Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования. Психологический комфорт ученика в классе.
методическая разработка по французскому языку (5 класс) на тему
Педсовет. Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования.
Психологический комфорт ученика в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия и пути реализации качества образования.
Психологический комфорт ученика в классе.
Сегодня стало очевидным, что каждая школа должна стать Школой содействия здоровью, а сохранение и укрепление здоровья учеников должно быть приоритетной функцией образовательного учреждения. Переход к личностной парадигме образования утвердил приоритет личностного развития во всех образовательных процессах. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и её главного потенциала – здоровья. Одним из важнейших условий создания такой среды является обеспечение психологического комфорта в процессе обучения.
Благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества. Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлением, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
I) Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
2) Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
3) Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Терпение, любовь, понимание – с этим я начинаю процесс воспитания и обучения.
Начинаю выбирать методы и приёмы, считаю, что это очень важно. Применяешь метод и не получаешь должного результата, начинаешь обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т.д. Но виноваты мы, учителя, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод. Начиная работать в детском коллективе любого возраста, необходимо иметь представление:
1) о личностно-психологических особенностях каждого ученика;
2) о соотношении способности и обучаемости каждого;
3) о мотивации отношения к учебному процессу;
4) о взаимоотношениях с ребятами в классе;
5) о семье ученика и т. д.
Учитывая все объективные и субъективные трудности работы в этом направлении, надо сказать, что без помощи школьных психологов работать в системе развивающего обучения очень сложно. Психолог помогает лучше разобраться в себе, других, эффективно организовать свою работу, способствует успешному сотрудничеству с детьми, позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психологическую помощь и поддержку ученикам.
Я считаю, что одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество классного руководителя и психолога. Хотелось бы, чтобы психолог заранее знакомил классного руководителя с содержанием планируемых тестов и анкет, а также проводил свои некоторые работы в присутствии классного руководителя, чтобы я видела по реакции детей, правильно ли они понимают задаваемые им вопросы. С последними данными психологического тестирования я не совсем согласна. Я многое делаю для повышения психологического комфорта в своём классе ( различные экскурсии, классные часы о дружбе, о толерантности , о поддержке друг друга, взаимопомощи), на основании своих наблюдений я могу дать положительную оценку проявлениям психологического климата в классе (несмотря на то, что в классе 8 новеньких из общеобразовательных классов, понизилась успеваемость, а мой класс занимал почти 3 года первое место по успеваемости среди гимназических классов). Психологическое исследование показывает не очень высокий уровень психологического комфорта в классе.
Я наблюдаю следующие проявления благоприятного климата в коллективе:
1) преобладает бодрое и жизнерадостное настроение, доброжелательность во взаимоотношениях;
2) детям нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время;
3) преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми побуждениями;
4) дети участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, стараются помочь им освоится;
5) дети активны, полны энергии, быстро откликаются, если нужно сделать полезное дело и т. д.
Я подготовила своё анкетирование уровня психологического комфорта в классе, которое проведу в ближайшее время.
Заключение: Естественно, реализация очень серьёзных проблем и требований вряд ли возможна для классного руководителя в одиночку, без коллег, без общей атмосферы взаимного уважения и высокой культуры, ставшими нормой поведения, регулирующей взаимоотношения как учителей, так и учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ
В задачи статьи входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать....
некоторые психолого-педагогические моменты обучения и краткое содержание научно-исследовательской работы выполненной учениками 6 класса
Некоторые психолого-педагогические моменты обучения и краткое содержание научно-исследовательской работы выполненной учениками 6 класса: изучение площад...
Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...
Как повысить качество образования. Психологический аспект.
В чем же психологическая подоплека улучшения качества образования в школе? Самым главным условием успеха, с этой то...
«Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие обеспечения качества образования на примере Центра профориентационной поддержки в г.Боровске Калужской области»
Публикация статьи педагога-психолога Белоскурской О.А. в сборнике материалов региональной научно-практической конференции, посвященной памяти народного учителя Российской Федкрации А.Ф Иванова 2015г....
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ.
Новая форма итоговой аттестации пока ещё даёт больше вопросов, чем ответов. И один из них, самый главный, звучит так: как быстро и качественно, без ущерба для здоровья ученика и учителя подготов...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года
В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....