«Роль психолого-педагогической службы в условиях реализации ФГОС».
материал по технологии по теме
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Оно способствует анализу школьной среды с точки зрения возможностей, которые предоставляются для обучения и развития школьника, к его психологическим возможностям и уровню развития, определению психологических критериев эффективного обучения и развития, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_psihologo-pedagogicheskoy_sluzhby_v_usloviyah.docx | 56.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Выступление на педагогическом совете
учителя технологии Ипатьевой Нины Васильевны
ТЕМА
«Роль психолого-педагогической службы в условиях
реализации ФГОС».
28 марта 2016 г.
Роль психолого-педагогической службы в условиях
реализации ФГОС.
Основная функция ФГОС:– это «Реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития».
Идеология стандарта: самоценность каждого возраста, субъект-субъектные отношения, адаптивная образовательная программа и адаптивная оценка, а также системно-деятельностный подход, т. е. перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) на материале основ наук. Введение ФГОС требует от образовательного учреждения:
обеспечения ППМС - сопровождения, основной задачей которого является создание адекватных для каждого ребенка условий его полноценного развития, обучения, социализации; повышения психолого-педагогической компетентности учителей, руководителей ОУ, специалистов сопровождения; обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды с учетом психофизиологических особенностей разных категорий детей. |
Первым шагом в построении индивидуальной образовательной траектории учащегося является выявление индивидуально-психологических особенностей его развития. Важно учитывать, что на основе полученных данных должны быть обеспечены такие условия образовательной среды в рамках урочной и внеурочной деятельности, чтобы младшие школьники могли успешно осваивать общеобразовательную программу на базовом и выше базового уровне не только в предметной, но и в метапредметной области. Кроме этого, должны быть достигнуты положительные результаты в динамике развития личности школьника. Поэтому становится актуальным вопрос о выборе психодиагностических методик для определения индивидуально-психологических особенностей развития учащихся и построения для них, на основе полученных результатов, индивидуальных образовательных траекторий. При внедрении ФГОС педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной программ. Практическая деятельность учителя ориентирована, в основном, на работу с детьми и семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и умений работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями обучения. Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:
Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных (ЗУН), но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение психолога совместно с учителем в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Совместная работа психолога и учителя, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:
1) успешность деятельности учащегося;
2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо также осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу.
Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Оно способствует анализу школьной среды с точки зрения возможностей, которые предоставляются для обучения и развития школьника, к его психологическим возможностям и уровню развития, определению психологических критериев эффективного обучения и развития, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что все услышанное сегодня, поможет Вам в успешной работе.
Благодарю за внимание.
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.
материал, раскрывающий значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для учителя словесности должен способствовать главному: разви...
Роль психолого - педагогической коррекции родительско - детских отношений в современном обществе
В статье рассматриваются вопросы родительско-детских отношений в семьях с детьми с нарушениями развития...
Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...
Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с нарушением слуха.
Выступление на городском семинаре-совещании по теме: "Организация содержания деятельности психолого-педагогического консилиума"...
Программа психолого-педагогической консультации «Служба примирения»
В данной программе представлена психологическая консультативная работа по профилактике и урегулированию конфликтов среди подростков и преподавателей. Медиаторами являются учителя. Они приобретаю...