Статья "Формирование комфортной образовательной среды"
статья
Статья "Формирование комфортной образовательной среды" опубликована в сборнике "Буква", выпуск №11, 2020 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_statya.docx | 66.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«БУКВА»
Международный сборник педагогических публикаций УДК: 37 ББК: 74
ISBN: 978-5-91556-655-1
Выпуск №11 Часть 7
(Школьное образование) Возрастная категория: 0+ г. Москва, 2020 год
Главный редактор: Божок Ольга Анатольевна (Преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)
Редакционный совет: Анохин Виктор Иванович (Кандидат наук), Балалаева Валентина Александровна (Воспитатель высшей квалификационной категории)
Корректор: Харченко Вадим Романович (Преподаватель информатики)
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Ответственность за достоверность изложенной в статьях информации несут авторы.
Работы публикуются в авторской редакции.
Редакция оставляет за собой право менять заголовки, сокращать тексты статей, вносить стилистические правки без согласования с автором.
При перепечатке ссылка на сборник обязательна.
E-mail: support@bukva.com.ru Официальный сайт: https://bukva.com.ru
Подписано в печать: 30.11.2020 г.
Тираж 100 экз. Заказ №1447
Отпечатано в типографии ИП Колмогоров И.А. по заказу ООО «Буква» 115404, г. Москва, 1-я Стекольная, 7 корпус 2
Учредитель СМИ «БУКВА» ФС 77 - 72498: Божок Ольга Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
- Цифровые образовательные сервисы, как образовательная платформа для ученика
3
начальной школы (Аранова Л.О., Сургутская Н.И.)
- Повышение мотивации младших школьников к изучению иностранного языка с помощью
9
внеурочной деятельности (Гуренко Е.А., Ельчанинова Е.Т.)
- Урок русского языка. 2 класс. Упражнения в распознавании однокоренных слов
12
(Малицкая Е.В., Осокина О.В., Шакурова О.В.)
- Значение навыков самостоятельной работы учащихся начальных классов при
16
дистанционном обучении (Земзюлина Л. В.)
- Медленное чтение как средство эстетического воспитания (Иванова Е.А., Руденко Н.М.) 23
- Сценарий выпускного вечера в 4 классе (Крученкова З.Ф.) 26
- Интерпретация результатов экспериментального обучения при помощи аудиовизуальных
34
технологий (Рындина Т.В.)
- Рабочая программа по английскому языку к УМК «Rainbow English» О.В.Афанасьевой для
37
4 класса (Кит О.Б., Тимошкина Г.В.)
- «День Победы 9 Мая – праздник мира в стране и весны» (Рейш Н.В.) 60
- Дистанционное обучение на уроках физики (Чернов Д.В.) 69
- Доклад «Формирование комфортной образовательной среды» (Горбунова О.С.) 72
- Роль дистанционного обучения в изучении иностранных языков (Номоконова В.Ф.,
75
Лапина Н.А.)
Горбунова О.С., преподаватель английского языка
МБОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Россия, Астраханская область
Доклад «Формирование комфортной образовательной среды»
Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более остро востребованными. Это связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортноесостояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками.
Решение этой проблемы - в достижении школьниками комфорта во время учебно-- воспитательного процесса.
Образовательная среда – понятие комплексное, включающее в себя все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, оснащенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.
Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.
Комфортность можно разделить на 3 составляющие:
- Психологическая
- Интеллектуальная
- Физическая
Рассмотрим эти составляющие подробнее.
- Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологической комфортности является:
- положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Действия учителя по обеспечению здоровой психологически комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель-ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере. Как добиться психологической комфортности?
- единые требования к участникам образовательного процесса;
- четкая организация урока или мероприятия, а не жесткая дисциплина;
- использование на уроках или мероприятиях методов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка);
- использование методов словесного убеждения, а не агрессивного словесного воздействия;
- не допускать стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
- использование компромиссных решений спорных вопросов, а не открытую, либо скрытую конфронтацию;
- использование в своей работе просьбы, а не требования;
- преемственность образовательного процесса и комфортный переход учащимися различных ступеней обучения.
Принцип психологической комфортности является ведущим, т. к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
- Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: курение, демонстративный интерес к противоположному полу и др.
Как добиться интеллектуальной комфортности?
- использование частой смены видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской);
- использование не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
- наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
- стимулирование внутренней мотивации- стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
- использование на уроке или мероприятии методы, способствующие активизации взаимодействия и творчеству самовыражения самих учащихся.
- поощрение интеллектуальных способностей учащихся- ситуации успеха;
- справедливое оценивание ответов учащихся.
- Физическая комфортность школьника это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Как добиться физической комфортности в школе?
- соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по наполняемости классных коллективов; составлению оптимального расписания; по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
- обеспечение безопасности ребенка и учителя;
- организация горячего питания в школе;
- соблюдение питьевого режима;
- обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных,
неприятных звуковых раздражителей, запахов).
В настоящее время общество предъявляет качественно новые требования к школе. Школа должна быть эффективна, современна. Один из возможных аспектов эффективности – адекватная реакция на социокультурные и иные изменения в жизни общества, создание оптимальной дляразвития ребенка и педагога образовательной среды.
Комфортность образовательной среды следует рассматривать как возможность удовлетворения потребностей личности. Следовательно, качество комфортной образовательной среды школы, с одной стороны, определяет способность этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей, а с другой, создает определенные условия для развития всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологический климат школы как один из факторов создания комфортной образовательной среды».
Выступление...
Комфортность образовательной среды
Комфортность образовательной среды...
Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе
Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...
Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды
Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...
Рейтинговая система обучения - залог создания комфортной образовательной среды при переходе к ФГОС ООО/
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся, система оценки накопительного типа путем набора баллов, учитывает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, поз...
СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Статья посвящена наверное самой актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка в урочной и внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном уч...
Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технол...