Формирование коммуникативных умений и навыков у детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ
материал
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ.
Цыбакова А.Г.
1-5 классы
2013-2018 учебный год.
Проблема.
Развитие коммуникативных навыков, или навыков общения – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Эффективное общение – это желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, доброжелательно относиться к окружающим, умение разрешать сложные конфликтные ситуации, умение контролировать и регулировать свое поведение, осторожно и избирательно относиться к использованию фраз и выражений, понимая, что они могут очень сильно воздействовать на чувства и эмоции другого человека. Дети с интеллектуальной недостаточностью, с трудным поведением не контролируют себя и часто не способны выстроить нормальные отношения не только с одноклассниками, но даже с братьями и сестрами. Есть несколько причин, осложняющих взаимодействие детей:
- Повышенная тревожность, частая смена настроений, плаксивость, неуверенность в себе;
- Отсутствие эмпатии к эмоциональному состоянию других людей;
- Замкнутость, пассивность, отказ от контактов;
- Повышенная возбудимость и агрессивность, желание конфликтовать, причиняя боль;
- Завышенная самооценка, отсутствие саморегуляции.
Изучая эту проблему, я ставлю перед собой следующие задачи:
- Воспитание у детей уверенности в себе;
- Обучение способности осознавать свои чувства, эмоции, настроение;
- Обучение детей самоконтролю и приемлемым способам снятия эмоционального напряжения;
- Обучение вербальным и невербальным способам общения;
- Обучение умению услышать и понять другого человека;
- Развитие способности взаимодействия в сложных конфликтных ситуациях;
- Развитие способности распознавать эмоции и настроение других людей;
- Обучение разговорной этике.
Ожидаемые результаты. Результатом реализации данной темы будет раскрытие личностных особенностей каждого воспитанника, развитие навыков совместной деятельности, создание доброжелательной атмосферы в группе.
I Блок «Личностное развитие и воспитание уверенности в себе»
(1-2 класс, 7-9 лет)
- «Изобрази себя»
- «Я и мое имя»
- «Что я люблю поесть и носить»
- «Что я умею делать»
- «Что мне нравиться и не нравиться»
- «Я умею слушать других»
- «Я умею управлять собой»
- «Я умею быть ласковым»
- «Я умею быть доброжелательным»
- «Я умею разрешать конфликты»
II Блок «Страна эмоций. Мои чувства»
(2-3 класс, 8-10 лет)
- «Мимические признаки эмоций. Что такое мимика, жесты и интонация»
- «Радость. Как её доставить другому человеку»
- «Грусть»
- «Страх. Как его преодолеть»
- «Гнев. Как выпустить из себя «злого дракона»
- «Обида»
- «Мы испытываем разные чувства»
- «Мы понимаем чувства другого»
- «Самодовольство – помеха для общения»
- «Твои поступки и чувства других»
III Блок «Какой Я – Какой Ты? Мы с друзьями целый мир»
(3-4 класс, 9-11 лет)
- «Кого называют доброжелательным человеком , или я желаю добра ребятам в классе»
- «Какие качества нам нравятся друг в друге?»
- «Каждый человек уникален. В каждом человеке есть светлые и темные качества»
- «С кем я дружу. Умею ли я дружить»
- «Одиночество»
- «Трудности в отношениях с друзьями»
- «Ссора и драка»
- «Что такое сотрудничество»
- «Я умею договариваться с людьми»
- «Мы умеем действовать сообща, или что такое коллективная работа
IV Блок «Мои особенности и возможности»
(4-5 класс, 10-12 лет)
- «Расту=взрослею?»
- «Мои способности и интересы»
- «Мой уникальный внутренний мир и путь к успеху»
- «Мой внутренний мир и мои друзья»
- «Я, мои педагоги и родители»
- «Мое детство и мое настоящее»
- «Мое будущее и мой будущий дом»
- «Моя будущая профессия»
- «Фантазия и ложь»
- «Я умею просить прощения»
Игры и упражнения на коррекцию эмоционально – волевой сферы.
- Игра «Угадай эмоции» Один из участников поворачивается спиной. Остальным показывается карточка с изображением какого-либо эмоционального состояния. Дети повторяют эти мимические движения перед повернувшимся ребенком, он отгадывает.
- Ролевое проигрывание ситуации «Шляпа». Человек расположился на скамейке, положил рядом свою шляпу. Чуть позже на скамейку присаживается еще один прохожий, причем прямо на шляпу. Обращается внимание на поведение и пострадавшего, и виновного.
Подводя итог, делается вывод, что все люди разные. Отрабатываются модели желательного поведения в конфликте.
- Этюд «Зарядка для лица» на мимические признаки эмоций (радость, грусть, удивление, обида, печаль, удовольствие, злость, гнев, ярость)
- Упражнения на саморегуляцию: посчитать до десяти, надуть шарик злостью, обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди (поза выдержанного, сильного духом человека), рассмешить себя, глядя в зеркало.
- Упражнение «Кулачки». Опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли сжать кулаки, затем очень медленно их разжать (чередование напряжения и расслабления)
- Упражнение «Остановись и подумай». Необходимо глубоко вздохнуть, напрячь все тело, насколько это возможно, затем начинается расслабление, сопровождающееся медленным выдохом.
- Тренинг эмоций. Произнести фразу «Завтра контрольная» с разными интонациями: испуганно, радостно, спокойно, удивленно, зло.
- Игра-тренинг «Мои ощущения» Мимикой и жестами изобразить: «Я съел что-то горькое», «Я разбил чашку», Я иду в цирк», «Меня обидел друг» и.т.д.
Игры и упражнения на коррекцию межличностных отношений.
- Игра «Правила поведения». Детям предлагается придумать правила для человека, оказавшегося в необычном месте, например:
- на летающей тарелке;
- на айсберге;
- в берлоге медведя.
В конце дети понимают, что необходимо выслушать друг друга, отстоять свою точку зрения, чтобы найти совместное решение.
- Игра «Да» - диалог, «Нет» - диалог» Двое ребят усаживаются в центр круга и начинают диалог. Один произносит любую фразу, а другой обязательно соглашается, во втором варианте не соглашается. Такая тренировка помогает сдерживать себя или отказывать другим людям, чтобы они не обиделись.
- Ролевое проигрывание ситуации «Помирись с другом» Итог: каждый должен уметь отвечать за свои поступки, признавать свою вину и извиняться.
- Упражнения «Ласковые имена» и «Комплименты» Итог: доброжелательное обращение по имени и искренний комплимент – одно из средств добиться расположения человека.
- Упражнение «Самое лучшее» Дети по очереди называют самые лучшие черты характера товарища, который сидит в кругу.
- Упражнение «Темные и светлые качества людей» На одной половинке листа дети пишут положительные качества людей, на другой – отрицательные. Потом точно так же пишут про свои качества. Итог: в каждом есть светлые и темные качества, каждый человек уникален. Важно, что перевешивает: достоинства илинедостатки.
Игры на коррекцию личностного развития и воспитание уверенности в себе.
1.Игра «Закончи предложение»
- Я обижаюсь, когда…
-Я сержусь, когда…
- Я радуюсь, когда…
-Я грущу, когда…
-Я злюсь, когда…
2. Игра с зеркалом «Похвали себя»
3. Упражнение «Я умею управлять собой» Ведущий предлагает по хлопку начать крутиться за столами, можно шуметь и по сигналу «сели тихо» (произносится шепотом) красиво сесть и замереть на месте.
4. Упражнение «Я поступаю так» (коррекция агрессивного поведения) Детям раздаются листочки, из которых они должны выбрать те, с которыми согласны.
Когда меня обижают, я даю сдачи. Когда меня обижают, я молча ухожу.
Когда меня обзывают, я обзываюсь тоже. Я никогда не обзываю других.
Когда другие плюются, я тоже плююсь. Когда другие плюются, я никогда не
плююсь.
Когда другие говорят нехорошие слова, Когда другие говорят нехорошие слова,
я говорю, тоже. я никогда их не повторяю.
5.Упражнение «Я глазами других» Ребенок должен рассказать, каким его видят другие люди (одноклассники, учителя, родители)
6.Упражнение «Не нравится-нравится» Ребенок должен сначала записать, что ему не нравится в школе, дома, не нравится в жизни вообще, а затем, что нравится.
В работе использована следующая литература:
- О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»
- М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Мы с друзьями целый мир»
- Н. В. Пилипко «Приглашение в мир общения»
- А. Г. Долгова «Агрессия в младшем школьном возраста (диагностика и коррекция)»
- Н. В. Макарычева «Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства»(коррекционно-развивающая программа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"
Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограни...
Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста
Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
«Формирование двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста посредством тренировочных занятий футболом».
Обобщение опыта работы...
Презентация к педсовету Формирование коммуникативных умений и навыков у детей и подростков
Нарушения в сфере общения и недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией»...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей среднего школьного возраста с ОВЗ
Материал по самообразованию...