«Использование технологии тестового контроля на уроках географии»
статья

Оринская Ирина Викторовна

В последнее время в учебном процессе всё более широкое применение находят тесты, как одна из форм проверки и усвоения изучаемого материала, а также при государственной аттестации и проведении внешнего тестирования.

В то же время нельзя сказать, что тесты являются главной формой проверки усвоения навыков и умений. Вместе с тем, по сравнению с традиционными формами контроля, они имеют целый ряд преимуществ, причём как с точки зрения деятельности учителя, так и деятельности учащихся. Применение тестов позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях, найти пути преодоления возникающих проблем

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_08.02.17g._orinskaya_iv.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Педагогический совет от 08.02.2017г.

«Использование технологии тестового контроля на уроках географии»

Подготовила: учитель географии Оринская И.В.

В последнее время в учебном процессе всё более широкое применение находят тесты, как одна из форм проверки и усвоения изучаемого материала, а также при государственной аттестации и проведении внешнего тестирования.

В то же время нельзя сказать, что тесты являются главной формой проверки усвоения навыков и умений. Вместе с тем, по сравнению с традиционными формами контроля, они имеют целый ряд преимуществ, причём как с точки зрения деятельности учителя, так и деятельности учащихся. Применение тестов позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях, найти пути преодоления возникающих проблем.

Тесты являются эффективным средством для самоконтроля. Они помогают учащемуся самостоятельно разобраться в том, какие у него пробелы в той или иной пройденной теме. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а в дальнейшем отстоять свою точку зрения.

В целях выявления уровня подготовленности учащихся можно использовать тесты разного уровня сложности. Чтобы ответить на основные вопросы, детям достаточно обладать знаниями предмета в рамках школьной программы. Для ответа на вопросы повышенной сложности требуются дополнительные знания, как приобретённые на уроке в процессе рассказа учителя, так и при самостоятельном чтении рекомендуемой научно-популярной литературы. Применение тестов даёт возможность использовать элементы дифференцированного подхода при контроле за процессом усвоения получаемых знаний.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Преимущества тестовой технологии:

если классические виды контроля как письменная работа или устный опрос предусматривает ответы лишь по некоторым выборочным вопросам программы, то тест позволяет проверить усвоение знаний по многим разделам и темам;

в процессе выполнения тестов важное место занимает такая мыслительная операция, как сравнение;

при применении тестов имеется возможность выявить поэлементный уровень усвоения учебного материала, проблемы, недостатки умений и навыков каждого из обучаемых;

построение теста из различных по сложности заданий позволяет дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;

результаты тестирования дают возможность учителю регулярно корректировать свою учебную деятельность;

тестовые задания обладают высоким обучающим потенциалом.

Конечно, можно использовать тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но лучше разработать их самостоятельно.

Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.

В своей деятельности я использую тесты разных видов:

Устные тесты (выявляют уровень знаний в начале обучения);

Учебные (направленные на усвоение знаний в процессе обучения);

Диагностические (выявляют трудности в обучении);

Итоговые (тест – умения и навыков).

К тому же все тесты по географии подразделяют на два основных вида: стандартные и перспективные.

Стандартизированные тесты подразумевают выбор ответов предложенных в задании. Эти тесты могут быть четырех видов: тесты на выбор верных ответов, приведение в соответствие, расстановку объектов по порядку и тесты на классификацию (группировку) объектов.

Перспективные (или «открытые» - определение А.Э.Фромберга) тесты многими специалистами вообще не воспринимаются как тесты ввиду отсутствия вариантов ответов, но, на мой взгляд, именно данный вид тестов позволяет тестируемому проявить инициативу, показать свои знания, умение логически мыслить, анализировать, полностью исключать угадывание.

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо самому записать одно или несколько слов (я использую как задания 3-го уровня).

Задания закрытого типа, к ним относятся задания четырёх видов: альтернативных ответов (АО), множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности (задания 1-го и 2-го уровней).

Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений.

Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений.

Вопросы третьей группы проверяют знания географических законов, причинно-следственных связей.

Четвертая группа вопросов связана с решением проблемных задач.

С целью обеспечения самостоятельной деятельности учащихся контрольные задания составляю в нескольких вариантах.

Параллельно с оценкой полноты и глубины знаний идет диагностика затруднений и ошибок, чему способствует форма теста, конструируемая в соответствии с этапом познавательной деятельности.

Такая форма дифференцированного контроля знаний позволяет ученику самостоятельно оценивать свои возможности и выбрать тот уровень заданий, который соответствует его возможностям на данном этапе обучения. При таком подходе отметка становится стимулом к более глубокому познанию и вызывает рост интереса к процессу обучения.

Следует отметить, что постоянное использование тестовых заданий имеет определенные недостатки:

использование элективных (с выбором ответа) заданий непригодна для контроля творческой деятельности; способствует механическому заучиванию, повышает процент угадывания правильного ответа и, как следствие, недостоверность результатов;

код оценивания тестовых заданий пригоден для проверки достижения учащихся только таких уровней познавательной деятельности, как воспроизведение и узнавание;

краткий ответ не отражает логику рассуждения учащегося, неточно фиксирует типичные ошибки и затруднения в выполнении заданий. что снижает эффективность корректирующей функции контроля.

Чтобы данные недостатки свести к минимуму, я практикую использование в тестах вопросов:

- со свободно-конструируемыми ответами

- с несколькими верными ответами

- с вариантами ответов, требующих рассуждения

- верный ответ в тесте может быть получен только в результате построения дедуктивного умозаключения

- задания, основанные на переносе знаний в новые условия

- тесты на проверку причинно-следственных связей

- с сортировкой элементов ответов

- с заполнением пропусков в тексте

- отсечение лишнего

- на установление соответствия

Основным преимуществом тестовой формы контроля является его объективность и экономичность, так как тест позволяет за короткое время провести более широкий и более глубокий контроль по усвоению материала, на ту или иную тему или по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих.

Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке и, кроме того, даёт возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо. Кроме того, можно провести «реабилитирующий» тест для тех, кто не справился с ранее предложенным материалом.

Показателем сложности задания - есть доля выборки испытуемых, которые решили или не решили данное задание. Например, если только 20 % учащихся выполнили задания, его можно считать сложным для данной выборки, если 80 % - легким.

Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его, но в то же время существенным недостатком тестовой формы контроля, является то, что в результате выполнения нельзя получить информацию о ходе размышления учащихся.

Тестовый контроль в процессе обучения стимулирует труд у учащихся, выявляет пробелы на каждом уроке, способствует повышению продуктивности труда учеников, но существуют и методические ограничения. Тест дает возможность оценить усвоение лишь отдельных элементов содержания учебной темы и нет возможности выявить динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения.

Разумная комбинация тестовой формы с традиционными формами контроля дают объективный результат о знаниях, умениях, навыках, приобретёнными учащимися в процессе обучения.

Частое использование тестов с целью контроля на уроках увеличивает долю самостоятельной деятельности учащихся и значительно снижает распределение рабочего времени урока на такие формы ученической деятельности, которые способствуют развитию географической речи. Поэтому на рабочих уроках мною практикуются сочетание фронтальной беседы, понятийных диктантов, работу в парах, индивидуальных глубоких ответов, обсуждение определенных вопросов и др.

Использованная литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с.

2. Безпалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика ІІІ тысячелетия). - М.: Воронеж: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.

3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.

4. Долинер Л.И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса // Вестник Московского университета. - 2004. - № 1.

5. Клайн Пол. Справочное руководство по конструированию тестов. Перевод Е. П. Савченко. - М.: «ПАН Лтд.», 1994. - 283 с.

6. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Народное образование, 2000 - 352 с.

7. Малихін А. Тести у навчальному процесі сучасної школи // Рідна школа. - 2001. - №8.

8. Методичні рекомендації з організації тестового контролю освітньо-професійної підготовки вчителя. - Тернопіль: видавництво ТНПУ ім. В. Гнатюка, 2004. - 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Использование разнообразных форм контроля на уроках географии

Тесты  являются одной из форм проверки усвоения материала обучающимися наряду с другими формами контроля. По сравнению с другими формами контроля тесты имеют ряд преимуществ, но не надо забывать ...

презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"

Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

примеры применения технологии критического мышления на уроках географии...

Формы и методы организации учебного процесса при использовании технологии разноуровневой дифференциации на уроках географи

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИНА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»В условиях традиционной системы обучения выявляется противоречие между требованиями программы обеспечить обязательную подготовку к...

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СОЗДАНИИ АДЕКВАТНОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Все учителя осуществляю преподавание географии по утвержденным Министерством образования программам 6-11 класс. Сейчас выпускается очень много разнообразной  методической литературы. Самое ...