ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа по теме
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА
«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,
РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Программа «Мир вокального искусства» направлена на развитие музыкальной культуры на основе принципов органического слияния дыхательной гимнастики и музыки.
В основе программы – методика обучения пению известного педагога вокала Сэта Риггза, которая позволит петь сильным, чистым и гибким голосом в расширенном диапазоне, а также методика педагога А.Н. Стрельниковой, создательницы лечебно-профилактической дыхательной гимнастики.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА
«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,
РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработчик:
педагог дополнительного
образования
Никулина Виктория Борисовна
г. Калининград
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
МИР ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
(возраст детей – 7-15 лет)
Программа «Мир вокального искусства» направлена на развитие музыкальной культуры на основе принципов органического слияния дыхательной гимнастики и музыки.
В основе программы – методика обучения пению известного педагога вокала Сэта Риггза, которая позволит петь сильным, чистым и гибким голосом в расширенном диапазоне, а также методика педагога А.Н. Стрельниковой, создательницы лечебно-профилактической дыхательной гимнастики.
Занятия вокалом, должны помочь более целостному восприятию детьми окружающего мира. Эти занятия являются средством художественно-творческого развития детей, привития вокальных и музыкально-двигательных навыков, развития художественного вкуса, способности полноценного восприятия музыкального произведения.
Исполнение музыки при помощи человеческого голоса – одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Значение певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.
Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребенка – оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и природное. Поющий, прежде всего, преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. Родившееся на основе внутреннего родства коллективное пение обладает необычайно сильным свойством – образовывать человека как такового. Человека, который может думать, внимать, постигать, поддержать…
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу».
Этому свойству музыки высокую оценку давали Пифагор, Платон, Гиппократ, Аристотель и другие ученые Древней Греции. Аль Фараби, музыкотерапевт древнего Хорезма, утверждал, что музыка действует на человека через головной мозг. По его мнению, головной мозг регулирует работу сердца, темперамент, поддерживает нервную систему и ощущения. Данные хорезмских музыкотерапевтов были подтверждены работами В. М. Бехтерева.
Обучение вокалу с использованием физических упражнений, выраженных в танцевальной форме под музыку, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей школьного возраста, а также для коррекции и профилактики различных заболеваний.
Цель программы – приобщение детей к миру певческого искусства, пробуждение в каждом ребенке «инстинкта песенности», заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса. Укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста.
Задачи программы:
- Образовательная: изучение природных данных учащихся, приучение певца к правильной технике сольного пения и пения в хоровом коллективе, основные принципы вокала, знать строение и особенность своего голоса: анатомии и физиологии голосового и дыхательного аппаратов; приобретение навыков пения в ансамбле: слияние голосов, умение слышать не только себя, пение по дирижерскому жесту. . Изучение музыкальной грамоты и сольфеджио, расширение знаний по истории и теории музыки. Формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.
- Воспитательная: воспитывать умение воссоздать звучащую форму, помогает творчески проявить себя в процессе исполнения вокальных произведений. Содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
- Развивающая: углублять и развивать творческие навыки учащихся; развивать умения слышать малейшие изменения звучания голоса и знать их причины. Расширение знаний учащихся в области музыки, народного музыкального и композиторского творчества. Развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движение с музыкой. Формирование правильной осанки, развитие органов дыхания.
Репертуар, с помощью которого решаются учебные задачи, прежде всего, должен соответствовать возрасту детей. Основой для приобщения детей к певческому искусству является классическая, народная, образцы отечественной и зарубежной музыки массовых жанров. Репертуар составляют произведения, предназначенные как для ознакомления, так и для исполнения детьми.
Освоение программы детьми требует обязательного наличия определенного уровня музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, пластичность).
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
а) в технике пения позволяющей расслабиться и сконцентрироваться на исполнении музыкального произведения, позволить голосу звучать уверено и естественно во время пения. Реализация заключается в вокальной технике, которая называется «разговорное пение» (или пение на разговорном уровне). Освоив ее, учащийся получает возможность петь таким же удобным, непосредственным голосом, который используется при разговоре;
б) применение на занятиях физических упражнений, выраженных в танцевальной форме под музыку оказывающих оздоровительный эффект.
Программа «Музыка и движение» предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста (7-15 лет). Такая направленность обусловлена принципиальным подходом: увлечь ребят разного возраста пением, раскрыть все многообразие звучащего мира, подвести к пониманию того, что пение – это появление духовной сущности человека.
Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, по 1-2 часа в одну репетицию – с сентября до июля.
Этапы работы: 1 этап – обучение упражнениям; 2 этап – углубленное разучивание упражнений; 3 этап – закрепление и совершенствование упражнений.
Первый год обучения.
(1 этап – обучение упражнениям).
Первоначальная задача – привлечь в вокальный ансамбль заинтересованных участников в количестве 10-14 человек младшего школьного возраста, 8-12 человек среднего школьного возраста. На первом этапе происходит проверка музыкальных данных и певческих способностей участников ансамбля: определяется тип, особенности голоса учащегося, музыкальный слух, память, чувство ритма. Голоса классифицируются по тембру и высоте, для дальнейшего определения репертуара. Обращается внимание на внешнюю сторону, а именно на общее поведение ученика во время пения, на положение корпуса, на состояние лица, шеи, плеч. На первых занятиях обращается серьезное внимание на речевые навыки учащихся, параллельно проводится работа над вокальным звуком. Знакомство детей со следующими терминами и упражнениями направленных на управление дыханием, действием голосового аппарата, управлением голосовыми связками, резонансом, атакой звука. Ознакомление с техникой речевого пения. Определяется физическая подготовка учащихся.
В первый год обучения последовательность педагогического процесса выражается следующей формулой:
- изучение голоса учащегося;
- отучение от нежелательных навыков учащегося;
- приучение к правильному вокальному звуку.
Второй год обучения.
(2 этап – углубленное разучивание упражнений).
Закрепление полученных навыков техники речевого пения. Изучение нотной грамоты. На этой основе расширяются музыкальные представления учащихся, накапливаются вокальные и слуховые навыки. При обучении пению по нотам очень важно с самого начала направить внимание учащихся на то, что они поют не отдельные звуки, а определенную мелодию, и добиваться вокально-правильного, выразительного ее исполнения.
Ознакомление с правилами ансамблевого пения, пение ансамблем. Знакомство с многоголосным пением. Исполнение народных песен без музыкального сопровождения.
Третий год обучения.
(3 этап – закрепление и совершенствование упражнений)
Закрепление изученного материала. Знакомство с историей возникновения музыки.
Основной формой проведения занятий является урок (занятие). В структуру урока по обучению пению и музыкальному движению входят три части: подготовительная, основная и заключительная. Продолжительность урока может длиться от 40 до 60 минут в зависимости от возраста и подготовки детей.
В подготовительной части урока осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки детей к предстоящей работе в основной части урока. Это достигается с помощью дыхательных упражнений, упражнений по разогреву и совершенствованию голоса (распевок), специальных упражнений для согласования движений и музыки, ритмических танцев и д.р. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные лечебно-профилактические задачи.
Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает 10-15 минут от общего времени урока.
Основная часть урока занимает большую часть времени и длится 25-40 минут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами песни или танца, разучиваются слова и стиль выполнения песни, танцевальные движения, отрабатывается согласованность движений с музыкой.
В заключительной части урока подводится итог проделанной работы, занимает он 5-7 минут. Решаются задачи восстановления сил организма детей после полученной нагрузки. По возможности, исполняется разученная песня с использованием танцевальных движений. Могут быть использованы спокойные музыкальные игры или творческие задания.
Программой предусмотрены и другие формы организации занятий с детьми – групповые, дифференцированно-групповые, индивидуальные, самостоятельное выполнение комплексов вокальных или физических упражнений.
Ожидаемые результаты – умение каждого участника петь сольно и в ансамбле, используя полученные знания по звукообразованию. Знать нотную грамоту. Умение петь в ансамбле, используя навыки многоголосия.
Форма подведения итогов – заключительный концерт, составленный из разученных песен. На заключительном концерте могут быть представлены сформировавшийся за время обучения вокальный ансамбль, могут звучать песни для солиста (или солистов), сопровождаемые танцевальной группой.
Учебно-тематический план.
(младшая группа)
1 год обучения
№ п/п | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретичес- кие часы | практичес-кие часы | |||
1 | Что значит уметь петь? | 2 | 1 | 1 |
2 | Певческая установка. Строевые упражнения. | 2 | 1 | 1 |
3 | Дыхание. | 2 | 1 | 1 |
4 | Дыхательная гимнастика, разнообразие методик и польза дыхательных упражнений. | 14 | 3 | 11 |
5 | Атака звука. | 8 | 2 | 6 |
6 | Цепное дыхание. Суставная гимнастика. | 2 | 1 | 1 |
7 | Звукообразование. | 2 | 1 | 1 |
8 | Строение голосового аппарата. | 2 | 1 | 1 |
9 | Высокая позиция звука. Резонанс. | 4 | 1 | 3 |
10 | Единая манера звукообразования. | 2 | 1 | 1 |
11 | Дикция. Упражнения бегового и прыжкового характера. | 4 | 1 | 3 |
12 | Ознакомление с техникой речевого пения. | 6 | 2 | 4 |
13 | Пение высоких и низких нот. | 6 | 2 | 4 |
14 | Изучение упражнений по звукоизвлечению. Танцевальные упражнения и танцы. | 88 | 23 | 65 |
Итого. | 144 | 41 | 103 |
Учебно-тематический план
(средняя группа)
1 год обучения
№ п/п | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретичес- кие часы | практичес-кие часы | |||
1 | Что значит уметь петь? | 2 | 1 | 1 |
2 | Певческая установка. Строевые упражнения. | 2 | 1 | 1 |
3 | Дыхание. | 2 | 1 | 1 |
4 | Дыхательная гимнастика, разнообразие методик и польза дыхательных упражнений. | 26 | 4 | 22 |
5 | Атака звука. | 10 | 2 | 8 |
6 | Цепное дыхание. Суставная гимнастика. | 4 | 1 | 3 |
7 | Звукообразование. | 2 | 1 | 1 |
8 | Строение голосового аппарата. | 2 | 1 | 1 |
9 | Высокая позиция звука. Резонанс. | 10 | 1 | 9 |
10 | Единая манера звукообразования. | 8 | 1 | 7 |
11 | Дикция. Упражнения бегового и прыжкового характера. | 6 | 1 | 5 |
12 | Ознакомление с техникой речевого пения. | 12 | 2 | 10 |
13 | Пение высоких и низких нот. | 12 | 2 | 10 |
14 | Изучение упражнений по звукоизвлечению. Танцевальные упражнения и танцы. | 118 | 25 | 93 |
Итого. | 216 | 44 | 172 |
Учебно-тематический план.
(младшая группа)
2 год обучения
№ п/п | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретичес- кие часы | практичес-кие часы | |||
1 | Запись нот. Длительность – четверть. Ритмические танцы. | 12 | 2 | 10 |
2 | Лад. | 2 | 1 | 1 |
3 | Тональности. | 6 | 2 | 4 |
4 | Полутон. Знаки альтерации | 6 | 2 | 4 |
5 | Метр, размер, такт. Упражнения для расслабления мышц. | 12 | 2 | 10 |
6 | Длительность половинная. | 6 | 2 | 4 |
7 | Длительность – целая, нота с точкой. Упражнение на формирование, закрепление осанки. | 12 | 3 | 9 |
8 | Длительности восьмые. | 8 | 2 | 6 |
9 | Закрепление полученных знаний по нотной грамоте. Закрепление упражнений по звукоизвлечению. Танцевальные упражнения и танцы. | 80 | 25 | 55 |
Итого | 144 | 41 | 93 |
Учебно-тематический план.
(средняя группа)
2 год обучения
№ п/п | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретичес- кие часы | практичес-кие часы | |||
1 | Запись нот. Длительность – четверть. Ритмические танцы. | 18 | 4 | 14 |
2 | Лад. | 2 | 1 | 1 |
3 | Тональности. | 10 | 2 | 8 |
4 | Полутон. Знаки альтерации | 8 | 2 | 6 |
5 | Метр, размер, такт. Упражнения для расслабления мышц. | 12 | 2 | 10 |
6 | Длительность половинная. | 6 | 2 | 4 |
7 | Длительность – целая, нота с точкой. Упражнение на формирование, закрепление осанки. | 18 | 3 | 15 |
8 | Длительности восьмые. | 10 | 2 | 8 |
9 | Закрепление полученных знаний по нотной грамоте. Закрепление упражнений по звукоизвлечению. Танцевальные упражнения и танцы. | 132 | 25 | 107 |
Итого | 216 | 43 | 173 |
Учебно-тематический план
(младшая группа)
3 год обучения
№ п/п | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретичес- кие часы | практичес-кие часы | |||
1 | Песни мира. | 8 | 2 | 6 |
2 | Рождение песни. Упражнение на формирование, закрепление осанки. | 10 | 1 | 9 |
3 | Пение и мы. | 6 | 1 | 5 |
4 | Песня: страницы истории. | 8 | 1 | 7 |
5 | Дарю песни людям (о тех, кто создает песни). | 6 | 1 | 5 |
6 | Мы поем для своих друзей. | 14 | 1 | 13 |
7 | Мой голос в «певческом поле» мира. | 4 | 1 | 3 |
8 | Голос «рисует», «танцует», «поет». Упражнения для профилактики плоскостопия. | 8 | 1 | 7 |
9 | Наши любимые песни. | 4 | - | 4 |
10 | Закрепление упражнений по звукоизвлечению. Танцевальные упражнения и танцы. | 72 | 18 | 54 |
11 | Песни собирают друзей. | 4 | - | 4 |
Итого | 144 | 27 | 117 |
Учебно-тематический план
(средняя группа)
3 год обучения
№ п/п | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретичес- кие часы | практичес-кие часы | |||
1 | Песни мира. | 10 | 2 | 8 |
2 | Рождение песни. Упражнение на формирование, закрепление осанки. | 12 | 1 | 11 |
3 | Пение и мы. | 8 | 1 | 7 |
4 | Песня: страницы истории. | 10 | 1 | 9 |
5 | Дарю песни людям (о тех, кто создает песни). | 8 | 1 | 7 |
6 | Мы поем для своих друзей. | 18 | 1 | 17 |
7 | Мой голос в «певческом поле» мира. | 6 | 1 | 5 |
8 | Голос «рисует», «танцует», «поет». Упражнения для профилактики плоскостопия. | 12 | 1 | 11 |
9 | Наши любимые песни. | 10 | - | 10 |
10 | Закрепление упражнений по звукоизвлечению. Танцевальные упражнения и танцы. | 118 | 20 | 98 |
11 | Песни собирают друзей. | 4 | - | 4 |
Итого | 216 | 29 | 187 |
Содержание учебных тем.
1 год обучения.
- Что значит уметь петь?
Знакомство с вокально-технической культурой. Различие между разговорной речью и пением. Классификация голосов. Объяснение как учащимся нужно развивать свои способности, учиться вокальной технике.
- Певческая установка. Строевые упражнения.
Описывается механизм пения с физиологической точки зрения и показывается, как работают различные части голосового аппарата во время пения. Основные правила пения (правильная вокальная позиция, физическая свобода исполнителя, основное положение головы и корпуса во время пения). Изучение строевых упражнений: повороты на месте, в движении, передвижения, смыкания, размыкания.
- Дыхание.
Ознакомление с дыханием во время пения. Управление дыханием. «Школа пения – это школа дыхания» - отмечается огромная роль дыхания как фундамента, на котором формируется певческий голос. Указать на различие певческого дыхания от обычного. Типы певческого дыхания: ключичное, грудное, нижнереберное, диафрагмальное или брюшное. Демонстрация упражнений на укрепление певческого дыхания.
- Дыхательная гимнастика, разнообразие методик и польза дыхательных упражнений.
Культура дыхания имеет большое общеукрепляющее и лечебное действие. Ознакомление с оригинальными дыхательными гимнастиками (О.Г. Лобановой, А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко); дыхательные упражнения со стихами и речитативами.
- Атака звука.
Начало взаимодействия между дыханием и звуком возникает с «атаки» звука, т.е. с момента его зарождения. Ознакомление типами атаки звука: твердой, мягкой, придыхательной.
- Цепное дыхание. Суставная гимнастика.
Ознакомление с приемом цепного дыхания, который состоит в том, что певцы поочередно подновляют дыхание. Изучение упражнений направленных на суставы.
- Звукообразование. Строение голосового аппарата.
Звукообразование или фонация, происходит в результате действия голосового аппарата. Анатомо-физиологический обзор главнейших органов вокального аппарата.
- Тембр. Окраска звука.
Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой и тембром (окраской). Знакомство с важнейшим певческим навыком – навык легкого «зевка».
- Высокая позиция звука. Резонанс.
Рассмотреть на уроке, куда должна быть направлена воздушная волна при выдохе, чтобы голос получил необходимую силу и окраску. Понятие позиционной точности звука, резонатора.
- Единая манера звукообразования.
Под единой манерой звукообразования подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округленности гласных.
- Дикция. Упражнения бегового и прыжкового характера.
Отчетливая дикция – средство донесения текстового содержания произведения и одно из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Уделяется большое внимание воспитанию правильной и ясной певческой дикции. Введение понятий: невнятное произношение, вялая работа артикуляционного аппарата. Обучение упражнениям для тренировки дикции. Обращение учащихся на причины недостатка дикции: напряжение артикуляционного аппарата, чрезмерно открыты рот, опускание нижней челюсти, вялость и малоподвижность языка. Различие вокальной и речевой дикции.
Изучение беговых упражнений.
- Ознакомление с техникой речевого пения.
Речевое (пение на разговорном уровне) – основа голосовой свободы. Познакомить с положением гортани, позицией для пения.
- Пение высоких и низких нот.
Понятие о положении гортани при исполнении высоких и низких звуков; переходными участками диапазона, правила прохождения переходных участков при пении.
- Изучение упражнений по звукоизвлечению. Танцевальные упражнения и танцы.
Выполнение упражнений (распевок) по изучению речевой техники пения. Изучение танцев под усваиваемые песни.
2 год обучения.
- Запись нот. Длительность – четверть. Упражнения для расслабления мышц.
Объяснение, что музыкальные звуки записываются при помощи нот на нотном стане, или нотоносце, состоящем из пяти линеек. Счет линеек ведется снизу вверх. При записи нот в начале нотоносца ставится скрипичный ключ показывающий расположение ноты соль. Существует семь основных названий звуков: до, ре. ми, фа, соль, ля, си.
Следует знать, что до третьей линейки штиль пишется вверх, после третьей линейки – вниз.
Измерение длительности звуков производится с помощью равномерного счета. При этом за единицу времени чаще всего принимается четверть.
Обращается внимание учащихся на знак паузы.
На втором занятии задаются контрольные вопросы для повторения.
Изучение упражнений на расслабления для формирования свободного движения.
- Лад.
Знакомство с устойчивыми и неустойчивыми ступенями. Введение понятия тоника, лад. Наиболее распространены два лада: мажорный и минорный. Мажор звучит светло, минор – более сумрачно. Демонстрация музыкальных произведений в мажорном и минорном ладе.
- Тональности.
Знакомство с понятием – тональность на примере изучаемой песни. Контрольные вопросы для повторения.
- Знаки альтерации.
Повторить мажорный и минорный лады. Концентрация внимания на ноты изменяющихся в этих ладах. Введение понятий: тон, полутон. Ознакомление со знаками альтерации – диез, бемоль, бекар.
- Метр, размер, такт. Ритмические танцы.
Музыкальные звуки организуются во времени с помощью равновеликих долей – т.е. посредством метрической пульсации. Метр – определенное чередование акцентируемых и неакцентируемых долей метрической пульсации. Дать понятия: акцент, акцентируемая доля, тактовая черта, размер.
Наиболее распространенные метры: двухдольный, трехдольный, четырехдольный.
Изучение ритмических, упражнений выполняемых в быстром темпе.
- Длительность половинная.
Ознакомление с длительностью нот, акцентирование внимания на половинной длительности.
- Длительность – целая, нота с точкой. Упражнение на формирование, закрепление осанки.
Нота с точкой. Выводится правило – если справа у половинной ноты стоит точка, то длительность этой ноты увеличивается на одну четверть, т.е. половинная с точкой равна трем четвертям. Если нота записана овалом без штиля, она называется целой и равна четырем четвертям.
- Длительности восьмые.
Ознакомление с длительностью – восьмая; записью восьмых нот, написание восьмой паузы. Примеры различных ритмических рисунков с использованием изученных длительностей нот.
- Закрепление полученных знаний по нотной грамоте. Изучение упражнений по звукоизвлечению. Танцевальные упражнения и танцы.
Выполнение различных упражнений на закрепление знаний по нотной грамоте и по технике речевого пения. Изучение танцев под усваиваемые песни.
3 год обучения.
- «Певческое поле» мира.
Знакомство с певческим разнообразием всего человечества, рассмотрение его во всей уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. Знакомство с песнями народными, авторскими, массовыми, эстрадными.
- Рождение песни. Упражнение на формирование, закрепление осанки.
Первая песня человечества (подражание звукам природы – голосам птиц, животных и пр.), установление контактов на расстоянии, магические обряды, совместная деятельность людей (внутренняя потребность выразить накопившиеся чувства симпатии, привязанности, доброжелательности).
Появление первой песни на основе близкого, духовного общения. Глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия.
Изучение дефектов осанки, выполнение специальных танцевальных упражнений направленных на коррекцию осанки.
- Пение и мы.
Хоровое, ансамблевое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение а сареlla . ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, и т.д.) Сольное пение.
- Песня: страницы истории.
Мадригал (в ΧIV–ΧVI вв. небольшое музыкальное произведение лирического содержания), канцона и канцонетта (вокальное произведение лирического характера, от итал. «песня»), шансон (французская песня), lied (немецкая песня), song (английская песня), романс (вокальное произведение для голоса с инструментом и его жанровые разновидности – баллада, элегия, баркарола и т.д.) вокализ (мелодия без слов).
- Дарю песни людям (о тех, кто создает песни).
Народное песенное творчество – отражение истории страны и человека (рождение, детство, работа, обряды, праздники, похороны). Основные виды – песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.
Композитор – человек, в звуках говорящий нечто очень важное для людей. Текст песни – «звучание души» поэта, образно выражающего свои мысли в словах. Глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки.
- Мы поем для своих друзей.
Песня как «сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам» (Ефросин). Исполнение песни как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
- Мой голос в «певческом поле» мира.
Представление о певческом голосе (мой голос ласковый, волшебный, звонкий, легкий, нежный, резкий, равнодушный, тоскливый, громкий и т.п.).
Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса. Дом, где «живет» голос.
- Голос «рисует», «танцует», «поет».
Красочность, многоцветье человеческого голоса. Рисование голосом как кистью. Семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон, полихромия.
Звук голоса и жест (выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение. «Летящий» голос.
Песня как подарок. Песня как утешение.
- Наши любимые песни.
Песни мира. Песни о моем городе. Песни о дружбе. Песни о любви. Песни моря. Песни шутки. Песни хорошего настроения.
- Закрепление упражнений по звукоизвлечению. Танцевальные упражнения и танцы.
Выполнение различных упражнений на закрепление знаний по нотной грамоте и по технике речевого пения. Изучение танцев под усваиваемые песни.
- Песни собирают друзей.
Концерт.
Методическое обеспечение.
Для осуществления задач программы в качестве ключевого предлагается художественно-синкретический метод. Данный метод позволяет при помощи совокупности средств выразительности различных искусств опосредованно управлять качеством звучания певческих голосов детей при выполнении вокально-хоровых задач. Используя выразительные средства искусства слова, руководитель певческого коллектива должен владеть художественной речью, для которой характерна нестандартность словообразования и самое главное – подвижность, гибкость и многоплановость значений, не говоря уж об интонации как одухотворенном звукосмысловом единстве. Речь педагога должна включать метафору, олицетворение, слова-символы и т.п. Например, можно говорить о голосе «порхающем как бабочка с цветка на цветок», о том, что «звук такой тонкий как стебель травы. Можно даже неосторожным дыханием переломить его…», о том, что значит в звуке «волна и камень». «лед и пламень» и т.д. Главное, что необходимо подчеркнуть, - это огромное воздействие слова педагога на пение детей.
Танцевальное искусство как инструмент воздействия на пение детей особо ценно, поскольку обладает неограниченными возможностями воплощения художественного образа в движении. Танцевальное искусство в рамках художественно-синкретического метода – это искусство танца руками, жестами. , помогающими в понимании смысла исполняемой песни.
Средства изобразительного искусства, в частности живописи, подразумевает воздействие на краски голоса, его тембр. Осознание учащимся неповторимости и красоты тембра своего голоса рождает и представление о голосе человека в цвете, делает возможным «рисование» голосом как кистью, позволяет создавать в ансамбле композиции, различные по колориту.
Средства скульптуры также важны в предлагаемом методе обучения. Безусловно, для пения «исходным материалом»является духовность человека, но можно говорить о голосе «металлическом», «каменном», «стеклянном» и т.п. Достаточно часто подобранные эпитеты употребляются как характеристики голоса при определенных душевных состояниях и переживаниях человека. И главное, чтобы учащиеся не просто «играли» своими голосами, а проживали различные состояния, понимали человеческие эмоции. Возможно, отсюда и рождается у детей понимание окружающих их детей.
Благодаря проникновению в сам процесс пения выразительных средств других искусств художественно-синкретический метод способствует осознанию детьми уникальности, целостности музыкального искусства. Как явления, не существующего вне человека, природы, общества.
Для реализации программы необходимы научная и учебно-методическая литература, сборники песен. В наличии должен быть музыкальный инструмент – синтезатор, фортепиано. Желательно использовать элементарные музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы, треугольники и т.д. При проведении репетиций и концерта желательны микрофоны, усилитель, колонки, магнитофон, музыкальные записи.
Список использованной литературы.
- Асафьев Б.В. избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Б.В. Асафьев. – Л., 1973.
- Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. – М., 1953.
- Бекина С.И. Музыка и движение. – М., 1983.
- Герела Н.Ф. Дыхание, движение, самомассаж. – Л., 1991.
- Горюнова Л.В. Говорить языком своего предмета… - М., 1989.
- Горюнова Л.В. Пение как состояние души// искусство в школе. – 1994.
- Кабалевский Д.Б. как рассказывать детям о музыке. – М., 2005.
- Курчкин В.И. Краткое руководство по сольному пению. – М., 1952.
- Маркуорт Л. – Самоучитель по пению. – М., 2006.
- Павлищева О. Методика постановки голоса. – М., 1964.
- Риггз С. Пойте как звезды. – СПб., 2007.
- Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «Фитнес-Данс». – СПб., 2007.
- Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб. 2003.
- Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М., 1983.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста
организация занятий по плаванию...
Проблемы обучения программированию детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании
В статье описаны этапы обучения программированию детей младшего школьного возраста...
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье представлена информация об особенностях обучения аудированию детей младшего школьного возраста...
Методический семинар популяризации норм ГТО среди детей младшего и среднего возраста
Представлена нормативно- правовая база введения ГТО в образовательный процес,реализация программы введения ГТО,образовательные эффекты вследствии введения ГТО....
Особенности нарушения звукопроизношения детей младшего и старшего возраста
В статье описаны недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....
Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности. Методика Зайцева.
Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности. Методика Зайцева. Умение грамотно, последовательно, красиво изл...
«Обучение чтению детей младшего школьного возраста на уроках английского языка с использованием современных методик»
Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье ра...