РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент»
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент» предназначена обеспечить активное участие школьников в жизни поселения, района, области и страны.
Программа базируется на общенаучных знаниях по русскому языку и литературе и является следующим этапом по пути профилизации школы.
Принципиальным для построения данной программы явилось понимание речи как определенного вида деятельности человека – речевой деятельности. Принцип историзма и принцип типологизации как путь выделения духовно-нравственной основы и представление общих закономерностей газетных жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ocherka.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
детского объединения
«Юный корреспондент»
Чайкина Ю.В.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент» предназначена обеспечить активное участие школьников в жизни поселения, района, области и страны.
Программа базируется на общенаучных знаниях по русскому языку и литературе и является следующим этапом по пути профилизации школы.
Принципиальным для построения данной программы явилось понимание речи как определенного вида деятельности человека – речевой деятельности. Принцип историзма и принцип типологизации как путь выделения духовно-нравственной основы и представление общих закономерностей газетных жанров.
В программе реализуется идея, что обучение написанию произведений различных жанров должно проводиться, как обучение речевой деятельности. Основа курса – это интеграция языковой части, речевого раздела, построенного на основе ведущих речеведческих понятий и жанровых особенностей.
Программа «Юный корреспондент» направлена на выполнение трех основных функции:
- выступать в роли дополнения содержания по русскому языке в свете профилизации образования;
- развивать содержание базисных курсов;
- быть направленным на совершенствование творческих умений учащихся.
Цель курса: систематизация и обобщение важнейших сведений о языке; формирование навыков незатруднительного владения родным языком в его устной и письменной формах и стилистических разновидностях; развитие и совершенствование будущих профессиональных умений, тех практических умений, которые обеспечивают свободное владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах.
Задача курса: обеспечить знаниями приемов, помогающих в создании высказывания; сформировать ясную и быструю ориентацию в выполнении творческой работы; дать знания по типологии очерка; научить писать произведения разных видов и жанров; обучить владеть языком как средством выражения мыслей.
Программа имеет практическую направленность, т.е. направленность на совершенствование речевой деятельности, хотя в ней значительная роль отводится системе специальных знаний. В связи с этим теоретические знания – это прежде всего знания о способах создания высказывания – учебного и творческого. При этом освоение теоретических знаний рассматривается не как цель обучения, а как средство достижение цели: формирование у учащихся осознанных речевых действий, т.е. осознанных речевых умений.
Можно предполагать, что именно владение речевой теорией, понимание основных закономерностей, знание набора речевых действий и способов их выполнение поможет учащимся сделать речь предметом внимания и сознательного отношения, что в свою очередь создает благоприятные условия для создания собственных текстов определенного вида и жанров.
Особенностью этого курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. С этой целью предлагается по-новому взглянуть на речеведение и стилистику, ставя перед собой задачу: создание речевого произведения определенного типа, где каждый элемент учебной деятельности находится в определенной связи друг с другом и занимает строго отведенное место.
Для положительных результатов обучения большое значение имеют методы и приемы, организационные формы внеурочного процесса. Это могут быть беседа с проблемным изложением материала, лекции, практические и семинарские занятия; лингвистический эксперимент, задание на преобразование информации; стилистический анализ текста, редактирование; написание очерков различных типов.
Большая часть учебного времени должна отводиться на изучение газетных жанров, систематизацию знаний по речеведению и написание творческих работ разного вида и стилей. Рекомендуется крупноблочная подача материала, объединенного общим понятием и представляющего собой относительно завершенную тему. Это позволит воспринимать изученное не как свод правил, а как стройную систему, которая должна обеспечить широту видения и помочь в написании творческих работ разных видов и жанров.
Одним из основных видов внеурочной работы должен стать анализ текста. При этом рекомендуется использование такого приема, как лингвистический эксперимент – один из основных приемов работы над текстом, главной целью которого является обоснование отбора языковых средств в нём.
Комплексный анализ текста ведется с точки зрения соответствия темы, основной мысли, пафоса, особенностям композиции этого текста.
Предметом лингвостилистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема – идея – материал действительности – языковой материл – сюжет – архитехтоника – композиция – естественный ряд – образ автора (или рассказчика).
В программе запланировано и обращение к теории литературы: изучение жанров; наблюдение за героями очерка; выявление авторской позиции, общественных отношений; связь идеи и содержания очерка с исторической эпохой; совершенствование умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализ в связи с конкретной задачей.
Деятельность учащихся направлена на развитие речеведческих умений, которая заключаются в следующем:
-владеть навыками аналитического чтения: просматривать газеты и журналы; ориентировать по рубрикам и заголовкам; внимательно читать материалы с установкой на их усвоение и анализ;
-уметь сформулировать тему и основную творческой работы, включая и случаи, когда последняя не прямо выражена в тексте;
-сравнивать проблемный, портретный и путевой очерк, находя в них сходства и различия; производить типологический и стилистический анализ текстов очерка, отмечая ведущий и сопутствующий типы речи, характерные языковые и речевые средства;
-внимательно читать произведения газетных жанров с установкой на восприятие не только смысла, но и художественной формы;
-производить стилистический анализ произведений газетных жанров, отмечая как общестилевые особенности, так и индивидуальные авторские черты.
Деятельность учащихся направлена на практическое развитие умений строить высказывание:
-моделировать речевые ситуации разного характера; уметь составлять подготовительный материал; составлять конспекты или тезисы сопутствующей информации; выделение главной информации в смысловом блоке и ее запись – цитирование полное или усеченное; в свернутом виде излагать основные положения будущего очерка;
-составлять простой и сложный план; определять соразмерность микротем, их логическую развернутость (логику-смысловую связь); продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учетом замысла и стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий) типы речи.
Деятельность учащихся направлена на создание определенных типов высказываний:
-высказывания типа очерка-путешествия в стиле художественной публицистике с ведущим типом речи повествованием;
-высказывания типа очерка-биографии в стиле художественной публицистике с ведущим типом речи описанием;
-высказывание по аналогии с публицистической статьей с ведущим типом речи: а) рассуждением-доказательством; б) рассуждением-объяснением.
Деятельность учащихся направлена на формирование умений воспринимать целостность произведений газетных жанров, выделять и характеризовать основные компоненты формы и содержания: тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи.
Редактирование текста – еще один аспект, направленный на то, чтобы:
-находить и исправлять недочеты в содержании построении высказывания (отступление от темы и основной мысли, нарушение требований относительной автономности, завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца), нарушение логики изложения, абзацного членения текста);
-оценивать уместность пафоса в своем высказывании; находить и исправлять речевые недочеты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением);
-замечать в собственной речи, в речи собеседников; выступающих по радио и телевидению отступления от норм русского языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые ошибки в собственной речи.
Реализация программы детского объединения – это написание творческих работ газетных жанров.
Содержание
Жанр публицистического стиля
Функциональный стиль как основная единица стилистической системы. Внешние факторы различия: приемы использования, частота употребления, сочетаемость тех или иных языковых средств.
Функциональные стили как явление речевое. Различия в сферах общения и основных функциях языка. Учёт общественной функции языка.
Цели и задачи публицистического стиля: коммуникативная (общение, сообщение), эмотивная и волюнтативная.
Функция общения. Мыслеобразовательная, или функция сообщения. Факультативность этих функций. Функции эмоционального и волевого воздействия.
Язык газеты как подстиль публицистической речи. Его основной признак – сопряжение стандарта и экспрессии.
Языковая структура функционального стиля. Два вида стилистически окрашенных единиц: средства эмоционально-экспрессивные и средства функциональные.
Фазы создания творческой работы
Речь как деятельность. Деятельность, действие и операции. Деятельности и мотив. Действие и его цель как одна из возможных конкретизаций деятельности и мотива. Структура действия. Понятие операции как способа осуществления действия.
Речь как процесс – речевая деятельность – и как результат процесса, речевое произведение, текст. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, предмета речи, общего языка.
Структура действий по написанию очерка: планирование, ориентировка, реализация и контроль.
Планирование (простое и развернутое) как составление программы действий: определение (осмысление) объема и границ очерка; сбор информации по данной теме. Тезисирование: выделение главной информации в смысловом блоке и ее запись. Цитирование полное и усеченное.
Ориентировка в условиях и задачах общения: моделирование речевой ситуации, сбор материала по теме.
Ориентировка в содержании высказывания: систематизация собранного материала, приведение его в порядок, т.е. отбор необходимого материала и определение последовательность его расположения в очерке.
Реализация программы: написание очерка с использованием различных типов речи (описания, повествования, рассуждения) точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко
Контроль: совершенствование написанного.
Особенности текста газетных жанров.
Газетный жанр как текст. Основные признаки понятия: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная завершенность высказывания. Оформление начала и конца текста.
Идея и тема текста как показатели его смысловой цельности. Содержание текста. Предмет очерка и тема. Идея – как основная мысль автора.
Микротема текста как составная часть темы. План текста как перечень названий микротем.
План текста, отражающий членение темы и развитие основной мысли. План простой и сложный.
Тема и рема в предложении. Порядок слов в спокойной речи – сначала «данное», затем «новое» – и в эмоционально окрашенной – сначала «новое», затее «данное».
Способы сцепления предложения – цепной и параллельный. Средства связи предложений: лексический повтор, местоимение, однокорневые слова, слова близкой семантики (целое и его части), синонимы, антонимы, деепричастные обороты, союзы и др.
Заголовок. Заглавие как отражение темы или идеи творческой работы. Проблема.
Строение творческой работы как текста
Микротема как минимальный отрывок текста, заключающий в себе законченную мысль. Микротекст. Логико-смысловые отношения. Соразмерность микротекста по отношению к целому тексту и другим микрочастям.
Абзац. Микротемы и абзац. Причинно-следственные отношения между абзацами. Логичность и упорядоченность выражения мыслей. Абзац, его строение: зачин, средняя часть и концовка. Первое предложение абзаца как абзацный зачин. Комментирующая часть. Логическая взаимосвязь абзацев.
Период как сложное предложение, доведенное до совершенства в его оформлении и передающее логически завершённую мысль. Полнота и завершённость периода. Причинный, временной, условный, уступительный, сравнительный, соединительный, разделительный, противительный периоды.
Логическая сторона причинного периода. Логическая сторона временного или последовательного периода. Логическая сторона условного периода. Логическая сторона уступительного периода. Сравнительный период как развернутое, распространенное сравнение. Соединительный период как совокупность явлений. Разделительный период как ряд явлений, сопоставленных друг с другом. Противительный период как сопоставление антонимичных явлений и понятий.
Сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое) как группа предложений, связанных цепной или параллельной связью. Основные виды отношений в сферхфразовых единствах: перечислительные, сопоставительные, противительные, причинно-следственные, обобщающе-конкретизирующие, пояснительные.
Языковые средства, подчеркивающие движение мысли в творческой работе. Соединение частей текста.
Композиция. Вступление, главная часть и заключение. Вступление как способ введения основной мысли. Разнообразность вступлений. Особенности вступления, виды и формы. Основная часть. Приёмы подачи материала в основной части. Заключение как вывод из основной мысли. Многообразие вариантов заключений.
Текст как диалог автора и читателя. Внутренний диалог. Вопросно-ответная форма как способ развития мысли текста.
Газетные жанры
Жанр. Критерии речевого жанра: предметное содержание, стилевое решение и речевая воля говорящего. Специфика жанра. Параметры, речевого высказывания. Уровни речевого высказывания: предметно-смысловой, структурно-композиционный, стилевой и языкового оформления.
Тематическое содержание речевого высказывания. Предметно-смысловая исчерпанность.
Структурно-композиционный уровень. Жёсткая жанровая рамка, композиционная организация. Стилевые ресурсы.
Статья в газету. Заметка. Репортаж. Интервью.
Очерк как жанр. Предмет его содержания и спецификой материала. Основное коммуникативное намерение автора очерка.
Использование разных типов речи в творческой работе
Функционально-смысловые типы речи как основные способы отражения действительности: в статике – описание, динамике – повествование, в причинно-следственных и прочих логических связях рассуждение.
Семантические разновидности типов речи: описание предмета, места, состояния окружающей среды, состояния человека; повествование о действиях, о меняющихся состояниях; оценочные высказывания; рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление.
Повествование как основной тип речи путевого очерка. Временная последовательность. Порядок протекания действия.
Композиционный план повествования: экспозиция (обстановка, предшествующая началу действия), завязка (начало события), развитие действия, кульминация, развязка (конец события).
Разнообразие композиций. Отступление от хронологической последовательности.
Повествовательные элементы. Фактические и художественные. Фактические ошибки.
Описание как основной тип речи портретного очерка. Предмет описания. Различные виды описания: человек, местность, деятельность.
Наиболее характерные композиционные элементы: общее представление о предмете; отдельные признаки предмета; авторская оценка, вывод, заключение.
Фактические и художественные описания.
Рассуждение как основной тип речи проблемного очерка. Выяснение сущности предмета или явления.
Последовательность изложения доказательств как основное условие развития главной мысли высказывания. Три части рассуждения: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументы и примеры); 3)вывод.
Чёткая формулировка тезиса. Убедительность и достаточность аргументов. Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. Факт как аргумент.
Логические формы и приемы изложения (дедукция, индукция, аналогия).
Соединение разных типов в одном тексте. Возможность использования при изложении аргументов описательных и повествовательных фрагментов.
Типология очерка.
Портретный очерк и его виды: биография, автобиография, жития, некролог и, собственно, сам портретный очерк. Герой очерка. Описание внешности, биографические факты, характеристика персонажа. Описание среды.
Проблемный очерк. Политическая, нравственная или экономическая проблема как основа проблемного очерка. Аргументы, примеры и факты. Языковые средства, подчеркивающие движение мысли в проблемном очерке. Соединение частей текста.
Путевой очерк. Картины природы и быта, эпизоды и события. Личность автора. Его понимание мира, отношение к общественным проблемам. Исторические, географические, социологические, этнографические экскурсы.
Очерк, написанный в различных функциональных стилях
речи.
Литературный очерк. Задача литературного очерка. Основные черты литературного очерка.
Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных стилей речи.
Эссе как разновидность литературного и публицистического очерка. Отличие от портрета и очерка. Свободная композиция и неограниченность тематики. Персонифицированный подход, мысли и взгляды самого автора. Небольшой объём. Индивидуальные (субъективные) впечатления при реальных обстоятельствах. Непринуждённый, естественный тон рассуждения.
Отсутствие типовой композиции, систематичности в изложении материала. Свобода формы, фрагментарность.
Эссе разных типов: литературно-критическое, публицистическое, художественное, воспоминания.
Основные признаки научно-популярного очерка: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Учет лексических морфологических, синтаксических особенностей научно-популярного стиля.
Употребление общеупотребительной лексики, общенаучной и терминологической.
Публицистический очерк. Основные черты публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности и оценочности. Авторская позиция и авторская оценка предмету или явлению, о котором говорится. Использование лексики высокого стиля, морально-этических слов и выражений. Логичность, последовательность, призывность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Стиль газетных жанров
Главные требования к речи: правильность, ясность, точность, чистота и изящество.
Правильность как соблюдение норм языка: лексических, словообразовательных, синтаксических, стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных.
Ясность речи как точность передачи мыслей.
Точность как правильный подбор слов и выражений. Нарушение чистота речи в неоправданном употреблении просторечий, жаргонизмов и арготизмов.
Изящество как соблюдение пропорций, уместность использования троп и стилистических фигур.
Объективизм как отражение взглядов с общечеловеческой точки зрения.
Взаимосвязь коммуникативной установки и стилевой тональности текста.
Понятие о пафосе. Эмоционально-смысловая направленность произведения. Пафос утверждения и пафос отрицания. Ложный пафос. Тональность очерка.
Ирония как скрытая насмешка, разновидность комического. Две функции иронии. Цель иронии.
Ирония как одна из форм отражения собственного отношения. Ирония как стилистический приём, для передачи иронического отношения к описываемому предмету. Сатира. Сарказм и гротеск.
Этапы работы над текстом газетного жанра
Четыре этапа работы над очерком.
Мотивационно-ориентировочный. Ориентировка в условиях работы и задачах очерка. Решение условия реализации: определить роль высказывания, его место, объём содержания и границы темы. Формулировка основной мысли. Жанровая форма, тип и стиль высказывания.
Планирование. Отбор материала, его систематизация и программирование методов работы над речевым произведением. Предмет речи: тема и основная мысль. Конкретизация формы очерка, его жанра и стиля. Определяется ведущий тип речи. Взаимосвязь идейной установки и стилевой тональности.
Написание. Реализация идеи в языковом коде. Содержание очерка в языковом оформлении. Отбор языковых средств, адекватно передающих предмет речи, раскрывающих тему и основную мысль и соответствующих целям о форме высказывания.
Редактирование текста. Три этапа. Осмысление содержания написанного. Отсроченное чтение.
Использование изобразительно-выразительных средств
и стилистических фигур в газетных жанрах
Лексика. Два вида стилистических единиц: эмоционально-экспрессивные и функциональные средства.
Источник богатства и выразительности письменной речи: лексическая, словообразовательная, грамматическая и синтаксическая синонимия. Многозначность слова, омонимия, антонимия.
Изобразительно-выразительные средства: гипербола, метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, постоянный эпитет, олицетворение и т. д.
Стилистические фигуры и особенности их использование в письменной речи (очерке): антитеза, градация, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, оксюморон, композиционный стык и т.д.
Экспрессивные формы стилистических фигур: риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание.
Использование изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур для передачи авторской позиции.
Индивидуальный авторский стиль.
Две ступени овладения литературным языком: речь прав ильная и речь хорошая.
Основные понятие культуры речи на уровне правильной речи – нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, словообразовательные, морфологические, синтаксические лексические. Вариантность нормы.
Основные качества хорошей речи – коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: точность, ясность, выразительность, уместность.
Этическая сторона работы юного корреспондента
Авторская позиция. Неуважительное отношение к герою, пренебрежительная характеристика, недостаточная оценка как этические ошибки.
Отбор языковых средств. Неправильно использованные тропы и стилистические фигуры как этическая ошибка.
Оскорбительное и пренебрежительное отношение к читателю как этическая ошибка.
Уважительное отношение к герою очерка, правильно подобранные слова выражения, верная характеристика – обязательное условие для автора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....
Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"
Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического ст...
Рабочая программа студии "Юный корреспондент"
В материале представлена рабочая программа кружка "Юный корреспондент"...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...
Рабочая программа детского объединения "Юный инспектор движения"
Данная прграмма расчитана на два года обучения по два часа в неделю и разработана в рамках Федерального закона "О безопасности дорожного движения", закона РФ "О безопасности", &quo...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный корреспондент" .Возраст воспитанников:11-15 лет
Данная программа рассчитана на 3 года:1-й год:70 часов (2 часа в неделю)2-й год:70 часов (2 часа в неделю)3-й год:70 часов (2 часа в неделю)Новизна данной программы состоит в том,что она дает во...
Рабочая программа кружка "Юные корреспонденты"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...