Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Детская риторика. 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Детская риторика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_detskaya_ritorika_6a.docx | 285.17 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике составлена для обучения в 6 Б классе на основе программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская, соответствует учебному пособию «Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012».
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС целей образования. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.Цель риторики - научить обучающихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметномуровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
II. Общая характеристика учебного предмета
В структуре курса риторики четко прослеживаются два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» - даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения ; о коммуникативных качествах речи, речевой ситуации и ее компонентах.
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для обучающихся.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью. Помимо традиционных приемов и методов преподавания, на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 6 классе – 1 час в неделю, 35 часов в год. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты | Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Личностные | Объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества. | Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета | ||
Регулятивные УУД | Различать общение для контакта и для получения информации. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | Овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Быть способным свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме | ||
Познавательные УУД | Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении. Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою. | Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. Искоренять ошибки в своей собственной речи. Находить отклонения от норм в письменной речи. | ||
Коммуникативные УУД | Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета. | Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания вести этикетный диалог. Различать общение для контакта и для получения информации. | ||
Предметные результаты | Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Базовые знания | Базовые умения | Повышенные знания | Повышенные умения | |
Развивать способность целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения | Различать общение для контакта и для получения информации. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи. | Стремление к увеличению объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении. Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета. Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; Слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы. | Быть способным свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному |
Основное содержание программы
(35 часов /1 час в неделю)
ОБЩЕНИЕ(15)
Общение.
Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.
Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.
Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.
Требования к уровню подготовки:
Определять вид общения (по месту общения).
Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.
Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.
Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение
Речевая деятельность.
Слушание. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.
Требования к уровню подготовки:
Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
Определять способы и приемы слушания.
Критически оценивать слушание собеседников.
Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение
Говорение.
Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.
Учимся отвечать. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.
Требования к уровню подготовки:
Находить коммуникативные недочеты.
Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
Контрольные мероприятия: устное выступление
Чтение.
Учимся читать. Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
Требования к уровню подготовки:
Определять вид чтения.
Контрольные мероприятия: выразительное чтение
Качества речи.
Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.
Требования к уровню подготовки:
Находить отклонения от норм в устной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Определять коэффициент лексического богатства речи.
Определять нарушения в точности речи.
Контрольные мероприятия: устное выступление
Письмо.
Учимся редактировать. Редактирование изучаемых речевых жанров.
Требования к уровню подготовки:
Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
Находить отклонения от норм в письменной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Контрольные мероприятия: мини-сочинение
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (10)
Тексты и речевые жанры.
Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.
Требования к уровню подготовки:
Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
Контрольные мероприятия: мини-сочинение
Вторичные тексты.
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.
Требования к уровню подготовки:
Составлять аннотацию.
Контрольные мероприятия: аннотация.
Рассказы.
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.
Требования к уровню подготовки:
Пересказать услышанный рассказ.
Придумывать истории и рассказывать их.
Контрольные мероприятия: письменный пересказ, устный рассказ.
Спор.
Как управлять спором. Если ты – ведущий.
Требования к уровню подготовки:
Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спорта.
Сказки и притчи.
Понятие о притче. Уместность ее использования.
Требования к уровню подготовки:
Рассказывать притчи.
Контрольные мероприятия: сочинение-притча.
Личное письмо.
Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.
Требования к уровню подготовки:
Овладеть этикетными средствами письма.
Интервью.
Календарно - тематическое планирование 6 «Д» класс – 1 час в неделю.
№ п/п | Раздел | Тема | Деятельность обучающихся | Форма организации учебного занятия | Сроки |
Общение | Адресат – кто он? | Различать общение для контакта и для получения информации. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | Беседа, викторина | ||
Двуликое «что». Сигналы речи. Слово ритора меняет ход истории | Беседа, пересказ | ||||
Виды общения | Официальное – неофициальное общение | Уместно использовать изученные несловесные средства при общении. Определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь. | Беседа | ||
Голос | Великая сила голоса | Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи. | Беседа | ||
Учим голос «летать» | Выразительное чтение | ||||
Жесты | Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты | Уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения. Овладевать национально-культурными нормами речевого поведения | Исследовательская работа | ||
Учимся слушать | Слушание бывает разным | Определять вид слушания и приёмы слушания. Критически оценивать слушание собеседников. Продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение. | Слушание | ||
Установка на восприятие. Способы и приёмы слушания | Слушание | ||||
Учимся читать | Учимся читать учебный текст | Знать виды чтения, уметь определять их особенности. | Беседа | ||
Ознакомительное чтение | Выразительное Чтение | ||||
Учимся отвечать | Разные, разные ответы. Как важно начать | Уметь создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла и ситуации общения. Соблюдать в практике речевого общения основные языковые нормы | Беседа | ||
Развёрнутый ответ. Основная часть. Конец – всему делу венец | Анализ | ||||
Речь правильная и хорошая | Клише, штампы. Находки | Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | Выразительное чтение | ||
Будь вежлив | Вежливое обращение | Продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение. Вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах. | Выразительное чтение | ||
Похвальное слово | Выразительное чтение | ||||
Речевые жанры | Изобретаем речь. Что значит изобретать речь | Анализировать типичную структуру текста. | Работа с учебником | ||
Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров | Выразительное чтение | ||||
Топ определения | Исследовательская работа | ||||
Вторичные тексты | Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными | Называть основные признаки текста, приводить их примеры. Создавать свой текст на основе исходного. | Работа с учебником | ||
Предисловие | Анализ | ||||
Отзыв | Анализ | ||||
Что произошло хоть раз | Автор – рассказчик – герой рассказа | Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | Работа с учебником | ||
Услышанные истории | Анализ | ||||
Выдуманные истории | Работа с учебником | ||||
Небывальщины | Анализ | ||||
Спор | Можно ли управлять спорами | Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания вести этикетный диалог. Различать общение для контакта и для получения информации. | Исследовательская работа | ||
Если ты - ведущий | Анализ | ||||
Сказки | Притча. Понятие о притче | Анализировать типичную структуру притчи. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | работа с учебником | ||
Уместность использования притчи | Анализ | ||||
Личное письмо | Особенности писем | Быть способным оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Развивать способность совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа с учебником | ||
Письмо-поздравление, письмо-просьба и прочие | Работа с учебником | ||||
Интервью | Не просто беседа | Быть способным свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному | Исследовательская работа | ||
Как подготовить интервью | Исследовательская работа | ||||
Презентация проектов | Защита проектов | Беседа | |||
Защита проектов | Беседа |
Учебно-методическое и информационное обеспечение | Кол-во | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Кол-во | Технические средства обучения | Кол-во | Оборудование класса | Кол-во |
Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012. | 26 | Д.Х.Вагапова.Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. 2013 . Ростов-на-Дон.«Феникс» | 1 | Компьютер | 1 | Доска | 1 |
Методические рекомендации к учебнику «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, 6 класс, М., «Дрофа», 2013 год. | 1 | Проектор | 1 | ||||
М.Р. Львов. «Основы теории речи», М., «Просвещение», 2012 год | 1 | ||||||
.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская.Уроки риторики в школе. Книга для учителя.2012.МоскваЮвента-Баласс. | 1 |
Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы по учебному предмету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент»
Программа внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент» предназначена обеспечить активное участие школьников в жизни поселения, района, области и страны....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса «Занимательная риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса «Занимательная риторика» направлена на развитие речи обучающихся, формирование следующих умений:объяснять значение эффекти...