Значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса
статья
Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни из основных компетенций преподавателя. Необходимость повышения психолого-педагогических компетенций работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.
Согласно новой модели аттестации учителей по ФГОС, аттестация будет проводиться, основываясь на оценке основных педагогических компетенций, и в т.ч. психолого-педагогических компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Olga Tasenyuk
Значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса
Согласно новой модели аттестации учителей по ФГОС, аттестация будет проводиться, основываясь на оценке основных педагогических компетенций:
- Предметные компетенции
- Методические компетенции
- Психолого-педагогические компетенции
- Коммуникативные компетенции.
Мы видим, какая роль отводится психолого-педагогическим компетенциям в этом процессе. Нельзя переоценить значение психолого-педагогических компетенций учителя и учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса. Следует подробнее рассмотреть эти одни из основных компетенций преподавателя. Необходимость повышения психолого-педагогических компетенций работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.
В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогических компетенций педагога, которая включает в себя:
- осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
- осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп, как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
- осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Психолого-педагогическая компетентность – это адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. То есть следует учитывать и индивидуальные особенности (большую роль играет тип личности, ее интеллект); психическое состояние и типичное настроение; эффективность социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности); влияние культурных различий и, в идеале, специальная психологическая подготовка.
- Следует обратить внимание на три блока психолого-педагогической ориентации: грамотность (т.е. знания, которые принято называть общепрофессиональными);
- умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия;
- профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Суть характеристики психолого-педагогических компетенций учителя составляет направленность на ученика как главную ценность своего труда, а также потребность в самопознании и возможном изменении себя, способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на школьников с учетом закономерностей развития личности.
К психологическим компонентам психолого-педагогической компетентности учителя относятся:
- дuффepeнциально-психологический (знания об особенностях усвоения учебного материала конкретными учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками);
- социально-психологический (знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения);
- знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.
Воплощение психолого-педагогических компетенций в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если учитель умеет приводить учащихся в более деятельное состояние; так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в учебный процесс, в полезный для них труд.
Критерием психолого-педагогической компетентности педагогического общения является владение учителем демократическим стилем общения с учениками, учителями и родителями.
Критерием психолого-педагогической компетентности личностного развития учителя является стабильное психоэмоциональное состояние личности учителя.
Основным критерием сформированности психолого-педагогической компетентности является умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.
Рассматривая психолого-педагогические компетентности и значимость таких ее структурных компетенций, как психолого-педагогические грамотность и умения, нельзя не обратиться к другим важным составляющим. А именно: глубина и разносторонность знаний педагогов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комплексные умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать ученика, выяснять точки зрения, разрешать разногласия с помощью аргументации, не переводить противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность учеников и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; предоставлять ученику возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; занимать диалогичную, а не монологичную позицию; органически сочетать «ролевые» и «межличностные», деловые и человеческие отношения. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.
И последнее, что хотелось бы отметить, что тоже очень важно - эмоциональная привлекательность и внешняя привлекательность учителя, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом. Внешность воспринимается в комплексе и целостности всех ее признаков. Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит учитель, но и на то, как он говорит, на внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях. Приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся. Всем манерам эмоционально привлекательного учителя присуща одна общая черта - это соблюдение педагогического такта, который включает в себя чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с учащимися, которая позволила бы сохранить обоим личное достоинство.
В этом и заключается значение психолого-педагогических компетенций учителя в реализации воспитательного и развивающего потенциала образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Значение психолого-педагогического изучения ребенка для определения стратегии составления программ коррекционной и образовательной направленности»
В статье раскрыты шаги по построению эффективных коррекционно-развивающих программ, виды диагностик, содержание, способы контроля и прогнозирование результата. Дан перечень литературы для более ...
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...
Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы
Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогич...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся 10-11 классов и родителей в процессе подготовки к ЕГЭ.
Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, род...
Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования. Психологический комфорт ученика в классе.
Педсовет. Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования.Психологический комфорт ученика в классе. ...
«Роль психолого-педагогической службы в условиях реализации ФГОС».
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Оно способствует анализу школь...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...