Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии
материал по географии по теме
Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии.
В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционирования среды, способствующей формированию компетентностей обучающихся. Почему? Наша школа и в предыдущие годы обеспечивала достаточно высокий уровень знаний выпускников, гарантирующий 100 %-е поступление в ВУЗы виды при одновременной широкой общекультурной подготовке. Однако, в ходе ежегодно проводимого в ОУ социального опроса было установлено, что школа недостаточно успешно готовит выпускников к решению жизненных проблем, организации эффективного межличностного взаимодействия, слабо развивает способность разбираться в людях, отстаивать свою точку зрения, не в полной мере формирует компетенцию самообразования и саморазвития. Это свидетельствует о недостаточной ориентации образовательного процесса на развитие критического мышления обучающихся и формирование ключевых компетенций, что затрудняет процессы вхождения выпускников в социальную среду, приобщения к системе социальных связей. Кроме того, введение ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе в штатный режим поставило в полный рост проблему формирования предметной компетентности школьников. Для выполнения заданий уровней В и С требуется уметь грамотно интерпретировать имеющиеся знания, владеть в совершенстве информационной компетентностью. Решение данной задачи возможно при применении современной технологии обучения «кейс-стади».
Кейс (от англ. саsе – случай) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная способность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты (материалы газет, журналов, в т.ч. «География в школе», «География для школьников», «География 1 сентября», «Вокруг света», материалы из ИНТЕРНЕТ и др.). Кейсы могут быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_geo.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель ГОУ ЦО №1631
Дмитриева Е.Г
Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии
В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционирования среды, способствующей формированию компетентностей обучающихся. Почему? Наша школа и в предыдущие годы обеспечивала достаточно высокий уровень знаний выпускников, гарантирующий 100 %-е поступление в ВУЗы виды при одновременной широкой общекультурной подготовке. Однако, в ходе ежегодно проводимого в ОУ социального опроса было установлено, что школа недостаточно успешно готовит выпускников к решению жизненных проблем, организации эффективного межличностного взаимодействия, слабо развивает способность разбираться в людях, отстаивать свою точку зрения, не в полной мере формирует компетенцию самообразования и саморазвития. Это свидетельствует о недостаточной ориентации образовательного процесса на развитие критического мышления обучающихся и формирование ключевых компетенций, что затрудняет процессы вхождения выпускников в социальную среду, приобщения к системе социальных связей. Кроме того, введение ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе в штатный режим поставило в полный рост проблему формирования предметной компетентности школьников. Для выполнения заданий уровней В и С требуется уметь грамотно интерпретировать имеющиеся знания, владеть в совершенстве информационной компетентностью. Решение данной задачи возможно при применении современной технологии обучения «кейс-стади».
Кейс (от англ. саsе – случай) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная способность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
В качестве кейсов можно использовать научные, публицистические, художественные, учебные тексты (материалы газет, журналов, в т.ч. «География в школе», «География для школьников», «География 1 сентября», «Вокруг света», материалы из ИНТЕРНЕТ и др.). Кейсы могут быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности).
Требования к кейсу:
- Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения.
- Соответствие текста поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается.
- Присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения путей решения исследовательской проблемы.
- Отсутствие авторской оценки проблемы.
От других технологий «кейс-стади» отличается:
- Наличием проблемной ситуации, которую необходимо увидеть и решить;
- Коллективной выработкой решений;
- Возможностью нескольких решений проблемы;
- Наличием управляемого эмоционального напряжения обучающихся;
- Наличием системы оценивания деятельности.
При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую две фазы:
- Первая фаза – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.
- Вторая фаза – работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
Работа с кейсом может быть организованна в 3 этапа:
1 этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности;
2 этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп не должны совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию.
В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 8 классе по теме «Влияние климата на жизнь человека»
Учебная задача: установить связь климата со здоровьем человека.
Формируемые ключевые компетентности:
- информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
- коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
- рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом | Методический комментарий для лучшего понимания содержания. |
1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты». | Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке. |
2. Пересказ текста. | Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали. |
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте? | Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение. |
4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»). | Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы. |
5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет). | Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения. |
6. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»). | Запись путей желательна, чтобы не упустить важное. |
7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):
| Здесь формируются творческие навыки обучающихся. |
8. Презентация итогов работы. |
|
Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»
От жары Россия заболеет.
Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».
Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать шаблоны:
Шаблон для работы
Проблема № 1: _______________________________________________________________
Проблема № 2: _______________________________________________________________
Проявления проблемы:
_________________ ________________________ ________________________
_________________ ________________________ ________________________
_________________ ________________________ ________________________
_________________ ________________________ ________________________
Идеальное состояние: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Пути решения, направленные на установление причин и следствий:
и д.р.
Одним из вариантов презентации итогов обсуждения может быть такой опорный конспект:
Проблема № 1: Глобальное потепление климата.
Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)
Проявление проблемы:
а) рост кишечных б) рост заболеваемости в) случаи геморрагической
инфекций малярией, клещевым лихорадки.
энцефалитом.
Пути решения:
- Совершенствование систем канализации и водоснабжения;
- Разработка новых методов очистки воды;
- Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);
- Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;
- Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;
- Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)
3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.
В заключение следует отметить, что работа с кейсами обучающимся нравится, вызывает живой интерес, развивает критическое мышление, самостоятельность и ответственность, формирует коммуникативные и социальные компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках географии
В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....
Методы и приемы использования СОТ на уроках географии
Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий н...
Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии
Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство развития детей....
Использование ЭОР на уроках географии
Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...
Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"
Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...