Использование разнообразных форм контроля на уроках географии
методическая разработка по географии по теме
Тесты являются одной из форм проверки усвоения материала обучающимися наряду с другими формами контроля. По сравнению с другими формами контроля тесты имеют ряд преимуществ, но не надо забывать и про некоторые минусы.Работа по технологическим картам позволяет проконтролировать уровень умений и навыков работы с учебником и картографическим материалом. Технологические карты предусматривают разнообразные формы работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_na_rmo_kastornaya_a.i.rar | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЗАЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Использование разнообразных форм
контроля на уроках географии.
Подготовила
Учитель географии
МБОУ «Казацкая СОШ»
Касторная А.И.
С. Казацкое, 2012г.
В настоящее время в целях контроля результатов учебной деятельности обучающихся широко внедряется система тестирования.
С 1996г. проводится централизованное тестирование по основным школьным дисциплинам. В 2000г. началось внедрение ЕГЭ на основе тестирования.
Под тестом можно понимать систему заданий специфической формы, позволяющий оценить степень овладения обучающимися учебного материала. Тесты являются одной из форм проверки усвоения материала обучающимися наряду с другими формами контроля. По сравнению с другими формами контроля тесты имеют ряд преимуществ, но не надо забывать и про некоторые минусы.
Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
- контролирующую;
- обучающую;
- развивающую;
- диагностическую;
- воспитывающую и др.
Можно выделить несколько основных этапов при составлении тестовых заданий:
1.Подготовка конкретной цели тестирования.
2.Подготовка и сбор информации.
3.Разработка и конструирование тестовых заданий.
4.Подготовка обучающихся к тестированию (инструктаж по выполнению теста, мотивация).
5.Непосредственное тестирование.
6. Обработка выполненного теста.
7.Анализ результатов.
Формы тестовых заданий разнообразны. Наиболее распространенной является форма с выбором одного или нескольких правильных ответов из предложенных.
Например: На юге РФ граничит с:
А) США Б) Украиной В) Казахстаном Г) Литвой
На уроках географии учителя используют и другие формы тестовых заданий.
Например: задания на установление соответствий, заполнение пропусков с написание нужных понятий, установление правильной последовательности и другие.
Тестовые задания можно использовать на любом этапе урока в зависимости от темы урока и класса.
Наиболее распространенное использование для проверки пройденного материала. При этом тесты рассчитаны на 10-15 минут и содержат обычно не более 10 тестовых заданий.
При изучении нового материала тесты применяю для организации самостоятельной работы обучающихся, при выполнении которых обучающиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках или задания, имеют поисковый и проблемный характер.
Также, тестовые задания можно использую и при закреплении пройденного материала.
В качестве домашнего задания, в отдельных случаях, в старших классах предлагаю обучающимся самим составить тесты, что учит правильно формулировать вопросы, способствует формированию умений обобщать и анализировать полученные знания, применять их на практике, работать с дополнительными источниками знаний
На уроках обобщения и контроля знаний обучающиеся выполняют тестовые задания, которые охватывают материал по конкретной теме или разделу.
Тесты пригодны для фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал для конкретного класса, ученика, соответствующий уровню его развития и возрастным особенностям.
Контроль знаний имеет более широкое значение, чем проверка знаний. Помимо проверки процесс контроля включает оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок.
Как организовать контроль знаний на уроке? Как эффективно проверить знания обучающихся, уровень усвоения на уроке, провести промежуточный, тематический и итоговый контроли? Как повысить познавательную активность обучающихся при проведении контроля знаний? С этими задачами помогают справиться компьютер, электронные учебники. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся на уроке не только при изучении нового материала, но и при контроле знаний.
На уроках можно использовать технологические карты, которые применяю при организации самостоятельной работы во время изучения нового материала, но они позволяют еще и проверить уровень работы, провести дифференцированный контроль. Основные этапы работы на технологических картах выделяются цифрами. За цифрами кроются основные понятия и термины. В ходе работы по технологической карте можно быстро проверить на каком этапе работы находится ученик (см. Приложение 1).Обучающиеся знают, за какой объём работы они могут получить отметки "3", "4", и "5".
Работа идёт очень активно. Обучающиеся (по желанию) могут работать в парах и индивидуально. Компьютерная техника позволяет быстро распечатать технологические карты.
Работа по технологическим картам позволяет проконтролировать уровень умений и навыков работы с учебником и картографическим материалом. Технологические карты предусматривают разнообразные формы работы на уроке.
Второй вид работы при контроле знаний - это тестирование. Существует много разработанных тестов в форме ЕГЭ для 6, 7, 8, 9,10 классов. Материалы оформлены в сборники, в 7 классе мне очень удобно, а самое главное продуктивно использовать сборник «Тематический контроль по географии «География материков и океанов», автор С.Е. Дюкова, - Москва: издательство «Интеллект-Центр», 2009 -112с., 10 класс «Экономическая и социальная география мира», автор Э.М. Амбарцумова, - Москва: издательство «Интеллект – Центр», 2009 – 80с.
Тесты 3 уровней. Уровень "А" - вопросы с четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный. Ответив на тесты уровня "А" ученик может получить отметку"3". Вопросы уровня "В" требуют краткого ответа - это проверка знаний номенклатуры, понятий, фактов. Ответив правильно и на вопросы группы "В", обучающийся может рассчитывать на отметку "4". Вопросы уровня "С" требуют развернутого ответа. Они требуют знания причинно-следственных связей, объяснения причин явлений. Ответы на вопросы уровня "С" позволяют получить "5". Ученики, зная, за что они могут получить высокий балл, стремятся выполнить полный объём работы. Дифференцированный контроль с помощью данного вида КИМов позволяют справляться с работой обучающимся разного уровня знаний.
Компьютер дает возможность использовать тестовый контроль.
Электронный контроль с помощью материалов электронных учебников (серии "Кирилла и Мефодия", и другие). Работа с электронным учебником может быть фронтальная, парная и индивидуальная. Ребятам очень нравиться работать с электронными тестами.
При организации промежуточного контроля (когда педагогу надо знать уровень знаний перед изучением новой темы, на какой объём знаний он может опереться) с помощью мультимедиапроектора на экран выводится изображение вопроса и вариантов ответа. Обучающиеся имеют на столах набор карточек с цифрами от 1 до 4. На вопрос, который появляется на экране, они одновременно поднимают карточки. Педагог видит ответы и озвучивает правильный ответ. На экране при правильном ответе появляется картинка. Правильный ответ вызывает у обучающихся удовлетворение, радость. 10 вопросов - 10 ответов. Контроль с электронным учебником может быть организован на оценку, тогда обучающиеся отвечают в личных тетрадях, а педагог намеренно отвечает неверно. Если ответа нет, то следующий вопрос не активируется.
Индивидуальный электронный контроль. Вызываю ученика для работы с тестом к компьютеру. Работа проводится без использования мультимедиапроектора. Ученик работает с тестами электронного учебника. Электронный учебник выдаёт 10 тестов. Компьютер оценивает работу. Если ученик получил оценку "2", то может повторно сделать работу, до получения положительной оценки. Вопросы тестов каждый раз меняются на 30-40%. Электронный контроль может быть организован и во внеурочное время.
Приложение 1
Технологическая карта
«Дальний Восток»
Сегодня мы изучим последний природный район России.
Вы - участники экспедиции на Дальний Восток. Самый удивительный край, загадочный, контрастный: здесь можно увидеть белых медведей и тигров, бурого и гималайского медведей, лишайники и лианы. Только на Дальнем Востоке России есть действующие вулканы и гейзеры. Итак, вперед!
Шаг 1. Цель: с составом Дальнего Востока. Задание: По физической карте найдите следующие объекты (можно работать в паре):
- Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское.
- Мысы: Дежнёва, Лопатка.
-Заливы: Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа.
- Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские.
- Полуострова: Чукотка, Камчатка.
- Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Толбачик, Алаид.
- Хребты: Срединный, Джугджур. Буреинский, Сихотэ-Алинь.
- Нагорья: Чукотское, Корякское.
- Равнины: Зейско-Буреинская.
Проработайте вместе с соседом по парте, по очереди показывая найденные объекты.
Шаг 2 . Цель: Познакомиться с тектоническим строением земной коры
Задание: По тектонической карте (атлас) определи возраст земной коры. Ответь на вопросы:
- Почему на Дальнем Востоке есть действующие вулканы и бывают землетрясения?
- Почему здесь преобладает горный рельеф?
Шаг 3. Ты выяснил, что Дальний Восток относится к области кайнозойской складчатости и мезозойской складчатости. Значит возраст Дальнего Востока - …(1.)
Здесь проходит(2)…плит литосферы, в море бывают …(3)
Шаг 4. Цель: Определить богатство полезными ископаемыми Дальнего Востока.
Задание: По карте тектонической или физической определить, какие полезные ископаемые имеются: на Сахалине - (4)…,…(5);
В Приморье богато (6)… На Колыме, на Чукотке добывают…(7);
Запиши в тетрадь или отметь на контурной карте Дальнего Востока.
Шаг 5. Цель: Выясни, в чем отличие климата Дальнего Востока от климата Удмуртии.
Самостоятельно выбери необходимую карту. Вспомни: Что такое муссон? На климат Дальнего Востока большое влияние оказывают ветры: …(8)
Какой тип климата на Д.Востоке? Прочитай учебник параграф 41, абзац …
Большая протяженность с … на юг. Дальний Восток вытянут от Северного Полярного круга до широты г. Сочи. Поэтому климат здесь…( разнообразный, однообразный, холодный, теплый). Тихий океан оказывает влияние только на побережье, т.к (9)…
Ветры, господствующие здесь -… Они определяют главную особенность климата: осадки - ливневые и выпадают они (10)… Снега зимой выпадает …( много, мало) (11)
Шаг 6. Цель: Определи особенность рек и озер Дальнего Востока.
Задание: Используя физическую карту, найди реки: Амур, Зея, Бурея, Селемжа, Уссури, Анадырь.
Озеро(12) … самое крупное.
Реки напугали первых переселенцев. Особенно пугала стремительность, невиданное обилие воды в Амуре, внезапные паводки, самый сильный из которых бывает не весной, а (13)…
Шаг 7.Цель: Выясни, в чем особенность растительного и животного мира?
Природные зоны на Дальнем Востоке от тундры на севере, до смешанных лесов на юге - их называют(14)...
В Уссурийской тайге Дальнего Востока много эндемиков: женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград, лимонник, корейские кедры, березы - белая, черная, жёлтая, железная. В лесу - тигры и бурые медведи. Смешались виды севера и юга. Почему?
Шаг 8. Проверь себя.
Я знаю, что такое Ханка, Уссурийская тайга, цунами, муссон, Сихотэ-Алинь, женьшень, Ключевская сопка, гейзер, мандаринка. Я могу объяснить, почему реки Дальнего Востока разливаются летом?
Шаг 9. Обозначить на контурной карте: Камчатка, Сахалин, Командорские о-ва, о.Врангеля, озеро Ханка, Амур, Джугджур, Берингов пролив; проливы Лаперуза, Татарский, Кунаширский,
Ты прошел все шаги, а значит, ты старался. Молодец! Проверь свои знания по теме. Получи проверочный тест у учителя. Оцени свою работу на уроке.
ставлю себе: ... ( "5",4",3").
Желаю Всем удачи в новом учебном году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование тестовых форм контроля на уроках географии.
Тестовые формы контроля в настоящее время широко используются учителямя для контроля знаний учащихся....
Сообщение Тема: «Использование разнообразных форм наглядности на уроках швейного дела»
Эффективность урока по швейному делу можно значительно повысить с помощью разнообразных видов наглядности, так как работа с наглядными пособиями и раздаточным материалом активизирует учащихся и повыша...
Выступление на областном семинаре "Использование интерактивных форм обучения на уроках географии"
Использование интерактивных форм обучения на уроках географии»...
Из опыта работы "Использование активных форм обучения на уроках географии в целях формирования УУД""
В данной презентации представлен опыт работы по развивающему обучению через использование активных форм обучения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ УЧЕБНИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Апробация и внедрение в образовательный процесс электронных форм учебников....
«Использование технологии тестового контроля на уроках географии»
В последнее время в учебном процессе всё более широкое применение находят тесты, как одна из форм проверки и усвоения изучаемого материала, а также при государственной аттестации и проведении внешнего...
Использование тестовых форм контроля на уроках географии.
В настоящее время в целях контроля результатов учебной деятельности обучающихся широко внедряется система тестирования....