Главные вкладки
«Формирование двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста посредством тренировочных занятий футболом».
материал по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
«Формирование двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста посредством тренировочных занятий футболом».
Газнанов Ильдар Габдрашитович
Учитель физической культуры.
I квалификационная категория.
МОУ гимназия г. Вятские Поляны Кировской обл.
г. Вятские Поляны.
2010г.
Мой опыт «формирование двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста посредством тренировочных занятий футболом» формировался в условиях муниципального общеобразовательного учреждения гимназия г.Вятские Поляны Кировской области.
Крайне важно, чтобы со школьным звонком, возвещающем об окончании учебного дня, не прерывалась связь учащихся с учителем физической культуры. Для достижения этой цели – развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом, с целью достижения наилучших показателей в укреплении здоровья, в формировании двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста в нашей школе была создана спортивная секция футбола.
На начальном этапе своей трудовой деятельности мною велась целенаправленная работа по общей физической подготовке учащихся, но, наблюдая на своих занятиях за интересами детей, я понял, что дети, особенно мальчики, больше стремятся к спортивным играм, в частности к футболу. Поэтому совместно с руководством школы было принято решение о создании футбольной секции в нашей школе. И являясь руководителем секции футбола, я решаю поставленные цели и задачи уже через полюбившуюся детям игру.
В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья всех слоёв населения, в том числе и детей младшего школьного возраста, поэтому современная физическая подготовка является одной из актуальных задач формирования здорового общества.
Футбол – наиболее доступное, а следовательно, массовое средство физического развития и укрепления здоровья широких слоёв населения.
Благодаря своему особому воздействию на физическое развитие, футбол служит хорошим средством общей физической подготовки младших школьников. Разнообразный бег с изменением направлений, различные прыжки, богатство самых разнохарактерных по структуре движений тела, удары, остановки и ведение мяча, проявление быстроты движений, развитие волевых качеств, тактического мышления – всё это позволяет считать футбол такой спортивной игрой, которая формирует и совершенствует многие ценные качества ребёнка, так необходимые ему в его жизнедеятельности.
Эмоциональные особенности позволяют использовать игру в футбол и упражнения в технике владения мячом в качестве средства активного отдыха.
Изучая «Комплексную программу физического воспитания учащихся 1-4 классов», авторами которой являются Л.Б. Кофман и Г.Б. Мейксон, я выявил основные двигательные умения и навыки, которыми должны овладеть дети младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по футболу. К ним относятся перемещения, передачи, остановки, ведение, удары, двусторонняя игра. Изучая специальную литературу, я столкнулся с проблемой организации занятий по изучению технических приёмов футбола с младшими школьниками. В этом возрасте существенные изменения происходят в мышлении и памяти. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Изменения в работе памяти выражаются в том, что припоминание идёт не от конкретных явлений к обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Учитывая этот фактор физиологической особенности организма детей в возрасте 7 – 10 лет целесообразно вести изучение техники футбола целостным методом с некоторым акцентом на детали его выполнения. А применение разноуровневой дифференциации и личностного подхода в формировании двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста посредством тренировочных занятий футболом стало ведущей идеей опыта.
Поскольку умения и навыки в футболе определяются не только способностью выполнять определённые физические упражнения, но и способностью мыслить, принимать самостоятельные решения в действиях в зависимости от ситуации во время игры, я взял за основу в своей деятельности принцип развивающего обучения. В концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова учебной деятельностью называется не любая учебная деятельность во время занятия, а лишь та, которая нацелена на овладение способами предметных и познавательных действий.
В целом игрой в футбол учащиеся начальных классов могут овладеть с помощью различных методик. Например, традиционная методика обучения происходит по принципу «от деталей к целому». То есть на начальном этапе освоения футбола происходит в виде подвижных игр, например с ведением, ударами, передачами мяча. Это закаливает определённые основы для дальнейшего углублённого изучения футбола. К учебным играм приступают только после освоения практически всех технических приёмов футбола.
Другой подход к обучению футбола заключается в изучении отдельных приёмов техники игры, которые сразу же закрепляются в учебной игре. Затем изучаются следующие технические приёмы и вновь закрепляются в учебной игре с одновременным совершенствованием ранее изученных. Обучение отдельному техническому приёму строится по следующей схеме:
- Проведение общей физической подготовки;
- Выполнение специализированных и подводящих упражнений, которые могут содержать часть целого технического приёма;
- Непосредственное изучение приёма по принципу «от деталей к целому»;
- Освоение приёма стоя на месте, в медленном темпе;
- Освоение приёма в движении в различном темпе в парах или тройках;
- Закрепление и совершенствование приёмов с изменением условий выполнения (расстояние, направление и т.д.).
Используя нетрадиционную методику учебной деятельности Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, которая строится по принципу «от общего к частному» я разработал схему тренировочного процесса по формированию двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях футболом и внедрил её в практику.
Методика обучения двигательным действиям в футболе на основе теории учебной деятельности в процессе освоения основных приёмов, средств и способов ведения игры заключается в следующем. Все занятия я начинаю с учебной игры (10 – 12 мин.), чтобы учащиеся могли выяснить возникающие у них вопросы по игре на последующей тренировке. Заканчиваются занятия также учебной игрой, для того чтобы можно было применить полученные навыки сразу в игре.
Учащимся предлагается играть по заранее установленным правилам, в зависимости от поставленной задачи.
Исходя из этого, необходимо сначала научить учащихся технике владения мячом.
Можно начать с техники ударов по воротам, так как у детей младшего школьного возраста лучше всего развивается меткость. Для того, чтобы создать необходимую мотивацию для овладения правильной и рациональной техникой удара по мячу, предлагается в начале занятия провести учебную игру, в которой взятие ворот считается действительным, если мяч влетел в определённую часть ворот (Приложение 1).
В игре с этими условиями ребята столкнутся с проблемой точного попадания в ворота. После этого необходимо рассказать о правильной технике выполнения удара по воротам. Рассказать и показать, что удары по мячу ногой могут выполняться внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внешней частями подъёма, носком, пяткой.
Выбор правильного удара зависит от того, в какую часть ворот вы бы хотели направить мяч. Так же очень важно показать точки удара по мячу (Приложение 2).
Примерные упражнения при обучении ударов по мячу ногой.
Придерживаясь теории развивающего обучения, необходимо начинать с упрощенных упражнений, постепенно усложняя и добавляя в них корректировки.
- Удар по неподвижному мячу:
Установить мяч напротив ворот на расстоянии 5 – 6 метров и нанести удар с 2 – 4 шагов разбега в определённую часть ворот. Усложнить это упражнение можно, увеличив расстояние до 8 – 9 метров, а также изменив угол обстрела по отношению к воротам на 40 – 45 градусов с левой и правой стороны.
- Удары по мячам, катящимся и летящим в разных направлениях.
- Удары по мячу с места, в движении, с поворотом, в падении.
Для повышения положительного эмоционального настроя целесообразно при изучении технических приёмов футбола использовать подвижные игры и эстафеты (Приложение 3).
Далее следует приступить к обучению передаче и остановке мяча. Как правило, учащиеся этого возраста уже используют эти приёмы в учебных играх, но зачастую сталкиваются с проблемой неточных передач и жёстких остановок, в результате чего мяч переходит к игрокам противоположной команды.
Техника ударов и передач в футболе очень схожа, но очень важно объяснить учащимся, что на близкое расстояние лучше выполнить низкую передачу, а на дальнее – высокую, для того, чтобы соперник не смог перехватить мяч и завладеть им.
Вместе с обучением передачи мяча необходимо начинать обучение остановке мяча.
Для этого в начале занятия учащимся предлагается провести учебную игру, в которой можно играть ногами, грудью, головой, но при этом нельзя перемещаться с мячом. Цель этой игры заключается в том, чтобы ребята почувствовали необходимость точной передачи и правильного приёма мяча. После игры следует обучение остановке мяча. Принимая мяч, его надо остановить так, чтобы не потерять его. Сделать это можно как угодно, только не рукой, поэтому существует масса разновидностей остановки мяча. Обучая младших школьников, я ограничился четырьмя способами остановки мяча (Приложение 4):
- остановка мяча подошвой;
- остановка мяча внутренней стороной стопы (щёчкой);
- остановка мяча бедром;
- приём мяча на грудь;
Так же как при обучении передач и остановке мяча обучение ведению мяча начинаю с проведения учебной игры, в которой нельзя перемещаться по полю с мячом. Преследуемая цель этой игры такова, чтобы учащиеся почувствовали дефицит перемещения с мячом. Так же можно разобрать такую игровую ситуацию, когда игрок получает мяч на половине соперника, причём все его партнёры и игроки противоположной команды оказываются сзади него. Игрок видит, что до ворот соперника далеко и выполнить удар по воротам нецелесообразно; ждать партнёра, чтобы сделать ему передачу, тоже не выгодно, так как с ним прибегут и соперники, поэтому игрок сам начинает перемещаться к воротам соперника с ведением мяча. И независимо от того, сможет ли он переиграть вратаря или потеряет мяч, необходимо использовать данную ситуацию как пример, рассказать о ведении мяча: для чего, как и когда оно применяется, рассказать и показать способы ведения мяча (Приложение 5). Далее учащиеся попытаются сами выполнять эти приёмы и использовать их в игре.
На следующем этапе, когда дети уже приобрели определённые умения и навыки во всех видах владения мячом, очень важно увидеть какой из изученных видов владения конкретному ребёнку больше удаётся, и вместе с ним добиваться совершенствования техники.
Это необходимо для того, чтобы, формируя команду, добиваться наиболее слаженных действий игроков во время игры.
Например, у кого–то точнее и техничнее получаются удары по воротам, значит, формируя команду, ему можно смело предоставить роль нападающего. Если у кого-то из ребят лучше получаются ведение мяча, точные и целенаправленные передачи, которые могут вывести нападающего на ударные позиции, то проблема игроков средней линии решена и т. д.
Учащимся по каким-либо причинам, не справляющимся с заданием, предлагаю упрощенные варианты упражнений, оказываю теоретическую и практическую помощь. Детям же, легко справляющимся с поставленной задачей, предлагаю упражнения в усложнённых вариантах, Тем самым ведётся индивидуальная работа, реализуется дифференцированный подход к детям.
На протяжении последних пяти лет учащиеся нашей школы успешно выступают в городских футбольных соревнованиях «Лига классов-чемпионов», и в спартакиадах школьных лагерей.
Многие ребята, которым я сумел привить любовь к футболу, дал необходимые базовые знания, умения и навыки, после окончания начальной школы продолжают заниматься футболом в спортивных клубах города и уже там продолжают совершенствовать свои физические качества, завоёвывают свои награды в школьных, городских, районных и областных соревнованиях. Это такие ребята как: Суконщиков Олег, Степанов Эдуард, Ведерников Кирилл, Карпухно Владимир, Карпухно Артём и др.
Таким образом, разработанная схема тренировочного процесса по формированию двигательных умений и навыков даёт возможность повысить знания учащихся начальных классов о том, как научиться управлять своими движениями; развить само умение управлять своими двигательными действиями, формировать положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом.
Занятия по футболу в целом оказывают эффективное влияние на обучение младших школьников, повышают результативность учебного процесса, способствуют развитию умений самостоятельно заниматься физической культурой, выделять главное и второстепенное в движениях, анализировать свои движения, находить в них взаимосвязь, оказывают влияние на развитие личности.
Опыт может быть использован учителями физической культуры начальных классов.
Приложение 1.
Предлагаемая разметка ворот
С помощью верёвок (скакалок) ворота делятся на определённое количество частей (от 2 до 6). Учащимся предлагается поразить ворота в верхнюю или нижнюю часть, левую или правую часть.
Приложение 2.
Точка удара по мячу
1 2 3
4
1 – Полетит вправо
2 – Полетит прямо и низко
3 – Полетит влево
4 – Полетит прямо и высоко
Приложение 3.
Подвижные игры, используемые при изучении и совершенствовании технических приёмов футбола.
- «Попади в цель».
Участвуют две или более команд. На ворота наносится разметка (см.Приложение 1). Участники команд поочерёдно выполняют удар с 8 – 9 метров в определённый угол ворот. При попадании мяча в цель команда получает призовое очко. После выполнения ударов всеми участниками команд определяется победитель по наибольшему количеству очков.
- «Мяч капитану».
Играющие делятся на 2 – 4 команды. Каждая команда образует круг с интервалом между игроками в один шаг. В середину каждого круга становится один из игроков – капитан. У капитана находится мяч.
По сигналу капитан выполняет передачу мяча ногой первому игроку, тот отпасовывает его обратно капитану и т. д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан, оставляя мяч в центре круга, бежит на место первого игрока, а тот вбегает в круг к мячу и начинает выполнять передачи по кругу всем игрокам команды. Получив мяч от последнего игрока, первый игрок меняется местами со вторым игроком. Игра заканчивается, когда все участники побывали капитанами, и в середине круга опять находится первый капитан, Команда, закончившая игру раньше – является победителем.
- «Перехват».
Играющие встают в круг с мячом, В центре круга находится водящий, Играющие передают друг другу мяч ногой так, чтобы водящий не смог его перехватить, Игрок, допустивший ошибку (упустил мяч за круг или после его передачи водящий завладел мячом) становится водящим, а водящий встаёт на его место. Во время игры ведётся подсчёт передач. Водящий, перехвативший мяч за наименьшее количество передач – становится победителем. Так же удостаиваются поощрения игроки, которые ни разу не побывали в роли водящего.
- «Вызов номеров».
Играющие делятся на 2 – 4 команды и выстраиваются в колонны на линии старта. В каждой команде на линии старта находится мяч. Игроки каждой команды получают порядковый номер. Игроки команд, чей номер был назван учителем, выбегают из колонны доводят мяч ногами до стойки и возвращаются обратно, оставляя мяч на линии старта. Команда, чей игрок был первым на финише, получает призовое очко. В конце игры, когда все номера были названы, подсчитывается сумма баллов в каждой команде. Команда – победительница считается та, у которой наибольшее количество очков.
Варианты игры: игроки выполняют ведение мяча до стойки обводя кегли, а обратно по прямой линии.
Приложение 4.
Способы остановки мяча
1. Остановка мяча подошвой.
Приподними носок вверх, держа стопу под углом к земле. Останови мяч перед собой так, чтобы было удобно его отпасовать или начать дриблинг (ведение).
Применяй этот способ остановки мяча при приёме низких пасов.
2. Остановка мяча внутренней стороной стопы (щёчкой).
Разверни стопу щёчкой к летящему мячу и стопой же задержи его на земле. Необходимо, чтобы щёчка коснулась середины мяча.
Этот способ применяется при приёме низких пасов, когда мяч летит на большой скорости.
3. Остановка мяча бедром.
Приподними бедро, для равновесия разведи руки в стороны. Как только мяч коснётся бедра, быстро опусти ногу, смягчая удар, и мяч упадёт к ногам.
Так следует принимать опускающиеся с различной траекторией мячи.
4. Приём мяча на грудь.
Расставь руки в стороны и прогнись, грудь должна быть под прямым углом к опускающемуся мячу. В момент касания мяча верхней части туловища быстро отклонись назад. Так ты грудью остановишь мяч, и он упадёт к ногам.
Принимая мяч на грудь, не задень его руками.
Приложение 5.
Способы ведения мяча
Различают несколько способов ведения мяча, которые наиболее часто используют в игре. Их отличия заключаются только в способе нанесения ударов.
- Ведение мяча серединой подъёма;
- Ведение мяча носком;
При ведении мяча этим способом осуществляется преимущественно прямолинейное движение.
- Ведение мяча внутренней стороной стопы позволяет существенно менять направление движения.
- Ведение мяча внешней частью подъёма считается наиболее универсальным, оно даёт возможность выполнять прямолинейное перемещение, движение по дуге и с изменением направления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятия и методы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста
Методическая разработка на тему: "Понятия и методы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста"...
Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Выпускная квалификационная работа, выполненная для аттестации....
курсовая работа на тему ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию. Национальная культура несет в себ...
Методическая разработка "Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора"
Тема «Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора» актуальна в настоящее время.В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Эт...
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ
Материал по самообразованию...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определить, на практике способы формирования умения разрешать конфликты у детей младшего школьного возраста на занятиях внеурочной деятельности...
Формирование коммуникативных умений и навыков у детей среднего школьного возраста с ОВЗ
Материал по самообразованию...