Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"
рабочая программа по теме

Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, коими и являются воспитанники нашео детского дома. Поэтому и возникла необходимость дополнительного его развития посредствои дефектологических занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_korrekcii_proizvolnogo_vnimaniya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция произвольного внимания.

 Программа

коррекционно-развивающей направленности

для детей 9 – 12 лет

сроком на 2 года.

д. Люльпаны, 2010 год

 

 1. Актуальность проблемы.
Внимание есть основополагающий процесс мыслительной деятельности человека
. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания.
  Внимание школьников – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у детей  развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
   Как показывают результаты  первичного обследований у большинства  детей   развитие внимания достигает в основном среднего, очень часто низкого уровня, что является одной из основных причин их неуспешности. Известно, что у детей нашего детского дома снижение мыслительной деятельности оттягащено  задержкой психического развития.

     Поэтому основной задачей коррекционной помощи считаю повышение уровня развития именно произвольного внимания. На протяжении  4 лет разработала курс занятий, опробированных в практической работе с детьми 9 – 12 лет. Упражнения и задания, из которых состоят занятия, развивают не только различные составляющие внимания, а в комплексе решают задачи и  по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова Марина Ростиславовна (профессор, кандидат психологических наук, практикующий психолог) отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

 2.  Программа имеет:
Цель – повышение уровня развития произвольного внимания, преодоление трудностей в развитии внимания.

     Задачи –

  1. Создать условия для развития основных свойств внимания.
  2.  Вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
  3. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
  4. Коррегировать другие мыслительные процессы – восприятие, память, аналитико-синтетическую деятельность, пространственную ориентацию.
  5. Развить волевую сферу.
  6. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
  7. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
  8.  
  9. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.


 3. Условия проведения

    Данная программа объёмом  в 60 занятий ориентирована на индивидуальную форму работы рассчитана на 2 учебных года. Состав детей определяется  показателями   проведения дефектологической  диагностики -  низкий, ниже среднего или средний  уровень развития внимания и наличием стойких трудностей в учёбе по причине невнимательности.  Частота занятий  – 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 20 минут. Основные методы работы - развивающие упражнения, дидактические игры.

 

        

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

1. Повышение уровня развития произвольного внимания.

2. Развитие навыка самоконтроля и саморегуляции.

3. Повышение уровня развития мыслительной деятельности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Тематический план занятий программы.

№ п/п

Содержание темы

Кол-во часов

 

 

1

Знакомство с правилами работы на занятиях. Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления.

 

1

2

Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; воображения.

3

3

Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

2

4

Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

2

5

Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.

3

6

Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления.

4

7

Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.

5

8

Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.

3

9

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков.

3

10

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.

3

11

Развитие умения сосредоточиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.

3

12

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки.

4

13

Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря.

3

14

Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления.

3

15

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.

3

16

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; логического мышления; воображения.

3

17

Развитие концентрации и распределения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения.

3

18

Развитие концентрации, объёма внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления.

3

19

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти, логического мышления, воображения.

3

20

Развитие концентрации, распределения внимания; смысловой памяти, логического мышления.

3

 

Список литературы.

  1. Блинова Л. Н. Диагностика  и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004 г.
  2. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Авторы-составители Л.А. Абатьянова, Т. И. Иванова – Волгоград, 2010 г.
  3. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: «Ось – 89», 2001 г.
  4. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. – М.: «Сфера», 2003 г.
  5. Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР. -  М.: «Школьная пресса», 2006 г.
  6. Развитие пространственных представлений у младших школьников. Авторы-составители Выткалова Л.А., Краюшкина П.В. – Волгоград, 2009 г.
  7. Курдюкова с.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание. – М.: Эксмо, 2010 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста

Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Сценарий мероприятия для детей младшего и среднего школьного возраста "Символы России".

Сценарий исторического экскурса по государственным символам России. В познавательно-игровой форме позволит закрепить знания детей  младшего и среднего школьного возраста гимна, герба и флага Росс...

Программа "Радуга чувств" ( коррекционно-развивающая) для детей младшего и среднего школьного возраста

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающ...

Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.

     Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...

Игровая методика в обучении немецкому языку детей младшего и среднего школьного возраста

Данная статья ракрыввает роль игры в обучении немецкому языку....