Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста
статья по музыке на тему
Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_mladshego_i_srednego_shkolnogo_vozrasta.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста»
"Музыка - высшая форма человеческого познания"
О.Шпенглер
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе. Развитие музыкальных способностей оказывают влияние на общее развитие ребенка: развивается эмоциональная сфера, воображение, воля, фантазия.
Главной задачей программы музыкально-эстетического образования на моих уроках является формирование у детей художественно-творческой познавательной активности, воображения, через совершенствование форм и методов музыкального обучения. Через музыку ученики осознают и осмысливают свой внутренний мир, а также, путем анализа своих переживаний и в процессе обсуждения выражают свою мировоззренческую позицию.
Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:
а) слушания музыки,
б) творческой деятельности исполнительства,
в) познавательной деятельности,
г) общественно - полезной деятельности выражающейся в сознании и активной пропаганде музыкального искусства.
В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают закономерности музыкального языка. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно повысить уровень исполнительных навыков, развить индивидуальные способности детей. Учащиеся с высоким творческим (вокальным) задатками занимаются внеурочной (кружковой) деятельностью. Мною создан вокально-хоровой коллектив «Сударушка» МБОУ СОШ №1 пгт. Каа-хем, который охватывает учащихся разного возраста и неоднократно занимал призовые места на кожуунных, республиканских конкурсах вокально-хорового направления.
Хоровое пение является активной формой музыкального образования. Хоровое пение, как коллективная музыкальная деятельность влияет на развитие общей культуры учащихся. Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе. Хоровая деятельность активная и социально ценная, представляет существенный фактор обеспечивающий становление личности.
На занятиях хора я приучаю детей слышать красоту звука и слова в единстве, где музыка - неотъемлемое качество форм, линий, цвета. Для этого мною создан ряд вокальных упражнений развивающих не только певческие навыки, но и творческое воображение. Постоянно провожу с детьми дыхательную гимнастику Стрельниковой.
Большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, ... активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев".
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации. На уроках дети много поют, сам хорошо пою и играю на аккордеоне.
Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, утренники, конкурсы, Традиционными стали праздники: «Здравствуй, школа!», «День учителя», «День матери», "Новый год", «Шагаа», «Последний звонок», «Выпускной вечер».
Результатом моей творческой работы и моих учащихся служит участие в концертах, фестивалях не только школьных, но и в кожууне, и в республике. Каждое выступление тщательно готовится.
“Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”. (Б. В. Асафьев)
Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение. Важно на музыкальных занятиях создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от индивидуальных его возможностей. Все мои ученики должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку.
Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика. Не случайно в нашей стране так много детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью.
Слушание музыки один из главных видов музыкальной деятельности школьников. В процессе восприятия у детей развивается музыкальный слух, память, музыкальный вкус и музыкально-эстетическое сознание.
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них».
В.Г.Белинский
Список литературы
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.:
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Издание 3. – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"
Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограни...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Роль общения в психическом развитии детей младшего и среднего школьного возраста
Материал для родительского собрания в среднем звене общеобразовательной школы. Роль общения в подрастковом возрасте....
Конспект урока на тему "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста разной степени одарённости".
На уроке с разными учащимися показаны формы работы над сочинением меолодии, аккомпанемента, элементы импровизации....
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.
Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие навыков связной речи....
Программа развития творческих способностей детей младшего и среднего возраста "Творчество рождает творца"
Программа "Творчество рождает творца" направлена на работу по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся младших и средних классов инструментальных отделений ДШИ. В программе о...