Результаты метапредметной диагностики в 8в классе МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсраева»
материал
Под метапредметным результатом в соответствии с ФГОС можно понимать универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnye_rezultaty.docx | 64.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты метапредметной диагностики в 8в классе МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсраева»
Теоретическая часть
Сегодня общество претерпевает столь значительные изменения, что порой невозможно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными умениями.
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Под метапредметным результатом в соответствии с ФГОС можно понимать универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д.
Метапредметные или надпредметные результаты образования применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем. Они отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося. Универсальные учебные действия - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы.
История и обществознание относятся к учебным предметам, которые непосредственно участвуют в процессе формирования универсальных учебных действий, тесно связанных с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
В примерной программе основного общего образования обозначено, что метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В примерной программе основного общего образования обозначено, что метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
1) способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3) способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
4) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
С этой точки зрения усвоение предметных знаний сохраняется в качестве первичной задачи обучения, однако знания рассматриваются, прежде всего, в качестве фундамента образования, а для эффективного их использования необходимо овладение универсальными учебными действиями, способами деятельности.
Практическая часть
Диагностика метапредметных результатов 8в класса была проведена в рамках Межпредметной диагностики по истории и обществознанию для оценки метапредметных результатов среди учащихся 8-х классов Республики Бурятия 28 февраля 2019 года.
Назначением контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения межпредметной диагностики по истории и обществознанию стала оценка метапредметных результатов обучающихся 8-х классов.
Структура варианта КИМ обеспечила проверку всех предусмотренных основными документами: усвоение понятийного аппарата курса истории и обществознания, овладение знаниями и умениями, использование при выполнении учебных задач исторических источников.
При разработке содержания КИМ учитывалась необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в Историко-культурном стандарте и Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В диагностической работе проверены знания и умения, приобретенные в результате освоения разделов курса истории и обществознания основной школы:
- История России XVI в.
- Смутное время.
- История России XVII в.
- Общество как сложная динамическая система.
- Человек в системе общественных отношений.
- Правовое регулирование общественных отношений.
Работа разработана, исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:
1. Владение основным понятийным аппаратом курса школьного курса истории и обществознания.
2. Понимание смысла исторических источников.
3. Понимание обществоведческих закономерностей и умение высказываться на вопрос по заданной проблематике.
4. Составление сложного плана.
Работа состояла из 6 заданий (таблица 1). Ответом к каждому из заданий 1,2,3,4 - буква, цифра, последовательность цифр и/или слово (несколько слов), а также соответствие букв и цифр.
Задания 5 и 6 предполагали развернутый ответ.
Таблица 1. Распределение заданий по частям диагностической работы
№ | Тип заданий | Количество заданий |
1 | Задание на определение верных элементов к различным источникам | 4 |
2 | Задание на построение определения, логической цепочки и развернутый ответ | 1 |
3 | Составление плана | 1 |
Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и способам действий
№ | Виды деятельности | Количество заданий |
1. | Владение основным понятийным аппаратом школьного курса истории и обществознания | 2 |
2. | Понимание смысла исторических источников | 2 |
3. | Понимание обществоведческих закономерностей и умение высказываться на вопрос по заданной проблематике | 1 |
4. | Составление сложного плана | 1 |
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Общее количество участников диагностики в 8в составило 22 чел.
По полученным оценкам: (использованы материалы РЦОИ)
Выполнение заданий учащимися 8в класса
Лучше всего справились с заданиями 2,4,5. Наибольшие затруднения вызвало задание 6.
1задание | 2задание | 3задание | 4задание | 5задание | 6задание |
42% | 60% | 40% | 65% | 50% | 25% |
По результатам диагностики по количеству набранных баллов было выделено три уровня овладения учащимися метапредметными умениями:
- высокий;
- средний;
- низкий.
Уровень подготовки | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Количество набранных баллов | 0 – 4 балла | 5 – 7 баллов | 8–10 баллов |
ФИ | К-во баллов | НИЗКИЙ | СРЕДНИЙ | ВЫСОКИЙ |
Артюхов А | 6 | + | ||
Бадмаева Д. | 4 | + | ||
Базаров Бадма | 4 | + | ||
Базаров Радна | 5 | + | ||
Будаева С. | 6 | + | ||
Гаврилов Б. | 5 | + | ||
Голышена Н. | 4 | + | ||
Даржаев А. | 5 | + | ||
Дашиев Ч. | 6 | + | ||
Елшина Н. | 8 | + | ||
Ешиева С. | 7 | + | ||
Жалсанова А. | 5 | + | ||
Жимбэжамсуева С. | 8 | + | ||
Иванова Ю. | 8 | + | + | |
Куприянов Н. | 1 | + | ||
Моик Д. | 0 | + | ||
Петрова Ж. | 3 | + | ||
Родионов Д. | 8 | + | ||
Санжиев Б. | 4 | + | ||
Субанова А. | 5 | + | ||
Тогмитов В. | 6 | + | ||
Шестаков Б. | 5 | + |
Низкий уровень сформированности метапредметных умений. Это означает, что учащийся узнает отдельные изученные в рамках основной ступени образования способы действий, но умеет применять их лишь для известных типовых ситуаций, т.е. действует на уровне простого воспроизведения действия. Учащийся с низким уровнем овладения УУД может испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра общеучебных умений.
Средний уровень сформированности метапредметных умений говорит о том, что учащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их применения. При фиксации данного уровня необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий с целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции.
Высокий уровень сформированности метапредметных умений. Это значит, что учащиеся достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.
Выводы:
Результаты выполнения метапредметной диагностики по истории и обществознанию позволяют мне выделять направления в организации учебного процесса, необходимые для повышения подготовки учащихся. При организации учебного процесса я стараюсь делать акцент на заданиях, в которых учащимся необходимо:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- составлять план;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- находить в тексте необходимую информацию, заданную в явном и неявном виде;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- решать творческие задачи.
Достижение познавательных УУД эффективно решать через продуктивные задания разных задания, которые составляются на основе материала учебника.
Так, например, задания на поиск и выявление информации, заданной в явном виде могут быть представлены в следующем виде:
- Найти конкретные сведения;
- Найти значения слова или фразы;
- Определить тему или основную идею в случае, если они представлены в тексте в явном виде;
- Определить время и место действия рассказа.
В заданиях на формулирование выводов необходимо обратить внимание на такие задания:
- Установить связь между событиями;
- Понимать обобщения, имеющиеся в тексте;
- Выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
Сложными для учащихся являются задания на интерпретацию и обобщение информации:
- Распознать общую идею или тему текста;
- Сравнивать и противопоставлять информацию текста;
- Находить практическое применение информации текста.
Проблемы возникают у учащихся и при анализе содержания текста, в особенности при выполнении заданий на:
- Оценку правдоподобности описанных событий;
- Оценку полноты или ясности информации, представленной в тексте;
- Определение отношения автора к основной теме текста.
Также можно выделить ряд технологий, которые я применяю в своей работе, для более эффективного достижения метапредметных результатов:
- Групповые технологии;
- Проблемное обучение через решение проблемных задач информационно-коммуникативные технологии;
- Технологии проектирования;
- Технология «Диалога культур»;
- Интерактивная технология;
- Личностно–ориентированные технологии обучения.
Также, приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Директор школы: Найданов Д.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметная диагностика на уроках русского языка 7 класс
Работа предназначена для диагностики предметных результатов обучения и метапредметных достижений учащихся 7 класса...
Метапредметная диагностика на уроках русского языка в 8 классе
Контрольная работа предназначена для проверки предметных умений и диагностики метпредметных планируемых результатов...
Метапредметная диагностика в области естествознания 8 класс
Диагностика подготовлена в соавторстве с учителем биологии Клиндуховой Н.Ю. и учителем химии Ломовской Т.Ю....
Метапредметные результаты обучающихся по итогам мониторингов, проводимых МБОУ гимназии. Учитель Кошелева Г.В. Справка.
Метапредметные результаты обучающихся по итогам мониторингов, проводимых МБОУ гимназии. Учитель Кошелева Г.В. Справка....
Индивидуальный протокол результатов прохождения диагностики профессиональных компетенций (предметных, метапредметных и методических) педагогических работников
Индивидуальный протоколрезультатов прохождения диагностики профессиональных компетенций(предметных, метапредметных и методических) педагогических работников...
Индивидуальный протокол результатов прохождения диагностики профессиональных компетенций (предметных, метапредметных и методических) педагогических работников.
Индивидуальный протоколрезультатов прохождения диагностики профессиональных компетенций(предметных, метапредметных и методических) педагогических работников...