Индивидуальная образовательная программа
методическая разработка
Индивидуальная образовательная программа по теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
induvidualnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 49.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальная образовательная программа
учителя истории и обществознания
Майоровой Любови Никитичны
Сроки реализации программы 2020-2023
Цель методической деятельности.
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.
Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя - цель методической деятельности любого педагога. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс.
Функции методической деятельности:
- -аналитическая;
- -проектировочная, (связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности)
- - нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
- - исследовательская ( педагогическое творчество и мастерство).
- рефлексивная (результат деятельности учителя и учеников).
Рефлексивный анализ педагогической деятельности.
Цель моей педагогической деятельности - создать оптимальные условия для личностного развития ученика путем выстраивания его индивидуальной траектории обучения и развития, что сформировать стремление к самостоятельной и качественной подготовке как к учебным занятиям, так и к итоговой аттестации.
Для осуществления поставленной цели использую следующие виды деятельности: дифференцированный подход - подбираю такое содержание, методы и формы учебного занятия, которые нацелены на конечный результат – формирование определенных ключевых компетентностей учащихся.
Применяю на уроках элементы технологии индивидуально - ориентированной системы обучения: целеполагание и составление плана деятельности; выбор учащимися содержания различной сложности; использование проблемных заданий; рефлексию учащимися своей деятельности. Сам урок стараюсь строить как систему задач, которые предстоит решить ученикам при помощи учителя. Таким образом, реализую в работе системно - деятельностный подход.
Применяю на уроках такие виды и формы заданий, которые соответствуют целям и задачам на каждом этапе урока и психолого-педагогическим особенностям детей: анализ документа, выполнение теста, описание по заданному алгоритму, составление кроссворда или синквейна, выполнение заданий по индивидуальной карточке учета знаний.
Сделать уроки разнообразными помогает использование нестандартных форм: урок-путешествие, урок-конференция, урок-игра, урок-дискуссия, дебаты.
Подготавливая выпускников к сдаче единого государственного экзамена, не только еженедельно провожу консультации, но и организую самостоятельную работу по подготовке к итоговой аттестации через составление индивидуальных программ учащихся. Использование современных педагогических технологий позволяет добиваться хороших результатов при проведении ВПР и сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Провожу уроки с использованием ИКТ: практикую составление учащимися презентаций по изучаемой теме, видеороликов, использую на уроке фрагменты электронных учебников для освоения нового материала и контроля знаний, уроки – лекции с иллюстративным материалом, взятым из интернета; интернет – уроки. Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы.
Проблемы
Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является прежде всего изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть практико-ориентированным , т.е. результаты обучения могли бы применяться за пределами системы образования - в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности:
1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества;
2) математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
3) естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Базовой основой функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы далеко не первые. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:
- неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
- отсутствие навыка целостного анализа информации.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу попытаться решить выше перечисленные проблемы, обратившись к теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания»
Гипотеза (с указанием предполагаемых результатов деятельности по самообразованию).
Ожидаемые результаты:
- формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах и при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества
- совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий
- формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД
Тема самообразования: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания»
Цель изучения данной темы:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи изучения данной темы.
- сформировать умение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- сформировать навыки преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- научить извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
- сформировать навыки целостного анализа информации
- продолжить внедрение инновационных технологий в преподавании истории и обществознания, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания предмета
- продолжить работу по обобщению личного опыта, обеспечению программирования своей деятельности и творческой рефлексии
- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
План самообразования по форме:
Этапы самообразования | Содержание деятельности | Сроки | Подведение итогов |
1.Диагностический | 1.Изучение и анализ литературы по теме самообразования. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010 Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10 Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009 Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.М.:Баласс,2011 2. Обучение на дистанционных курсах по заявленной теме 3.Посещение уроков педагогов школы 4. Использование результатов школьного мониторинга | Январь –май 2020 | ШМО |
2. Прогностический | 1.Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам история, обществознание с учетом результатов школьного мониторинга 2.Разработка приёмов для формирования читательской грамотности учащихся 3.Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы. 4. Разработка комплекса заданий по заявленной теме 5.Выступление на заседании ШМО и РМО учителей по теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания» | Сентябрь2020- май 2021 | Методсовет, ШМО |
3. Практический | 1.Участие в работе школьного и районного методических объединений 2.Проведение внеурочной деятельности по предмету в соответствии с заявленной темой 3.Проведение открытых уроков по теме самообразования 4. Публикации разработок уроков на сайтах педагогических сообществ 5. Участие в вебинарах по теме самообразования с получением сертификата. 6.Проведение самоанализа деятельности по формированию читательской грамотности учащихся 7.Повторный мониторинг уровня читательской грамотности учащихся 8.Составление сравнительной таблицы по изменению уровня читательской грамотности учащихся | Сентябрь2021-май 2022 | Открытые уроки, собеседования с коллегами, заместителем директора, ШМО |
4. Обобщающий | 1.Разработка рекомендаций по использованию приёмов формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания 2.Консультативная помощь учителям 3. Оформление и описание результатов работы по теме самообразования. 4.Составление РП по предмету с учётом полученных результатов. 5. Публикация статьи о результатах работы по теме на сайтах « Инфоурок», «Социальная сеть работников образования». | Сентябрь 2022-май 2023 | Выступление метод. совете, ШМО, педсовете |
5. Внедренческий | 1.Проведение мастер-класса по заявленной теме 2.Размещение результатов работы по теме самообразования на персональном сайте 3. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». | Сентябрь 2022-май 2023 | сайт, педсовет, творческая группа и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа по математике 6 класс
Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Я попыталась составить нормативный документ, который отражал бы эт...
Индивидуальная образовательная программа
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способ...
Индивидуальная образовательная программа педагога (ИОПП)
Тема ИОПП: «Организация деятельности учителя биологии по внедрению в образовательный процесс средней школы современных образовательных технологий способствующих формированию ключевых компетентностей и...
индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога
Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...
Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому содержит примерный учебный план, индивидуальный учебный план, а также ...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...