Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы
статья по психологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка и включенности психологической службы в процесс психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Данный материал является анализом деятельности педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению вднедрения и реализации программы ФГОС в ООО МБОУ "Иртышская СОШ" с 2013 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pps_fgos.ppt | 2.19 МБ |
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx | 53.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка и включенности психологической службы в процесс психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Деятельность по психологическому обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных организациях регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами городского и областного уровней в сфере образования, настоящей системой.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, развитие и поддержка у каждого участника образовательного процесса субъектной позиции в отношении дела, людей и самого себя*.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам и психологам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход, являющийся основой федерального государственного образовательного стандарта и разработанных программ, предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
– ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников об-
разовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
Задачи:
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Приоритетные направления работы в условиях реализации положений ФГОС позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.
Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика (обучающая диагностика), неделя психологии, психологический (интеллектуальный) марафон, социальный (учебный) проект.
В ходе практического этапа психологического сопровождения программы развития УУД реализуется :
-сопровождение процесса духовно-нравственного развития и воспитания подростков
-коррекционная работа
- психологическое сопровождение работы с одаренными детьми
- психологическое сопровождение формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Модель психолого-педагогического сопровождения
ФГОС ООО
I этап (V класс)
Переход учащегося на новую ступень образования
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся V классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение при-
дается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими програм-
мами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного
периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций
с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в
соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с ООП (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы консилиума), обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для
установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология»1 И.В. Дубровиной,программа Селевко.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
II этап
Психолого-педагогическое сопровождение
учащихся VI–VIII классов
1. Работа по сопровождению VI–VIII классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
2. Реализация решений итогового консилиума, проведенного
в конце года в 5 классе
3. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.
4. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.
III этап
Психолого-педагогическая экспертиза уровня
сформированности УУД учащихся IX классов
В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов? направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
2. Проведение профильных элективных курсов.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в IX классе.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответ-
ствующих социальному заказу профильных направлений.
План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
Класс | Направления деятельности | УУД | Срок проведения | Предполагаемый результат |
5 класс | Психолого-педагогическая диагностика 1.Изучение периода адаптации учащихся по методике Э.М. Александровской в 5 классах | Познавательные Регулятивные Коммуникативные | I этап Октябрь– ноябрь II этап Апрель– май | Создание условий для успешной адаптации учащихся к ФГОС ООО, предупреждение школьной дезадаптации |
2. Оценка сформированности навыков чтения «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. | Познавательные | Сентябрь | Изучение сформированности навыков чтения | |
3. Оценка самостоятельности мышления «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой | Познавательные | Сентябрь | Изучение самостоятельности мышления | |
4. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн | Личностные | Октябрь | Изучение самооценки | |
5. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» М.Р. Гинзбурга | Личностные | Октябрь | Изучение мотивационной сферы | |
6. Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова | Познавательные | Апрель | Изучение сформированности словесно-логического мышления | |
7. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой | Личностные | Апрель | Изучение мотивационной сферы учащихся | |
Методика самооценки и уровня притязаний Шварцлендера | Личностные | Апрель | Изучение мотивационной сферы учащихся | |
Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой | Регулятивные | Регулятивные и личностные УУД | ||
Консультационно -просветительская работа 1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций, тренингов, обучающих семинаров для родителей | По запросу Апрель–август | |||
Групповые и индивидуальные консультации с педагогами Тренинги для классных руководителей вновь сформированных классов | Август | Повышение готовности педагогов к работе в новом коллективе | ||
Коррекционно-развивающая работа
| Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – апрель | Снизить тревожность в период адаптации, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны | |
2.Курс психологии для учащихся 5 классов «Азбука психологии» Хухлаевой О. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Развитие самосознания и рефлексивных способностей | |
Аналитическая работа Мониторинг результативности сопровождения | Мониторинг результативности сопровождения | Май | Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении | |
6 класс | Психолого-педагогическая диагностика Анкета социально-психологической адаптации к учебному процессу | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – апрель | Выявление проблемного поля |
Коррекционно-развивающая работа 1. Курс психологии для учащихся 6 классов «Азбука психологии» Хухлаевой О. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Развитие самосознания и рефлексивных способностей | |
Консультационная и просветительская работа По отдельному плану | Сентябрь – май | |||
Аналитическая работа | Мониторинг результативности сопровождения | Май | Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении | |
7 класс | Психолого-педагогическая диагностика Анкета социально-психологической адаптации к учебному процессу | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – апрель | Выявление проблемного поля |
Коррекционно-развивающая работа 1. Курс психологии для учащихся 7 класса Хухлаевой О. «Азбука психологии» | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Формирование понимания учащимися своего места и роли в разных социальных группах | |
Аналитическая работа | Мониторинг результативности сопровождения | Май | Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении | |
8 класс | Психолого-педагогическая диагностика Анкета социально-психологической адаптации к учебному процессу | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – апрель | Выявление проблемного поля |
Коррекционно-развивающая работа 1. Курс психологии для учащихся 8 класса Хухлаевой О. «Азбука психологии» | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Формирование групп и организация коллективного взаимодействия школьников | |
Аналитическая работа | Мониторинг результативности сопровождения | Май | Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении | |
9 класс | Психолого-педагогическая диагностика Анкета социально-психологической адаптации к учебному процессу | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – апрель | Выявление проблемного поля |
Коррекционно-развивающая работа 1. Курс психологии для учащихся 9 класса Хухлаевой О «Азбука психологии» | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Организация коллективного взаимодействия подростков | |
Аналитическая работа | Мониторинг результативности сопровождения | Май | Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении |
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Личностные УУД.
1. Обращайте внимание на развивающую ценность любого задания.
2. Прививайте правила моральных норм, нравственного поведения; учите обсуждать, что непонятно, и делиться эмоциями со сверстниками.
3. Сопровождайте обучение ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, это повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.
4. Оптимально сочетайте разные методы. Это позволяет раскрыть школьникам новые знания в виде проблем и в то же время не упустить отработку у учащихся приемов и способов работы до уровня навыков и умений.
5. Процесс обучения и воспитания осуществляйте постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.
6. Будьте готовы всегда к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий.
Регулятивные УУД.
1. Уделяйте большое внимание самопроверке детей, обучая их тому, как можно найти и исправить ошибку. Дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
2. Развивайте у учащихся способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
3. Подавайте детям пример своей сдержанности, неконфликтности в общении, требуйте этого от них. Этим вы воспитываете в учащихся привычку к самоконтролю.
Познавательные УУД.
Учитывайте формы индивидуальной дифференцированной работы в классе и используйте:
∙ задания разной степени трудности;
∙ специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности объеди-
няйте детей в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.
Коммуникативные УУД.
1. Организуйте проведение групповых заданий на уроке (развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблем, включаться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими).
2. Побуждайте школьников соблюдать общепринятые нормы поведения на уроке и правила взаимоотношений с учителем и сверстниками.
3. Ставьте перед школьниками и обсуждайте вместе с ними поведенческие и социальные проблемы, которые предстоит решать учащимся, моделируйте ситуации, в которых учащиеся должны их решать.
4. Провоцируйте у учащихся желание говорить добрые слова в адрес других людей, вооружайте их умением это делать.
Диагностика сформированности УУД
Виды универсальных учебных действий | Типовые диагностические задачи | |
Личностные универсальные учебные действия | ||
Самопознание и самоопределение. | Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я — член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) | Методика «Кто я?», 3-4 классы. Методика «Беседа о школе», 1-3 классы (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера). «Рефлексивная самооценка учебной деятельности», 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха-неуспеха», 1- 4 кл. |
Смыслообразование. | Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?) | «Незавершённая сказка», 1-3 классы. «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», 1-4 кл. «Опросник мотивации», 1-3 классы. |
Нравственно- этическое оценивание. | Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников) | Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи, 1-2 классы. Задание на учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже), 1 класс. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже), 1-3 классы. Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 1- 4 классы. Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карагановой), 1- 4 кл. |
Регулятивные универсальные учебные действия | ||
Целеполагание, планирование, контроль, оценка, коррекция. | Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала | «Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития регулятивных действий), 1 класс. «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля), 2-3 классы |
Познавательные универсальные учебные действия | ||
Общеучебные универсальные действия. | Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения | «Проба на определение количества слов в предложении» (С. Н. Карпова), 1 класс. Методика «Кодирование» (версия А. Ю. Панасюка), 1 класс. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябинкиной), 1-3 кл. |
Универсальные логические действия. | Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательство. | Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска), 1 класс. |
Постановка и решение проблем | Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А Р. Лурия, Л. С. Цветковой), 1-4 классы |
Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды) | ||
Коммуникация как взаимодействие. | Учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение | Методика «Кто прав» (Г. А, Цукерман и др.), 2-4 классы |
Коммуникация как кооперация | Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться | Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман), 1 класс |
Коммуникация как условие интериоризации | Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу. | Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант), 2-4 классы. |
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ОСВАИВАЮЩИХ ООП ООО (Личностные и регулятивные УУД)
Образовательное учреждение ______________________________________________________ Класс ______
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Личностные УУД | Итого | Регулятивные УУД | Итого | |||||||||
Самоопреде- ление | Самооценка | Смысло- | Нрав- ственно-этическая ориентация | Бал- лы / | Целеполагание | Планирование | Прогнозирование | Контроль | Коррекция | Оценка | Саморегуляция | Баллы / уровень | ||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
11 | ||||||||||||||
12 | ||||||||||||||
13 | ||||||||||||||
14 |
Познавательные и коммуникативные УУД
Образовательное учреждение ______________________________________________________ Класс ______
№ п/п | Фамилия, имя | Познавательные УУД | Итого | Коммуникативные УУД | Итого | ||||||||
Обще- | Логи- | Поста- | Решение | Бал- лы / | Учебное | Контроль, | Умение слушать | Разрешение конфликтов | Передача | Полнота | Баллы / | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год
Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « ГЕОГРАФИЯ» 5-9 классы на 2013-2017 учебные годы (Школа 2100)
Частное учреждение Центр образования« ЛИЧНОСТЬ»Принято...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы
Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...
Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году
Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году в МБОУ "СШ №19"....
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...