Тема моего выступления посвящена метапредметным компетентностям педагога, которые способствуют повышению качества образования
методическая разработка

Великасова Дарья Александровна

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Особенно важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является условия достижения высокого качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_vystuplenie_17.02.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Особенно важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является условия достижения высокого качества образования.

Слайд 2

В условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов, введения профессионального стандарта «Педагог», реализации федеральных проектов, входящие в национальный проект «Образование», повышение профессиональной компетентности учителя является необходимым условием развития современной школы. В связи с этим - обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве школы, является одной из первостепенных задач. Я, как начинающий учитель, задаю себе вопрос, какие  практики я должна применять, чтобы помочь всем  детям  стать успешными? Какие обязательства я должна принять на себя, чтобы улучшить качество преподавания и качество образования в целом?

Слайд 3

Традиционно при возникновении учебных трудностей, учитель начинает осваивать понравившиеся ему технологии, применять различные способы организации урока. Я не являюсь исключением. Но при  таком подходе достижение желаемого результата или не происходит, или он незначителен. Почему так получается? Ответ достаточно простой: усилия каждого педагога индивидуальны, а для достижения результата у педагогического коллектива должно быть единое видение путей устранения учебных трудностей, должна быть единая педагогическая стратегия.

Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Слайд 4

Эффективной принято называть школу, в которой все ученики вне зависимости от того, каковы их способности и проблемы, имеют возможности для  максимальных достижений и благополучного развития.

Метапредметный подход говорит о необходимости того что бы ребенок не только овладевал системой знаний, но и осваивал универсальные способы действий и с их помощью мог сам добывать информацию о мире.

Метапредметные умения - это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов,

Почему возникла необходимость метапредметного подхода, развития метапредметных умений в образовательном процессе?

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин.

Слайд 5

В этом ключе, преподавание и обучение являются центральными пунктами, в которых должны произойти изменения, чтобы улучшились результаты учащихся. Однако, опыт многих школ показывает, что как раз, преподавание и обучение и есть самые трудноизменяемые элементы.

Достижение учеником личного положительного результата – это образовательное событие! Педагогическая стратегия улучшения качества образования должна быть направлена на образовательную событийность, которая может быть реализована через технологии развивающего образования. Практика показывает, что очень трудно проектировать учебный процесс для класса в целом, на основе анализа достигнутых каждым учеником личных образовательных результатов. Для достижения учениками образовательного события я определила следующие ресурсы:

  • жизненность ситуации события;
  • проблематизация действительности;
  • технологичность выстраивания совместной  деятельности;
  • логика разворачивания различных  видов деятельности.

Слайд 6

Педагогическая стратегия улучшения качества образования может реализоваться и через формирующее оценивание то есть - совместную деятельность, направленную на удовлетворение потребности в оценке собственных достижений по сравнению с предыдущими.

Слайд 7

Главными ресурсами формирующего оценивания я вижу следующие:

  • Создание необходимого для дальнейшего использования учебного продукта;
  • технологичность  выстраивания совместной оценочной деятельности.

Слайд 8

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Блез Паскаль.

Существует большое количество образовательных технологий, развивающих метапредметные умения. Мной на практике используются следующие:

  1. Проектная деятельность - формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получать необходимую информацию из максимально большего числа источников, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
  2. Интегративная технология - уроки дают ученику широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.
  3. Технология организации групповой работы – это активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, где происходит активизация познавательной деятельности, за счёт умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д. 

Слайд 9 -10

Результаты применения подобных технологий показывают, что моя педагогическая стратегия улучшения качества образования должна быть направлена и на развитие смыслового чтения.         Ресурсами в достижении образовательных результатов при смысловом чтении могут являться:

  • осознание содержания текста;
  • умение анализировать задачу и обосновывать свое решение;
  • умение составлять план решения задачи на основе смысловых частей текста;
  • понимание и формулирование основной текста.

Слайд 11

Профессиональный стандарт педагога направлен на расширение рамок профессиональной педагогической деятельности, в связи с чем, компетентностный подход в образовании и призван решить эту задачу.

Профессиональная педагогическая компетентность – это способность оптимально, эффективно, системно, с учётом индивидуальных способностей осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.

Основными этапами становления профессиональной компетентности педагога являются: этап обученности (молодой специалист); этап подготовленности (молодой учитель); этап накопленного профессионального опыта – (учитель - стажист); этап достижения профессионализма – (учитель – мастер). К сожалению, большой стаж и опыт не всегда приводят к профессионализму, но вряд ли можно достичь высокого уровня педагогического мастерства без накопленного педагогического опыта.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а чтобы деятельность педагога была эффективной, нужно быть компетентным.

Актуальный комплекс компетенций педагога можно разделить на три блока: предметные, личностные и метапредметные компетенции.

Слайд 12

Определяя метапредметные компетенции, необходимо учитывать, что этот феномен включает в себя:

  • разносторонность профессиональной деятельности;
  • полипредметность и полифункциональность умений и навыков в разных сферах и областях;
  •  личностные качества педагога, характеризующие его как конкурентноспособного индивида, обладающего решительностью, смелостью в отстаивании своего мнения и способность к с опереживанию.

Слайд 13

        Реализация педагогом метапредметного подхода в образовательном процессе требует соблюдения ряда метапредметных принципов таких как: универсальность, интегративность, вариативность, рефлексивность, целостность, фундаментальность, полифункциональность, междисциплинарности.

        Сегодня учителю просто жизненно необходимо владеть метаумениями. Важнейшее из них – способность быстро адаптироваться к меняющимся организационным условиям образовательной среды и эффективное самообразование.

        Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что метапредметный подход имеет явные перспективы для развития в образовании, так как метапредметные компетенции педагога напрямую выражены в результатах образования.

        Я, как начинающий учитель, определила свое проблемное поле. Уже на практике я выявила, что у меня получается лучше, а что – хуже, над чем мне нужно работать в первую очередь. Процесс формирования и развития моих метапредметных компетенций считаю эффективным, и надеюсь, что я состоюсь как учитель, и нисколько не разочаруюсь в выбранной профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.

Скоро останутся лишь две группы работников: те, кто контролирует компьютеры, и те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в первую.Соловейчик С.Л....

Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения

В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...

Выступление на методическом объединение "Роль педагога в повышении качества образования на уроках математики"

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение , которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития о...

Выступление на ВКС "Использование реестра затруднений учащихся и педагогов для повышения качества образования в Новопортовской школе-интернате"

Результаты государственной итоговой аттестации становятся основным источником объективной и независимой информации об уровне общеобразовательной подготовки школьников, о тенденциях развития общего обр...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»

Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»...

Выступление на тему: "Профессиональное развитие педагога как условие качества образования".

Выступление на ММО о важности саморазвития и профессионального роста педагога....

Выступление к семинару по теме: «Персонифицированная программа – путь к повышению педагогического мастерства и качества образования»

             Развитие дополнительного образования в России перешло на новый этап. Сфера дополнительного образования детей стала одним из трёх новых напра...