Самообразование
материал

Тарасова Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

  Программа профессионального развития

 учителя русского языка и литературы.

Тема:  «Системно-деятельностный подход в обучении школьников на основе тренинговой и кейсовой технологий»

 

Составитель:  учитель

 русского    языка и литературы  

Тарасова Татьяна Анатольевна

высшей квалификационной категории

   

г. Нижневартовск, 2016 г.

Пояснительная записка

     Вопрос о качестве образования был и остается самым актуальным. В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».

     В  основе образовательных стандартов второго поколения  обозначен  переход к новой образовательной парадигме системно-деятельностного обучения. «Методологической основой Стандарта второго поколения является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и  здоровья обучающихся».

    Таким образом, практические приложения педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно ориентированного - вновь приобретают актуальность.       

    Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельной, предприимчивой, созидательной личности.

    Наиболее благоприятные условия для осуществления системно-деятельностного подхода в обучении создает тренинговая технология. В рамках этой технологии удается объединить четыре направления, которые являются наиболее перспективными на современном этапе:

  • тренинг как практические обучающие задачи;
  • планирование результатов обучения;
  • психологизация образовательного процесса;
  • компьютеризация.

Данная технология позволяет строить образовательный процесс с учетом индивидуальных, психологических особенностей и здоровья обучающихся. Здесь каждый ученик осваивает программу в меру своих возможностей и способностей, но обязательным же, конечно, является минимум, определенный стандартом образования. 

Системно-деятельностный  подход помогает обеспечить     достижение  планируемых  метапредметных  результатов освоения основной образовательной программы  и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

В связи с этим, применяя технику системно - деятельностного подхода, я пришла к выводу о необходимости обучения школьников специальными приемам и техникам рассуждающего мышления, способствующим повысить познавательную активность, социализацию учеников  и способствующим повышению качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе на основе тренинговой технологии.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.

Задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме «Системно-деятельностный подход в обучении школьников»;
  2. теоретически выявить и обосновать эффективность  применения системно-деятельностного подхода для развития учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  3. проанализировать успеваемость учащихся. Определить возможности организации  учебной познавательной  деятельности учащихся на уроках русского языка;
  4.  обосновать эффективность применения тренинговой технологии для осуществления системно-деятельностного подхода;
  5.  обосновать эффективность использования  метода учебных проектов для развития познавательной активности обучающихся;
  6. осуществлять анализ результативности на основе мониторинга успешности обучения;
  7. обобщить опыт педагогической работы по теме сомообразования.

Методы исследования: самодиагностика, самонаблюдение, самоанализ.

Этапы и сроки исследования:

  1.  Диагностический – сентябрь – ноябрь 2015 г.
  2.  Экспериментальный – ноябрь 2015 г. – май  2020 г.
  3.  Обобщающий - ноябрь 2020 г.

План мероприятий по реализации программы педагогического эксперимента по теме: 

«Системно-деятельностный подход в обучении школьников на основе тренинговой технологии»

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Результаты

1.Диагностический

1. Определение целей и задач темы.

 2. Изучение литературы и имеющегося опыта по проблеме.

3. Изучить методическую литературу по теме.

4.Определить уровень собственной педагогической компетенции в области применения исследовательского метода обучения.

5.Разработать программу саморазвития профессиональной компетентности учителя.

1.Изучение методической литературы.

2.Проведение самодиагностики.

3.Обучение на курсах повышения квалификации

  4.Дополнительная профессиональная подготовка по теме на курсах повышения квалификации.   

сентябрь – ноябрь 2015 г.

1.Список  литературы.

2.Анкета по самодиагностике учителя.

3. Удостоверение о прохождении курсов  

2.Экспериментальный

1. Использование тренинговой технологии  для осуществления системно-деятельностного подхода на уроках русского языка .

2.Составление содержательных блоков тренинга – развития УУД, базовых тренинговых методов, дидактических тренингов для 5-11 классов.

3. Разработать  и внедрить в практику «Тренинговую тетрадь» №1 и №2. 

№1- (схемы, таблицы, памятки, алгоритмы-тренинги 5-9 класс);

№ 2-для подготовки итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ).

4. Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе.

5. Проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Технология подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку».

6.Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению темы.

1.Участие в школьных  и городских НОУ турнирах,

конференциях.

2.Составление

блоков тренингов для проведения уроков русского языка , внеклассных мероприятий.

3) Составить блочно-модульную  систему тренингов обучения русскому языку с использованием опорных схем.

3) Проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку с использованием тестов.

4) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения системно-деятельностного подхода  в обучении школьников на основе тренинговой технологии.

ноябрь 2016 г. – май 2020 г.

1.Конспект урока.

2. Выступление на тематическом педсовете, заседании ШМО, ГМО.

3.Взаимопосещение.

4.Открытые уроки.

3.Обобщающий

1.Подвести итоги по теме.

Подготовка анализа работы, обобщение опыта в форме творческого отчета.

Ноябрь

2020 г.

1.Пакет материалов.

2.Презентация к отчёту.

3. Публикация по теме.

Направления самообразования: профессиональное , методическое

Приложение 1

Паспорт программы самообразования учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №9» г. Нижневартовска с углубленным изучением отдельных предметов.

Наименование программы

Программа самообразования учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №9» г. Нижневартовска с углубленным изучением отдельных предметов

Основания для разработки программы

- программа развития школы ( решение педагогического совета №…Приказа, от 05.02.2016);

- развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Разработчик программы

Тарасова Татьяна Анатольевна

Цель программы

Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы  в соответствии с требованиями  ФГОС.

Задачи программы

1.Изучить научно-методическую литературу по теме самообразования.

2.Повысить качество преподавания на основе внедрения системно-деятельностного  подхода в обучении школьников на основе тренинговой технологии.

 3.Создать необходимые условия для активизации познавательной деятельности учащихся.

4.Развивать учебно-познавательную  компетенцию учащихся через совершенствование  общих и специальных  учебных умений.

Срок реализации программы

2015-2020

Основные разделы программы

  1. Педагогический анализ.
  2. Научно-методическая и профессионально педагогическая деятельность.
  3. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой.

Приложение 2

План работы над темой.

1.​ Подготовительный этап.

Направления деятельности

План мероприятий

Примерный

срок (год)

реализации

Источники самообразования

Теоретическое изучение темы (методическая литература по теме, периодическая печать, Интернет-ресурсы и т.п.)

Систематически

Повышение квалификации по предмету, курсы.

По плану, по выбору

Аттестация на   высшую  квалификационную категорию

По плану

Изучение инновационных методов работы ведущих учителей города, округа, страны

систематически

2.​ Основной этап.

Апробация методик и форм педагогической деятельности в соответствии с темой

Составление собственных авторских разработок, печатной продукции ( в электронном варианте и использование их в работе)

систематически

Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения и воспитания

В течение периода самообразования

Приобретение электронных учебников и использование их на уроках

Самодиагностика деятельности учителя и самоанализ уроков.

Мониторинговые исследования: качество знаний, умений, навыков, УУД

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков и внеклассных мероприятий

Открытые уроки, мероприятия, мастер-классы

3.​ Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Реализация программы самообразования

Выступление перед коллегами на кафедре МО "Филология"  и ГМО по  теме самообразования, конференциях:

- составление авторских программ элективных учебных предметов;

- пополнение дидактического материала (согласно разработанной теме)

-внеурочная деятельность (работа с одаренными детьми, вовлечение в НОУ, олимпиады и различные конкурсы и т.п.)

Согласно плану работы школы

Анализ работы

2020

Публикации статей в СМИ

В течение периода самообразования

Регистрация на сайте творческих учителей, создание сайта

Участие в конкурсах

Объект исследования: профессиональная деятельность учителя.

Предмет исследования: использование исследовательского метода обучения в системе работы учителя.

Цель: 

  1. Развитие профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС.

Тарасова Т.А.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Директору МБОУ «СШ №9с УИОП»

Туценко З.Н.

Гиматдиновой Г.В.

служебная записка.

     На основании информационного письма МБОУ «Гимназия №2» от 21.03.2016прошу Вас направить на День тьютера по теме «Повышение компетентности педагогов», который будет проходить на базе МБОУ «Гимназия №2» 29.03.2016 года Тарасову Т.А. и Павлюк Н.А.

29.03.2016     Г.В.Гиматдинова



Предварительный просмотр:

Директору МБОУ «СШ №9с УИОП»

Туценко З.Н.

Гиматдиновой Г.В.

служебная записка.

     На основании информационного письма МАУ г.Нижневартовска «ЦРО» от 12.04.2016 №445прошу Вас направить на семинар по теме «Применение современных педагогических технологий учителями-предметниками в урочной и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО», который состоится 19.04.2016 г. на базе МБОУ «СШ №21», Латыпову Л.И. и Тарасову Т.А.

19.04.2016Г.В.Гиматдинова



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»)

ул. Мира, 56 «б», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,  628611

тел./факс:  (3466)45-81-60, 43-34-08, электронная почта:сro-nv@mail.ru

ОКПО 93890050; ОГРН 1068603001400

ИНН/КПП 8603129055/860301001

16.09.2019        № 1032

На № _______ от ____________        

Руководителю общеобразовательной организации

Уважаемый руководитель!

Информируем Вас о том, что в соответствии с письмами МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования» от 02.09.2019 №№ 966, 967

19 сентября 2019 года на базе МАУ г. Нижневартовска «ЦРО» (ул. Мира, 56 б) состоятся семинары по русскому языку и географии (далее – семинары) для методистов, учителей общеобразовательных организаций.

Просим обеспечить участие в семинаре педагогов общеобразовательной организации, вошедших в состав группы слушателей (приложение 1, 2).

Приложение:

1.        Список участников семинара по русскому языку на 2 л. в 1 экз.

2.        Список участников семинара географии на 1 л. в 1 экз.

Исполняющий обязанности директора Д.И. Шаравьев

Исполнитель:

Добышева Галина Викторовна,

заведующий

информационно-методическим отделом

тел. 8 (3466) 45-44-81

imo210@mail.ru


Приложение 1

к письму МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»

от «16» 09. 2019 №1032

Список участников практико-ориентированного семинара

«Русский родной язык: новый предмет и новые подходы в преподавании»

(19.09.2019, 14.30, МАУ г. Нижневартовска «ЦРО», кабинет 305)

№ п/п

Наименование образовательной организации

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Должность

МБОУ «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича»

Корнеева Ирина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича»

СадыговаТахминаСадигкызы

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича»

Корнева Наталья Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа № 3»

Черкашина Екатерина Владимировна

учитель русского языка

МБОУ «Средняя школа №5»

СеничкинаСулпанРавильевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №5»

Береговая Екатерина Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №6»

Чеснокова Ольга Викторовна

методист, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №8»

Дмитриевских Юлия Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №9 с УИОП»

Тарасова Татьяна Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №9 с УИОП»

Тычинская Нина Павловна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №9 с УИОП»

Шиманова Светлана Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №10»

Брызгалова Вероника Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №11»

КаюмоваГульдарАнисовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №14»

Сонникова Оксана Валерьевна

учитель русского языка

МБОУ «Средняя школа №14»

Мухамадиева Анфиса Расимовна

учитель русского языка

МБОУ «Гимназия №1»

Адушкина Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей»

Свирина Вера Максимовна

преподаватель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №2»

Соломаха Ирина Алексеевна

учитель русского языка и литературы

МАУ «ЦРОиМП НВР»

Кузовлева Наталья Николаевна

методист

МБОУ «Аганскя ОСШ»

Камышанова Наталья Валентиновна

учитель русского языка

МБОУ «Зайцевореченская ОСШ»

Шмидт Лариса Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Зайцевореченская ОСШ»

Нурбекова Марина Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»

Самоловова Дарья Сергеевна

учитель русского языка

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

Владимирова Анна Александровна

учитель русского языка

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 2»

Ляхова Татьяна Ивановна

учитель русского языка

МБОУ «Новоаганская ОСШ  им. маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

Юрьева Мария Антоновна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Охтеурская ОСШ»

Половникова Валентина Ивановна

учитель русского языка и литературы

Приложение 2

к письму МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»

от «16» 09. 2019 №1032

Список участников методического семинара

 «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках географии»

(19.09.2019, 15.00, МАУ г. Нижневартовска «ЦРО», кабинет 204)

№ п/п

Наименование образовательной организации

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Должность

МБОУ «Средняя школа №1 имени А.В. Войналовича»

Пузина Валентина Ивановна

учитель географии

МБОУ «СШ № 2 -многопрофильная им. Е.И. Куропаткина»

Алимбекова Наталья Владимировна

учитель географии

МБОУ «Средняя школа № 3»

Чурбанова Наталья Валерьевна

учитель географии

МБОУ «Средняя школа № 7»

Гаголкина Ирина Георгиевна

учитель географии

МБОУ «Средняя школа №8»

Еникеева Анна Геннадьевна

учитель географии

МБОУ «Средняя школа №9 с УИОП»

Павленко Екатерина Александровна

учитель географии

МБОУ «Средняя школа №10»

Янышева Лариса Денисовна

учитель географии

МБОУ «Гимназия №1»

Циренов Андрей Николаевич

учитель географии

МБОУ «Лицей №2»

Ханжина Галина Аркадьевна

учитель географии

МБОУ «Аганскя ОСШ»

Минеева Лариса Александровна

учитель географии

МБОУ «Зайцевореченская ОСШ»

Коновалов Александр Михайлович

учитель географии

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 2»

Орешко Тамара

Анатольевна

учитель географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...