Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
рабочая программа (краеведение, 5 класс) по теме
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при внеклассной деятельности.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Основная задача учителя – увлечь учащихся изучением природы родного края и исследованием проблем окружающей среды – загрязнения, сохранения здоровья человека.
Данная программа расcчитана на учащихся в возрасте 10-12 лет. Курсу отводятся 2 часа в неделю (всего 68 часов): «Экология» - 34 часа, «Изучаем родной край» - 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность в 5 классе "Изучаем родной край" | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель - Черкассы
«Рекомендовано к утверждению» на заседании НМС протокол № 1от 30.08 2013 г. Председатель НМС________ /Пупынина Ю.В./ | «Утверждена» Приказ № от 2.09.2013 Директор__________ /Иванова О.Е./ |
муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Изучаем родной край»
Класс – 5 |
Количество часов в год - 34 |
Количество в неделю - 1 |
Учитель: Ратушнова Т.Г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при внеклассной деятельности.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Основная задача учителя – увлечь учащихся изучением природы родного края и исследованием проблем окружающей среды – загрязнения, сохранения здоровья человека.
Данная программа расcчитана на учащихся в возрасте 10-12 лет. Курсу отводятся 2 часа в неделю (всего 68 часов): «Экология» - 34 часа, «Изучаем родной край» - 34 часа.
При работе с учащимися предусматриваются различные формы и методы, такие как: экскурсии на поля, луга, водоемы, лес; работа на местности, на школьном участке; сбор гербария, образцов горных пород, лекарственных растений; анализ экологической чистоты вод, растений, жилища, пищевых продуктов; работа на метеоплощадке, наблюдения за погодой, анализ наблюдений; проведение субботников по уборке школьной территории и села. В программе предусматриваются учебные экскурсии - поездки по территории Самарской области для лучшего изучения природы родного края.
Цели:
- Формирование у школьников экологических знаний и развитие у них практических умений по изучению и охране природы своей местности.
- Развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление умений и навыков, полученных на уроках биологии, химии и географии.
Задачи:
- Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.
- Ознакомление учащихся с содержанием, методами и источниками комплексного изучения территории.
- Формирование у них умений наблюдать окружающую природу и жизнь людей, анализировать, обобщать и оформлять данные своих наблюдений и собранных материалов.
- Ознакомление учащихся с методикой полевых исследований.
- Воспитание экологической культуры человека.
- Способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, осознанию мероприятий по охране природы, формированию бережного отношения к природе.
- Развивать потребности общения с природой, участия в труде по охране. Пропаганде экологических идей.
- Воспитание убеждения в необходимости и возможности сбережения природы, сохранения личного и общественного здоровья.
По окончании курса учащиеся должны знать и уметь:
- Оказывать первую помощь при травмах в походах и на экскурсиях, при работе на местности;
- Ориентироваться на местности по звездам, по компасу, по Солнцу, по часам;
- Ставить опыты, наблюдать, исследовать на школьном участке; бороться с вредными насекомыми;
- Устанавливать метеорологическую площадку; наблюдать за погодой; анализировать наблюдения и делать выводы;
- Наблюдать за природой, ее сезонными изменениями; применять свои наблюдения на практике;
- Разведывать подземные богатства, собирать образцы горных пород и минералов;
- Ухаживать за комнатными растениями, садовыми цветами и культурами;
- Собирать гербарии и лекарственные растения;
- Делать химический анализ на экологическую чистоту воздуха, воды, почвы, растений и жилища;
- Применять экологические знания в жизни, находить пути решения экологических проблем;
- Знать особенности природы своей местности и элементарные меры охраны природы;
- Вносить свой посильный вклад в изучение и охрану природы своей местности.
Содержание образовательной программы курса «Изучаем родной край» (34 часа)
- Введение (1 час).
Введение в экологическое краеведение. Необходимость изучения природы для ее сохранения.
Техника безопасности при работе на местности, на участке, во время экскурсий; во время работы с сельскохозяйственными инструментами.
2. Экскурсии в природу (фенологические наблюдения) (2 часа)
Способы сбора и хранения гербария.
Экскурсии на водоем, на луг. Сбор растений для гербария, оформление гербария.
3. На школьном участке (осень)(2 часа)
Подготовка участка к зиме.
"Неделя сада" и осенняя выставка.
4. Акция "Чистое село" (осенняя уборка) (2 часа)
Осенняя уборка территории школы. Осенняя уборка территории села.
Анализ и подведение итогов работы.
5. Экологический декадник (2 часа)
Защита растений и животных своей местности. (проекты и доклады)
- Метеорологические наблюдения. (10 часов)
Наблюдения за погодой.
Ведение календаря природы.
Экскурсия на метеостанцию.
- Ориентирование на местности. (4 часа)
Способы ориентирования. Азимут. Умение запоминать дорогу. Способы запоминания дороги. Определение расстояний при помощи глазомера. Чтение топографической карты. Составление плана местности.
- На школьном участке. (весна) (3 часа)
Опыты, наблюдения, исследования:
Выяснение влияния крупности семян на повышение урожайности.
Управление ростом и развитием растений путем изменения сроков посева, способов посева, норм высева семян, внесения удобрений.
Управление ростом и развитием растений путем выращивания рассады в торфо – навозных и бумажных горшочках, пасынкования и прищипки.
- Акция «Чистое село» (весенняя уборка) (2 часа)
Весенняя уборка территории школы.
Весенняя уборка территории села.
10. Разведка подземных богатств. (2 часа)
Как вести поиски полезных ископаемых.
Правила сбора образцов.
Экскурсия – поездка по территории района, области для сбора образцов пород и минералов.
Оформление коллекций.
11. Экскурсии в природу (сезонные изменения в природе). (2 часа)
Экскурсии на водоем (наблюдения за весенним паводком), на овощной участок (весенние работы), на луг, в лес.
Сбор лекарственных растений.
12. Анализ фенологических наблюдений за год. (2 час)
Оформление мультимедийного альбома «Красота родного края».
Демонстрация альбома на мероприятии, посвященном «Дню Земли».
Содержание образовательной программы курса «Экология» (34 часа)
- Введение (1 час).
Что такое экология и ее задачи; необходимость изучения природы для ее сохранения.
Техника безопасности при работе на местности, на участке, во время экскурсий; во время работы с сельскохозяйственными инструментами.
Оказание первой помощи при несчастных случаях.
2. Экскурсии в природу (фенологические наблюдения) (2 часа)
Способы сбора и хранения гербария.
Экскурсии на водоем, на овощной участок (осенние работы), на луг, в лес. Сбор растений для гербария, оформление гербария.
4. На школьном участке (осень)(2 часа)
Подготовка участка к зиме.
"Неделя сада" и осенняя выставка.
5. Акция "Чистое село" (осенняя уборка) (2 часа)
Осенняя уборка территории школы. Осенняя уборка территории села.
Анализ и подведение итогов работы.
6. Экологический декадник (2 часа)
Защита растений и животных своей местности. (проекты и доклады)
7. Метеорологические наблюдения. (10 часов)
Наблюдения за погодой.
Ведение календаря природы.
Экскурсия на метеостанцию.
- Уход за комнатными растениями. (4 часа)
Виды комнатных растений и их особенности.
Уход за комнатными растениями.
Опыты по размножению комнатных растений.
Влияние комнатных растений на здоровье человека. (проекты и доклады)
- На школьном участке. (весна) (3 часа)
Опыты, наблюдения, исследования:
Борьба с вредными насекомыми.
Виды и безвредные для растений и здоровья человека способы борьбы.
Воздействие химикатов на организм человека. Оказание помощи при отравлении ядохимикатами.
Влияние ядохимикатов на окружающую среду, растения и животных. Экологические последствия.
- Акция «Чистое село» (весенняя уборка) (3 часа)
Весенняя уборка территории школы.
Весенняя уборка территории села.
Анализ и подведение итогов работы.
11. Разведка подземных богатств. (2 часа)
Как вести поиски полезных ископаемых.
Правила сбора образцов.
Экскурсия – поездка по территории района, области для сбора образцов пород и минералов.
Оформление коллекций.
12. Экскурсии в природу (сезонные изменения в природе). (2 часов)
Экскурсии на водоем (наблюдения за весенним паводком), на овощной участок (весенние работы), на луг, в лес.
Сбор лекарственных растений.
13. Анализ фенологических наблюдений за год. (1 час)
Графический анализ фенологических наблюдений.
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности «Изучаем родной край»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"
Программа курса рассчитана на 4 года, 1-4 класс начальной школы 136 часов. Программа построена на пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Край родной» для обучающихся 3 класса
программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»
Курс «История родного края» содержит краеведческий материал по истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботитьс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Мой край"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Мой край" предназначена для 8 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и предлагает организацию образовательного процесса о...