Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"
рабочая программа по теме
Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, коими и являются воспитанники нашео детского дома. Поэтому и возникла необходимость дополнительного его развития посредствои дефектологических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_korrekcii_proizvolnogo_vnimaniya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция произвольного внимания.
Программа
коррекционно-развивающей направленности
для детей 9 – 12 лет
сроком на 2 года.
д. Люльпаны, 2010 год
1. Актуальность проблемы.
Внимание есть основополагающий процесс мыслительной деятельности человека. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания.
Внимание школьников – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у детей развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
Как показывают результаты первичного обследований у большинства детей развитие внимания достигает в основном среднего, очень часто низкого уровня, что является одной из основных причин их неуспешности. Известно, что у детей нашего детского дома снижение мыслительной деятельности оттягащено задержкой психического развития.
Поэтому основной задачей коррекционной помощи считаю повышение уровня развития именно произвольного внимания. На протяжении 4 лет разработала курс занятий, опробированных в практической работе с детьми 9 – 12 лет. Упражнения и задания, из которых состоят занятия, развивают не только различные составляющие внимания, а в комплексе решают задачи и по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова Марина Ростиславовна (профессор, кандидат психологических наук, практикующий психолог) отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»
2. Программа имеет:
Цель – повышение уровня развития произвольного внимания, преодоление трудностей в развитии внимания.
Задачи –
- Создать условия для развития основных свойств внимания.
- Вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
- Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
- Коррегировать другие мыслительные процессы – восприятие, память, аналитико-синтетическую деятельность, пространственную ориентацию.
- Развить волевую сферу.
- Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
- Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
- Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.
3. Условия проведения
Данная программа объёмом в 60 занятий ориентирована на индивидуальную форму работы рассчитана на 2 учебных года. Состав детей определяется показателями проведения дефектологической диагностики - низкий, ниже среднего или средний уровень развития внимания и наличием стойких трудностей в учёбе по причине невнимательности. Частота занятий – 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 20 минут. Основные методы работы - развивающие упражнения, дидактические игры.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
1. Повышение уровня развития произвольного внимания.
2. Развитие навыка самоконтроля и саморегуляции.
3. Повышение уровня развития мыслительной деятельности в целом.
Тематический план занятий программы.
№ п/п | Содержание темы | Кол-во часов |
| ||
1 | Знакомство с правилами работы на занятиях. Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления. |
1 |
2 | Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; воображения. | 3 |
3 | Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления. | 2 |
4 | Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения. | 2 |
5 | Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления. | 3 |
6 | Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления. | 4 |
7 | Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления. | 5 |
8 | Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения. | 3 |
9 | Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков. | 3 |
10 | Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления. | 3 |
11 | Развитие умения сосредоточиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления. | 3 |
12 | Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки. | 4 |
13 | Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря. | 3 |
14 | Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления. | 3 |
15 | Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения. | 3 |
16 | Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; логического мышления; воображения. | 3 |
17 | Развитие концентрации и распределения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения. | 3 |
18 | Развитие концентрации, объёма внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления. | 3 |
19 | Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти, логического мышления, воображения. | 3 |
20 | Развитие концентрации, распределения внимания; смысловой памяти, логического мышления. | 3 |
Список литературы.
- Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004 г.
- Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Авторы-составители Л.А. Абатьянова, Т. И. Иванова – Волгоград, 2010 г.
- Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: «Ось – 89», 2001 г.
- Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. – М.: «Сфера», 2003 г.
- Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР. - М.: «Школьная пресса», 2006 г.
- Развитие пространственных представлений у младших школьников. Авторы-составители Выткалова Л.А., Краюшкина П.В. – Волгоград, 2009 г.
- Курдюкова с.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание. – М.: Эксмо, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста
Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Сценарий мероприятия для детей младшего и среднего школьного возраста "Символы России".
Сценарий исторического экскурса по государственным символам России. В познавательно-игровой форме позволит закрепить знания детей младшего и среднего школьного возраста гимна, герба и флага Росс...
Программа "Радуга чувств" ( коррекционно-развивающая) для детей младшего и среднего школьного возраста
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающ...
Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...
Игровая методика в обучении немецкому языку детей младшего и среднего школьного возраста
Данная статья ракрыввает роль игры в обучении немецкому языку....
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...