Система оценивания образовательных достижений.
статья

Тимофеева Наталья Ивановна

Система оценивания образовательных достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений.

    Оценочные инструменты позволяют отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных  результатов. При правильном определении целей достижения образовательных результатов и способов их оценки данные инструменты дают учителю необходимую информацию. Благодаря критериальному подходу осуществляется обратная связь с учениками и родителями, которая более информативная, чем традиционные оценки. Такой подход более трудоемкий, чем выставление оценок, но он эффективнее обеспечивает решение задач современного образования.

Структура системы оценки:

Критериальное оценивание помогает ученику планировать свою деятельность, определить цели и задачи, пути их достижения, оценивать результаты своего труда, повышать качество образования школьника. Оно ориентировано на конкретного ученика для того, чтобы выявить проблемы в освоении учащимися того или иного элемента содержания образования, чтобы ребенок выполнял то или иное задание с максимальной эффективностью.

Самооценивание своего труда является одним из важнейших компонентов образования, так как рефлексия помогает получить опыт , активизировать внутренние ресурсы для решения поставленной задачи.

Комплексный подход к оценке результатов образования включает оценку достижения обучающимися предметных, метапредметных, личностных результатов.

Оценка предметных результатов – оценка достижений учащимися по предмету. Система оценки предметных результатов учебных программ с учетом индивидуального подхода предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценивания и организации индивидуальной работы с учащимися.

Оценка индивидуальных предметных достижений производится  путем выстраивания индивидуальной программы достижения точки ближайшего развития и формирования положительной учебной мотивации. Для этого используется 5 уровней: низкий уровень- 1 балл, не достигнут необходимый уровень- 2 балла, достигнут необходимый уровень- 3 балла, достижение программного уровня – 4 балла, если достигнут максимальный уровень – 5 баллов.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Промежуточная аттестация  осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагога и учащихся и является внутренней оценкой. Контроль осуществляется посредством входного контроля, итогового контроля, проектной работы.

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников  осуществляется внешними организациями и является внешней оценкой. Итоговая оценка выпускника по предметам формируется на основе результатов школьного мониторинга образовательных достижений по всем предметам,  зафиксированным в оценочных листах, отметках за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам, отметках за выполнение и защиту индивидуального проекта или исследовательской работы, отметках по предметам на государственной (итоговой) аттестации.

Оценка  метапредметных результатов ведется в ходе выполнения проверочных (тематических) работ по всем предметам на протяжении всего времени обучения. Основной процедурой итоговой оценки достижения   метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, комплексной работы на межпредметной основе.

Оценка личностных результатов образования учащихся осуществляется в ходе   внутришкольного мониторинга достижений учащихся на протяжении всего времени обучения.

Методы и формы оценивания:

Устный опрос, письменные самостоятельные работы, практические работы, тестирование, творческие работы, проектные работы, комплексные проверочные работы, самоанализ  и самооценка        

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки, оценки знаний.

1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.

2. Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более трёх – четырёх учащихся. Поэтому на практике применяю различные модификации этого метода. Например, всему классу даётся самостоятельная работа по теме урока, а в это время у доски работает группа из четырёх-пяти человек. Задача группы: ответить на вопросы учителя, причём ответ одного ученика может прерваться, и продолжить должен будет уже другой учащийся. В это время каждый отвечающий должен внимательно слушать своего соседа, так как нужно не только в любое время продолжить его  ответ, но и исправить ошибки, если есть. Так за 20 -25 минут можно послушать весь класс. Высказывая оценочные суждения в адрес товарища, ученик развивает  речевые умения: умение создавать собственный текст - рассуждение, способность свободно и правильно излагать свои мысли, следование нормам построения текста высказывания (тезис - доказательство - вывод), соблюдение норм речевого этикета. Этот вид деятельности способствует закреплению знаний и умений, учащиеся приобретают коммуникативные и социальные навыки: умение работать в команде.

Если ученика не устраивает оценка, он имеет право ответить ещё. На уроке я использую такие методы оценки деятельности обучающихся, как самооценка, взаимооценка, коллективная оценка класса.

3. Письменная проверка. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний, которая заключается в том, что учитель предлагает дать письменные ответы на вопросы за 7-10минут всему классу. Такой вид работы учащиеся выполняют в дополнительной тетради. Сильные ученики обычно легко справляются с таким заданием, а тем, кто не готов к уроку, даётся несколько минут для повторения. Для слабых учащихся  эффективнее всего будет использовать эти минуты на поиск и выбор правильного ответа из учебника.  Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков. Такой вид работы мне очень нравится, потому что все дети учатся письменно логично, ясно и точно излагать свои знания в научном стиле.  На уроках также применяю самопроверку при различных видах  диктантов. Провожу диктанты «Проверь себя, своего соседа», чтобы научить обучающихся самооценке знаний.

4. Поурочный балл. Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала. На уроках литературы это работа с текстом. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.

5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Современные методы оценки знаний, умений и навыков

1.Программированный контроль.

В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом, или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля. Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет.

Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.

Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля качества успеваемости обучающихся.

2. Тестирование.

Наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной "проверяющей способностью". Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Главные особенности тестов:

Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь варианты ответов.

Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть абсолютно ясным.

Варианты ответов. Оптимальное их число 4 – 6. Каждый вариант ответа – не более одной строки.

Чётко разработать критерии, в которых будут указаны баллы оценивания результатов деятельности учащихся.

В своей практике для контроля знаний учащихся   использую ресурсы Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, а также Федерального центра информационно-  образовательных ресурсов. Работаю в сообществах: http://pedsovet, http://it-n.ru/, http://viki.rdf.ru/, http://www.uchportal.ru/ - учительский портал; http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Много полезного для себя я нахожу в сети творческих учителей, а также в ресурсах Социальной сети работников образования, Про Школу. ру.

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей. В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля качества успеваемости обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...