Конструкт урока
методическая разработка (10 класс)

Зарипова Лариса Фаукатовна

Конструкт урока с применением приема мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka.docx660.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется наличием отклонений от нормального развития, нарушением целостности их психофизического развития. В патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития.

Обучающиеся нозологической группы: тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) получают образование по варианту 2 Адаптированной основной общеобразовательной программы, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

Нарушение когнитивных процессов развития ― восприятие, мышление, речь поведение создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Г.Е. Сухарева пишет, что «у детей, страдающих олигофренией, отсутствует неудержимое стремление познать окружающий мир». Узость зрительного восприятия, фрагментарность восприятия уменьшает возможности ознакомления с окружающим миром, отрицательно влияет на навык овладения чтением. При повышении уровня запоминания материала, чтении текста многократное повторение не оказывает существенного положительного влияния. Объем запоминаемого учебного материала очень ограничен. Требования учителя «запомни», «запомните» не помогает организовать мнемическую деятельность обучающихся. Некоторые ученики, узнав, что им нужно что-то запомнить, проявляют беспокойство и растерянность.

Необходима вариативность предлагаемых заданий, смысловая группировка материала в сочетании с наглядностью.

Хорошему запоминанию благоприятствуют активные виды деятельности, способствующие продуктивности  запоминания. Например, в 10 классе КОУ «Нефтеюганской школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» обучающиеся легче запоминали новый материал, если присутствует небольшое количество наглядных, знакомых им объектов или явлений, когда изучаемый материал  известен им с прошлого урока или из опыта повседневной жизни.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Для заучивания стихотворения на уроках по предмету Речь и альтернативная коммуникация в 10 классе КОУ «Нефтеюганской  школы-интернат» я использовала прием мнемотехники. Прием мнемотехники называют по-разному: сенсорно-графичекие схемы, предметно-схематические модели, коллаж, схема составления рассказа, мнемодорожки, мнемотаблицы. Прием мнемотехники строится на принципе «от простого к сложному» и значительно облегчает процесс запоминания.

Применяя прием мнемотехники при заучивании стихотворения, реализуются следующие  дидактические задачи:

– развитие познавательных  базовых учебных действий

– развитие когнитивных функций: памяти, внимания, словеснологического вида мышления

– развитие устной речи, коммуникативных навыков

– пополнение активного словарного запаса

– расширение представлений об окружающем мире.

Прием мнемотехники является частью  интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, оно относится к креативным методам обучения.   Креативный метод обучения ориентирован на возможность получения обучающимися личного образовательного продукта. Интерактивное обучение называют и технологией, и методом, и формой. Но, чаще, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется интеракция (взаимодействие),  когда на уроке создается ситуация успеха при которой каждый обучающийся вовлечен в процесс познания и практической деятельности, самостоятельной творческой выработки решений, повышения степени мотивации и эмоциональности.

В научно-методической литературе предложено несколько подходов к классификации интерактивных методов. Т.С.Панина предлагает  методы интерактивного обучения отнести к игровым методам обучения,  имитационно-игровому моделированию, т.е. воспроизведению в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.

Таким образом, применение интерактивных методов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является и здоровьесберегающей технологией, так как позволяет продуктивно усвоить новый материал в условиях «урока-сотрудничества», «урока-успеха», позволяет развивать коммуникативные навыки обучающихся, создает атмосферу сотрудничества и доброжелательности в классе.

Урок № 13  

ДАТА:  20.02.2019 г.

КЛАСС: 10

УЧИТЕЛЬ: Зарипова Лариса Фаукатовна

ТЕМА: Чтение  и заучивание наизусть стихотворения С.Я. Маршака «Апрель»

ТИП УРОКА: комбинированный

ЗАДАЧИ:

Образовательная: выучить наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Апрель», выразительно прочесть

Коррекционно-развивающая: коррегировать  устную речь на основе работы с текстом стихотворения

Воспитательные: на основе коммуникативных базовых учебных действий

-  создать условия для эмоционального отклика на произведение С.Я. Маршака «Апрель»

Формируемые базовые учебные действия:

- коммуникативные (К): понимать действия, изображенные на картинке

- познавательные (П): работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание)

- личностные (Л): способность выражать свои чувства-радость, удивление  и др. в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах

- регулятивные (Р): выполнять требования взрослых, обращаться к ним за помощью, осуществлять совместные действия с другими детьми

Оборудование: листы бумаги формата А-3, линейка арифметическая, простой карандаш,  маркеры, клей, ножницы наглядный  материал, проектор, экран

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

БУД

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку, помогает в сдаче рапорта дежурного, эмоциональное вхождение в урок

Проверка школьных принадлежностей, сдают рапорт, настраиваются на урок

Р,Л

Актуализация знаний, необходимых для изучения темы

Создает проблемную ситуацию: Ребята, я вам загадаю загадки, а вы на них ответите!

«Мишка вылез из берлоги

Грязь и лужи на дороге

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришел…(Апрель)»

«В ночь – мороз

С утра –капель,

Значит, на дворе …(Апрель)

«Пробивался сквозь снежок

Удивительный росток

Самый первый, самый нежный

Самый бархатный цветок… (Подснежник).

О каком времени года говорится в пословицах? О каком месяце? Правильно – апрель!

П,Р

Сообщение темы и задач урока

Сегодня на нашем уроке мы будем разучивать стихотворение С. Я. Маршака «Апрель». Его портрет вы видите на экране

Самуил Яковлевич Маршак –детский писатель, он написал много стихотворений для детей. Вспомните и назовите, какие вы знаете?

Называют произведения Самуила Яковлевича Маршака- стихотворения: «Мастер ломастер», «Почта», «Песня о елке»

Р

Изучение нового материала

Ребята, перед вами лежат листы ватмана, линейки и простые карандаши. Нужно лист ватмана разделить на две равные половины вдоль листа. Проведите линию слева направо. Дальше, по заданным отметкам проведите линии сверху вниз. У нас получилось восемь квадратов на одном листе ватмана.

А сейчас я прочту вслух стихотворение «Апрель» и мы вместе  разобьем его на строки, а затем смысл этой строки мы изобразим в первой клетке.

Итак: «Апрель, апрель!»

«На дворе звенит капель!»

«По полям бегут ручьи»

«На дорогах лужи»

А сейчас пробуем прочесть стихотворение по дорожке из квадратов.

При помощи учителя проводят прямую горизонтальную  линию, разделив лист на две равные половины. Затем проводят вертикальные линии, соединяя точки. Получили квадраты.

Предлагают: Апрель, апрель изобразить буквой А и прописать в первом квадрате. Записывают красным маркером «А» «А»

Во втором квадрате –рисуют сосульку с капелью

В третьем квадрате рисуют бегущий ручей

В четвертом квадрате рисуют лужи на дороге

С опорой на картинки в квадратах читают стихотворение (каждый читает)

П

Динамическая пауза

Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Упражнение «Кнопочка» (нажимать указательным пальцем на кончик носа в момент вдоха 4-6 раз)

Выполняют упражнения

Р,П,К

Продолжение изучения нового материала

Продолжаем дальше:

«Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи»

«Пробирается медведь сквозь лесной валежник»

«Стали птицы песни петь»

«И расцвел подснежник!»

На следующей дорожке, в квадрате рисуют муравейник

Выбирают нужную по смыслу картинку, наклеивают в квадрат

Выбирают нужную по смыслу картинку, наклеивают в следующий квадрат  

Закрепление изученного материала

А сейчас Даниил Комиссаров прочтет стихотворение полностью по квадратам

Комиссаров Даниил читает стихотворение по картинкам, ладонями рук показывает как расцвел подснежник

П,Р

Домашнее задание

Повторить стихотворение наизусть

При помощи учителя записывают в дневник

Р

Итог урока

Учитель анализирует деятельность обучающихся на уроке.

Рефлексия:

«На уроке я узнал…»

«Мне было интересно..»

Л,Р

ФОТООТЧЕТ

Описание: C:\Users\User\Downloads\IMG_20190417_101155.jpgОписание: C:\Users\User\Desktop\Дипломы\картинки\IMG_20190417_101555.jpg

Описание: C:\Users\User\Desktop\Дипломы\картинки\IMG_20190417_100945.jpgОписание: C:\Users\User\Desktop\Дипломы\картинки\IMG_20190809_141320.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Конструкт урока русского языка в 9 классе (в соответствии с ФГОС)

Данный конструкт урока составлен по всем требованиям ФГОС и направлен на развитие всех УУД. Разработан для подготовки к ГИА....

Конструкт урока в 6 классе. Правописание суффиксов -чик-щик-

Конструкт урока в 6 классе по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-.Урок по новому ФГОС....

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...