самоанализ учителя истории
статья по теме
самоанализ работы для аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uchitelya_istorii_pervoy_kategorii_2.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
педагогической деятельности учителя истории и обществознания Муниципального образовательного учреждения Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа Жигаловского района Иркутской области
Сидоровой Елены Николаевны
Время неумолимо набирает скорость, человеческие представления о самом себе и собственных возможностях также быстро меняются. Одна образовательная система сменяет другую. Ещё недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы. В настоящее время осуществляется переход к системе образования, направленной преимущественно на развитие личности, культурное самоопределение и формирование компетентностей обучающихся. От современной системы образования требуются гибкость, эффективность, ориентированность на удовлетворение запросов потребителя и рынка труда.
Перед учителем стоит сложная, но очень важная задача - помощь в формировании четкой гражданской позиции каждого выпускника, научить его сознательно и самостоятельно добывать знания, подготовить его к поступлению в вуз.
Ставя перед собой задачи, обозначенные выше, наш коллектив стремится достичь следующих целей:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования;
- их самореализация в социуме;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни.
Цель моей профессиональной деятельности непосредственно согласуется с целями школы. Ещё в XIX веке русский хирург Николай Иванович Пирогов сказал замечательные слова: «Школа только тогда достигает своего назначения, когда вышедший из неё ученик будет понимать, что такое научная истина и когда он научиться вырабатывать её из себя самого, сознательно и самостоятельно»
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и опасность, поскольку, едва научившись нажимать кнопку мыши, человек получает доступ к любой информации и точкам зрения, которые хотят довести до его сведения самые разные люди. Эти сведения не всегда бывают достоверными.
Ребёнок просто получает информацию, принимает её не пытаясь анализировать. У него не возникает необходимости сопоставлять различные источники, сравнивать, делать выводы, т.к. можно найти и использовать готовую информацию. Поэтому возникает ряд проблем при работе с обучающимися:
1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать;
2. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
3. Учащиеся не умеют извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
С такими проблемами я столкнулась, когда дала задание учащимся написать реферат после изучения элективного курса и защитить его. Оказалось, что школьники, даже старших классов не умеют подобрать нужный материал, сравнить несколько источников, достойно представить его перед аудиторией.
Эти проблемы тем более актуальны, так как итоговая аттестация по истории и обществознанию в форме ЕГЭ включает, в том числе и задания, связанные с анализом учебного и оригинального текстов (часть С). Поэтому я поставила перед собой задачу: развить компетенции учащихся, т.е. сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.
Для того чтобы решить эту проблему, я стала искать новые способы и приёмы для работы с учащимися, прошла дистанционные курсы «Профильное обучение и современные образовательные технологии». Для самообразования выбрала тему «Современные образовательные технологии изучения истории. Модульно-блочная технология». По данной теме изучила литературу: статья Е.В.Смородиной «Ещё раз о модульно-блочной системе подачи учебного материала на уроках истории» в газете «История», М.Т.Студеникин «Современные технологии преподавания истории в школе. Модульно-блочное обучение», Н.И.Шевченко «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Модульная технология обучения».
Модульно-блочная технология позволяет:
Учитывать специфику каждого класса, степень изученности и усвоения учащимися учебного материала;
Учащиеся чётко представляют объём работы, который они должны будут выполнить; знания, которые они должны усвоить;
Блоки состоят из определённого количества повторяющихся модулей, которые позволяют выработать умения и навыки, являющиеся объектами проверки учебных достижений.
По ходу работы над данной темой у меня сложилась своя система работы. В начале изучения каждого блока провожу установочную лекцию: какой материал будем изучать, какой объём работы должны будут выполнить учащиеся в ходе работы по блоку, какой материал необходимо знать для контрольного тестирования.
На лекционных занятиях по каждой теме применяю дополнительную литературу, фрагменты видеофильмов, компьютерные презентации. Для усвоения понятий по каждой теме использую понятийные диктанты, задания на составление тестовых заданий разного типа с понятиями, составление кроссвордов. Для развития умений работать с историческими документами и историческими картами, умения анализировать, сравнивать, делать выводы предлагаю обучающимся для практической работы тексты документов и фрагменты карт. Задания подбираю в соответствии с учётом индивидуальных особенностей класса и способностей учащихся. По каждому блоку обучающиеся выполняют творческую работу: составление докладов, рефераты. Для этого им необходимо изучить литературу по выбранной теме, использовать энциклопедии и Сеть Интернет для поиска материала. В процессе выполнения задания учащиеся могут видоизменять текст, полученный из Сети, подобрать иллюстрации. Во время защиты реферата ребята учатся выступать на аудиторию, отвечать на вопросы, оценивать доклады одноклассников.
Много внимания уделяю отработке учебных понятий, используя при этом материалы учебника, справочной литературы, предлагаю учащимся самим сформулировать то или иное понятие.
Изучение истории направлено на развитие творческого мышления учащихся, формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации. Поэтому на уроках по закреплению изученного материала ставлю учащихся в ситуацию выбора, самостоятельного принятия решений. Они работают в парах сменного состава, малых учебных группах (не более 3-4 человек), что ведёт к коллективному взаимообучению. Для такой работы даю ребятам следующие задания:
Составить вопросы к тексту какого-либо пункта параграфа, которые бы начинались со слов кто и почему?
Разработать тестовые задания с датами или понятиями данной темы и при работе в парах, обменятся и их выполнить;
Составить задания к тексту параграфа, которые начинались бы со слов сравните?
Заполнить сравнительную таблицу по теме параграфа, используя ранее изученный материал.
Итоговый урок посвящён контролю изученного блока, где использую следующие задания:
Дать определение понятиям;
Закончите фразу, вставив нужную дату, понятие или имя;
Что объединяет эти имена, события, даты;
Соотнести понятия и термины;
Установите соответствие между именами личностей и их деятельностью;
Тестовые задания.
За отработку каждого модуля в отдельности учащиеся получают оценку в общий табель. Учёт успеваемости в 10-11 классах осуществляется по полугодиям и нежелательную оценку можно исправить, пересдав модуль в течение полугодия. По результатам выставляется оценка в целом за усвоение всего блока. Это позволяет иметь достаточную накопляемость оценок по предмету.
Результаты мониторинга степени обученности и успеваемости по блочно-модульной системе в 9-11 классах в течение трёх лет представлены в таблице № 1 (9 кл. – 2008-2009 уч.г.; 10 кл. – 2009-2010 уч.г.; 11 кл. – 2010-2011 уч.г.)
Таблица № 1
Класс | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
2008 - 2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | Степень обученности | Уровень обученности | Степень обученности | Уровень обученности | Степень обученности | Уровень обученности |
9 | 100% | 38% |
10 | 100% | 50% |
11 | 100% | 67% |
Из таблицы №1 видна позитивная динамика уровня обученности в каждом классе на протяжении трёх лет.
В среднем звене для подготовки к такому обучению использую элементы модульно-блочной технологии. Например, такие как, составление тестовых заданий, сочинения на историческую тематику, написание эссе. После изучения каждой темы даю учащимся задание составить тематический кроссворд или тестовые задания, затем на уроке они обмениваются составленными кроссвордами, тестами и решают их.
Также применяю исследовательский метод обучения: работа с историческими документами, исторические тексты с ошибками. Например, исторические документы по истории Древнего мира и Средних веков, где учащиеся определяют смысл текста, о чём говориться в тексте, о каких чертах личности правителя там сказано. Также я предлагаю им исправить ошибки в историческом тексте или составить самим текст с ошибками. Такая работа развивает у ребят умение анализировать документы, извлекать необходимую информацию, рассуждать. Это готовит ребят к изучению истории по блочно-модульной технологии в старших классах. В 10-11 классах я предлагаю учащимся более сложные и объёмные документы для разбора и сравнительного анализа. Такие же задания я включаю в тексты школьных и районных олимпиад.
На своих уроках применяю здоровьесберегающие технологии:
физкультминутки для снятия нагрузки с глаз, мышц спины и тела;
обеспечивается возможность перемещения учащихся по классу, смена статической позы на динамическую (смена видов деятельности на уроке);
Большое внимание уделяется озеленению кабинета, проветриванию перед уроком.
Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем. На уроках присутствует хороший психологический климат, все ребята чувствуют себя комфортно и активно включены в работу.
Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся, по поводу работы ребенка больше опираюсь на положительные результаты в работе, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю незамеченным.
Результаты мониторинга степени обученности и успеваемости 5-11 классах за три года представлены в таблице № 2.
Таблица № 2
Класс | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
2008 - 2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | Степень обученности | Уровень обученности | Степень обученности | Уровень обученности | Степень обученности | Уровень обученности |
5 | 100% | 25% |
5 | 6 | 100% | 43% | 100% | 40% |
5 | 6 | 7 | 100% | 70% | 100% | 70% | 100% | 40% |
6 | 7 | 8 | 100% | 80% | 100% | 63% | 100% | 50% |
7 | 8 | 9 | 100% | 38% | 100% | 29% | 100% | 30% |
8 | 9 | 10 | 100% | 60% | 100% | 56% | 100% | 55% |
9 | 10 | 11 | 100% | 47% | 100% | 67% | 100% | 63% |
10 | 11 | 100% | 80% | 100% | 86% |
Из таблицы № 2 видно, что уровень обученности учащихся по истории составляет 100%, степень обученности колеблется от 30 % до 80%. Такая разница качества по предмету зависит от способностей и уровня обучаемости учащихся в каждом классе. В результате работы среди учащихся в течение последних лет нет неуспевающих по предмету, 50% детей называют историю любимым предметом и готовы заниматься дополнительно. Ежегодно учащиеся выпускных классов выбирают экзамены по моим предметам для итоговой аттестации.
Таблица № 3
Класс | Количество сдававших | % от общего числа учащихся | % успеваемости | % качества обученности |
20082009 | 2009-2010 | 20102011 | 2008 2009 | 2009-2010 | 2010 2011 | 20082009 | 20092010 | 20102011 | 20082009 | 20092010 | 20102011 |
9 история | 2 | 13 % | 100% | 100% |
9 обществоз. | 3 | 1 | 4 | 20 % | 11 % | 100 % | 100 % | 75 % | 100 % | 100 % | 50 % |
11 обществоз. | 1 | 2 | 17 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
В рамках реализации Программы развития школы осуществляю:
- подготовку учащихся к сдаче экзаменов;
- использую элементы здоровьесберегающих технологий на своих уроках;
- провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве классного руководителя;
- активно участвую в работе РМО, ШМО, семинаров различного уровня.
За период, прошедший после последней аттестации, удалось реализовать следующее:
- систематизировать накопленный материал по теме «Современные образовательные технологии изучения истории. Модульно-блочная технология» с целью его обобщения;
- выступить с докладами: «Организация научно-исследовательской работы с учащимися», «Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения (блочно-модульное обучение в старших классах)» на заседаниях РМО;
- представить опыт работы по темам: «Интерактивные формы работы на уроках истории», «Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания» (на заседаниях ШМО гуманитарных дисциплин);
- принять участие во Всероссийской открытом конкурсе «Педагогические инновации» - лауреат III степени.
Мои ученики умеют: сравнивать, анализировать, обобщать, раскрывать причинно- следственные связи, делать выводы. Решать проблемные задания, самостоятельно работать, начиная с постановки цели урока и заканчивая самооценкой и самоанализом. Планировать свою работу, составлять кроссворды, головоломки; организовать игру и участвовать в ней; связывать полученные на уроках ЗУН с современной жизнью и применять их при анализе и оценке современного состояния общества; высказывать свою точку зрения и отстаивать своё мнение, аргументировано доказывать. Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше их уровень самостоятельности.
В нашей школе классы не одинаковые по уровням обученности и обучаемости - использую дифференцированный подход. С одарёнными детьми провожу соответствующую их уровню усвоения работу, с учётом дальнейшего роста развития: методы интенсивного обучения, исследовательское и проблемное обучение, творческие работы.
Есть у нас и слабые дети, и такие, которые не сильно хотят учиться. К таким детям у меня специальный подход. На мой взгляд, главное – доброта, доброжелательность, сотрудничество. Постоянная мотивация, особенно поощрения, привитие интереса. Даю им задания, соответствующие их уровню усвоения, чтобы они могли с ним справиться, чтобы не пропал интерес. Если успешно справляются – задание усложняю.
Во внеурочное время занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью. Мои ученики неоднократно занимают призовые места в областных и всероссийских конкурсах и НПК. Веду внеклассную работу, занимаюсь организацией школьного музея и краеведческой работой. Под моим руководством члены краеведческого кружка занимают призовые места на районных краеведческих конференциях среди школ района. Мои ученики принимают активное участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах и НПК по истории и краеведению и показывают неплохие результаты, на протяжении 5 лет становятся лауреатами областной НПК «Байкальское кольцо». Сидорова Татьяна стала дипломантом финала Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО» в г. Москва и дважды лауреатом Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги». Двое моих учеников Сидоров Сергей и Сидорова Татьяна являются стипендиатами премии мэра МО «Жигаловский район» и лауреатами премии Губернатора Иркутской области (2007 г. и 2010 г.).
Являюсь руководителем школьного научного общества «Олимп» и организатором школьной НПК. В течение трёх лет наблюдается динамика роста участников на конференции: 2009 г. – 6 обучающихся, 2010 г. – 14 обучающихся, 2011 г. – 18 обучающихся (в т.ч. 5 детей из начальной школы); повышается интерес к участию и у преподавателей.
Организация внеурочной и краеведческой работы позволяет сформировать и развить умения и навыки учащихся в работе с историческими источниками и публичных выступлений. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Надеюсь, что моя система работы поможет моим ученикам грамотно работать с информацией, делать аргументированные выводы, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях.
Большое значение придаю сотрудничеству с родителями, так как в последнее время замечаю понижение заинтересованности родителей в успехах ребёнка, ослабление воспитательной функции семьи, отсутствие педагогических знаний у родителей, понижение их социального статуса. Для разрешения данных проблем разработала систему взаимодействия учителя и родителей. Взаимодействие осуществляется в различных формах:
посещение семей и интерната;
индивидуальные консультации для родителей;
посещение родителями уроков;
через дневник ребёнка и письма родителям и др.
Взаимоотношения с коллегами строю на взаимном уважении, доброжелательности. Обращаюсь за необходимой помощью к опытным учителям. Использую передовой опыт учителей района и школы. В коллективе имею дружеские отношения, поддержку и взаимопонимание.
Надеюсь, что моя система работы поможет моим ученикам грамотно работать с информацией, делать аргументированные выводы, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях.
В заключение хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. В последнее время наблюдается снижение учебной мотивации у 70 % обучающихся, отсутствие интереса некоторых обучающихся к учебной деятельности.
Считаю задачами своей работы на 2012-2013 учебный год:
совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, проводить мониторинг по выявлению качества знаний учащихся;
продолжить работу по обобщению своего педагогического опыта;
активнее внедрять инновационные формы обучения в преподавании истории и обществознания;
повышение учебной мотивации через процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя математики.
Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...
Самоанализ педагогической работы
Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
Методическая разработка по самоанализу урока (Коррекционная педагогика) - Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету
Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету....