Система оценивания образовательных достижений
учебно-методический материал
Представлены приёмы оценивания образовательных достижений учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenki.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | |||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | ||||
Цель | Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД | |||||
Объект | Процесс формирования | Уровень сформированности | ||||
личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации. | ||||||
Процедуры | Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся. Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | |||||
Технологии, методики, методы, приемы | «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). | |||||
| ||||||
Инструментарий | КИМы |
|
| |||
Критерии |
| |||||
Шкала и вид отметки |
| |||||
Формы фиксации |
|
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | ||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | |||
Цель | Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией». | ||||
| оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; | ||||
| |||||
Объект | Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | ||
Процедуры | Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе) | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты) | ||
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). | ||||
рефлексивные сочинения. -диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе -мониторинг метапредметных универсальных учебных действий | |||||
Инструментарий | КИМы |
| |||
| |||||
Критерии |
| ||||
Шкала и вид отметки |
| ||||
Формы фиксации |
|
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | |||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | ||||
Цель |
|
| ||||
освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии. | освоения программного материала за четверть, полугодие, год. | |||||
Объекты | Процесс освоения способов действий с изучаемым предмет-ным содержанием (их операционального состава). | Действия с предметным содержанием по изучаемой теме. | Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметно-му содержанию. | |||
Процедуры | Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение прог-раммного материала по теме, блоку, содержатель-ной линии). | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе). | |||
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). | |||||
| ||||||
Инструментарий | КИМы |
Л.Ю. Комиссарова «Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьника»; В.Г. Голубь «Тематический контроль знаний учащихся»; Л.А. Иляшенко «Итоговая аттестация» | ||||
Критерии |
| |||||
Шкала и вид отметки |
| |||||
Формы фиксации |
|
|
|
Структура системы оценки:
- критериальный подход;
- оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
- вид оценки: текущая, промежуточная, итоговая;
-цель:
- оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД;
- оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам;
- оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием;
- выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам;
- освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии.
- критерии достижения – планируемые результаты;
- методы контроля знаний учащихся: устные (взаимопроверка, защита рефератов, рецензия ответа, ситуативный диалог), письменные (работа по карточке, письменный зачёт, тесты; письменный опрос, составление задач, составление плана), игровые ( викторины, «дуэли», соревнования, праздники), графические (опорные конспекты, графические диктанты, составление схем, тематический рисунок) и комбинированные (самоконтроль, рефлексивные карты, рейтинги, смотр знаний, фестивали, олимпиады, предметные недели);
- оценка способности решать учебно-практические задачи;
- сочетание внутренней и внешней оценки;
- комплексный подход:
- - использование стандартизированных работ (устных, письменных);
- - нестандартизированных работ: проектов, практических работ, творческие работы, самоанализа, самооценки и др.
Лист оценки выразительного чтения | ||
ФИ исполнителя | ||
ФИ слушателя | ||
Критерии | Оценка исполнителя | Оценка слушателя |
Назван автор и заглавие произведения | ||
Передано настроение автора и героя | ||
Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части | ||
Соблюдены паузы внутри и в конце высказывания | ||
Выбран необходимый темп чтения | ||
Текст прочитан с необходимой громкостью | ||
итого |
0– задание не выполнено, 1-допущены 2-3 ошибки по критерию, 2- допущена 1ошибка в том или ином критерии, 3- ошибок не было
Оценочный лист дает возможность учителю обладать достаточной информацией о результатах обучения учащихся, позволяет эффективно управлять процессом обучения. Причем стоит отметить, что оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. Для ученика оценочный лист играет и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончании изучения темы. Оценочные листы вкладываются в портфолио ученика. А сводная таблица находится у учителя, она необходима для коррекционной работы с учащимися.
Часто на уроках (в зависимости от изучаемого материала) я применяю систему накопительных баллов, т.е. оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла, за замеченную и объясненную ошибку – 2 балла и т.д. Это увеличивает работоспособность класса, так как каждому хочется получить положительную оценку, кроме того, такой прием дает шанс немотивированным на учебу учащимся получить хорошую оценку.
На уроках ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Даётся возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов.
В рамках урока обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки»
1.Какова была цель задания ( задачи)?
2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?
3.Правильно или с ошибками?
4.Самостоятельно или с чей-то помощью?
5.Какую себе поставишь отметку?.
6.Почему?
7. Каков был уровень задания?
Самооценка и взаимооценка - важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика к активной деятельности, формирует умение анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы.
Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. Значит, учащийся должен:
- иметь представление о цели учебной деятельности;
- иметь представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;
- представлять способы достижения поставленных целей, решения задач;
- планировать свою деятельность, предвидеть ее результат;
- понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.
Проверка и оценка домашней или контрольной работы
Предмет | Моя оценка | Что я знаю | Что я умею | Что я должен узнать | Какую тему надо повторить | Какими умениями я должен владеть | Какие упражнения надо выполнить |
Русский язык | |||||||
Литература |
Критерии оценивания:
-адекватность оценивания своих знаний и умений;
-умение поставить учебную задачу;
Умение оценить прогресс в освоении знаний и умений.
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся учитываю все компоненты проектной деятельности:
- содержательный компонент;
- деятельностный компонент;
- результативный компонент.
0 баллов | Отсутствие данного компонента |
1 балл | Наличие данного компонента в проекте |
2 балла | Высокий уровень представления данного компонента в проекте |
Критерии оценивания проектной и исследовательской деятельности
Компонент проектной деятельности | Критерии оценивания | Баллы |
1.Содержательный | 1.Значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой тематике 2.правильность выбора используемых методов исследования 3.Глубина исследуемой проблемы, использование знаний из других областей. 4. Доказательность принимаемых решений. 5.Наличие аргументированных выводов и заключений. | 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 |
2. Деятельностный | 1.Степень индивидуального участия каждого. 2.Характер взаимодействия участников проекта. | 0-2 0-2 |
3. Результативность | 1.Форма предъявления проекта и качество его оформления. 2.Презентация проекта. 3.Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов. 4.Грамотное изложение хода исследования и интерпретация результатов. 5.Новизна представляемого проекта. | 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 |
Инструментом фиксации результатов оценивания является классный журнал. В него вношу результаты основных видов работ (самостоятельные, тестовые задания, творческие работы и т.д.), в том числе отработанных и исправленных. Результаты итоговых контрольных работ не исправляются. Рабочий журнал, таким образом, позволяет проследить динамику развития планируемых результатов обучения школьников русскому языку и литературе.
Оценочный лист класса.
Основные умения и навыки по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»
Умения | ФИО ученика | |||||||||
-выделять в слове звуки речи | ||||||||||
-давать звукам фонетическую характеристику | ||||||||||
-различать ударные и безударные слоги | ||||||||||
-не смешивать звуки и буквы | ||||||||||
-знать особенности букв Е.Е.Ю.Я | ||||||||||
-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова | ||||||||||
-проводить фонетический анализ слова | ||||||||||
-опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) | ||||||||||
-правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; | ||||||||||
-работать с орфоэпическим словарем | ||||||||||
-правильно произносить названия букв русского алфавита | ||||||||||
-свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями | ||||||||||
-проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова |
0-не умеет, 1- умеет , но выполняет с ошибками, 2- выполняет без ошибок
Оценочный лист ученика.
Предметные результаты по русскому языку
учени---- 5 «б» класса
____________________________________
Основные умения и навыки по теме «Фонетика.Графика.Орфоэпия»
выделять в слове звуки речи | давать звукам фонетическую характеристику | различать ударные и безудар-ные слоги | не смеши-вать звуки и буквы | знать особен-ности букв Е.Е.Ю.Я | использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова | проводить фо-нетический анализ слова | опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
оценка ученика | |||||||
оценка учителя |
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; | работать с орфоэпическим словарем | правильно произносить названия букв русского алфавита | свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями | проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова |
оценка ученика | ||||
оценка учителя |
Основные умения и навыки по теме «Слово и его значение. Лексика»
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); | пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова | пользоваться словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов | распределять слова на тематичес-кие группы | различать прямое и переносное значение слов; |
оценка ученика | ||||
оценка учителя |
отличать омонимы от многозначных слов | подбирать синонимы и антонимы | выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово | находить в тексте вы-разительные примы, основанные на употреблении слова в переносном значении | владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; | использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора |
оценка ученика | |||||
оценка учителя |
0-не умеет, 1- умеет , но выполняет с ошибками, 2- выполняет без ошибок
После выполнения теста учащиеся выставляют себе отметку в листе самооценки, затем сверяют ее с моей оценкой. В результате учащиеся учатся оценивать свои результаты, критично относиться к своим знаниям, видят, над какими темами им нужно еще раз поработать.
Диагностическая карта учащегося 9 « » класса __________________________________________________
ФИО | ||||||||||||||||||||
Проверяемые элементы содержания | ||||||||||||||||||||
ИК1 | Содержание изложения. 2 балла | |||||||||||||||||||
ИК2 | Сжатие исходного текста 3 балла | |||||||||||||||||||
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. 2 балла | |||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||
СК1 | Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. 2 балла | |||||||||||||||||||
СК2 | Наличие аргументов. 2 балла | |||||||||||||||||||
СК 3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. 2 балла | |||||||||||||||||||
СК4 | Композиционная стройность работы. 2 балл. | |||||||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||||||
Грамотность | ||||||||||||||||||||
Проверяемые элементы содержания | ||||||||||||||||||||
ГК1 | Орфографические нормы 2б. | |||||||||||||||||||
ГК2 | Пунктуационные нормы2б. | |||||||||||||||||||
ГК3 | Грамматические нормы2б. | |||||||||||||||||||
ГК4 | Речевые нормы2б. | |||||||||||||||||||
ФК1 | Фактическая точность изложения и сочинения-рассуждения.2б | |||||||||||||||||||
Итого |
В новой системе оценивания предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.
Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем.
Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),
Высокий уровень достижений планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал.
Пониженный уровень достижений - оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Нет достижения базового уровня. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.
Низкий уровень достижений - оценка «плохо» (отметка «1»)
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задание, но неправильно
Использую формирующее оценивание
Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Система формирующего оценивания:
- Настроена на оценку индивидуального прогресса;
- Основана на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях;
- Включает самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения его мотивации и самостоятельности);
- Доступна и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей;
- Показывает динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.
Приемы формирующего оценивания:
1. Прием «Недельный отчет »
Это опросные листы, которые ученики заполняют раз в месяц, отвечая на 3 вопроса:
Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Цель проведения: дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.
Учитель может: узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; понять, как учащийся осознает собственную учебную деятельность
2. Прием «Составление тестов»
Его суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.
Цель: вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Строит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль последних в процессе обучения.
Ученик сможет: Повысить качество выполнения задания.
Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
3. Прием «Двойная рефлексия»
Цель: определение степени выполнения поставленных на уроке задач.
Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока.
Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит учителю определить степень выполнения поставленных задач.
4. Прием «Карта Понятий»
Цель: обобщение, систематизация понятий, знаний
Учителю позволяет определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Ученику: составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы.
При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.
5.Приём «Сигналы»
Цель: понимать происходят ли изменения в понимании темы у учащихся.
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой(договаривается о сигналах с учениками) или карточкой (зелёная –«понятно», красная –«непонятно»), свидетельствующие о понимании или непонимании материала.
Тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?» Слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа. Слово предоставляется тем, кто все понял.
6.Приём «Вопросник»
Групповая работа. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:
• «Что нового вы сегодня узнали?»,
• «Какая информация была наиболее интересной?»,
• «Что было трудным?»,
• «Что мешало работе и почему?»
Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.
- Приём «Одноминутное эссе»
Цель: предоставить обратную связь с учащимися.
Учитель: « Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...