Самоанализ учителя
материал

Фукс Ольга Николаевна

Самоанализ учителя русского языка на 1 квалификационную категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_1kategoriya_2016.docx75.96 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности Фукс Ольги Николаевны,

учителя русского языка и литературы

муниципального казенного общеобразовательного учреждения Краснозерского района Новосибирской области Майской средней общеобразовательной школы

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Чтобы быть хорошим учителем,

надо любить то, что ты преподаёшь,

и любить тех, кому ты это преподаёшь.

В. Ключевский

Я - Фукс Ольга Николаевна, 02.12.1971 г.р.,  учитель русского языка и литературы   МКОУ Майской СОШ Краснозерского района Новосибирской области. Общий педагогический стаж - 20 лет. Учитель русского языка и литературы - 10 лет. В МКОУ Майской СОШ работаю 2 года. В 2007 году окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального образования» с квалификацией «Учитель начальных классов». В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в  ГАУ  ДПО  НСО  «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Русский язык и литература».  Приказом департамента образования Новосибирской области от 02.03.2010 года № 59- АК была присвоена квалификационная категория сроком на 5 лет. 18.09.2016 года аттестована на соответствие занимаемой должности.

Обучение реализую на основе образовательных программ, составленных в соответствии с примерными программами для общеобразовательных учреждений основного общего образования с русским языком обучения:

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы».
  2. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Учебник:  В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.
  3. Программы общеобразовательных учреждений по литературе                  под ред. В.Я.Коровиной.2010 год.

В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. Планирую образовательный процесс для  класса  на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся. 

В настоящее время преподаю в 7, 8, 11 классах. Для работы с детьми ОВЗ разрабатываю адаптированные программы, программы для индивидуально обучения, программы элективных курсов. Использую специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Моделирую те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством педагога, включаю в нее заинтересованных обучающихся (издание стенгазет, разработка сценария театрализованной постановки, видеофильма, режиссура досуговых мероприятий).

Основа моего педагогического кредо – быть требовательной к себе и обучающимся, постоянно совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом.

Ведущая педагогическая идея: Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы позволяет развить личностные качества обучающихся, становится  основой успешности личности в социуме. Развитая речь – это не только  показатель общей культуры человека, но и  инструмент познания всех наук, важное качество, связывающее человека с социумом. Именно это качество   позволяет обучающемуся  быть успешным в жизни.

Актуальность темы: Опираясь на многолетний опыт работы в школе, с сожалением отмечаю снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь примитивными невербальными способами общения, затрудняются в создании самостоятельных связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Анализ результатов ГИА в 9 классе показал низкий процент качественной успеваемости. (Приложение 1).  Рекомендовано уделять внимание совершенствованию навыков грамотного письма. На уроках чаще использовать написание мини-сочинений по небольшим проблемным вопросам, цитатам. Уделять внимание работе на восприятие прочитанного, учить делать краткий пересказ. Вести работу над постоянным совершенствованием речи обучающихся, систематически обогащать словарный запас.

Роль владения своей речью трудно переоценить. Именно поэтому я уделяю больше внимания этой проблеме. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике - один из путей решения данной проблемы.

Глубоко погрузившись в данную проблему, я изучила методологическую литературу и определила для себя  тему ИАР на курсах профессиональной переподготовки «Формирование коммуникативных  компетенций обучающихся на уроках литературы в основной школе», которую успешно защитила в июне 2016 года.

Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности: формировать у обучающихся умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами,  в соответствии с целью, содержанием речи, условиями общения.

В связи с этим поставила перед собой  первоочередную задачу: найти  наиболее эффективные методы и способы для  формирования и развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Среди конкретных задач особенно выделяю:

1. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.

2. Развитие самоорганизации обучающихся при осуществлении информационного поиска, извлечения и преобразования необходимой информации.

3. Развитие способности обучающихся по восприятию, пониманию, интерпретации художественного текста.

4. Развитие способностей обучающихся по применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В организации учебной деятельности придерживаюсь классических форм учебных занятий и планирую уроки в зависимости от их целей и содержания. Это уроки изучения нового материала; уроки закрепления изученного; уроки выработки умений и навыков; повторительно-обобщающие уроки; уроки контроля (проверки) знаний, умений и навыков; комбинированные уроки, включающие сообщение новых знаний, закрепление, контроль и рефлексию; уроки развития речи; нетрадиционные уроки: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-игра. На уроках применяю коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Ведущим средством обучения считаю учебники по русскому языку и литературе, а также методические рекомендации авторов-составителей учебников.

Для уроков литературы пользуюсь линией УМК «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной (5-9 классы), линией УМК под редакцией Ю.В.Лебедева, В.П.Журавлёва (10-11 классы), которая является продолжением линии УМК под редакцией В.Я.Коровиной. В каждом учебнике затронута одна из ведущих проблем. Пользуясь методическим аппарат учебников,  ориентирую  обучающихся на изучение произведений художественной литературы с учётом их жанрово-родовой спецификации, а также особенностей восприятия этих произведений обучающимися. Учебники для 10-11 классов дают возможность изучения литературы в старшей школе на двух уровнях – базовом и профильном.

Для уроков русского языка в 7-8 классах пользуюсь линией УМК  «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.). Выбрала этот учебник, потому что  теоретический и практический материал в нём изложен доступно и просто. В учебниках даны описания языковых понятий, фактов и явлений, достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определённой, методически оправданной последовательности. Учебник содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств. Для уроков в 11 классе пользуюсь линией УМК по русскому языку В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко и др. В учебнике в четкой последовательности изложен материал; подобраны  практические задания разного уровня сложности; есть большое количество упражнений для самостоятельной работы; в наличии доступные сведения о тропах и фигурах речи, тексты, объясняющие происхождение и лексическое значение слов. Данный учебник позволяет подготовить  к успешной сдаче ЕГЭ.

Чтобы решить поставленные  задачи, отобрала такие принципы обучения, как научность, доступность, наглядность, перспективность, логичность, последовательность изучения материала (от простого к сложному), связь теоретического материала с практикой, креативность.

От простого – к сложному. На первом  уровне, ученическом,   предусматриваю задания на воспроизведение и актуализацию усвоенных на предыдущем уроке знаний без их видоизменения. На втором уровне, алгоритмическом, даю задания на систематизацию и упорядочение изученного ранее материала. Одним из приемов, позволяющих структурировать (конспектировать)  тексты разной сложности и объема, является кластер (Приложение 2).  На третьем уровне, проблемно-эвристическом, даю задания познавательно-поискового типа, обучающиеся совершенствуют и углубляют усвоенные ранее знания (фрагмент проблемно-эвристического урока в Приложении 3). 4 уровень - творческий. Задания требуют  работы воображения, активного мышления.

Принцип креативности. Обучающиеся готовят публичные выступления, защищают проекты, участвуют в уроках-лекциях. Некоторые уроки литературы провожу как уроки-концерты, уроки-путешествия, литературно-музыкальные композиции.

Помимо этого важным для меня средством обучения является устная речь, поскольку именно она помогает передавать знания, обмениваться информацией, управлять познавательно-практической деятельностью обучающихся, регулировать взаимоотношения между ними. Кроме того я использую в своей работе дидактические материалы, материалы из опыта работы других учителей, справочники, словари, различные наглядные пособия, технические средства обучения.

Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом моём уроке, являясь важным моментом в его структуре. Основными источниками пополнения словарного запаса обучающихся являются уроки, повседневная речевая практика, чтение.  В работе со словом  обращаемся  к различным словарям, видам разбора; анализируем и подбираем  ассоциативные ряды к рассматриваемому слову; создаём  на его основе изобразительно-выразительные средства; создаём  контекст  для слова  и т.д.; составляем этимологические справки, анализ смысловых оттенков значений слова в контексте; сопоставляем  русские слова со словами и их переводными  аналогами в других языках, подбираем  синонимы, антонимы, сравниваем паронимы и омонимы и др.; проводим работу  работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами; рисуем иллюстрации и т.д. (Рисунки 1,2. Приложение 10).

Создавая условия для   формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, использую определенные педагогические технологии, в том числе и инновационные. Как наиболее эффективные выделяю следующие: технологию развивающего и личностно-ориентированного обучения, технологию развития критического мышления и проблемное обучение. Именно эти технологии наиболее сочетаемы с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.

Применяю технологию критического мышления  для обучения активному восприятию информации, способности применять полученные навыки и знания в различных ситуациях  общения.

        Чтобы сохранить целостность урока в содержательном и технологическом плане, использую различные приёмы и стратегии: кластер, «ИНСЕРТ» (Приложение 4), чтение с остановками, «плюс – минус – вопрос», стратегия «Зигзаг» (Приложение 5), «толстые и тонкие» вопросы (Приложение 6)  и др.

Одним из главных принципов организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы остаётся  работа с текстом. Формирую положительный интерес к чтению через собственный пример: знакомлю детей с книгами, которые читаю (или читала ранее) сама, на любом этапе урока привожу пример к конкретной речевой ситуации из прочитанных мною произведений; организую дискуссии по ситуации, изображённой в недавно просмотренном кинофильме по известному произведению, предлагая для разрешения спора обратиться к первоисточнику. Провожу дотекстовую беседу. (Какие действия считаются преступлением? Нарушение каких юридических и Божьих законов приводит к наказанию? Как вы думаете: человека, преступившего закон, ждёт только наказание от государства? Какое наказание страшней: от государства или от Бога? А, может быть, от самого себя? Раскаяние способно смягчить наказание? - Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». 10 класс.) Читаем  со СТОПОМ. (Спрогнозируйте дальнейшее развитие сюжета. Какое действие совершит главный герой? Что он ответит?). В Приложении 7 даны типовые упражнения для формирования смыслового чтения.

Организация  планомерной, интересной, квалифицированной работы с текстом формирует мыслящую, грамотную, творческую, культурно компетентную личность.

В своей  практике выделяю несколько приемов работы с текстом: 

  1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст.
  2. Прием составления граф-схемы наглядно отражает  связи и отношения между элементами. 
  3. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. 
  4. Прием составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию к урокам по историко-литературным темам.
  5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. Для формирования коммуникативных УУД  использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера» (Приложение 7).

Для того чтобы раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, стараюсь учить так, чтобы детям было интересно. На уроках применяю работу с компьютерными тестами, использую ресурсы Интернет для подбора дополнительных сведений, практически на каждом уроке использую слайд-презентации, выполненные самостоятельно или позаимствованные у коллег на сайтах. В моём арсенале имеются также цифровые образовательные ресурсы, выпускаемые различными издательствами. Немало дополнительной информации дают уроки издательства «Кирилл и Мефодий», программный диск «Энциклопедия литературы», видеоуроки по русскому языку и литературе проекта «Инфоурок», издательский дом «Первое сентября». Кроме этого, задействую в обучении ресурсы кабинета, справочные и иллюстративные материалы, ресурсы школьной и сельской библиотек, ТСО.

Активно привлекаю обучающихся к проектной и исследовательской деятельности. В основном используем с учениками два вида проектной деятельности: информационный (направлен на сбор информации о каком-нибудь объекте с целью её анализа, систематизации и получения новых данных (Рисунки 1, 2)) и творческий проект (альбомы, сочинения, рисунки, поэтические листы). (Рисунки 4,5,6; Приложение 10)

Рисунок  1.

Презентация «Тайна имени». 6 класс   

                                       

Рисунок  2. Хочу узнать все тайны слова –

в чём суть его и в чём основа:

значение слова корзина. 5 класс

Применение подобных приёмов работы и технологий позволило повысить познавательную активность моих учеников за два последних учебных года, что позитивно сказалось на успеваемости. Результаты текущей и промежуточной аттестации показали, что мои ученики научились работать самостоятельно и контролировать свою учебную деятельность. (Приложение 8, 9).

Одним из главных условий успешного обучения является положительная мотивация обучающихся. Для повышения мотивации своих учеников применяю следующие установки и действия: учитываю возрастные особенности школьников, выбираю действия в соответствии с возможностями и интересами ученика, совместно с обучающимися выбираем средства для достижения цели урока, использую различные формы работы, проблемные ситуации, дискуссии, нестандартные формы проведения уроков. Помимо этого создаю ситуацию успеха на уроке, атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, формирую адекватную самооценку у школьников, всегда верю в успех каждого ребёнка. Это помогает детям обрести уверенность в своих силах.

Для привития обучающимся навыков самостоятельной работы, эффективной самоорганизации своей деятельности, самоконтроля, совершенствования коммуникативных компетенций применяю такие  приёмы учебной работы:

  1. Пятиминутное эссе. (Что в произведении осталось «между строк»? Почему автор использовал приём недосказанности в произведении?)
  2. Подготовка к итоговому сочинению по литературе. (Напишите отрывок сочинения, приведя в качестве литературного аргумента только что изученное произведение.)
  3. Написание синквейна (Рис.3).

Рисунок 3.

Синквейн «Лексика», «Фразеология». 7 класс

        «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить, » - сказал В. М. Лозинский. Именно поэтому самообразование является одной из важнейших частей моей педагогической работы. Регулярно повышаю профессиональную квалификацию. (Приложение 11)

Являюсь постоянным активным участником педагогических советов в своём ОУ, в работе школьного  и районного методических объединений; вхожу в комиссии по  проверке предметных олимпиад по русскому языку и литературе Муниципального уровня; представляла свой опыт работы на  Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая деятельность в режиме инноваций:  концепции, подходы, технологии»; принимала участие в работе Областной научно-практической конференции «Коммуникативные аспекты лингвистического образования школьников в период введения ФГОС» (2015 год).  На курсах ПК (2012 год) вниманию коллег представляла выступления: «ФК ГОС 2004 года и ФГОС: сравнительная характеристика», «Литературное образование в духовно-нравственном воспитании личности» (на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских»).

За подготовку участников и победителей конкурсов, олимпиад, за оказание помощи в проведении подобных мероприятий пополнила своё портфолио педагога  благодарностями, благодарственными письмами, сертификатами, свидетельствами, грамотами, дипломами. (Приложение 12)

Мои достижения:

  • создание положительного психологически комфортного климата на уроках;
  • использование различных методик обучения русскому языку и литературе;
  • повышение интереса обучающихся к образовательному процессу, включение их в социально значимую деятельность (проекты, конкурсы, фестивали);
  • позитивная динамика обученности учеников;
  • достижения обучающихся.

Участие в мероприятиях разного уровня:

2014 год: Диплом участника фестиваля «Театральная весна – 2014» детскому кукольному театру Чернаковской ООШ.

2014 год: Всероссийский педагогический конкурс «Педагогический проект» (ЦДО «Прояви себя»). Диплом.

2014 год: Всероссийский педагогический конкурс «Сценарий проблемно-эвристического урока» (ЦДО «Прояви себя»). Диплом.

2014 год: Всероссийский педагогический конкурс «Сценарий медиаурока с компьютером» (ЦДО «Прояви себя»).

2015 год: Сертификат участия в работе Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии»: тема выступления «Метод проектов на уроках русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы».

2014 год: Сертификат организатору всероссийского игрового конкурса по литературе  «Пегас».

2015 год: Сертификат организатору  международного игрового конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». (До 2015 года являлась бессменным организатором данного конкурса в МКОУ Чернаковской ООШ Краснозерского района).

Наиболее значимые грамоты, дипломы, и благодарности:

Всероссийский уровень

2014 год: Диплом за организацию сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады «Олимпус. Зимняя сессия».

2014 год: Диплом за организацию сверхпрограммного конкурса Мультитест, объявленного Институтом Развития Школьного Образования.

2015 год: Благодарственное письмо за активное участие в конкурсе «Кириллица».

2015 год: Сертификат участия в работе Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии»: тема выступления «Метод проектов на уроках русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы».

2015 год: Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта.

Международный уровень

2015 год: Благодарственное письмо за активное участие в конкурсе «Кириллица».

2016 год: Благодарственное письмо за организацию в ОУ Международного игрового конкурса по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно».

Достижения обучающихся

2014 год: Перкова Ева. Призёр общероссийской предметной олимпиады по русскому языку «Олимпус. Зимняя сессия». Диплом.

2015 год: Федорчук Алина. Призёр международного конкурса по русскому языку «Кириллица».

Выводы: Подводя итоги, сопоставив планируемые цели и задачи с реальными показателями, отмечаю, что, сочетание современных технологий с традиционными, применение технологий личностно-ориентированного подхода позволяют добиваться положительных результатов в реализации компетентностного подхода к содержанию образования обучающихся.

Однако, несмотря на положительные результаты в процессе формирования образовательных компетенций обучающихся, проявляющиеся в повышении их заинтересованности в улучшении знаний, умений и навыков, некоторые задачи остаются нерешёнными.

Наиболее серьёзной проблемой остаётся проблема повышения качественной успеваемости обучающихся, для решения которой, на мой взгляд, следует уделять больше внимания дифференцированному подходу.

Таким образом, предстоит ещё большая работа, направленная на повышение качества образования, формирование  ключевых образовательных компетенций обучающихся; работа по совершенствованию собственной педагогической деятельности и самообразованию. 

Самоанализ подготовила ______________ О.Н.Фукс

Приложение 1.

Результаты ГИА (2009 - 2013)

Учебный год

Количество обучающихся

Абсолютная успеваемость %

Качественная успеваемость %

2008/2009

5

100

20

2009/2010

3

100

0

2010/2011

3

66,6

33,3

2011/2012

3

66,6

0

2012/2013

3

66,6

0

Данные таблицы верны

Директор:_______________ В.Г.Васюхно

02.11.2016 год

Приложение 2.

Кластер «Разряды местоимений». 6 класс

Приложение 3.

Фрагмент проблемно-эвристического урока на тему

«Непроизносимые согласные в корнях слов» (с презентацией). 5 класс

 

  1. Словарно-орфографическая работа: читаем хором стихотворение.

Ты мой сверстник, я твой тоже,

Мы по возрасту похожи.

Я не сразу смог понять,

Это слово как писать.

Мне словарь попался в руки,

Я открыл его от скуки...

И узнал, что буква "Т"

Сначала встретилась в "версте".

Так все трудные слова

Станут легче "дважды два".

2. Какой словарь поможет нам объяснить правописание словарного слова "сверстник"? (Этимологический словарь).

3.  Проблемные вопросы и задания:

1) Мы узнали, что слово "сверстник" произошло от слова "верста", а что оно обозначает? Каким словарём мы воспользуемся, чтобы узнать лексическое значение слова? (Толковым словарём).

2) Каким образом слово «верста» помогла нам правильно написать слово «сверстник»?

3) Давайте попробуем аналогичным способом проверить слова из письма, которое пришло сегодня на электронный адрес нашей школы из леса.

Текст письма:

      У нас в лесу поселилась осень. Со?нце светит теперь реже. Стоят ненас?ные дни. В эту пору в лесу как-то грус?но. Но видны кое-где  поз?ние цветы.

      Но солнышко ещё появляется из-за тучек, и тогда в нашем лесу все радос?но улыбаются.

4) Выпишите слова с пропущенными буквами в столбик, попробуйте использовать опыт начала урока  при заполнении пробелов.

5) Что вы делали?

Проверь себя!  

Солнце – солнышко

Ненастные – ненастье

Грустно – грусть

Поздние – опоздали

Радостно – радость

6) Обратите внимание, когда же согласный не произносится в слове? (Когда рядом несколько согласных.)

7) Как можно назвать согласный, который не произносится в слове? (Непроизносимый.)

8) Как сделать, чтобы он стал произносимым?

9) Какие согласные могут быть непроизносимыми? (Т, Д, Л)

4. Формулирование  темы и целей урока.

Приложение  4.

Работа с художественным текстом. Прием "Инсерт" (маркировка текста значками)

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

2. Заполняется таблица

V

+

?

Тезисная запись терминов и понятий, встречающихся в тексте, уже до этого  известных.

Отмечается все новое, что стало известно из текста.

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно).

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Приложение  5.

Работа с художественным текстом. Стратегия «Зигзаг»

Смысл стратегии «Зигзаг» в упрощенном варианте заключается в распределении между группами больших по объему текстов, но объединенных одной темой.

Например: Наташа Ростова – любимая героиня Л. Толстого.

Первая группа читает главу о детстве Наташи, вторая – о дружбе с Соней, третья – о взаимоотношениях с Андреем Болконским, четвертая – о Наташе и Анатоле Курагине, пятая – О Наташе и Пьере Безухове.

Затем ребята планируют способы преподнесения материала для всех учеников, после презентации своей работы ученики проверяют, как их товарищи поняли текст. Задача команды разобраться во всей теме целиком. На стадии рефлексии ученики составляют сравнительную характеристику главных персонажей произведения.

Приложение 6.

Работа с художественным текстом. «Толстые и тонкие» вопросы


«Толстые» вопросы предполагают привлечение дополнительных знаний, умение анализировать и размышлять, а «тонкие» требуют односложного ответа.
Примеры «тонких» вопросов: 

  • Кто является автором произведения о превращении собаки в человека?
  • Как звали младшего брата Николая Ростова, погибшего на войне 1812 года? Что повлияло на изменение характера Кая в сказке «Снежная королева»?

Примеры «толстых» вопросов: 

  • Назовите несколько причин, почему Андрия в «Тарасе Бульбе» можно считать предателем?
  • В чем сходство и различие героев «Войны и мира» А. Болконского и П. Безухова? 

Когда вопрос сформулирован и записан, каждый ученик обдумывает ответ и записывает его в тетрадь. Это позволяет вовлечь в работу всех обучающихся.

Приложение  7.

Работа с художественным текстом.  Упражнения и задачи для формирования навыков смыслового чтения

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

1. прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

2. расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

3. выберите правильный ответ из 3 — 4 вариантов;

4. найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

5. составьте план текста;

6. найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

7. подчеркните в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

8. просмотрите текст и озаглавьте его;

9. перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

10. составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

11. передайте содержание текста в устной/письменной форме;

12. составьте выводы на основе прочитанного;

13. назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

14. укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

15. прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);

16. на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему; 17. выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Упражнения для обучения изучающему чтению:

1. распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

2. назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;

3. добавьте факты, не меняя структуру текста;

4. найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации;

5. составьте аннотацию/реферат;

6. поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста; 7. напишите тезисы по содержанию прочитанного; составьте письменную оценку (рецензию);

8. прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами;

9. переведите на родной язык указанные абзацы/части текста и др. Упражнения для обучения поисковому чтению:

1. определите тему/проблему текста (статьи);

2. прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы; 3. найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

4. прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.); 5. найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

6. просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

7. найдите абзацы, посвященные указанной теме;

8. найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов); 9. просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

10. найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;

11. разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

12. выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

Приложение 8.

Результаты ГИА по русскому языку – 9 класс (2014, 2015 учебные годы)

Учебный год

Количество обучающихся

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

Средний балл

2013/2014

3

100

100

32,6

2014/2015

16

100

50

30,7

Данные таблицы верны

Директор:_______________ В.Г.Васюхно

02.11.2016 год

Приложение 10.

Работы учеников

Рисунок 1. Омонимы.6 класс

   

Рисунок 2. Поэтический лист. 11 класс

Рисунок 3. Герб семьи Собакевич ("Мёртвые души"), 9 класс

Рисунок 4. Белеет парус одинокий... 6 класс

 

Рисунок 5. Новокрестьянская поэзия. 11 класс

Приложение 11.

Курсы повышения квалификации (с периода  последней аттестации)

Дата прохождения курсов

Место прохождения курсов

Предмет

Тема

Количество часов

08.11.2010 – 20.11.2010

НИПКиПРО

Русский язык и литература

«Преподавание русского языка и литературы в новых социокультурных условиях»

108

12.11.2012 – 21.11.2012

ГАОУ  ДПО  НСО  «НИПКиПРО»

Русский язык

«Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в период ФГОС»

72

10.03.2015 – 08.06.2016

ГАОУ  ДПО  НСО  «НИПКиПРО»

Профессиональная переподготовка по программе «Русский язык и литература»

850

01.07.2016 – 13.06.2016

ФГАОУ  ДПО  АПКиППРО

Дополнительная профессиональная программа «Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики обучения написанию сочинений на ступени основного и среднего (полного) общего образования»

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы при аттестации...

Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...

самоанализ учителя истории

самоанализ  работы  для  аттестации...

Самоанализ учителя истории и обществознания

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности  по её освоению»  В.Г.Белинский...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...

Самоанализ учителя истории

Самоанализ учителя истории за 2011-2012 учебный год....