Материал аудиоконференции муниципальной проблемной группы учителей истории и обществознания по теме: «Актуальные вопросы подготовки к ГИА по истории и обществознанию»/ Типичные ошибки участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию.
материал

Филиппова Светлана Витальевна

Копия текста доклада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад89.43 КБ

Предварительный просмотр:

Типичные ошибки участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию.

( Материал подготовлен на основе педагогических измерений Федерального института, методических рекомендаций  Т.Е. Лискова)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Руководитель МПГ учителей истории и обществознания: Филиппова С.В.

Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания.

В результате объектами проверки выступает широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и социальных институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержала 20 заданий с кратким ответом (10 заданий базового уровня и 10 заданий повышенного уровня).

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней направлены на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание        20   проверяло   умение   систематизировать,   анализировать   и   обобщать

неупорядоченную социальную информацию.

Задания части 2 (21–29) в совокупности представляли базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста.

Задание 25 проверяло умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.

Задание 26 проверяло умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.

Задание-задача 27 требовала: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверялось умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 28 требовало составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявлялись умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.

Завершало работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменуемого на написание мини-сочинения по одной из пяти предложенных тем. Темы заданы в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако участники экзамена вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяло широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

   Интеграция в содержание курса базовых понятий и основных идей ряда общественных наук позволяет сформировать целостную систему знаний и создавать задания, проверяющие сформированность большинства личностных результатов.

Задания разных типов на содержании всех основных разделов курса позволяют проверить уровень сформированности многих метапредметных результатов: определение назначения и функции различных социальных институтов; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Отметим особую роль практико-ориентированных заданий в системе проверки сформированности умений разрешать актуальные проблемы, связанные с различными сторонами общественной жизни, осуществлять самостоятельный поиск способов решения практических задач, применять различные методы познания.

Остановимся более подробно на диагностических возможностях актуальной экзаменационной работы, проверяющей уровень сформированности предметных результатов. 

Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на различные специальности связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к получению минимального балла).

Особенностью контингента участников ЕГЭ по обществознанию является его крайняя неоднородность: определенная доля участников обладает высоким уровнем обществоведческой подготовки и целенаправленно готовится к поступлению на гуманитарные специальности ведущих вузов, но велика и доля участников с плохой подготовкой, не способных в то же время сдать экзамены по естественным и точным наукам или рассматривающих ЕГЭ по обществознанию в качестве резервного варианта.

Средний тестовый балл в 2017 г. составил 55,44, что на 2,3 балла выше, чем в 2016 г. (53,14). Повышение среднего тестового балла может быть обусловлено эффективностью комплекса мер по повышению качества проверки заданий с развернутым ответом (методические материалы для экспертов предметных комиссий, вебинары, введение дополнительного условия назначения работ участников ЕГЭ на третью проверку.)

  • целом можно отметить нормальное распределение первичных баллов участников экзамена, что свидетельствует о высокой дифференцирующей способности работы, удовлетворяющей целям отбора абитуриентов в вузы с разным уровнем требований к обществоведческой подготовке поступающих.

Доля участников, не получивших минимальный балл, в 2017 г. сократилась в сравнении с 2016 г. и составила 13,8% (в 2016 г. – 17,6%). Число стобалльников в 2017 г.5 повысилось в сравнении с 2016 г.: 142 против 59, их доля от общего числа участников увеличилась вдвое (соответственно 0,04% и 0,02%).

  1. Большинство выпускников успешно выполнили задания базового уровня.
  2. Абсолютное большинство выпускников показали высокие результаты при выполнении заданий базового уровня на поиск информации, в явном виде представленной в различных знаковых системах: таблицах/диаграммах (задание 12), тексте (задание 21) - соответственно 85 и 87 % выполнения.
  3. Значительная часть экзаменуемых  не испытывают затруднений при выполнении заданий повышенного уровня, проверяющих умение характеризовать с научных позиций основные социальные объекты и их место и значение в жизни общества как целостной системы.
  4. Выпускники 2017 г. более успешно, чем выпускники 2016 г., справились с заданием 10 – на поиск социальной информации, представленной в виде рисунка (графика спроса/предложения): 62,9% (в 2017 г.) и 54,8% (в 2016 г.), с заданием 20 – на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту,  58,1% (52,1%)6, а также показали стабильные результаты с небольшим повышением при выполнении задания 3 на соотнесение видовых понятий с родовыми – 54,6% (53,5%).
  5. Хорошие  результаты  были  продемонстрированы  и  по  заданиям  повышенного  уровня  на

применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

  1. Констатируется улучшение показателей выполнения этих заданий по следующим разделам: «Человек и Общество» – 72,1% (64,3%); «Экономика» – 63,5% (60,4%), «Право» – 65,0% (59,9%), при этом настораживает незначительное снижение результатов выполнения заданий по разделу «Политика» – 52,3% (54,9%).
  2. Большинство выпускников продемонстрировали знание ряда базовых понятий и теоретических положений из различных разделов обществоведческого курса.
  3. Выпускники 2017 г. по сравнению с выпускниками 2016 г. (тенденция прослеживается с 2015 г.) демонстрируют более высокие результаты при выполнении задания 16, проверяющего знание основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, конституционных обязанностей гражданина РФ (Конституция РФ, главы 1 и 2) – 69,1% (2017 г.); по сравнению с 64,7% (2016 г.) и 59,8% (2015 г.).

В то же время выпускники 2017 г. несколько хуже выполнили задание,

  1.  проверяющее умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах;
  2. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
  3. Независимо от проверяемого содержания выпускники испытывают затруднения в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25) – 31,9% (28,7%); раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задания 23 и 26 выполнили соответственно 35,9% (26,0%) и 33,2% (29,7%); объяснении внутренних и внешних связей (причинно-следственных и функциональных) изученных социальных объектов (задание 24).
  4. Трудности возникли при выполнении заданий, проверяющих умения: применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (речь идет именно о проверке данного умения именно с помощью задания 27) – 34,5% (40,0%); составлять план доклада по определенной теме (задание 28) – 21,5% (23,9%); раскрывать выбранную тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы (29 задание, критерий К2) – 19,9% (22,6%), приводить факты и примеры, относящиеся к обосновываемому (-ым) тезису (-ам) (задание 29, критерий К3) – 30,4% (33,2%).
  5. Выпускники 2017 г. испытали также затруднения при выполнении заданий базового уровня по таким содержательным элементам, как «Социальный контроль» (в некоторых вариантах выполнение на уровне 43,7% и 48,8%), «Политическая элита» (в некоторых вариантах выполнение на уровне 45,8% и 47,9%), «Политические партии и движения», (в некоторых вариантах выполнение на уровне 39,7% и 41,8%), «Понятие и виды юридической ответственности» (в некоторых вариантах выполнение на уровне 32,1% и 33,3%).
  1. Выпускники испытывают особые затруднения при выполнении заданий высокого уровня, проверяющих знание некоторых содержательных элементов, наприме, «Мышление и деятельность», «Политический процесс»; «Понятие истины и ее критерии»; «Ценные бумаги»; «Социальный контроль» «Социальная стратификация и мобильность», «Понятие и виды юридической ответственности».
  1. Экзамен 2017 г. показал очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан РФ, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни.
  1. Сохраняются проблемы, связанные с пониманием полномочий органов государственной власти в РФ (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). Экзамен показал, что по-прежнему не все выпускники знают названия высших государственных органов РФ, затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти. Среди тех, кто неправильно выполнили задания этого типа, самая распространенная ошибка связана с непониманием назначения и функций законодательной и исполнительной властей. Наблюдается путаница в представлениях выпускников о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ. При изучении правовых вопросов не следует  игнорируеть работу с нормативными правовыми актами.
  1. Участники ЕГЭ 2017 г. по обществознанию (будущие активные участники экономической жизни) продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов («безработица», «инфляция»).

В зависимости от уровня подготовки было выделено четыре группы участников экзамена: 

группа 1 – участники, не получившие минимального балла (0–18 п.б.);

группа 2 – участники с удовлетворительной подготовкой (19–36 п.б.);

группа 3 – участники с хорошей подготовкой (37–52 п.б.);

группа 4 – участники с высоким уровнем подготовки (53–62 п.б.).

Рассмотрим более подробно достижения и проблемы в подготовке каждой группы участников экзамена.

Группа 1 (не получившие минимального балла)

Выпускники, не получившие минимального балла, демонстрируют умение соотносить видовые понятия с родовым, выделяя обобщающее понятие (задание 2) (средний процент выполнения задания – 70,7%7). Они умеют осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица/диаграмма) (средний процент выполнения задания 12 – 63,3 (как и в 2016 г.)); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов информацию, представленную в явном виде (задание 21 – 61,6%, (52,1%)). Это свидетельствует не столько об уровне обществоведческой подготовки, сколько об уровне сформированности соответствующих общеучебных умений: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.).

Вероятно, эта группа охватывает преимущественно тех выпускников, которые выбрали данный предмет для итоговой аттестации как «не самый сложный» или как «запасной вариант» (с учетом востребованности обществознания во многих образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования). Это слабо подготовленные по предмету выпускники, надеющиеся на то, что здравого смысла, общих представлений на бытовом уровне, отрывочных экономических и правовых знаний хватит для выполнения основной части заданий.

Как компенсировать наиболее значимые недостатки в образовательной подготовке обучающихся, рискующих не получить минимального балла ЕГЭ по обществознанию?

По традиции, обратим внимание на три аспекта:

диагностика и постановка реалистичных целей в изучении предмета и подготовке к экзамену,         освоение ключевых понятий обществоведческого курса,

развитие метапредметных умений.

Качественная диагностика позволяет очертить круг проблем в подготовке конкретных обучающихся и сформировать реалистичную индивидуальную траекторию освоения ими обществоведческого курса.

Для рассматриваемой группы обучающихся актуально совершенствование метапредметных умений, связанных с чтением, адекватным пониманием и извлечением информации из прочитанного текста.

Целесообразно развивать данную группу умений при работе с текстом учебника (из Федерального перечня учебников, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2016/17и 2017/18 уч. г.).

Рекомендуется использовать в работе один из традиционных приемов обучения – комментированное чтение параграфов учебника с формулированием основных идей и ответом на вопросы по содержанию прочитанного в конце каждого параграфа.

При этом не стоит отказываться и от составления сложного плана параграфа с акцентированием внимания на логике подачи материала в учебнике, выделяемых автором пунктов и подпунктов.

Также следует задавать обучающимся по содержанию прочитанного вопросы не только на извлечение информации, но и на привлечение наиболее значимых для конкретной темы контекстных знаний, примеров из других учебных предметов, фактов общественной жизни и личного социального опыта обучающихся.

Предполагаем, что такая систематическая работа позволит конкретным выпускникам этой группы более успешно не только выполнять задания 21, 22, но и давать пусть неполные, но правильные ответы на задания 23, 24, 26, 27, 28 и 29.

При работе с различными тренировочными пособиями, в том числе со сборниками заданий и типовых вариантов, рекомендуется сконцентрироваться на качественном выполнении первых двух заданий (21 и 22) с развернутым ответом к тексту. Искомую информацию можно приводить как цитаты или переформулировать близко к тексту, чтобы не потерять основную мысль. При этом важно научить вычленять требуемое положение текста, поскольку ни одно задание не требует простого переписывания одного или нескольких абзацев текста. Это вполне достижимо для данной группы обучающихся, тем более что выше мы отмечали определенный прогресс в выполнении этого задания по сравнению с предыдущими годами.

Также целесообразно обратить внимание на развитие у рассматриваемой группы обучающихся умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в виде:

  • таблицы/диаграммы  (задание  12).  В  случае  необходимости  рекомендуем  обратиться  к

Методическим рекомендациям 2016 г., в которых рассматривались приемы развития данного умения8;

  • рисунка (задание 10). В случае необходимости рекомендуем обратиться к Методическим

рекомендациям 2017 г., где были даны советы по выполнению задания на анализ изменения спроса/предложения9.

Выпускники группы 1 умеют соотносить видовые понятия с родовым, выделяя обобщающее понятие (задание 2). Конечно, успешность выполнения этого задания во многом зависит от знания соответствующего содержания курса.

К сожалению, принцип обучения всему содержанию курса применительно к данной группе обучающихся абсолютно неэффективен. Поэтому целесообразно вместе с учениками, рискующими не преодолеть границу минимального балла, проанализировать кодификатор элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию, и выявить по каждому разделу курса вопросы, освоенные хотя бы на уровне определения ключевых признаков понятия и функций социальных объектов, а также темы, которые не освоены в принципе. В дальнейшем рекомендуется отрабатывать важнейшие из неосвоенных понятий, систематизировать имеющиеся знания и устанавливать связи изученного и нового материала.

Целью является освоение ключевых понятий по всем разделам обществоведческого курса хотя бы на уровне распознания понятий по определению (и наоборот), единичных признаков и конкретных проявлений.

Группа 2

Преодолевшие границу минимального балла ЕГЭ (42 т.б.) участники ЕГЭ с результатами ниже 60 т.б. классифицируют объекты, выявляя структурные элементы понятий с помощью таблицы (задание 1 – 56,1%). Наиболее успешно они выполняют задания, содержание которых связано с базовыми понятиями курса, изученными еще в основной школе, прежде всего, по разделу «Человек и общество» (например, задание 5 по проблематике человека, общества и духовной культуры) выполняет 65,5% (половина из которых – на 2 балла). Основные затруднения у выпускников этой группы вызваны отсутствием системных знаний по каждому из содержательных блоков. Так, задания, проверяющие умения:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты);

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Наибольшие затруднения вызывают задания на применение полученных знаний при характеристике политического режима (19,3% выполнения); при определении традиционного типа лидерства (33,5% выполнения) и типа политической партии (38,5% выполнения);

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в виде рисунка (задание – 10 на анализ информации в графике изменения спроса/предложения), – выполняет только половина этой группы (51,6%).

Таким образом, было бы преждевременно констатировать наличие системных знаний курса у участников этой группы. Их отсутствие в определенной мере мешает перейти от репродуктивного уровня деятельности к преобразующему.

Чрезвычайно важны диагностика проблем в подготовке обучающихся и построение реалистичной индивидуальной траектории обучения.

Целесообразно развивать у группы 2 обучающихся умения, необходимые при выполнении задания 3 (45,4% выполнения в 2017 г.) на классификацию объектов, выделение в ряду однородной социальной информации лишних звеньев. Конечно, правильное выполнение этого задания обусловлено прежде всего знанием соответствующего теоретического материала.

При этом подготовка предполагает изучение основных понятий и ведущих идей курса, но особое внимание следует обратить на систематизацию знаний. Показателем может стать выполнение заданий 4, 7, 11, 13, 17 – на характеристику с научных позиций основных социальных объектов, – на 2 балла, а заданий 5, 8 и 18 – на соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями – на 1 балл.

Группа 3

Участники экзамена с результатами 61–80 т.б. продемонстрировали знание и понимание большинства основных понятий базовых наук курса. В дополнение к освоенному представителями предыдущей группы они:

- классифицируют объекты, выделяя в ряду однородной социальной информации лишнее звено (75,7% выполняют задание 3);

  • характеризуют с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; анализируют актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливают соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями (средний процент выполнения заданий 4, 7, 11, 13 и 17 расположен в диапазоне от 70,4 до 87,8);

  • анализируют актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливают соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятия (средний процент выполнения заданий 5, 8, 18 расположен в диапазоне от 70,2 до 85,3);

  • применяют полученные знания в процессе решения познавательных задач повышенного уровня сложности по актуальным социальным проблемам по всем разделам курса (от 51,8% до 75,2% выполняют задания 6, 9, 15 и 19 на 2 балла).

В целом можно говорить о том, что учащиеся этой группы весьма серьезно относятся к изучению обществоведческого курса, и основные проблемы связаны с пробелами в знаниях по тем или иным конкретным вопросам курса, преодоление которых поможет им выполнять задания части 2 на более высокие баллы.

Именно  в  этой  группе  чаще  всего  встречаются  выпускники,  которые  не  дают  полный  правильный ответ на задания части 2, потому что не смогли четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. Рекомендуется не только обращать внимание на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, причины, аргументы, примеры и т.п., но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, выполнив все необходимые требования. Встречается и другая крайность: когда вместо трех элементов выпускник приводит, например, пять-шесть, совершая по сути лишнюю работу, которая ко всему прочему отнимает время от выполнения/самопроверки правильности выполнения других заданий.

Группа 4

Высокобалльники (с результатами выше 81 т.б.) демонстрируют знание базовых понятий и основных идей обществоведческого курса. Только выпускники этой группы успешно выполняют задания высокого уровня сложности 23, 24, 25, 26, 27 и получают максимальный балл (средний процент выполнения – в диапазоне от 64,1 до 74,2).

Только в этой группе почти половина выпускников составляют план по определенной теме (задание 28), раскрывают избранную тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы (альтернативное задание, критерий К2) и приводят два примера из различных источников (критерий К3). Трудности появляются, тем не менее, при подготовке мини-сочинения. Не все выпускники имеют чёткое представление о том, какие элементы должны присутствовать в ответе на это задание. Рекомендуется конкретизация элементов эталонного ответа. Необходимо ознакомить выпускников с критериями оценивания заданий части 2 демонстрационного варианта КИМ. В эти критерии заложены определенные требования к качеству выполнения задания, которые участникам экзамена, планирующим получить высокий результат, целесообразно понимать и уметь реализовывать.

На что следует обратить внимание в методике преподавания курса и подготовки к экзамену? 

    Рекомендуем объяснять материал в проблемно-дискуссионном стиле, представлять различные точки зрения, создавая возможности для свободного обсуждения. Желательно, чтобы изучаемые понятия, идеи, теоретические положения иллюстрировались фактами общественной жизни, примерами из СМИ, других учебных предметов, личного социального опыта школьников. К сожалению, выпускники практически не приводят примеров из истории своего родного края, произведений национальной литературы. Особенно эффективной работа будет в том случае, когда примеры будут приводить и ученики, и учитель.

Предполагаем, что при объяснении нового материала важно акцентировать внимание на логике его предъявления, демонстрируя школьникам план изложения материала, акценты, которые следует сделать при раскрытии той или иной темы. Нельзя пренебрегать работой с текстом учебников (из перечня рекомендуемых Минобрнауки России). Чтение учебного текста, ответы на вопросы, понимание того, какие положения/позиции/идеи/понятия используются при раскрытии той или иной темы – все это будет способствовать развитию комплекса умений, необходимых не только для успешной сдачи экзамена, но и для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Абсолютно нецелесообразно заменять решением типовых вариантов экзаменационной работы изучение обществоведческого курса и повторение отдельных ранее изученных тем, отработку конкретных умений на протяжении учебного года. Подобная практика не позволит в должной мере формировать и систематизировать знания, развивать необходимые умения. Выполнение значительного количества типовых вариантов КИМ эффективно лишь на завершающей стадии подготовки к экзамену, когда пройден весь учебный материал, повторены все запланированные темы, проведена тренировка выполнения конкретных моделей заданий. На завершающем этапе выполнение типовых вариантов позволяет отработать темп выполнения работы, форматы записи ответов, закрепить усвоенные алгоритмы выполнения конкретных заданий.

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

  • документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2018 г.;
  • Открытый банк заданий ЕГЭ;

  • Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

  • Методические рекомендации прошлых лет.

  • Интернет-ресурсы:
  • http://www.mon.gov.ru – Министерство  образования и науки;
  • http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
  • http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
  • http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
  • http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
  • http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

Рекомендации по подготовке к мини-сочинению (задание 29)

Формулировка задания 29 детализирована. Такая конкретизация продиктована необходимостью дать обучающемуся четкое представление о том, какие элементы должны присутствовать в его ответе на это задание.

Задание 29.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте ее (их).

При раскрытии обозначенной (-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/ пример должен быть сформулирован развернуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1

29.2

29.3


Философия        «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

Экономика        «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

Социология, «Начало личности наступает намного позже, чем начало социальная индивида». (Б.Г. Ананьев)

психология

Рассмотрим критерии.

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

29.1

Раскрытие смысла высказывания

1

Смысл высказывания раскрыт: верно выделена одна или несколько основных

1

идей,    связанных    с    содержанием    обществоведческого    курса,    и/или

сформулирован  один  или  несколько  тезисов  в  контексте  высказывания,

который(-е) требует(-ют) обоснования

Смысл высказывания не раскрыт: хотя бы одна основная идея не выделена/один

0

тезис не сформулирован

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по

всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2

Теоретическое содержание мини-сочинения

2

(Объяснение   ключевого(-ых)   понятия(-ий),   наличие   теоретических

положений, рассуждений, выводов)

В  контексте  хотя  бы  одной  выделенной  идеи/одного  тезиса  приведены

2

связанные   между   собой   объяснения   ключевого   (-ых)   понятия   (-ий),

теоретические положения, рассуждения, выводы

В  контексте  хотя  бы  одной  выделенной  идеи/одного  тезиса  приведены

1

отдельные,   не   связанные   между   собой   рассуждениями   понятия   и/или

положения.

ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам

приведены понятия и /или положения, не относящиеся к ним

Теоретическое  содержание  мини-сочинения  отсутствует  (смысл  ключевых

0

понятий   не   объяснён;   теоретические   положения,   рассуждения,   выводы

отсутствуют или не связаны с идеей/тезисом)

29.3

Корректность   использования   понятий,   теоретических   положений,

1

рассуждений и выводов

Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения

1

В  ответе  имеются  ошибочные  с  точки  зрения  научного  обществознания

0

положения

Указание по оцениванию:

Если   по   критерию   29.2   (теоретическое   содержание   мини-сочинения),

выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.4

Качество приводимых фактов и примеров

2

Приведено  из  различных  источников  не менее  двух  корректных, развёрнуто

2

сформулированных фактов/примеров, явно связанных с иллюстрируемой (-ым)

идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

В  качестве  источников  могут  использоваться  сообщения  СМИ,  материалы

учебных   предметов   (истории,   литературы,   географии   и   др.),   факты

общественной жизни и личного социального опыта, собственные наблюдения.

Примеры

из

разных

учебных

предметов

рассматриваются

в качестве примеров из различных источников

Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, явно

1

связанный

с

иллюстрируемой(-ым)

идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

ИЛИ   Приведены   из   источников   одного   типа   корректные,   развёрнуто

сформулированные,

факты/примеры,   явно связанные  с  иллюстрируемой  (-ым)

идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом

Факты/ примеры отсутствуют.

0

ИЛИ   Ни   один   из   приведённых   фактов/примеров   явно   не   связан   с

иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

Указание по оцениванию:

Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к

существенному  искажению  сути  высказывания  и  свидетельствующие  о

непонимании используемого исторического, литературного, географического и

(или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

Максимальный балл

6

Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания

Раскрытие смысла предполагает верное выделение одной или нескольких основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса и/или формулировку тезиса в контексте высказывания, который требует обоснования.

Идея - это главная мысль.

Тезис - кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.

Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения

В формулировке критерия содержится уточнение того, что под теоретическим содержанием мини-сочинения понимают объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов. Максимальный балл по критерию (как и ранее по критерию К2) – 2. В основе критерия 29.2 – принцип качественных накоплений. Необходимо в контексте хотя бы одной выделенной идеи/одного сформулированного тезиса привести связанные между собой объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы. Эта связь может быть предъявлена разными способами, в том числе и с помощью проведения аналогий, использования метафор, ассоциативных сравнений.

Теоретические положения - обоснование идеи (проблемы) с позиций научного обществознания: термины, теории, выводы науки по данной идее.

29.3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Под корректностью использования в контексте данного критерия понимают отсутствие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений.

29.4. Качество приводимых фактов и примеров

Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании. Критерий 29.4 основан на принципе количественных накоплений – по количеству приведенных фактов/примеров из разных источников. 

Проведем пошаговый разбор выполнения задания.

  1. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение». Таким образом, задается формат ответа не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему.

  1. «Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте ее (их)». Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, выпускник выделяет одну или несколько основных идей затронутых автором темы.

3.  «При раскрытии обозначенной (-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях

выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов». Предъявляется требование к структуре ответа. Раскрывая идею (-и), выпускник рассуждает, делает выводы, при этом использует в своих рассуждениях и выводах соответствующие понятия, теоретические положения, иллюстрирует их фактами примерами. При этом указываются источники примеров: общественная жизнь, личный социальный опыт, другие учебные предметы.

4. «Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развернуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом». Предъявляется требование к качеству приводимых фактов/примеров. Имеется четкое указание не только на количество примеров и необходимость их привлечения из различных источников, но и на то, что должен быть сформулирован развернуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

5. «Сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не может ограничиться простым называнием какого-то факта, примера. Развернуто означает детализировано, обстоятельно иллюстрируется то или иное сформулированное положение, рассуждение, тот или иной вывод.

6. «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. Обязательно должна быть смысловая связь с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

Структура мини-сочинения:

Как и любое сочинение, целесообразно разделить на три части: вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть – раскрытие смысла высказывания, основной идеи.

Основная часть -  теоретическая и фактическая аргументация основной идеи высказывания

Заключительная часть – вывод.

Алгоритм работы над сочинением

  1. Познакомьтесь с предложенными темами.
  2. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?
  3. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы: С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
  4. Выбирая тему, вы должны понимать, что: имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится, ясно понимаете смысл высказывания, можете выразить свое отношение к высказыванию, владеете обществоведческими терминами, сумеете привести примеры.
  5. Выявите основные идеи высказывания.
  6. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:  Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины необходимо использовать? Какие теоретические обобщения вы должны учесть?
  7. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы: Какими фактами, примерами вы можете подтвердить главную идею? Убедительны ли они?
  8. Проверьте соответствие ваших теоретических рассуждений и примеров основной идее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Материал выступления на городском семинаре учителей истории и обществознания «Проектируем урок, формирующий УУД» Козюриной О.Г

Характеристика линии УМК по истории основной школы авт. А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. (5—9 классы) и линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание...

Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации"

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации" 2020г...

В ы с т у п л е н и е на Районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Сложные вопросы истории. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам.

Представленный историко - культурный стандарт  включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечне...

Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию.»

Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение  дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся  к ГИА по истории и обществознанию.»...