Анализ психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации программы ФГОС ООО за 2013-2017 годы
статья по психологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Цегельная Наталья Николаевна

Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка и включенности психологической службы в процесс психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Данный материал является анализом деятельности педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению вднедрения и реализации программы ФГОС в ООО МБОУ "Иртышская СОШ" с 2013 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pps_fgos.ppt2.19 МБ
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx53.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка и включенности психологической службы в процесс психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Деятельность по психологическому обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных организациях регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами городского и областного уровней в сфере образования, настоящей системой.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, развитие и поддержка у каждого участника образовательного процесса субъектной позиции в отношении дела, людей и самого себя*.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам и психологам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход, являющийся основой федерального государственного образовательного стандарта и разработанных программ, предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

– ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников об-

разовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

– гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

Задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного  обучения;

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Приоритетные направления работы в условиях реализации положений ФГОС позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация,  психологическая  игра, психологический  урок, самодиагностика (обучающая диагностика), неделя психологии, психологический (интеллектуальный) марафон, социальный (учебный) проект.

В ходе практического этапа психологического сопровождения программы развития УУД реализуется :

-сопровождение процесса духовно-нравственного развития и воспитания подростков

-коррекционная работа

- психологическое сопровождение работы с одаренными детьми

- психологическое сопровождение формирование культуры здорового и безопасного образа жизни  

Модель психолого-педагогического сопровождения

ФГОС ООО

I этап (V класс)

Переход учащегося на новую ступень образования

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся V классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение при-

дается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими програм-

мами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного

периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций

с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в

соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с ООП (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы консилиума), обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для

установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология»1 И.В. Дубровиной,программа Селевко.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

II этап

Психолого-педагогическое сопровождение

учащихся VI–VIII классов

1. Работа по сопровождению VI–VIII классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

2. Реализация решений итогового консилиума, проведенного

в конце года в 5 классе

3. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.

4. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.

III этап

Психолого-педагогическая экспертиза уровня

сформированности УУД учащихся IX классов

В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов? направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.

2. Проведение профильных элективных курсов.

3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в IX классе.

4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.

5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответ-

ствующих социальному заказу профильных направлений.

План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО

Класс

Направления деятельности

УУД

Срок  

проведения

Предполагаемый результат

5

класс

Психолого-педагогическая диагностика

1.Изучение периода адаптации учащихся по методике Э.М. Александровской в 5 классах  

Познавательные

Регулятивные

 Коммуникативные

I этап  

Октябрь–

ноябрь

II этап  Апрель– май

Создание условий для успешной адаптации учащихся к ФГОС ООО, предупреждение   школьной дезадаптации

2. Оценка сформированности навыков чтения «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.  

Познавательные

Сентябрь

Изучение сформированности навыков чтения    

3. Оценка самостоятельности мышления «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой  

Познавательные

Сентябрь

Изучение самостоятельности мышления  

4. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн   

Личностные

Октябрь

Изучение самооценки

5. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние»   М.Р. Гинзбурга     

Личностные

Октябрь

Изучение мотивационной сферы

6. Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова   

Познавательные

Апрель

Изучение сформированности словесно-логического мышления  

7. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой  

Личностные

Апрель

Изучение мотивационной  сферы учащихся

Методика самооценки и уровня притязаний Шварцлендера    

Личностные

Апрель

Изучение мотивационной  сферы учащихся

Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой   

Регулятивные

Регулятивные и личностные  УУД

Консультационно -просветительская работа

 1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций, тренингов, обучающих семинаров  для родителей   

По запросу Апрель–август        

Групповые и индивидуальные консультации с педагогами

 Тренинги для классных руководителей вновь сформированных классов  

Август

Повышение готовности педагогов к работе в новом  коллективе

Коррекционно-развивающая работа

  1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися испытывающими трудности периода адаптации

Личностные

 Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – апрель

Снизить тревожность в период адаптации, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны

2.Курс психологии для учащихся 5 классов «Азбука психологии» Хухлаевой О.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – май

Развитие самосознания и рефлексивных способностей

Аналитическая работа

 Мониторинг  результативности  сопровождения

Мониторинг  результативности  сопровождения

  Май      

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

6 класс

Психолого-педагогическая диагностика

Анкета социально-психологической адаптации к учебному процессу

Личностные

  Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – апрель

Выявление проблемного поля

Коррекционно-развивающая работа

1. Курс психологии для учащихся 6 классов «Азбука психологии» Хухлаевой О.

Личностные

  Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – май

Развитие самосознания и рефлексивных способностей

Консультационная и просветительская работа

 По отдельному плану

Сентябрь – май

Аналитическая работа

Мониторинг  результативности  сопровождения

 Май    

Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении

7 класс

Психолого-педагогическая диагностика

Анкета социально-психологической адаптации к учебному процессу

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – апрель

Выявление проблемного поля

Коррекционно-развивающая работа

1. Курс психологии для учащихся 7 класса Хухлаевой О. «Азбука психологии» 

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – май

Формирование понимания учащимися своего места и роли в разных социальных группах

Аналитическая работа

Мониторинг  результативности  сопровождения

Май  

Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении

8 класс

Психолого-педагогическая диагностика

Анкета социально-психологической адаптации к учебному процессу

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – апрель

Выявление проблемного поля

Коррекционно-развивающая работа

1. Курс психологии для учащихся 8 класса Хухлаевой О. «Азбука психологии» 

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – май

Формирование групп и организация коллективного взаимодействия школьников

Аналитическая работа

Мониторинг  результативности  сопровождения

 Май

Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении

9 класс

Психолого-педагогическая диагностика

Анкета социально-психологической адаптации к учебному процессу

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – апрель

Выявление проблемного поля

Коррекционно-развивающая работа

1. Курс психологии для учащихся 9 класса Хухлаевой О «Азбука психологии» 

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Сентябрь – май

 Организация коллективного взаимодействия подростков

Аналитическая работа

Мониторинг  результативности  сопровождения

 Май  

Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО РАЗВИТИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Личностные УУД.

1. Обращайте внимание на развивающую ценность любого задания.

2. Прививайте правила моральных норм, нравственного поведения; учите обсуждать, что непонятно, и делиться эмоциями со сверстниками.

3. Сопровождайте обучение ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, это повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.

4. Оптимально сочетайте разные методы. Это позволяет раскрыть школьникам новые знания в виде проблем и в то же время не упустить отработку у учащихся приемов и способов работы до уровня навыков и умений.

5. Процесс обучения и воспитания осуществляйте постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

6. Будьте готовы всегда к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий.

Регулятивные УУД.

1. Уделяйте большое внимание самопроверке детей, обучая их тому, как можно найти и исправить ошибку. Дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

2. Развивайте у учащихся способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3. Подавайте детям пример своей сдержанности, неконфликтности в общении, требуйте этого от них. Этим вы воспитываете в учащихся привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД.

Учитывайте формы индивидуальной дифференцированной работы в классе и используйте:

 задания разной степени трудности;

 специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени  часть  урока. При этом по возможности  объеди-

няйте детей в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.

Коммуникативные УУД.

1. Организуйте проведение групповых заданий на уроке (развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблем, включаться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими).

2. Побуждайте школьников соблюдать общепринятые нормы поведения на уроке и правила взаимоотношений с учителем и сверстниками.

3. Ставьте перед школьниками и обсуждайте вместе с ними поведенческие и социальные проблемы, которые предстоит решать учащимся, моделируйте ситуации, в которых учащиеся должны их решать.

4. Провоцируйте у учащихся желание говорить добрые слова в адрес других людей, вооружайте их умением это делать.

Диагностика сформированности УУД

Виды универсальных учебных действий

Типовые диагностические задачи

Личностные универсальные учебные действия

Самопознание

и самоопределение.

Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я — член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин)

Методика «Кто я?», 3-4 классы.

Методика «Беседа о школе», 1-3 классы (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера).

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности», 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха-неуспеха», 1- 4 кл.

Смыслообразование.

Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?)

«Незавершённая сказка», 1-3 классы.

«Шкала  выраженности  учебно-познавательного интереса», 1-4 кл.

«Опросник мотивации», 1-3 классы.

Нравственно-

этическое

 оценивание.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников)

Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи, 1-2 классы.

Задание на учёт мотивов героев в   решении   моральной   дилеммы   (модифицированная   задача Ж. Пиаже), 1 класс. Задание   на   выявление   уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже), 1-3 классы. Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 1- 4 классы. Анкета   «Оцени   поступок»   (по Туриелю        в        модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карагановой), 1- 4 кл.

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание, планирование, контроль, оценка, коррекция.

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала

«Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития регулятивных действий), 1 класс. «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности  внимания и контроля), 2-3 классы

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные  

универсальные

 действия.

Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор   эффективных   способов решения

«Проба   на   определение   количества    слов    в    предложении»

(С. Н. Карпова), 1 класс. Методика   «Кодирование»   (версия А. Ю. Панасюка), 1 класс.

Методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябинкиной), 1-3 кл.

Универсальные

логические

действия.

Анализ, синтез, классификация, сравнение,   установление   причинно-следственных связей, выдвижение  гипотез,  доказательство.

Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска), 1 класс.

Постановка и  решение проблем

Формулирование проблем, самостоятельное создание  способов решения проблем творческого и поискового характера

Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А Р. Лурия, Л. С. Цветковой), 1-4 классы

Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды)

Коммуникация

как

 взаимодействие.

Учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Методика «Кто прав» (Г. А, Цукерман и др.), 2-4 классы

Коммуникация

как кооперация

Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно    выполнять   совместную деятельность,  распределять роли, уметь договариваться

Задание  «Рукавички»   (Г. А. Цукерман), 1 класс

Коммуникация как

условие интериоризации

Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант), 2-4 классы.

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ОСВАИВАЮЩИХ ООП ООО (
Личностные и регулятивные УУД)

Образовательное учреждение ______________________________________________________ Класс ______

п/п

Фамилия, имя

обучающегося

Личностные УУД

Итого

Регулятивные УУД

Итого

Самоопреде-

ление

Самооценка

Смысло-
образование (мотивация учебной деятельности)

Нрав-

ственно-этическая ориентация

Бал-

лы /
уровень

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Саморегуляция

Баллы / уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Познавательные и коммуникативные УУД

Образовательное учреждение ______________________________________________________ Класс ______

п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Познавательные УУД

Итого

Коммуникативные УУД

Итого

Обще-
учебные

Логи-
ческие

Поста-
новка проблемы

Решение
проблемы

Бал-

лы /
уровень

Учебное
сотрудни-
чество

Контроль,
коррекция,
оценка
действий партнера

Умение слушать
и вступать
в диалог

Разрешение конфликтов

Передача
инфор-
мации

Полнота
и точность выражения мысли

Баллы /
уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ№3 за 2011-2012 учебный год

Отчёт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса учащихся СОШ №3 ЗА 2011-2012 учебный год педагога-психолога Жакуповой М.И. по основным направлениям....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « ГЕОГРАФИЯ» 5-9 классы на 2013-2017 учебные годы (Школа 2100)

Частное учреждение Центр  образования« ЛИЧНОСТЬ»Принято...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога в муниципальной системе образования города Салехарда на период 2016-2020 годы

Данный проект плана методического сопровождения внедрения и реализации профессионального стандарта педагога составлен на основе решений коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного ок...

Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году

Анализ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в 2019-2020 учебном году в МБОУ "СШ №19"....

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...