Самообразование
материал
Самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа профессионального развития
учителя русского языка и литературы.
Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении школьников на основе тренинговой и кейсовой технологий»
Составитель: учитель
русского языка и литературы
Тарасова Татьяна Анатольевна
высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск, 2016 г.
Пояснительная записка
Вопрос о качестве образования был и остается самым актуальным. В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В основе образовательных стандартов второго поколения обозначен переход к новой образовательной парадигме системно-деятельностного обучения. «Методологической основой Стандарта второго поколения является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся».
Таким образом, практические приложения педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно ориентированного - вновь приобретают актуальность.
Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельной, предприимчивой, созидательной личности.
Наиболее благоприятные условия для осуществления системно-деятельностного подхода в обучении создает тренинговая технология. В рамках этой технологии удается объединить четыре направления, которые являются наиболее перспективными на современном этапе:
- тренинг как практические обучающие задачи;
- планирование результатов обучения;
- психологизация образовательного процесса;
- компьютеризация.
Данная технология позволяет строить образовательный процесс с учетом индивидуальных, психологических особенностей и здоровья обучающихся. Здесь каждый ученик осваивает программу в меру своих возможностей и способностей, но обязательным же, конечно, является минимум, определенный стандартом образования.
Системно-деятельностный подход помогает обеспечить достижение планируемых метапредметных результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В связи с этим, применяя технику системно - деятельностного подхода, я пришла к выводу о необходимости обучения школьников специальными приемам и техникам рассуждающего мышления, способствующим повысить познавательную активность, социализацию учеников и способствующим повышению качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе на основе тренинговой технологии.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме «Системно-деятельностный подход в обучении школьников»;
- теоретически выявить и обосновать эффективность применения системно-деятельностного подхода для развития учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- проанализировать успеваемость учащихся. Определить возможности организации учебной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;
- обосновать эффективность применения тренинговой технологии для осуществления системно-деятельностного подхода;
- обосновать эффективность использования метода учебных проектов для развития познавательной активности обучающихся;
- осуществлять анализ результативности на основе мониторинга успешности обучения;
- обобщить опыт педагогической работы по теме сомообразования.
Методы исследования: самодиагностика, самонаблюдение, самоанализ.
Этапы и сроки исследования:
- Диагностический – сентябрь – ноябрь 2015 г.
- Экспериментальный – ноябрь 2015 г. – май 2020 г.
- Обобщающий - ноябрь 2020 г.
План мероприятий по реализации программы педагогического эксперимента по теме:
«Системно-деятельностный подход в обучении школьников на основе тренинговой технологии»
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки | Результаты |
1.Диагностический | 1. Определение целей и задач темы. 2. Изучение литературы и имеющегося опыта по проблеме. 3. Изучить методическую литературу по теме. 4.Определить уровень собственной педагогической компетенции в области применения исследовательского метода обучения. 5.Разработать программу саморазвития профессиональной компетентности учителя. | 1.Изучение методической литературы. 2.Проведение самодиагностики. 3.Обучение на курсах повышения квалификации 4.Дополнительная профессиональная подготовка по теме на курсах повышения квалификации. | сентябрь – ноябрь 2015 г. | 1.Список литературы. 2.Анкета по самодиагностике учителя. 3. Удостоверение о прохождении курсов |
2.Экспериментальный | 1. Использование тренинговой технологии для осуществления системно-деятельностного подхода на уроках русского языка . 2.Составление содержательных блоков тренинга – развития УУД, базовых тренинговых методов, дидактических тренингов для 5-11 классов. 3. Разработать и внедрить в практику «Тренинговую тетрадь» №1 и №2. №1- (схемы, таблицы, памятки, алгоритмы-тренинги 5-9 класс); № 2-для подготовки итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ). 4. Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе. 5. Проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Технология подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку». 6.Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению темы. | 1.Участие в школьных и городских НОУ турнирах, конференциях. 2.Составление блоков тренингов для проведения уроков русского языка , внеклассных мероприятий. 3) Составить блочно-модульную систему тренингов обучения русскому языку с использованием опорных схем. 3) Проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку с использованием тестов. 4) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения системно-деятельностного подхода в обучении школьников на основе тренинговой технологии. | ноябрь 2016 г. – май 2020 г. | 1.Конспект урока. 2. Выступление на тематическом педсовете, заседании ШМО, ГМО. 3.Взаимопосещение. 4.Открытые уроки. |
3.Обобщающий | 1.Подвести итоги по теме. | Подготовка анализа работы, обобщение опыта в форме творческого отчета. | Ноябрь 2020 г. | 1.Пакет материалов. 2.Презентация к отчёту. 3. Публикация по теме. |
Направления самообразования: профессиональное , методическое
Приложение 1
Паспорт программы самообразования учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №9» г. Нижневартовска с углубленным изучением отдельных предметов.
Наименование программы | Программа самообразования учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №9» г. Нижневартовска с углубленным изучением отдельных предметов |
Основания для разработки программы | - программа развития школы ( решение педагогического совета №…Приказа, от 05.02.2016); - развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога. |
Разработчик программы | Тарасова Татьяна Анатольевна |
Цель программы | Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС. |
Задачи программы | 1.Изучить научно-методическую литературу по теме самообразования. 2.Повысить качество преподавания на основе внедрения системно-деятельностного подхода в обучении школьников на основе тренинговой технологии. 3.Создать необходимые условия для активизации познавательной деятельности учащихся. 4.Развивать учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений. |
Срок реализации программы | 2015-2020 |
Основные разделы программы |
|
Приложение 2
План работы над темой.
1. Подготовительный этап.
Направления деятельности | План мероприятий | Примерный срок (год) реализации |
Источники самообразования | Теоретическое изучение темы (методическая литература по теме, периодическая печать, Интернет-ресурсы и т.п.) | Систематически |
Повышение квалификации по предмету, курсы. | По плану, по выбору | |
Аттестация на высшую квалификационную категорию | По плану | |
Изучение инновационных методов работы ведущих учителей города, округа, страны | систематически |
2. Основной этап.
Апробация методик и форм педагогической деятельности в соответствии с темой | Составление собственных авторских разработок, печатной продукции ( в электронном варианте и использование их в работе) | систематически |
Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения и воспитания | В течение периода самообразования | |
Приобретение электронных учебников и использование их на уроках | ||
Самодиагностика деятельности учителя и самоанализ уроков. | ||
Мониторинговые исследования: качество знаний, умений, навыков, УУД | ||
Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков и внеклассных мероприятий | ||
Открытые уроки, мероприятия, мастер-классы |
3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Реализация программы самообразования | Выступление перед коллегами на кафедре МО "Филология" и ГМО по теме самообразования, конференциях: - составление авторских программ элективных учебных предметов; - пополнение дидактического материала (согласно разработанной теме) -внеурочная деятельность (работа с одаренными детьми, вовлечение в НОУ, олимпиады и различные конкурсы и т.п.) | Согласно плану работы школы |
Анализ работы | 2020 | |
Публикации статей в СМИ | В течение периода самообразования | |
Регистрация на сайте творческих учителей, создание сайта | ||
Участие в конкурсах |
Объект исследования: профессиональная деятельность учителя.
Предмет исследования: использование исследовательского метода обучения в системе работы учителя.
Цель:
- Развитие профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС.
Тарасова Т.А.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Директору МБОУ «СШ №9с УИОП»
Туценко З.Н.
Гиматдиновой Г.В.
служебная записка.
На основании информационного письма МБОУ «Гимназия №2» от 21.03.2016прошу Вас направить на День тьютера по теме «Повышение компетентности педагогов», который будет проходить на базе МБОУ «Гимназия №2» 29.03.2016 года Тарасову Т.А. и Павлюк Н.А.
29.03.2016 Г.В.Гиматдинова
Предварительный просмотр:
Директору МБОУ «СШ №9с УИОП»
Туценко З.Н.
Гиматдиновой Г.В.
служебная записка.
На основании информационного письма МАУ г.Нижневартовска «ЦРО» от 12.04.2016 №445прошу Вас направить на семинар по теме «Применение современных педагогических технологий учителями-предметниками в урочной и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО», который состоится 19.04.2016 г. на базе МБОУ «СШ №21», Латыпову Л.И. и Тарасову Т.А.
19.04.2016Г.В.Гиматдинова
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»)
ул. Мира, 56 «б», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628611
тел./факс: (3466)45-81-60, 43-34-08, электронная почта:сro-nv@mail.ru
ОКПО 93890050; ОГРН 1068603001400
ИНН/КПП 8603129055/860301001
16.09.2019 № 1032 На № _______ от ____________ | Руководителю общеобразовательной организации |
Уважаемый руководитель!
Информируем Вас о том, что в соответствии с письмами МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования» от 02.09.2019 №№ 966, 967
19 сентября 2019 года на базе МАУ г. Нижневартовска «ЦРО» (ул. Мира, 56 б) состоятся семинары по русскому языку и географии (далее – семинары) для методистов, учителей общеобразовательных организаций.
Просим обеспечить участие в семинаре педагогов общеобразовательной организации, вошедших в состав группы слушателей (приложение 1, 2).
Приложение:
1. Список участников семинара по русскому языку на 2 л. в 1 экз.
2. Список участников семинара географии на 1 л. в 1 экз.
Исполняющий обязанности директора Д.И. Шаравьев
Исполнитель:
Добышева Галина Викторовна,
заведующий
информационно-методическим отделом
тел. 8 (3466) 45-44-81
Приложение 1
к письму МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»
от «16» 09. 2019 №1032
Список участников практико-ориентированного семинара
«Русский родной язык: новый предмет и новые подходы в преподавании»
(19.09.2019, 14.30, МАУ г. Нижневартовска «ЦРО», кабинет 305)
№ п/п | Наименование образовательной организации | Фамилия, имя, отчество (полностью) | Должность |
МБОУ «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича» | Корнеева Ирина Владимировна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича» | СадыговаТахминаСадигкызы | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича» | Корнева Наталья Анатольевна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа № 3» | Черкашина Екатерина Владимировна | учитель русского языка | |
МБОУ «Средняя школа №5» | СеничкинаСулпанРавильевна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №5» | Береговая Екатерина Евгеньевна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №6» | Чеснокова Ольга Викторовна | методист, учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №8» | Дмитриевских Юлия Викторовна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №9 с УИОП» | Тарасова Татьяна Анатольевна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №9 с УИОП» | Тычинская Нина Павловна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №9 с УИОП» | Шиманова Светлана Александровна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №10» | Брызгалова Вероника Владимировна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №11» | КаюмоваГульдарАнисовна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Средняя школа №14» | Сонникова Оксана Валерьевна | учитель русского языка | |
МБОУ «Средняя школа №14» | Мухамадиева Анфиса Расимовна | учитель русского языка | |
МБОУ «Гимназия №1» | Адушкина Ольга Викторовна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Лицей» | Свирина Вера Максимовна | преподаватель русского языка и литературы | |
МБОУ «Лицей №2» | Соломаха Ирина Алексеевна | учитель русского языка и литературы | |
МАУ «ЦРОиМП НВР» | Кузовлева Наталья Николаевна | методист | |
МБОУ «Аганскя ОСШ» | Камышанова Наталья Валентиновна | учитель русского языка | |
МБОУ «Зайцевореченская ОСШ» | Шмидт Лариса Владимировна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Зайцевореченская ОСШ» | Нурбекова Марина Владимировна | учитель начальных классов | |
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1» | Самоловова Дарья Сергеевна | учитель русского языка | |
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» | Владимирова Анна Александровна | учитель русского языка | |
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 2» | Ляхова Татьяна Ивановна | учитель русского языка | |
МБОУ «Новоаганская ОСШ им. маршала Советского Союза Г.К. Жукова» | Юрьева Мария Антоновна | учитель русского языка и литературы | |
МБОУ «Охтеурская ОСШ» | Половникова Валентина Ивановна | учитель русского языка и литературы |
Приложение 2
к письму МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»
от «16» 09. 2019 №1032
Список участников методического семинара
«Формирование функциональной грамотности школьников на уроках географии»
(19.09.2019, 15.00, МАУ г. Нижневартовска «ЦРО», кабинет 204)
№ п/п | Наименование образовательной организации | Фамилия, имя, отчество (полностью) | Должность |
МБОУ «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича» | Пузина Валентина Ивановна | учитель географии | |
МБОУ «СШ № 2 -многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» | Алимбекова Наталья Владимировна | учитель географии | |
МБОУ «Средняя школа № 3» | Чурбанова Наталья Валерьевна | учитель географии | |
МБОУ «Средняя школа № 7» | Гаголкина Ирина Георгиевна | учитель географии | |
МБОУ «Средняя школа №8» | Еникеева Анна Геннадьевна | учитель географии | |
МБОУ «Средняя школа №9 с УИОП» | Павленко Екатерина Александровна | учитель географии | |
МБОУ «Средняя школа №10» | Янышева Лариса Денисовна | учитель географии | |
МБОУ «Гимназия №1» | Циренов Андрей Николаевич | учитель географии | |
МБОУ «Лицей №2» | Ханжина Галина Аркадьевна | учитель географии | |
МБОУ «Аганскя ОСШ» | Минеева Лариса Александровна | учитель географии | |
МБОУ «Зайцевореченская ОСШ» | Коновалов Александр Михайлович | учитель географии | |
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 2» | Орешко Тамара Анатольевна | учитель географии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...