ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
методическая разработка
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(3-7 ЛЕТ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
Возраст | Количество детей в группе | Время занятия |
3-4 года | 5-6 человек | 20 минут |
4-5 лет | 6-7 человек | 20 минут |
5-6 лет | 7-8 человек | 25 минут |
6-7 лет | 8-10 человек | 25 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
3 – 4 года – восприятие;
4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;
5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий
- Аудио – видеотека;
- фонотека и фильмотека;
- настольно – печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- строительный материал;
- ковер.
Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа:
Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей - участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Психологический курс
«Цветик-семицветик» для детей 3-4 лет
Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.
В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Яркими проявлениями «кризиса трех лет» являются: негативизм, упрямство, строптивость.
В возрасте трех лет у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка.
Основным видом деятельности трехлеток становится игра.
Задачи психологического курса для детей 3-4 лет
- Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
- Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
- Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
- Развивать способность подчинять свои действия правилам.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Восприимчивости.
- Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо _ плохо.
- Способствовать формированию позитивной самооценки.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
- Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
- Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
- Появление смысловой структуры сознания.
- Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
- Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
- Удерживает внимание 7–8 минут.
- Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как Я).
Цели и задачи для взрослых:
- Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
- Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
- Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.
- Формировать умение действовать по правилам.
- Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.
Новообразования:
- Усвоение первичных нравственных норм.
- Самооценка.
- Появление элементов партнерского общения.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 4 годам
(критерии результативности)
Восприятие
Цвета | Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый | Узнавание, называние, соотнесение |
Формы | Шар - круг, куб - квадрат, треугольник | Узнавание, называние, соотнесение |
Величины | Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий | Узнавание, называние, соотнесение |
Пространства | Далеко - близко, высоко - низко | Узнавание, называние, соотнесение |
Эмоционального состояния | Радость, грусть, гнев | Узнавание, называние, соотнесение |
Память
Зрительная образная: объем — 4–5 предметов.
Слуховая образная: объем — 3–4 звука.
Слуховая вербальная: объем — 4 слова.
Тактильная: объем — 3–4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета.
Устойчивость — 10–12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное | Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, — взрослый не показывает) |
С элементами творческого | Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора ил предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей |
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов по цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.), ребенок должен уметь самостоятельно называть 4–5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация
по цвету — 3 оттенка;
по величине — 5 предметов;
по расположению в пространстве — 3 положения;
серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 3 до 4 лет
(1 занятие в неделю по 20 минут, всего 31 занятие)
Месяц | № | Темя занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Знакомство Давайте дружить Правила поведения на занятиях Я и моя группа | 1 1 1 1 |
Октябрь | 1 2 3 4 | Радость Грусть Гнев Словарик эмоций | 1 1 1 1 |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Осенний праздник Восприятие цвета. Обобщение: овощи, фрукты Восприятие формы Восприятие величины (большой – маленький) | 1 1 1 1 |
Декабрь | 1 2 3 4 | Здравствуй, Зима Диагностика Диагностика Новогодний праздник | 1 1 1 1 |
Январь | 1 2 3 | Восприятие величины (широкий-узкий) Восприятие величины (длинный-короткий) Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки | 1 1 1 |
Февраль | 1 2 3 4 | Сказка «Теремок». Обобщение: животные К.И.Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда Л.Ф.Воронкова «Маша растеряша». Обобщение: одежда, обувь Мальчики-одуванчики | 1 1 1 1 |
Март | 1 2 3 4 | Девочки-припевочки Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь Страна Вообразилия | 1 1 1 1 |
Апрель | 1 2 3 4 | День смеха Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые Итоговая диагностика Итоговая диагностика | 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приём в Цветики-семицветики"
В презентации представлены сопроводительные слайды к торжественному приёму 1 класса в детское объединение....
Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение. "Цветик - семицветик"
Занятие "Цветик-семицветик" являетмя вводным занятием театральной студии. Дети узнают. что такое театр, когда он появился, знакомятся с разнообразием его форм....
Урок-игра в 6 классе "Цветик-семицветик".
Занятие направлено на закрепление знаний учащихся по темам «Семья», «Еда», «Дом» и др....
Сказка: Цветик-семицветик
Сказка собственного сочинения о добре....
Проект "Цветик-семицветик"
Наш проект «Цветик-семицветик» раскрывает сущность проблем экологического образования и воспитания, возможные пути формирования экологического сознания у детей в школе-интернате. Цель прое...
Интегрированное занятие к дню открытых дверей "Цветик-семицветик-подарок Весны"
В данном открытом музыкально-литературном мероприятии дети старшего дошкольного возраста приобщались к общечеловеческим ценностям культуры, учились ориентироваться в нравственных категориях( доб...
Интегрированное занятие к дню открытых дверей "Цветик-семицветик-подарок Весны"
В данном открытом музыкально-литературном мероприятии дети старшего дошкольного возраста приобщались к общечеловеческим ценностям культуры, учились ориентироваться в нравственных категориях( доб...