Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"
статья
Доклад подготовлен на заседание районного МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_russkog_yazyka.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ»
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем благополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Что же в этом направлении может сделать учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
На протяжении многих лет работы, наблюдая за здоровьем учащихся, выявила факторы риска:
- Стрессовые жизненные ситуации;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Получается, что организационная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.
В своей работе я использую:
- медико-гигиенические технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- экологические здоровьесберегающие технологии;
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.
здоровье образование
здоровьесберегающие технологии в школе
санитарно-гигиенические педагогические медико-профилактические
организационно-педагогические физкультурно-оздоровительные
информационные
психолого-педагогические
Большое значение имеет организация урока. Стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно, письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Особое внимание уделяю созданию оздоровительной среды:
- внедряю в учебный процесс преодоление факторов ограниченного пространства, т.е. провожу уроки развития речи в библиотеке, на улице или у окна; привлечение в учебный процесс слуховых, зрительных, осязательных анализаторов;
- преодоление воздействия информационно-психогенных факторов: использую элементы релаксации, для детей с ослабленным зрением – подачу информации в щадящем режиме, устраняю перегрузку на уроке и строго дозирую домашнее задание; использую элементы музыкальной терапии;
- преодоление комплекса моторной закрепощенности: работа стоя, сидя в кругу, сидя напротив (дискуссия), работаю по системе разноуровневого обучения, провожу нестандарстные уроки: урок-суд, урок-диспуд, интегрированные уроки, применяю коллективные формы обучения, на 20 минуте урока провожу динамические физминутки-специальные упражнения для мышц, рук, ног, глаз.
- использую рекомендации В.Ф.Базарного о создании коррекционной среды для зрения в виде цветных линий в форме восьмерки (водим восьмерку по синей, красной, зеленой стрелке);
- слежу за питанием в школьной столовой.
В рамках работы по реализации здоровьесберегающих технологий сотрудничаю с родителями, нацеливая их на саморегуляцию детей: «Помоги себе сам!», которая помогает освоению способов осмысленной заботы о своем здоровье. В своих сочинениях они выражают понимание значимости ЗОЖ: «Хочешь быть здоровым – занимайся спортом!», «Здоровый человек – счастливчик!», «Я за здоровый образ жизни, а ты?».
Во внеурочной деятельности не оставляю без внимания работу по здоровому образу жизни.
Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Основной формой организации учебной работы был и остается урок, на котором должно использоваться все умение учителя и другие резервы. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии, необходимо включать их и во внеклассную деятельность. Именно здесь открывается простор для педагогического творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".
Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Модульная технология на уроках русского языка (осуществление входного и промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе)
Справка писалась в рамках аккредитации школы. Изучение темы проводилось в модульной технологии. Надеюсь, поможет сэкономить время учителя....
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...
Применение ИТК-технологий на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку
Использование современных технологий при подготовке к ОГЭ...