Ведущая роль учителя в создании комфортной образовательной среды и формирования качества знаний учащихся.
материал на тему
Сообщение, которое может быть использовано на пед.совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_sozdanie_komfortnoy_sredy_na_uroke.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете:
Ведущая роль учителя в создании комфортной образовательной среды и формирования качества знаний учащихся 5 класса.
Выступила: Семонченкова М.В.
учитель математики МБОУ «АСОШ №2»
ноябрь-2016
Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более остро востребованными. Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию индивидуальности обучающихся в процессе решения образовательных задач.
Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать на уроке каждый ученик и учитель. Вне зависимости от заявленных притязаний на уровень образования школу оценивают не только по качеству обучения, но и по таким критериям, как культура общения; ощущение внутренней свободы каждым пребывающим в ее стенах; атмо- сфера взаимного благорасположения; стремление каждого «быть лучше»; его личная защищенность и уверенность в справедливости и поддержке со стороны окружающих; положительное эмоциональное самочувствие.
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников.
Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, задумываемся:
«Что для нас важнее – физическое состояние ученика или его успеваемость?» Вспоминаются слова А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». По свидетельству статистики, здоровье подрастающего поколения с каждым годом ухудшается, около 90 % школьников имеют отклонения физического и психического здоровья. В связи с состоянием здоровья современных школьников назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Всё это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии.
Современные образовательные учреждения, характеризуются повышенным объёмом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате повышения нагрузки детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название "школьные болезни”. При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.
Что же должен делать педагог на уроке, чтобы сохранить здоровье детей?
- Не допускать учебные нагрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления.
- Не допускать «школьные стрессы».
- Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»).
- Не пренебрегать сотрудничеством с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
- Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
В старшей школе учитель должен придерживаться учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с учеником. Но не приказывая, а налаживая партнерские отношения с учениками.
В какую форму стоит облечь учебный процесс? Как правильно сделать замечание ученикам?
1. Избегайте замечаний в ультимативной форме, больше используйте форму: «лучше сделать так; мой опыт говорит о том, что такой путь рациональнее».
2. Настройтесь на положительный результат, как только ученик сделал что-то хорошее, похвалите его. Если вы разбираете совместно контрольную или самостоятельную работу, то подчеркните оригинальность решения, не указывая прямо на ошибку: «посмотри внимательно, вот в этом действии что-то ты сделал неверно».
3. Если после череды неудач, невыполненных заданий вдруг возник проблеск выученного урока, не говорите о том, что успех случаен, а вариант работы был самый легкий.
4. Извиняйтесь за свои промахи и ошибки. Если вы несправедливо обвинили школьника в чем-то, то обязательно найдите в себе силы извиниться и признать неправоту. Если ученик придумал альтернативное решение задачи и вы нашли в этом решении ошибки, стоит сказать: «интересный путь, подумаю вечером над ним». Не забудьте дома еще раз просмотреть все решение, и если ошибка-таки найдется, то скажите это ученику наедине.
5. Не сравнивайте учеников между собой, особенно если вы учили его родителей, старших братьев или сестер.
6. Живите в ситуации «здесь и сейчас». Не напоминайте о его прошлогодних промахах и прошлонедельных ошибках.
Напомню еще несколько простых правил, позволяющих сделать занятие интересным и даже увлекательным:
• разумное чередование трудовой и познавательной деятельности детей;
• включение в структуру занятия различных игр;
• организация творческой деятельности воспитанников;
• тщательное продумывание практической части занятия.
• товарищеские и дружеские отношения воспитанников между собой.
Казалось бы, все просто, но как нелегко достигаются эти слагаемые!
Опыт свидетельствует, что ребят порой угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с педагогом и товарищами. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками. Анализ занятий, размышления, изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать основные слагаемые комфортного психологического климата:
- все дети на протяжении всего занятия заняты интересным делом — важнейшее условие комфортного психологического климата! Полностью выполнить это условие невозможно. Но уровень комфортности Вашего занятия зависит от степени приближения к этому идеалу.
- как бы Вы ни улыбались детям, но если им станет скучно, или прервется их деятельность из-за нехватки материала, инструмента — комфортный психологический климат занятия резко снижается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологический климат школы как один из факторов создания комфортной образовательной среды».
Выступление...
Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе
Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...
Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды
Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...
Рейтинговая система обучения - залог создания комфортной образовательной среды при переходе к ФГОС ООО/
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся, система оценки накопительного типа путем набора баллов, учитывает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, поз...
СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...
Создание комфортной образовательной среды в объединениях «Кристаллик» и «Живопись нитками»
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие....
Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»
Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»...