Разработка урока математики "Сравнение обыкновенных дробей" для учащихся 5 класса (Никольский)
план-конспект урока (5 класс)

Лукина Татьяна Анатольевна
  1. Пояснительная записка к уроку

Данный урок относится к категории урока "открытия нового знания", является первым уроком по теме «Сравнение обыкновенных дробей». Главная методическая цель урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Для раскрытия нового материала применяется методика проблемного обучения, знания добывают учащиеся самостоятельно, формулируют тему и цель урока, определив границы знания и незнания. На уроке предусмотрено выполнение практической работы в малых группах.

Тема :"Сравнение обыкновенных дробей" (урок открытия нового знания)

Цель: продолжить развитие метапредметных и личностных компетенций учащихся (способности логически мыслить, выделять проблему и искать пути ее решения, приобщать к научному поиску, развивать умение отстаивать свое мнение; прививать интерес к математике, развивать навык работы в группе); организовать деятельность учащихся, направленную на расширение понятийной базы за счёт освоения правила сравнения обыкновенных дробей.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: обеспечить условия для построения личностных смыслов процесса образования у школьников и реализации этих смыслов в продуктивных формах активности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: способствовать формированию у учащихся способности планировать свою деятельность (составлять план и определять последовательность действий), выбирать способ решения и применять изученные правила.

Познавательные: создать условия для формирования у школьников универсальных учебных действий (решать задачи разными способами, пользоваться алгоритмом, структурировать информацию).

        Коммуникативные: организовать условия для реализации учебного сотрудничества учащихся, в процессе которого приобретается умение конструктивного взаимодействия в группе, ведение диалога, умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.

  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать умение у учащихся использовать формулы и алгоритмы осуществления учебной деятельности при сравнении обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями.

 

  • Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наборы для практической работы (инструкции, шаблоны геометрических фигур (см. в приложении 2 и 3), ножницы, цветные карандаши, линейка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_matematiki_.docx490.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока математики

"Сравнение обыкновенных дробей" для учащихся 5 класса

(УМК Никольский)

Автор:        Лукина Татьяна Анатольевна, учитель математики МБОУ СОШ №1 г. Советский ХМАО

  1. Пояснительная записка к уроку

Данный урок относится к категории урока "открытия нового знания", является первым уроком по теме «Сравнение обыкновенных дробей». Главная методическая цель урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Для раскрытия нового материала применяется методика проблемного обучения, знания добывают учащиеся самостоятельно, формулируют тему и цель урока, определив границы знания и незнания. На уроке предусмотрено выполнение практической работы в малых группах.

Тема :"Сравнение обыкновенных дробей" (урок открытия нового знания)

Цель: продолжить развитие метапредметных и личностных компетенций учащихся (способности логически мыслить, выделять проблему и искать пути ее решения, приобщать к научному поиску, развивать умение отстаивать свое мнение; прививать интерес к математике, развивать навык работы в группе); организовать деятельность учащихся, направленную на расширение понятийной базы за счёт освоения правила сравнения обыкновенных дробей.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: обеспечить условия для построения личностных смыслов процесса образования у школьников и реализации этих смыслов в продуктивных формах активности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: способствовать формированию у учащихся способности планировать свою деятельность (составлять план и определять последовательность действий), выбирать способ решения и применять изученные правила.

Познавательные: создать условия для формирования у школьников универсальных учебных действий (решать задачи разными способами, пользоваться алгоритмом, структурировать информацию).

        Коммуникативные: организовать условия для реализации учебного сотрудничества учащихся, в процессе которого приобретается умение конструктивного взаимодействия в группе, ведение диалога, умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.

  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать умение у учащихся использовать формулы и алгоритмы осуществления учебной деятельности при сравнении обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями.
  • Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наборы для практической работы (инструкции, шаблоны геометрических фигур (см. в приложении 2 и 3), ножницы, цветные карандаши, линейка)

  1. Технологическая карта урока

№ Эт

апы

урока

Деятельность учителя Деят

ельность

учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивационно-ориентировочный блок

1.1 Эт

ап актуализа- ции

Учитель проверяет готовность детей к уроку, создаёт условия для благо- приятного психологического настроя на работу.

Зачитывает эпиграф урока "Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед!" А.Нивен (Слайд 1)

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, стремится повысить интерес учащихся к познанию, обращается к индивидуаль- ному опыту учащихся, связанному с темой урока.

Предлагает решить учащимся несколько шуточных задач, связанных с новой темой урока (Какую часть всех лошадей составляют чёрные? Какую

часть всех птиц

Включаются в деловой ритм урока.

Решают шуточные задачи, отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

составляют белые лебеди? Какую часть всех домашних птиц составляют петухи? Какую часть всех машин составляют красные машины? синие машины? грузовые машины? Каких машин больше?)

Слайды 2,3,4,5

1.2 Эт

ап проблемати- зации

Учитель организует эвристическую беседу, подводит учебную ситуацию к затруднению, возникновению проблемы, побуждает самостоятельную мысль учеников, фиксирует затруднение учащихся в пробном действии Предлагает учащимся ответить на вопрос: "Какая

из дробей больше?" (Слайд 6)

Психологически готовятся к ответу на вопросы, определяют собственное незнание относительно образова- тельного объекта урока, анализируют возникшую проблемную ситуацию

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свои предположения какая из дробей больше, пытаются объяснить свой выбор, выдвигают гипотезу правила сравнения дробей (их может быть несколько)

Коммуникативные: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Личностные: постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации

Регулятивные: целеполагание (постановка учебных задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

                        

            

                        

            

(Возникла проблема. Доказать или опровергнуть наши предположения сможем в течении урока.)

1.3 Эт

ап целеполага- ния

Подводит обучающихся к формулированию темы урока, постановки цели урока, уточняет понимание детьми поставленных учебных задач.

Сформулируйте тему урока. Чему мы должны сегодня научиться? Записывает тему и цель урока на доске. Слайд 7

Выбирают и прини- мают учебные задачи, формулируют цель предстоящей деятель- ности по преодолению собственного «незнания» Формулируют тему урока        "Сравнение обыкновенных дробей" и учебную задачу урока "Научиться сравнивать обыкновенные дроби"

2

Организационно - деятельностный блок

2.1 Эт

ап моделирова- ния

Проводит актуализацию опорных знаний и способов действий

Предлагает учащимся повторить определение обыкновенной дроби        (Что такое обыкновенная дробь? Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?) Слайд 8

Подтвердим ответы на рисунках.        (Какая часть фигуры закрашена?) Слайды 9,10,11,12,13

Активно сотрудничают с педагогом

Учащиеся формулируют определение обыкновен- ной дроби, вспоминают что показывает числи- тель дроби и что знаменатель

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее приобретённые знания и собственный

опыт

Регулятивные: Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной рет- роспективной оценки

2.2 Эт

ап конструиро- вания

Вовлекает учащихся в активную учебную деятель- ность, стимулирует школь- ников к созданию собственных образователь- ных продуктов

Предлагает учащимся выполнить практическую работу, состоящую из двух частей. (Приложения 2,3) "Математику нельзя изу- чить, наблюдая, как это делает сосед" Слайд 14

Осуществляют самостоятельный поиск решения возникшей проблемы

Выполняют практическую работу в малых группах (парах), чётко следуя предлагае- мой инструкции (Приложение 2, 3)

Коммуникативные: контролирование дей- ствия партнёра, умение договариваться и прихо- дить к общему решению в совместной деятель- ности, умение точно выражать свои мысли в устной и письменной речи

Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату

2.3 Эт

ап презентации образователь ных продуктов

Организует соединение идеальных планов каждого учащегося в общий образовательный продукт коллективной деятельности По итогам каждой части практической работы учитель просит учащихся сформулировать правила сравнения дробей с одинаковым знаменателем и с одинаковым числителем, помогает школьникам

записать аналитическую модель правила в тетрадь. Слайды 15,16,17

Презентуют результаты своей деятельности

Озвучивают вывод, полученный в результа- те выполнения практи- ческой работы, форму- лируют правила сравне- ния обыкновенных дро- бей с одинаковым числи- телем и одинаковым зна- менателем, записывают в тетрадь аналити-

ческую модель правила

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные: Умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи,

владение общим приё- мам решения задач

Выявляет качество и уровень усвоения знаний и способов действий, а также выявляет недостатки в знаниях и способах действий Предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу "Какая из дробей

больше?"

Сравнивают пары дробей, объясняя и доказывая свой выбор с опорой на новые правила

Регулятивные: использование правила в реализации деятельности по достижению учебной задачи

                        

            

                        

            

Предлагает ответить на поставленный вопрос и дока- зать своё мнение, опираясь на правила сравнения дробей (Слайд 18)

Способствует повышению познавательной активности учащихся, расширяет круго- зор школьников, осущест- вляет экскурс в историю математики

"Древние Египтяне первыми стали решать задачи, в которых требовались не только целые числа, но и обыкновенные дроби. Они использовали только те дроби, в числителе которых была единица, такие дроби называются АЛИКВОТНЫМИ. Египтяне складывали, вычитали, сравнивали их.

А мы сможем назвать самую маленькую дробь, а самую большую? (1/2, 1/5, 1/7, 1/10, 1/4, 1/8, 1/16, 1/3,

1/6, 1/24) Слайд 19

Отвечают на вопрос учителя, доказывая своё мнение правилами срав- нения обыкновенных дробей

Вовлекает учащихся в новую затруднительную ситуацию, моделирует учебную проблему на перспективу (последующие уроки)

Посмотрите на пары дробей

Пытаются правильно ответить на поставленный вопрос, объясняют своё мнение, опираясь на интуицию. Понимают, что пока полученного багажа знаний не хватает.

        

  

        

  

        

  

Какая из дробей меньше? Слайд 20

Есть у нас поговорка "Попал в тупик", т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогич- ная поговорка гласит "Попал в дроби". Она означает, что человек, попавший в "дроби", попал в очень трудное положение. Поговорка эта напоминает нам о тех временах, когда дроби счи- тались самым трудным и самым запутанным отделом математики. Но для нас с вами это не проблема, на следующих уроках мы сможем не только отве- тить на поставленный вопрос:        "Какая из дробей меньше?", но и доказать

свой ответ.

3

Рефлексивно – оценочный блок

Под

ведение итогов урока в личностном, академичес- ком и эмоциональ- ном плане

Учитель выявляет ценностное отношение учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности учащихся на уроке, возвращает их к

учебным задачам урока.

Дети осуществляют самооценку работы на уроке, высказывают своё отношение к уроку, соотносят результат деятельности с поставленной целью.

Регулятивные: Контроль, оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные:

Подведём итоги урока. Вспомним тему урока, цель, которую поставили в начале урока.

Смогли ли мы достичь поставленную цель?

Чему мы научились на уроке? Продолжи фразу ...

Слайд 21.

Домашнее задание: записать 10 пар дробей с одинаковым знаменателем и 10 пар дробей с одинаковым числителем, сравнить их.

Подумать над проблемой

(смотри слайд 20),

попробовать её решить.

Высказывают своё мнение, начиная с одной из фраз:

Сегодня я узнал... Было интересно... Было трудно...

Я понял, что... Теперь я могу... Я приобрёл...

Я научился...

У меня получилось... Я смог...

Я попробую... Меня удивило... Мне захотелось...

На следующих уроках я хотел...

умение выражать свои мысли.

  1. Приложение 1 (Кадры презентации к уроку)

В презентации были использованы картинки учителя математики города Полярные Зори Мурманской обл.Савченко Е. М. http://le-savchen.ucoz.ru/

  1. Приложение 2 (Бланки практической работы)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

"СРАВНЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ"

1 часть.

Цель: сформулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Оборудование: фигуры из цветной бумаги, ножницы,

линейка,

простой карандаш, цветные карандаши.

Ход работы:

Задание 1.

  1. Закрась цветным карандашом 5 долей квадрата.
  2. В каком квадрате большая часть закрашена, в твоём или соседа?
  3. Запиши в тетрадь дроби соответствующие вашему рисунку (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Задание 2.

  1. Отрежь от цветной полоски 2 доли (предварительно раздели полоску на 9 равных долей,

воспользуйся линейкой).

  1. Чья отрезанная часть полоски длиннее, твоя или соседа? 3.Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям

полосок (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Задание 3.

  1. Отрежь от круга        (помогут метки на цветном круге).
  2. Кто из вас отрезал большую часть круга?
  3. Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям круга (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Анализ результатов и выводы:

Проанализируй записи в тетради.

Сделай вывод. Для этого продолжи фразу: "Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой ... "

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

"СРАВНЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ"

  1. часть.

Цель: сформулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Оборудование: фигуры из цветной бумаги, ножницы,

линейка,

простой карандаш, цветные карандаши.

Ход работы:

Задание 1.

  1. Закрась цветным карандашом 3 доли квадрата.
  2. В каком квадрате большая часть закрашена, в твоём или соседа?
  3. Запиши в тетрадь дроби соответствующие вашему рисунку (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Задание 2.

  1. Отрежь от цветной полоски 5 долей (предварительно раздели полоску на 9 равных долей,

воспользуйся линейкой).

  1. Чья отрезанная часть полоски длиннее, твоя или соседа? 3.Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям

полосок (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Задание 3.

  1. Отрежь от круга        (помогут метки на цветном круге).
  2. Кто из вас отрезал большую часть круга?
  3. Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям круга (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Анализ результатов и выводы:

Проанализируй записи в тетради.

Сделай вывод. Для этого продолжи фразу: "Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой ... "

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

"СРАВНЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ"

  1. часть.

Цель: сформулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями.

Оборудование: фигуры из цветной бумаги, ножницы,

линейка,

простой карандаш, цветные карандаши.

Ход работы:

Задание 1.

  1. Закрась цветным карандашом 3 доли квадрата.
  2. В каком квадрате большая часть закрашена, в твоём или соседа?
  3. Запиши в тетрадь дроби соответствующие вашему рисунку (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Задание 2.

  1. Отрежь от цветной полоски 5 долей (предварительно раздели полоску на 7 равных долей,

воспользуйся линейкой).

  1. Чья отрезанная часть полоски длиннее, твоя или соседа? 3.Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям

полосок(        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Задание 3.

  1. Отрежь от круга        (помогут метки на цветном круге).
  2. Кто из вас отрезал большую часть круга?
  3. Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям круга (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Анализ результатов и выводы:

Проанализируй записи в тетради.

Сделай вывод. Для этого продолжи фразу: "Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше, у которой ... "

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

"СРАВНЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ"

2 часть.

Цель: сформулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями.

Оборудование: фигуры из цветной бумаги, ножницы,

линейка,

простой карандаш, цветные карандаши.

Ход работы:

Задание 1.

  1. Закрась цветным карандашом 3 доли квадрата.
  2. В каком квадрате большая часть закрашена, в твоём или соседа?
  3. Запиши в тетрадь дроби соответствующие вашему рисунку (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Задание 2.

  1. Отрежь от цветной полоски 5 долей (предварительно раздели её на 14

равных долей,

воспользуйся линейкой).

  1. Чья отрезанная часть полоски длиннее, твоя или соседа? 3.Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям

полосок(        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Задание 3.

  1. Отрежь от круга        (помогут метки на цветном круге).
  2. Кто из вас отрезал большую часть круга?
  3. Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям круга (        и        ),

поставь между ними знак сравнения.

Анализ результатов и выводы:

Проанализируй записи в тетради.

Сделай вывод. Для этого продолжи фразу: "Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше, у которой ... "

  1. Приложение 3 (модели фигур для практической работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока - сказки "Обыкновенные дроби"

В течение всего урока идёт работа с обыкновенными дробями, учащиеся вспоминают все правила вычисления. Для этого учитель приглашает ребят в волшебный мир сказок. Но вот какая сказка – они должны догад...

Деление обыкновенных дробей 5 класс Никольский

Урок-практикум на отработку алгоритма деления обыкновенных дробей в занимательной форме "Путешествие по Китаю". Дети узнают интересные факты о панде и драконах...

Разработка урока по математике в 5 классе. Тема "Вычитание обыкновенных дробей".

На данном уроке формируются умения выполнять вычитание обыкновенных дробей, Учащиеся решают поставленную проблему, опираясь на умения и навыки выполнения сложения обыкновенных дробей. Закрепляют навык...

разработка урока "сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

в папке представлены следующие материалы:1. презентация2. технологическая карта3. тест (2 варианта)4. таблица "дроби"5. дидактические материалы для урока...

Разработка урока по математике в 5 классе: "Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

В разработке рассматривается вопрос о навыке у учащихся сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Автор использует различные методы и приёмы для формирования навыка у учащихся сложения...

Разработка урока по математике для 6 класса "Умножение обыкновенных дробей на натуральное число"

представлена разработка урока для 6 класса по теме "Умножение дробей на натуральное число" . Урок разработан по технологии критического мышления....

Методическая разработка урока "Доли. Обыкновенные дроби"

Методическая разработка урока математики в 5 классе...