Комплексное сопровождение участников учебно-воспитательного процесса
статья по психологии на тему
СТАТЬЯ НА КОНФЕРЕНЦИ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексное сопровождение участников учебно-воспитательного процесса
в условиях реализации ФГОС
в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым ЯНАО
Алексеева Ирина Николаевна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
Градобоева Татьяна Ивановна,
педагог-психолог высшей кв. категории,
Лисицина Татьяна Владимировна,
педагог-психолог высшей кв. категории
Современные тенденции модернизации образования, проявляющие себя в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе (3). Сопровождение развития детей становится неотъемлемым элементом гуманизации системы образования России в условиях ее модернизации. В законе РФ «Об Образовании» (1) определены основные направления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации, поэтому возникает необходимость построения адекватной системы психолого-социально-логопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, ЯНАО создана и функционирует служба психолого-социально-логопедического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса, в том числе школьников с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы, трудностями в поведении, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На протяжении последних трех лет (2010-2013 г.г.) методическое объединение специалистов службы сопровождения работает на темой «Построение эффективной системы сопровождения субъектов образовательного процесса с учетом требований ФГОС», которая определена исходя из методической темы работы школы: «Управление качеством образовательных услуг на основе компетентностного подхода в образовании школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения».
Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие – главная цель деятельности образовательного учреждения. Само понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение (4). Психолого-социально-логопедическое сопровождение рассматривается как составная часть образовательно-воспитательной системы, призванная влиять на улучшение условий для развития ребенка в образовательном процессе и представляет собой ответ на социальный заказ общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в сложной ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.
Исследования, проводимые специалистами службы сопровождения школы, среди обучающихся первой ступени обучения за 2009/2010 – 2011/2012 учебные годы выявили следующие результаты:
- 35% обучающихся испытывают трудности освоения учебных программ из-за недостаточного уровня развития познавательных учебных действий и речевых процессов;
- 22% школьников испытывают трудности освоения учебных программ из-за недостаточного уровня развития регулятивных учебных действий;
- у 8 % учеников наблюдаются трудности в адаптации к условиям школьного обучения и социальных контактах.
Таким образом, актуальность работы службы обусловлена необходимостью организации комплексного психолого-социально-логопедического сопровождения участников образовательного процесса с вышеперечисленными трудностями, а также происходящими преобразованиями в сфере образования и приоритетным направлением работы школы – осуществление компетентностного подхода в образовании школьников в условиях реализацииФГОС.
Целью психолого-социально-педагогического сопровождения обучающихся и классных коллективов является реализация комплекса превентивных, просветительских,
диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности в соответствие с ФГОС. Для реализации поставленной цели специалистами службы были определены следующие задачи:
- защита прав и интересов личности школьника, обеспечение безопасных условий его развития и обучения;
- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей
развития детей предшкольного и школьного возрастов с целью раннего выявления
учащихся, требующих особого внимания специалистов для предупреждения
возникновения проблем в обучении и развитии; - оказание поддержки учащимся в решении актуальных задач развития,
обучения и социализации: реализация коррекционно-развивающих программ преодоления трудностей в учебе, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; - ведение консультативно-просветительской и профилактической работы среди
учащихся, педагогов, родителей; - пропаганда здорового образа жизни;
- содействие формированию «универсальных учебных действий» школьников,
обеспечивающих «умение учиться», способности личности к саморазвитию и
самосовершенствованию посредством развития познавательных процессов и личностных новообразований школьников; - развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников, работа
с одаренными и способными детьми.
Содержание работы службы включает в себя четыре модуля: концептуальный, диагностический, коррекционно-развивающий, консультативно-профилактический.
Концептуальный модуль представлен организацией деятельности специалистов психолого-социально-логопедической службы сопровождения, в состав которой входят: педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог.
Сопровождение обучающихся осуществляется на основе нормативных положений и
локальных актов: Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации ООН о правах
инвалидов, Конвенции в области образования, Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законов РФ «Об образовании» и «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ», указами и распоряжениями Президента РФ,
постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, субъекта ЯНАО, приказами и
инструкциями Министерства образования и науки РФ, МО г. Надым и МО Надымский район, Департамента образования Надымского района, этическими кодексами психолога, социального педагога, Уставом общеобразовательного учреждения, положением о службе психолого-социально-логопедического сопровождения, должностными инструкциями.
Диагностический модуль включает в себя проведение специалистами службы
сопровождения диагностики познавательной, эмоционально-волевой, личностной,
мотивационной сферы обучающихся, уровня речевого развития, особенностей
межличностных взаимоотношений, развитие классных коллективов (2, 5). Ниже представлен перечень диагностического инструментария (таблица 2), критерии и программа изучения ребенка различными специалистами.
Таблица 2
Перечень диагностического инструментария
для определения уровня актуального развития, готовности детей к обучению
№ п/п | Показатель | Критерии | Методики, используемые при обследовании в школе (детей 6,5-7 лет) | Методики, используемые при обследовании готовности к обучению в среднем звене (детей 10 лет) |
1. | Познавательные | уровень: высокий, средний, низкий |
|
|
2. | Личностные учебные действия | сформированы, частично сформированы, не сформированы |
|
|
3. | Регулятивные учебные действия | уровень: высокий, средний, низкий |
|
П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая |
4. | Коммуникативные учебные действия | сформированы, частично сформированы, не сформированы |
|
|
5. | Развитие коллектива | уровень: высокий, средний, низкий |
|
|
6. | Речевое развитие | норма, ФН, ФФН, НВОНР, ОНР III, ОНР II |
|
|
В содержание исследования ребенка педагогом-психологом входит следующее: сбор сведений о ребенке у педагогических работников, родителей; изучение истории развития ребенка с целью получения обстоятельств, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы жизни; имеет значение наследственность (психические заболевания, некоторые конституциональные черты); изучение работ ребенка (письменные работы, рисунки); непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития посредством диагностического инструментария и КИМов); анализ материалов обследования.
В содержание логопедического исследования ребенка входит следующее: анамнез раннего речевого развития ребенка, выявление негативных факторов, влияющих на формирование речевых процессов; образцы письменных работ школьника; непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития посредством диагностического инструментария) с формулированием заключения.
Социальный педагог изучает среду, в которой воспитывается ребенок; стиль семейных взаимоотношений и характер воспитания ребенка; проводит патронаж семьи, собеседование с ребенком и родителями; формулирует заключение.
На школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (шПМПк) анализируется целостная ситуация развития ребенка, происходит выработка рекомендаций по обучению и воспитанию школьника, составлению индивидуального образовательного маршрута, психологического, логопедического и социально-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются приоритетные направления в работе с учащимся. Составляется общий комплексный план оказания ребенку психолого-социально-логопедической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.
Реализация индивидуального образовательного маршрута включает в себя мониторинг развития необходимых психических функций и УУД школьников при поступлении в школу и при переходе в среднее звено, а также промежуточную диагностику эмоционального состояния ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, уровня его личностной школьной тревожности.
Коррекционно-развивающий модуль на основе диагностических данных
обеспечивает создание системы адаптационно-профилактического и коррекционно-развивающего сопровождения младших школьников, а также выработку индивидуально-коррекционного маршрута учащихся с трудностями в усвоении образовательной
программы на шПМПк.
Данный модуль включает в себя: наблюдение за учащимися во время учебной и внеурочной деятельности; составление психолого-педагогической характеристики учащихся с проблемами в развитии при представлении на шПМПк, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, особенности его интеллектуального развития, результаты освоения образовательной программы; формирование эмоционально-положительного климата в классном коллективе.
Важным условием успешного обучения детей с проблемами в развитии является организация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалистами службы сопровождения. Цель занятий: коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сфер учащихся с учетом сензитивного периода развития. Специалистами службы сопровождения разработаны и реализуются психологические и логопедические программы, направленные на коррекцию и развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий младших школьников. Помимо развития УУД школьников на учебных занятиях учителем, специалистами службы осуществляется индивидуальная и групповая работа по формированию и развитию познавательных, коммуникативно-личностных, эмоционально-волевых процессов обучающихся, что способствует наиболее эффективному формированию и развитию учебных действий детей в период обучения в начальной школе.
Реализация содержания коррекционных программ осуществляется на групповых и индивидуальных занятиях, на которых систематически используются приемы здоровьесберегающих технологий. Все занятия специалистов службы сопровождения осуществляются на основе системно-деятельностного подхода с использованием нейропсихологических приемов, биоэнергопластики, методов биологической обратной связи.
Консультативно-профилактический модуль включает в себя мероприятия,
направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Предусматривает знакомство педагога с индивидуальными особенностями учащихся,
помощь в осуществлении идивидуально-коррекционного маршрута ребенка
с трудностями в обучении, консультирование учителей по различным вопросам,
организацию спецкурсов и семинаров-практикумов, а также тренингов личностного роста и профилактики эмоционального выгорания.
Профилактическая работа с семьей осуществляется с целью повышения уровня
родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка и проводится специалистами службы сопровождения совместно с учителями
на всем протяжении обучения ребенка в школе. Социально-педагогическая служба школы осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности обучающихся, профилактике отклонении в поведении несовершеннолетних и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
Существующий в образовательном учреждении алгоритм своевременного выявления детей, склонных к совершению правонарушений, позволяет наметить совместную работу социального педагога и школьного инспектора с учителями и классными руководителями по предупреждению безнадзорности, улучшению микроклимата в семье, оказанию социальной помощи и поддержке несовершеннолетних.
Приоритетной задачей службы в работе с семьями социального риска является установление тесного контакта с родителями и ведение с ними необходимой разъяснительной работы, оказание социально-психологической помощи, направленной на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в котором развивается ребенок. Для успешной реализации профилактической работы с семьей группы риска, результаты рейдов в семью обсуждаются на заседании Совета профилактики и принимаются конкретные меры к родителям, не обеспечивающим надлежащие условия для воспитания и проживания несовершеннолетних.
Таким образом в течение 2 лет реализации ФГОС в условиях образовательного учреждения выявлена положительная динамика развития личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД обучающихся 1-2 классов:
- уровень развития личностных УУД обучающихся (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация) соответствует нормативным показателям у 88% школьников;
- уровень развития регулятивных УУД обучающихся (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) соответствует нормативным показателям у 75% школьников;
- уровень развития познавательных УУД обучающихся (анализ, синтез, выбор критериев для классификации, подведение под понятия, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование) соответствует нормативным показателям у 81% школьников;
- уровень развития коммуникативных УУД обучающихся (взаимодействие, кооперация, интериоризация) соответствует нормативным показателям у 86%.
ЛИТЕРАТУРА
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 42).
- Альманах психологических тестов М: «КСП», 1995.
- Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования. – 2008. - №3.
- Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания// Пособие для 1 класса// Под ред. Воронцова А.Б. – М.: ОИРО, 2010.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание- практикум «Использование возможностей NetSchool для стимулирования новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса»
Это родительское собрание проводится с целью помощи родителям в овладении навыками работы с комплексной информационной системой NetSchool. Так же обозначен круг проблем, связанных с использованием ком...
Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения
Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса
План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Доклад «Развитие коррекционно-развивающей воспитывающей среды для формирования социально-интегрированной личности в свете организации комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса».
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды....
Социализация и развитие личности школьника путем комплексного сопровождения ребенка в образовательном процессе
Как показывает практика, вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще всего мешает ребенку учиться. В основном причины учебных затруднений связаны неумением учиться, с отсу...
Педагогический конфликт. Алгоритм разрешения конфликтных ситуаций между участниками учебно-воспитательного процесса
Публикация содержит материал о видах педагогического конфликта, способах его профиактики и правил разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обучения...