Комплексное сопровождение участников учебно-воспитательного процесса
статья по психологии на тему

Градобоева Татьяна Ивановна

СТАТЬЯ НА КОНФЕРЕНЦИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное сопровождение участников учебно-воспитательного процесса

в условиях реализации ФГОС

в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым ЯНАО

Алексеева Ирина Николаевна,

учитель-логопед высшей кв. категории,

Градобоева Татьяна Ивановна,

педагог-психолог высшей кв. категории,

Лисицина Татьяна Владимировна,

педагог-психолог высшей кв. категории

Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе (3). Сопровождение развития детей становится неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. В законе РФ «Об Образовании» (1) определены основные направления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации, поэтому возникает необходимость построения адекватной системы психолого-социально-логопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, ЯНАО создана и функционирует служба психолого-социально-логопедического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса, в том числе школьников с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы, трудностями в поведении, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

На протяжении последних трех лет (2010-2013 г.г.) методическое объединение специалистов службы сопровождения работает на темой «Построение эффективной системы сопровождения субъектов образовательного процесса с учетом требований ФГОС», которая определена исходя из методической темы работы школы: «Управление качеством образовательных услуг на основе компетентностного подхода в образовании школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения».

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие – главная цель деятельности образовательного учреждения. Само понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение (4). Психолого-социально-логопедическое сопровождение рассматривается как составная часть образовательно-воспитательной системы, призванная влиять на улучшение условий для развития ребенка в образовательном процессе и представляет собой ответ на социальный заказ общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в сложной ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.

Исследования, проводимые специалистами службы сопровождения школы, среди обучающихся первой ступени обучения за 2009/2010 – 2011/2012 учебные годы выявили следующие результаты:

  • 35% обучающихся испытывают трудности освоения учебных программ из-за недостаточного уровня развития познавательных учебных действий и речевых процессов;
  • 22% школьников испытывают трудности освоения учебных программ из-за недостаточного уровня развития регулятивных учебных действий;
  • у 8 % учеников наблюдаются трудности в адаптации к условиям школьного обучения и социальных контактах.

Таким образом, актуальность работы службы обусловлена необходимостью организации комплексного психолого-социально-логопедического сопровождения участников образовательного процесса с вышеперечисленными трудностями, а также происходящими преобразованиями в сфере образования и приоритетным направлением работы школы – осуществление компетентностного подхода в образовании школьников в условиях реализацииФГОС.

Целью психолого-социально-педагогического сопровождения обучающихся и классных коллективов является реализация комплекса превентивных, просветительских,
диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности в соответствие с ФГОС. Для реализации поставленной цели специалистами службы были определены следующие задачи:

  • защита прав и интересов личности школьника, обеспечение безопасных условий его развития и обучения;
  • квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей
    развития детей предшкольного и школьного возрастов с целью раннего выявления
    учащихся, требующих особого внимания специалистов для предупреждения
    возникновения проблем в обучении и развитии;
  • оказание поддержки учащимся в решении актуальных задач развития,
    обучения и социализации: реализация коррекционно-развивающих программ преодоления трудностей в учебе, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • ведение консультативно-просветительской и профилактической работы среди
    учащихся, педагогов, родителей;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • содействие формированию «универсальных учебных действий» школьников,
    обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и
    самосовершенствованию посредством развития познавательных процессов и личностных новообразований школьников;
  • развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников, работа
    с одаренными и способными детьми.

Содержание работы службы включает в себя четыре модуля: концептуальный, диагностический, коррекционно-развивающий, консультативно-профилактический.

Концептуальный модуль представлен организацией деятельности специалистов психолого-социально-логопедической службы сопровождения, в состав которой входят: педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог.

Сопровождение обучающихся осуществляется на основе нормативных положений и
локальных актов: Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации ООН о правах
инвалидов, Конвенции в области образования, Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законов РФ «Об образовании» и «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ», указами и распоряжениями Президента РФ,
постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, субъекта ЯНАО, приказами и
инструкциями  Министерства образования и науки РФ, МО г. Надым и МО Надымский район, Департамента образования Надымского района, этическими кодексами психолога, социального педагога, Уставом общеобразовательного учреждения, положением о службе психолого-социально-логопедического сопровождения, должностными инструкциями.

Диагностический модуль включает в себя проведение специалистами службы
сопровождения диагностики познавательной, эмоционально-волевой, личностной,
мотивационной сферы обучающихся, уровня речевого развития, особенностей
межличностных взаимоотношений, развитие классных коллективов (2, 5). Ниже представлен перечень диагностического инструментария (таблица 2), критерии и программа изучения ребенка различными специалистами.

Таблица 2

Перечень диагностического инструментария

для определения уровня актуального развития, готовности детей к обучению

№ п/п

Показатель

Критерии

Методики, используемые при обследовании
готовности к обучению

в школе

 (детей 6,5-7 лет)

Методики, используемые при обследовании готовности

к обучению

в среднем звене

 (детей 10 лет)

1.

Познавательные
учебные действия

уровень:

высокий, средний, низкий

  • тест Керна-Йирасека;
  • методика «Субтест Векслера»;
  • «Цифровые ряды», «Группировка»;
  •  цветные прогрессивные
  • матрицы Дж.Равена;
  •  методика сформированности действий логического мышления Е.И. Рогова
  • методика А. Амтхауэра;
  • тест Д. Векслера;
  • прогрессивные матрицы Дж.Равена

2.

Личностные

учебные действия

сформированы,

частично сформированы,

не сформированы

  • тест Керна-Йирасека;тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки;
  •  методика самооцеки «Лесенка»;
  • проективная методика «Школа»
  • методика школьной
    мотивации А.Н. Лускановой;
  • методика самооценки;
  • методика Спилберга «Уровень личностной школьной тревожности»

3.

Регулятивные учебные действия

уровень:

высокий, средний, низкий

  • методика Кубики Кооса
  • Проба на внимание

П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая

4.

Коммуникативные учебные действия

сформированы,

частично сформированы,

не сформированы

  • методика Ж. Пиаже «Левая и правая сторона»;
  • методика «Беседа о школе»;
  • методика Г.А. Цукерман«Рукавички»
  • методика Г.А. Цукерман «Кто прав?»;
  • методика «Дорога к дому»;
  • методика Г.А. Карповой «ЭПК»

5.

Развитие

коллектива

уровень:

высокий, средний, низкий

  • методика Г.А. Карповой «ЭПК»;
  • методика Социометрия
  • методика Г.А. Карповой «ЭПК»;
  • методика «Социометрия»

6.

Речевое

развитие

норма,

ФН, ФФН,

НВОНР,

ОНР III, ОНР II

  • тестовая методика диагностики устной речи младших школьников
    Т.А. Фотековой
  • тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой (5);
  • методика выявления и определения формы дисграфии И.Н. Садовниковой.

В содержание исследования ребенка педагогом-психологом входит следующее: сбор сведений о ребенке у педагогических работников, родителей; изучение истории развития ребенка с целью получения обстоятельств, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы жизни; имеет значение наследственность (психические заболевания, некоторые конституциональные черты); изучение работ ребенка (письменные работы, рисунки); непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития посредством диагностического инструментария и КИМов); анализ материалов обследования.

В содержание логопедического исследования ребенка входит следующее: анамнез раннего речевого развития ребенка, выявление негативных факторов, влияющих на формирование речевых процессов; образцы письменных работ школьника; непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития посредством диагностического инструментария) с формулированием заключения.

Социальный педагог изучает среду, в которой воспитывается ребенок; стиль семейных взаимоотношений и характер воспитания ребенка; проводит патронаж семьи, собеседование с ребенком и родителями; формулирует заключение.

На школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (шПМПк) анализируется целостная ситуация развития ребенка, происходит выработка рекомендаций по обучению и воспитанию школьника, составлению индивидуального образовательного маршрута, психологического, логопедического и социально-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются приоритетные направления в работе с учащимся. Составляется общий комплексный план оказания ребенку психолого-социально-логопедической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.

Реализация индивидуального образовательного маршрута включает в себя мониторинг развития необходимых психических функций и УУД школьников при поступлении в школу и при переходе в среднее звено, а также промежуточную диагностику эмоционального состояния ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, уровня его личностной школьной тревожности.

Коррекционно-развивающий модуль на основе диагностических данных
обеспечивает создание системы адаптационно-профилактического и коррекционно-развивающего сопровождения младших школьников, а также выработку индивидуально-коррекционного маршрута учащихся с трудностями в усвоении образовательной
программы на шПМПк.

Данный модуль включает в себя: наблюдение за учащимися во время учебной и внеурочной деятельности; составление психолого-педагогической характеристики учащихся с проблемами в развитии при представлении на шПМПк, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, особенности его интеллектуального развития, результаты освоения образовательной программы; формирование эмоционально-положительного климата в классном коллективе.

Важным условием успешного обучения детей с проблемами в развитии является организация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалистами службы сопровождения. Цель занятий: коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сфер учащихся с учетом сензитивного периода развития. Специалистами службы сопровождения разработаны и реализуются психологические и логопедические программы, направленные на коррекцию и развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий младших школьников. Помимо развития УУД школьников на учебных занятиях учителем, специалистами службы осуществляется индивидуальная и групповая работа по формированию и развитию познавательных, коммуникативно-личностных, эмоционально-волевых процессов обучающихся, что способствует наиболее эффективному формированию и развитию учебных действий детей в период обучения в начальной школе.

Реализация содержания коррекционных программ осуществляется на групповых и индивидуальных занятиях, на которых систематически используются приемы здоровьесберегающих технологий. Все занятия специалистов службы сопровождения осуществляются на основе системно-деятельностного подхода с использованием нейропсихологических приемов, биоэнергопластики, методов биологической обратной связи.

Консультативно-профилактический модуль включает в себя мероприятия,
направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Предусматривает знакомство педагога с индивидуальными особенностями учащихся,
помощь в осуществлении идивидуально-коррекционного маршрута ребенка
с трудностями в обучении, консультирование учителей по различным вопросам,
организацию спецкурсов и семинаров-практикумов, а также тренингов личностного роста и профилактики эмоционального выгорания.

Профилактическая работа с семьей осуществляется с целью повышения уровня
родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка и проводится специалистами службы сопровождения совместно с учителями
на всем протяжении обучения ребенка в школе. Социально-педагогическая служба школы осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности обучающихся, профилактике отклонении в поведении несовершеннолетних и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

Существующий в образовательном учреждении алгоритм своевременного выявления детей, склонных к совершению правонарушений, позволяет наметить совместную работу социального педагога и школьного инспектора с учителями и классными руководителями по предупреждению безнадзорности, улучшению микроклимата в семье, оказанию социальной помощи и поддержке несовершеннолетних.

Приоритетной задачей службы в работе с семьями социального риска является установление тесного контакта с родителями и ведение с ними необходимой разъяснительной работы, оказание социально-психологической помощи, направленной на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в котором развивается ребенок. Для успешной реализации профилактической работы с семьей группы риска, результаты рейдов в семью обсуждаются на заседании Совета профилактики и принимаются конкретные меры к родителям, не обеспечивающим надлежащие условия для воспитания и проживания несовершеннолетних.

Таким образом в течение 2 лет реализации ФГОС в условиях образовательного учреждения выявлена положительная динамика развития личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД обучающихся 1-2 классов:

  • уровень развития личностных УУД обучающихся (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация) соответствует нормативным показателям у 88% школьников;
  • уровень развития регулятивных УУД обучающихся (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) соответствует нормативным показателям у 75% школьников;
  • уровень развития познавательных УУД обучающихся (анализ, синтез, выбор критериев для классификации, подведение под понятия, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование) соответствует нормативным показателям у 81% школьников;
  • уровень развития коммуникативных УУД обучающихся (взаимодействие, кооперация, интериоризация) соответствует нормативным показателям у 86%.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании» (ст. 42).
  2. Альманах психологических тестов М: «КСП», 1995.
  3. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования. – 2008. - №3.
  4. Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания// Пособие для 1 класса// Под ред. Воронцова А.Б. – М.: ОИРО, 2010.
  5. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание- практикум «Использование возможностей NetSchool для стимулирования новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса»

Это родительское собрание проводится с целью помощи родителям в овладении навыками работы с комплексной информационной системой NetSchool. Так же обозначен круг проблем, связанных с использованием ком...

Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения

Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Социализация и развитие личности школьника путем комплексного сопровождения ребенка в образовательном процессе

Как показывает практика, вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще всего мешает ребенку учиться. В основном причины учебных затруднений связаны неумением учиться, с отсу...

Педагогический конфликт. Алгоритм разрешения конфликтных ситуаций между участниками учебно-воспитательного процесса

Публикация содержит материал о видах педагогического конфликта, способах его профиактики и правил разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обучения...