Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
консультация

Тожелкина Наталья Петровна

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный методический семинар учителей истории и обществознания.

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

Цель: Трансляция опыта по применению технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания .Из личного опыта.

Оборудование: проектор, листы формата А4, карандаши, фломастера.

Форма работы: групповая.

                                          Этапы проведения

  1. Вступление .

В последние годы очень остро обозначилась проблема существенного обновления школьного исторического и обществоведческого образования: изменения методологии построения предметных курсов, использования иной концептуализации философских основ и других принципов отбора содержания; разработки новых  учебников и проч.

Это касается таких учебных дисциплин как «Истории России» и «Обществознание». Причины такого внимания к данным предметам определяются спецификой исторического и социального образования и его влиянием на формирование мировоззрения и воспитание гражданских качеств человека. Особенно актуальным является решение этой проблемы на старшей ступени общего образования при изучении событий XX - начала XXI веков

Выбор: обоснованности  педагогической технологии  актуальность  данной темы  заключается в что современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации.

На ребенка обрушивается огромный поток информации, у детей пропадает желание к поиску информации и к активной мыслительной деятельности.  Изучив,  специальную литературу  я  сделала вывод, что данная технологию самая подходящая  по предмету история.  Стала использовать данную педагогическую  технологию на уроках в 6 классе.

По данной технологии работаю первый год .

  1. Сегодня я познакомлю Вас с   применением элементов    технологии  развития критического мышления. Эпиграфом моего выступления я взяла китайскую мудрость «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму» Конфуций.

Теоретическая основа технологии критического мышления.

В основу положены идеи Жана Пиаже, Л.С. Выготского об этапах умственного развития ребенка. Это мышление не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Критическое мышление- это способ взаимодействия с идеями и информацией.

Основа ТРКМ- это  Вызов, Осмысление, Рефлексия..

Задачи вызова.

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемыми материалами.

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Помочь учащимся самим определить тему урока.

Задание учителям: Перед вами фрагмент темы, попробуйте  прочитать.

                             Молодежь.

Руси,  Правление, Владимира крещение князя. (Правление князя Владимира Крещение Руси)

Задача стадии смысла: Помочь активно воспринимать изучаемый  материал, помочь соотнести старые знания с новыми.

Для этого я использую в работе «Кластеры»  - это выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. Важно выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания.

Другим графическим способом представления изученной темы является Фишбоун.

 Основные приемы ТРКМ «Таблица тонких и толстых вопросов»

Прием Сюжетные таблицы.

Рефлексия «Синквейн» - в первой строчке тема называется одним словом (существительным)

Вторая строчка (2 прилагательных)

Третья строчка (это описание действия в рамках этой темы)

Четвертая строчка- это фраза из четырех слов, показывающая отношение к данной теме.

Пятая строчка –последняя это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Спасибо,  уважаемые коллеги!!! За хорошую работу.

Главный принцип при работе с детьми . Не навреди!

Будь с ребенком не рядом, и не над, а вместе!!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания Выполнила учитель истории МБОУ СОШ с. Тунгор Тожелкина Наталья Петровна

Слайд 4

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

Слайд 5

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить

Слайд 6

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Слайд 7

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Слайд 8

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Слайд 10

Руси, Правление, Крещение, Владимира, князя.

Слайд 11

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Слайд 12

Графические организаторы: «Кластеры» -выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.

Слайд 13

Государство Форма правления Территориальное устройство Политический режим демократический федерация тоталитарный унитарное Абсолют ная республика монархия ограниченная Парламентская Президентская

Слайд 14

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Слайд 15

Сюжетные таблицы Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Слайд 17

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

Слайд 19

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...

Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.

В презентации предлагается использование элементов техноглогии критического мышления при изучени некоторых исторических и обществоведческих тем....

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Патриотическое воспитание на уроках Истории».

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...

«Технология критического мышления на уроках истории и обществознания»

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое м...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...