на тему
Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной из тех проблем, которые крайне волнуют российское общество и государство. В последнее время многие семьи предлагают свой дом для приемных детей. Это бывает связано с желанием помочь чужому ребенку, либо своему родственнику, или невозможностью по каким-то причинам иметь своего ребенка или же стремление стать многодетной семьей. Таким образом, в нашем обществе появляются замещающие семьи. С какими трудностями они сталкиваются в школьном периоде?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы приемных детей в школе | 693.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»
Социальный педагог МОУ «СОШ №3 г. Свирск»
Н.О.Васильева
СЛ.№1
Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной из тех проблем, которые крайне волнуют российское общество и государство. В последнее время многие семьи предлагают свой дом для приемных детей. Это бывает связано с желанием помочь чужому ребенку, либо своему родственнику, или невозможностью по каким-то причинам иметь своего ребенка или же стремление стать многодетной семьей. Таким образом, в нашем обществе появляются замещающие семьи.
Перед родителями всегда встают вопросы о том, какие возникнут проблемы с появлением чужого ребенка в семье, как будет проходить процесс воспитания, как будет происходить адаптация? На каждом возрастном этапе существуют свои сложности и особенности.
СЛ.№2
Для детей дошкольного возраста это процесс адаптации в новой семье. В этот период будут закладываться семейные отношения, и здесь особенно важно проявление любви к новому члену семьи.
Затем наступает школьный возраст.
Проблемы приемных детей в школе становятся шире. Кроме внутренних переживаний ребенка, ему нужно суметь адаптироваться в совершенно новом пространстве, научиться взаимодействовать с другими детьми, строить взаимоотношения с педагогами, научиться соблюдать правила поведения в школе и, при всем при этом, усвоить программный материал.
СЛ.№3
Согласно результатам исследования на страницах Интернета, сложности у приемных детей и их родителей возникают ещё в момент поступления в школу(19%).
Сложности в учебе | Сложности в общении | ||
Справляются со школьной программой | 35% | Проблемы с учителями | 26% |
Не справляются со школьной программой | 65% | с одноклассниками | 33% |
с руководством школы | 10% | ||
Отсутствие проблем в общении | 31% |
СЛ.№4
Для семей с приемными детьми образование, обучение зачастую становится очень серьезным испытанием на прочность. Оно должно быть успешным для каждого обучающегося в школе ребенка.
Три аспекта обучения
В педагогической практике принято выделять три сферы, в которых оценивается успешность обучения ребенка:
1. Навыки и умения
2. Способности (одаренность)
3. Социальные отношения
СЛ.№5
1. Навыки и умения
Мир вокруг стремительно меняется, предъявляя к детям все новые требования в знаниях и умениях. В наше время многие дети приходит в школу, уже умея читать и считать. Потому что этому их научили родители.
Низкая общая эрудиция, задержка психического развития, эмоциональное неблагополучие, гиперактивность и дефицит внимания как следствие разбалансированности нервной системы – то, с чем приходят в школу дети,
имеющие опыт жизни в неблагополучной семье. Потому что этим их «обеспечили» родители.
Привычка спокойно сидеть на месте, сосредотачиваться на восприятии информации от взрослого (слушать и смотреть), умение действовать по инструкции и соблюдать правила, способность планировать свою деятельность и корректировать ее результаты (произвольность) – все это входит в понятие «учебные навыки и умения». «Неусидчивость», «невнимательность» становятся первым «камнем преткновения» таких детей в школе.
Другая проблема – слабая произвольность и недостаток самоконтроля. Дети, о которых плохо заботились, не умеют заботиться о себе сами. Самостоятельными они бывают крайне редко. Дети из неблагополучных семей, где их нуждами пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились. Они не в состоянии организовать себя и свою деятельность, им трудно приспособиться к школьным правилам и дисциплине.
Ограниченность знаний и навыков в начале школьного обучения мешает усвоению новой информации, ребенок отстает от соучеников – и начинает избегать неудач, т.е. самого обучения.
СЛ.№6
2. Способности детей – это либо одаренность в чем-то, либо ограниченность.
«Неспособных детей не бывает». Неизвестно, кому принадлежит это высказывание, но любой человек, работающий с детьми и любящий их, знает, что это действительно так. Поскольку у каждого ребенка есть какой-то свой талант, свои способности. И есть то, что может заблокировать их проявление, и это, как правило, отсутствие любящей семьи и жестокое обращение.
Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность.
Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.
Способности – это потенциал, реализация которого зависит от условий существования.
Для любого человека мерилом успеха служат координаты его существования – семья, друзья, социальное окружение. Достижения родителей часто служат «стартовой площадкой» для детей. Когда в семье поколениями никто не получал высшего образования, ребенок, даже если не знает об этом на «сознательном уровне», испытывает сильное внутреннее сопротивление в отношении подобного «шага вверх».
Таким образом, мы видим, что именно психологические проблемы и последствия жизненной травмы мешают проявиться творческому потенциалу приемных детей, а вовсе не отсутствие одаренности.
СЛ.№7
3. Социальные отношения
Для ребенка отношения с другими людьми служат основой любой деятельности. Ребенок нуждается в оценке, помощи и эмоциональной поддержке со стороны близких взрослых и ровесников, чем бы он ни был занят. Так он учится и развивается.
Излишне говорить, что дети, попавшие в детский дом – это дети, пережившие в самом начале своей жизни глобальную катастрофу – утрату семьи, отсутствие родительской любви и заботы, не имевшие необходимых условий для нормального развития и зачастую подвергавшиеся дополнительным травмам – жестокому обращению и насилию.
Дети, пережившие разлуку с родителями, воспринимают себя как отвергнутых и отличающихся от других в худшую сторону – потому что с другими такого не произошло, а «меня бросили». Низкая самооценка, чувство вины, душевная боль и порождаемая ею агрессия – все это характерно для самочувствия и поведения как малышей, так и подростков в трудной жизненной ситуации. Эти дети очень чувствительны к критике и несправедливости, обидчивы и конфликтны, иногда - мнительны.
Сама по себе ситуация обучения в школе, основанная на оценке результатов и неизбежном сравнении с успехами других для них – стресс.
СЛ.№8
Очевидно, что со всем этим «комом» трудностей приемный ребенок не в состоянии справится в одиночку, и даже помощи приемных родителей может оказаться недостаточно. Без помощи социального окружения им не преодолеть тех препятствий, с которыми они сталкиваются на пути к нормальной жизни. И естественной рекомендацией в работе с приемными детьми может быть только одна – профессиональный контакт родителей, педагогов, психологов и социальных педагогов школы.
Приемным родителям следует сотрудничать с преподавателями, это поможет не только избежать каких-либо неприятных ситуаций, но и поможет в образовательном процессе ребенка.
В нашей школе в 17 семьях проживают 18 приемных детей. И надо сказать, что это родители, которые подошли к вопросу усыновления или опеки осознанно и серьезно. Это грамотные, полностью осознающие свою ответственность люди.
СЛ.№9
Давайте вернемся к таблице, которая была заполнена ответами из сети Интернет. Мы вставили в нее данные своей школы. Анкетирование проведено в 3 четверти этого года. (данные на слайде)
За все время существования школы зафиксированы два случая неадекватного (жестокого) обращения с ребенком в семье и два – в школе, когда девочка и мальчик не были приняты коллективом сверстников. Приведенная статистика говорит о том, что в нашем коллективе находятся приемные дети, которые оказались в семьях в дошкольном возрасте, и у них уже была возможность получить ту порцию любви и внимания, которые так необходимы для успешной социализации. Может, поэтому у нас нет особых проблем с данной категорией обучающихся.
Коллектив педагогов старается находить консенсус в решении любых возникающих проблем и вопросов.
СЛ.№10 –отзывы приемных родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...
"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"
Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...
Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему:"Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы",2015год.
Материал содержит доклад на педагогическом совете школы....
Социализация и развитие личности школьника путем комплексного сопровождения ребенка в образовательном процессе
Как показывает практика, вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще всего мешает ребенку учиться. В основном причины учебных затруднений связаны неумением учиться, с отсу...
Педагогический процесс как инновационная деятельность (проблемы и пути решения)
Сегодня в отечественном образовании всё большее внимание уделяется самому педагогическому процессу, универсальным учебным действиям, предметным, метапредметным и личностным планируемым резу...
Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках образовательного процесса: опыт, проблемы и пути решения
Проектная и исследовательская деятельность в основной школе носит предметный характер, исследования опираются на учебные предметы, в старшей школе проекты и исследования носят междисциплинарный характ...
Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения
Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения...