Выступление к семинару по теме: «Персонифицированная программа – путь к повышению педагогического мастерства и качества образования»
учебно-методический материал

Собка Наталья Алексеевна

               Развитие дополнительного образования в России перешло на новый этап. Сфера дополнительного образования детей стала одним из трёх новых направлений деятельности, по которым регионам разрешено формировать с 2023 года социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг. Особенность этой сферы в том, что в ней внедряется  механизм – система персонифицированного дополнительного образования детей.

Цель социального заказа – повышение качества и доступности дополнительного образования, развитие конкуренции в отрасли, увеличение доступа и охвата услугами, рост удовлетворенности граждан оказанием государственный (муниципальных) услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_seminar.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ

Выступление к семинару по теме:

«Персонифицированная программа – путь к повышению педагогического мастерства и качества образования»

Сообщение подготовила: Собка Н.А.,

                                                     методист Мальчевского ДДиЮ

Ст. Мальчевская,

Февраль, 2024 г

               Развитие дополнительного образования в России перешло на новый этап. Сфера дополнительного образования детей стала одним из трёх новых направлений деятельности, по которым регионам разрешено формировать с 2023 года социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг. Особенность этой сферы в том, что в ней внедряется  механизм – система персонифицированного дополнительного образования детей.

Цель социального заказа – повышение качества и доступности дополнительного образования, развитие конкуренции в отрасли, увеличение доступа и охвата услугами, рост удовлетворенности граждан оказанием государственный (муниципальных) услуг.

Что такое социальный сертификат

Согласно Федеральному закону, сертификаты персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) преобразованы в социальные сертификаты. В контексте дополнительного образования детей социальный сертификат – Государственный (муниципальный) социальный заказ, который выполняет все функции сертификата дополнительного образования и даже имеет некоторые преимущества перед последним.

На каждую образовательную программу, оплачиваемую средствами сертификата, ребенку будет формироваться социальный сертификат, являющийся новым механизмом системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО). Он представляет собой именную электронную запись (реестровый номер из 10 цифр), содержащую информацию об образовательной программе и договоре с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Сертификат ребенок получает один раз, а действует она до 18 лет (17 лет включительно). Ежегодно сертификат пополняется средствами из бюджета и даёт право посещать любые лицензированные кружки или секции дополнительного образования, размещенные на сайте Навигатора дополнительного образования за счет бюджета. Но применить социальный сертификат можно  только к тем программам, которые прошли независимую оценку качества и имеют в АИС «Навигатор» маркер «Доступна оплата сертификатом».

Региональный Навигатор – это электронная система, где собирается информация о дополнительных общеобразовательных программах, организациях, их реализующих, о детях, зачисленных на обучение.

Реализация механизмов персонифицированного дополнительного дополнительного образования детей способствует повышению доступности дополнительных общеобразовательных программ и обновлению их содержания. Под «обновлением содержания дополнительных общеобразовательных программ» мы понимаем:

- деятельность, направленную на усовершенствование программ «с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы» для удовлетворения интересов, склонностей и потребностей учащихся;

- доработку имеющихся версий общеобразовательных программ под новые задачи, условия, ситуации, в соответствии с уровнем развития науки, техники, культуры, социальной сферы.

Для подготовки к процедуре  независимой экспертизы рекомендуется привести оформление и содержание имеющихся программ в соответствие с действующим законодательством, опираясь на методические рекомендации Регионального модельного центра Ростовской области по оформлению дополнительных общеобразовательных программ.

Независимая экспертиза - это получение объективной информации о качестве оказания услуг дополнительного образования, а также повышения качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Независимая экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится региональными общественными экспертами (группой экспертов) на основании добровольной заявки авторов дополнительной общеобразовательной программы или организации, реализующей (или планирующей реализовывать) данную дополнительную общеобразовательную программу. На региональную экспертизу отправляются  те программы, которые прошли экспертизу оценки качества на Муниципальном уровне. На основании итогового протокола Муниципального общественного совета программы направляются на региональную экспертизу. В состав общественного совета независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на территории района (в соответствии с приказом № 356 от 5.04.2023 г)  входит 11 человек.

Что эксперты проверяют в программе. Приведем пример проведения экспертизы одной из программ.

Замечания по программе «Творчество без границ»

(эксперт - Собка Н.А., методист МБУ ДО МДДиЮ)

  1. На титульном листе название программы «Творчество без границ», а в Диагностическом инструментарии – «Школа юного дизайнера».
  2. В календарном учебном графике не прописано количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы. Сами Календарные учебные графики для всех годов обучения не вынесены в Приложения.
  3. Методическое обеспечение напечатано одно и тоже 2 раза на стр. 34 и на стр. 37. Зачем? На стр. 37 должны быть описаны рекомендации по проведению теоретических и практических занятий, используемый дидактический материал, методические разработки и т.д.
  4. В адресате программы указано только то, что программа предназначена для детей 7-13 лет. Нет краткой характеристики особенностей, условий приема детей, принципов формирования учебных групп.
  5. В кадровом обеспечении указано только кем реализуется программа (ФИО педагога). Отсутствует описание требований к педагогу дополнительного образования, к уровню образования, профессионализму, критерии отбора.
  6.  В программе есть Приложения 1-4, но по тексту программы  нигде не обозначено см. Приложение 1, см. Приложение 2 и т.д.  К каким разделам программы относятся Приложения 1-4 не понятно.
  7. В V разделе Диагностический инструментарий необходимо указывать диагностические материалы, бланки опросников, тексты тестов, используемые методики с указанием авторов. В данной программе они отсутствуют.

           По итогам проведения региональной независимой оценки качества формируется перечень сертифицированных дополнительных общеобразовательных программ, на которых можно обучаться за счет средств социального сертификата дополнительного образования детей.

Положительный результат общественной экспертизы, на основании итогового протокола заседания регионального общественного совета по проведению независимой оценки качества программы при Министерстве общего и профессионального образования Ростовской области, является гарантией того, что программа войдет в реестр сертифицированных программ в рамках персонифицированного дополнительного образования детей для финансирования по социальному сертификату.

На что обратить внимание в реализуемых программах и привести в соответствие?

1. Программа должна быть оформлена в соответствии с требованиями к оформлению программ для экспертизы.

2. Учебный план должен быть составлен на каждый год обучения, вид таблицы должен быть только таким. Обязательно должны быть подсчитаны часы теории, практики и всего. Практические занятия должны преобладать над теоретическими.

Раздел / Тема занятия

Количество часов

Форма контроля, аттестации

теория

практика

всего

1

Название раздела

1.1.тема

 1.2.тема

 

2

Название раздела

2.1. тема

2.2. тема

2.3. тема

Итого:

Содержание учебного плана

1) название раздела

Цель: 

Теория: 

Практика: 

3. Календарный учебный график должен иметь такой вид, должен быть составлен для каждой учебной группы и  вынесен в Приложения к программе.

Календарный учебный график

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-

во

Время проведения занятия

Форма

занятия

Место проведения

Форма

контроля

4. Задачи программы должны идти в следующей последовательности:

- образовательные

-развивающие

-воспитательные

5. Предполагаемые результаты оформляются в следующей последовательности:

- личностные планируемые результаты;

-метапредметные планируемые результаты;

-предметные образовательные результаты.

Предполагаемые результаты оформляются для каждого года обучения:

Личностные планируемые результаты:

1-й год обучения:

2-й год обучения:

3-й год обучения:

4-й год обучения:

Метапредметные планируемые результаты:

1-й год обучения:

2-й год обучения:

3-й год обучения:

4-й год обучения:

Предметные планируемые результаты:

1-й год обучения:

2-й год обучения:

3-й год обучения:

4-й год обучения:

6. Пересмотреть диагностический инструментарий. Соответствие того, что Вы делаете по программе с тем, что Вы будете диагностировать и проверять у детей.

7. Список литературы должен быть оформлен по ГОСТУ Р 7.0.100 – 2018 или ГОСТ Р 7.0.108 – 2022.  и  содержать:

- Нормативные правовые акты

- Основная и дополнительная литература

- Список литературы для обучающихся, родителей

- Интернет-ресурсы

8. Проверить нумерацию страниц в Оглавлении, много ошибок.

9. Проверить, что указанный возраст детей на титульном листе совпадает с тем, который указывается Вами в программе ( у некоторых он не совпадает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Педагогическое мастерство и качество образования"

«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке,      в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение...

Работа над единой методической проблемой как путь к повышению педагогического мастерства

Работа над единой методической проблемой образовательной организации является одной из важных форм методической службы.Деятельность по реализации единой методической проблемы направлена на создание ус...

Повышение педагогического мастерства педагогов дополнительного образования

Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к Мастерству: кто - то начинает ее с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто-то по зову сердца и складу ума, особо...

Выступление на педсовете "Урок - форма повышения педагогического мастерства"

Выступление на педсовете "Урок - форма повышения педагогического мастерства"...

Представление собственного педагогического опыта. «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования».

Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь  современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, само...

МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА (методический семинар по наставничеству)

Материал к методическому семинару по наставничеству для педагогов, реализующих образовательно-воспитательный процесс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Семинар посвящен рассмотрению проб...