Самоанализ учителя русского языка и литературы
статья на тему
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
htbsamoanaliz.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Я, … учитель русского языка и литературы. Работаю в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Еланцынская средняя общеобразовательная школа» с 1993г. Закончила в 2008г. филологический факультет Иркутского государственного педагогического университета по специальности «Филология» с присвоением квалификации: учитель русского языка и литературы (второе высшее образование, БГУ, 1997г). Общий педагогический стаж работы – 19 лет. Стаж работы в данном учреждении – 19 лет. По итогам аттестации 2010г имею первую квалификационную категорию (30.12.2010 -30.12.2015г, приказ РУНО от 30.12.2010г № 212).
Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Исходя из того, что сегодня государству необходимо своевременно подготовить людей готовых к профессиональной деятельности в новых условиях формирующегося глобального информационного общества, современная школа должна ставить перед собой такие цели, что результатом обучения стало овладение учащимися ключевыми компетенциями, приобретение навыков самообразования. Цель образовательной деятельности нашей школы «Становление социально компетентной личности учащегося, характеризующееся его направленностью на позитивное саморазвитие, осознанностью профессионального самоопределения на основе развитой познавательной мотивации познавательных способностей, а также способностью к активной позитивной самореализации в интересах своей личности, общества и государства». В соответствии с Программой развития школы я формулирую цель своей профессиональной деятельности как формирование основных ключевых и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности, эффективное построение учебного процесса для успешного овладения учащимися базового уровня знаний, соответствующего стандарту образования, воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни; формирование у учащихся умения и желания самосовершенствоваться. Основная цель: научить ребенка учиться, создать условия для становления субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся». Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию XXI века Жака Делора «Обучение – открытое сокровище» определяет, что образование на протяжении всей жизни включает четыре базовых процесса.
Учиться знать – что предполагает развитие умений обучающихся наращивать день ото дня свои знания и навыки;
Учиться делать – означающий акцент на практическом применении полученных знаний;
Учиться жить вместе – касающийся важнейших навыков, необходимых для жизни в обществе, где нет дискриминации, насилия и все располагают равными возможностями для саморазвития и развития своих семей и общин;
Учиться быть – означает акцент на тех навыках, которые необходимы человеку для развития своего потенциала. (Глобальные компетентности).
- Русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом, т.е. овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности. Это реализуется на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В процессе своей деятельности решаю следующие проблемы:
- Быть актуальным, то есть соответствовать потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике.
- Идти в ногу со временем: усовершенствовать отдельные стороны педагогической деятельности; уметь комбинировать элементы известных методик; разработать новые средства их применения, ставить и решать новые педагогические задачи.
- Иметь результативность: на уровне знаний учащихся; в личностном развитии учащихся; в методическом и научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса.
- Быть оптимальным, то есть достигать более высоких результатов при экономной затрате сил и времени.
- Быть стабильным: подтверждать эффективность опыта при изменении условий, достигать устойчивые положительные результаты на протяжении длительного времени. Опыт должен содержать рациональную идею, которую могут использовать другие педагоги.
Сегодня в условиях быстро меняющегося мира выпускник школы должен самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни, поэтому учитель должен строить стратегию профессиональной деятельности через формирование ключевых компетенций школьников. Как же помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании образовательных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, развитие критического мышления, познавательную активность. Для достижения цели ставлю следующие задачи:
- Обеспечить различные индивидуальные траектории получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся;
- Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- Формировать мотивацию к изучению русского языка и литературы, ответственность у учащихся за результаты своего труда, стимулировать работы учеников в зависимости от их индивидуальных способностей;
- Совершенствовать виды и формы диагностики и контроля;
- Совершенствовать информационную культуру учащихся.
- Совершенствовать знания в области современной психологии и педагогики.
Как учитель-филолог осознаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать их практическую необходимость в дальнейшей жизни. Покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
В школе имеются все условия для успешного решения вышеназванных задач: кабинет русского языка и литературы оснащен полным комплектом современного оборудования. В урочное и внеурочное время располагаю свободным доступом к Интернету.
Разрабатываю вариативный дидактический материал: задания для контроля, тесты, карточки-задания с учетом индивидуальных особенностей учащегося, раздаточный материал. Веду подборку методических пособий, журналов, газет, регулярно пополняю электронную библиотеку.
Работаю по теме самообразования «Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы». Целью моей работы является изучение и внедрение в деятельность технологий, методов и приемов, позволяющих сделать учебный процесс увлекательнее, результативнее.
Основные направления образовательной деятельности:
- Использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения;
- Повышение познавательной и учебной мотивации учащихся к предметам гуманитарного цикла.
- Развитие мышления, внимания, творческих способностей обучающихся
Если удачно и правильно сочетать применяемые технологии и формы проведения уроков, уроки c ИКТ очень интересны и для ученика, и для учителя. Выбираю информационно-коммуникационные технологии, так как в этом вижу следующие преимущества: возможность использовать разные формы работы с компьютером (фронтальную, индивидуальную, групповую), личностно-ориентированная направленность технологии, возможность применения ИКТ в рамках традиционной системы обучения.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой.
Я работаю по следующим направлениям: использую готовые программные продукты: Интернет-ресурсы, ЭОРы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков. Внедряю метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности является интересная и самостоятельная работа по краеведению, представленная моей ученицей на научно-практической конференции на тему: «Рекреационные ресурсы Ольхонского района». Работа успешно представлена на районной НПК «Мой Ольхон -III», ученица заняла призовое место, доклад опубликован в сборнике « Мой Ольхон-III». Метод проектов позволяет учащимся научиться планировать собственную работу, с помощью компьютерной презентации представить и оценить результат своей деятельности, составление проекта с использованием ИКТ предполагает у школьников наличие информационной культуры. Поэтому я использую проектирование и в урочной деятельности. У Бернарда Шоу есть хороший афоризм: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Он как нельзя лучше соответствует принципам, заложенным в такой педагогической технологии как метод проекта. Выбираем учебный проект, потому что он дает возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Темы для исследований выбираю интересные с точки зрения учащихся и в то же время значимые с точки зрения повышения их интеллектуального уровня, то есть темы, позволяющие заглянуть за рамки школьной программы. С проектными и исследовательскими работами учащихся можно ознакомиться по адресу http://nsportal.ru/kharnutova-tatyana-bazarovna.
Одна из важных задач учителя - формирование познавательной активности школьников в ходе обучения. Стремление к знанию, учебной деятельности может быть вызвано разнообразными педагогическими приёмами, методиками, современными технологиями развивающего обучения. Поэтому осуществляю выбор методов обучения исходя из индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся. Совмещаю традиционные формы и методы обучения с технологией развития критического мышления через чтение и письмо. Внедряю современную технологию проведения урока (авторы М.М.Поташник, М.В.Левит).
Технология РКМЧП, на которую я опираюсь в своей работе, интересна и эффективна тем, что в ней синтезированы многие из известных технологий. Применяю коллективный и групповой способ обучения. В основе технологии - творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Создаю такие задания, в процессе выполнения которых появляются работы творческого характера. Также приёмы технологии позволяют работать с учётом ведущей системы восприятия обучающихся. Учет ведущего канала восприятия является проявлением индивидуального подхода в обучении. Владею приемами воздействия на зрительную, аудиальную, кинестетическую сенсорные системы и добиваюсь личностного контакта с каждым учеником. В основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо лежит принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя», который служит формированию мотивации познания у обучающихся. Технология предполагает деление урока на три фазы: вызов, реализация и рефлексия – и разнообразные приемы, которые направлены на развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельность. Использование технологии развития критического мышления: развивает мыслительную деятельность учащихся; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения; использую методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создаю ситуацию успеха.
Активно использую методы развития познавательного интереса. Большое значение для развития познавательного интереса имеет психологический настрой на урок в целом. Создаю условия и даю возможность для раскрытия учащегося для себя личностного смысла изучаемого материала, наиболее эффективным средством формирования устойчивой мотивации познания является личный пример учителя, поэтому важный сигнал—обращать внимание на то, что побуждает ребенка к учебной деятельности.
Внеурочная и внеклассная деятельность учителя – одна из составляющих всей системы работы в школе. Как учитель гуманитарного цикла, большое внимание уделяю творческому развитию своих воспитанников, формированию навыков эффективного общения, организую участие в различных литературных конкурсах, мероприятиях. (http://kostjunin.ru/konkurs/2011___2012/poeziya/dusha_ne_slepa___080_.html, http://kostjunin.ru/konkurs/2011___2012/poeziya/serdtse_nezrimo_verit_v_metchtu__081_.html). Готовясь к ним, не обойтись без внеурочной индивидуальной и групповой работы. Мои учащиеся являются участниками различных конкурсов. Международные конкурсы. Муниципальный уровень.
Учебный год | «Русский медвежонок» | «Золотое руно»: |
2009-2010 | Имигинова М. – 94 б., 1 м. Мадасова А. – 88 б.,1 м. Байтурсынов Д.-96 б.,7м в регионе. | Имигинова М. -159 б., 1 м.. Харнутова Э. - 138 б., 2 м.. Байтурсынов Д. – 180 б., 1 место в России. |
2010-2011 | Чегаев Н. – 79 б., 2 м. Урбаханова Т. – 77 б.3 м. Имигинова М.-61б., 1м. Байтурсынов Д.- 84 б., 9 м в регионе. | Лысенко С.-171 б., 1м. Якунаева М.-177 б., 1 м. |
2011-2012 | Нохоева Е. -1 м. Цыцерунова А. -2м., Черных К. - 3м. | Лысенко С.- 2м. Нохоева А . -1 м., 37 результат из 917 в регионе. |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников.
Русский язык | Литература | ||||||
Учебный год | Класс | Фамилия Имя | Место | Учебный год | Класс | Фамилия Имя | Место |
2009-2010 | 9в 10б | МадасоваН. Байтурсынов Д. | 3 3 | 2009-2010 | 10б | Климова В. | 3 |
2010-2011 | 10а 11б | Якунаева М. Байтурсынов Д. | 3 1 | 2010-2011 | - | - | - |
2011-2012 | 9б 9б 9б 11а | Имигинова М. Климова Т. Халюева Д. Филиппова А. | 1 2 3 3 | 2011-2012 | 9б 9б 9а | Имигинова М. Лихай В. Синютина М. | 1 2 3 |
Региональный уровень.
Учебный год | Всероссийская олимпиада по русскому языку | Байкальская лингвистическая олимпиада по русскому языку | Место |
2009-2010г. | Байтурсынов Даниил | Призер | |
2010-2011г. | Байтурсынов Даниил | Диплом 2 степени | |
2011-2012 | Имигинова Мария | 6м. из 51 |
Результаты ГИА ( 9 класс) в новой форме.
Учебный год | Успеваемость | Качество |
2008-2009 2011-2012 | 74% 97% | 42%, 4 учащихся на "отлично 50%, 6 учащихся на "отлично" |
Результаты ЕГЭ
Учебный год | Класс | Средний балл класса | Средний балл по региону |
2010-2011 | 11 «б» | 66,9 | 50,18 |
2011-2012 | 11 «а» | 55,1 | 57,33 |
Байтурсынов Даниил - 98 баллов, включен в список «Лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку в Иркутской области». По результатам внешней оценки (в рамках аккредитационной экспертизы май 2011 год) по русскому языку в 11 классе успеваемость-100%, качество – 46%.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В связи с этим мы понимаем процесс образования не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная культура; социальная культура; семейная культура.
Специфика нашего предмета помогает развиваться ребенку в едином воспитательном и обучающем пространстве школы. Воспитательная работа в классе строится с учетом того, что формирование личности школьника происходит в большей степени в семье. Принципы моего взаимодействия с родителями – это взаимное доверие, уважение, поддержка, толерантность по отношению друг к другу. Это помогает мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации. Создание личностно–ориентированной образовательной среды способствует раскрытию потенциала каждого ребенка, что подразумевает реализацию единой стратегии развития личности ребенка через взаимодействие, интеграцию действий педагога, учащихся и родителей. При переходе учащихся из младшей ступени обучения на среднюю мы ведем такую работу. Составляем индивидуальные карты развития на всех учащихся. Знакомим родителей с индивидуальными картами развития ребенка. В индивидуальной карте учащихся включается информация об особенностях внимания, мышления, сведения о нейрофизиологических особенностях ученика. Эти карты помогают классному руководителю и учителю предметнику в реализации личностно-ориентированного подхода и индивидуализации обучения. Они служат основой для определения стратегии развития каждого ученика, а также для последующего отслеживания и коррекции динамики их развития.
Имея достаточный профессиональный опыт, являясь руководителем МО учителей русского языка и литературы, членом методического совета школы, оказываю коллегам помощь в планировании, в подготовке уроков и внеклассных мероприятий, делюсь опытом работы на заседаниях МО и педсоветах. Участвую в семинарах, с удовольствием перенимаю опыт своих коллег, посещая их уроки.
Как человек творческой профессии испытываю потребность повышать свой профессиональный уровень. Занимаюсь самообразованием. Повышаю квалификацию на курсах повышения квалификации. Активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания, принимая участие в областном семинаре «Создание сетевого информационного пространства педагога» (2010г), в областном мастер – классе Тимченко Л.И., в системе В.В.Давыдова «Формирование УУД на уроках русского языка» (ИПКРО 2012г.), размещая собственные методические материалы в сети Интернет. http://nsportal.ru/kharnutova-tatyana-bazarovna, веб-квест по поэме Н.В. Гоголя «Несется тройка удалая по русским дорогам…», литература, 9 класс http://sites.google.com, урок «Гласные е-ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», русский язык, 7 класс http://sites.google.com. Опубликовала разработку урока литературы в 11 классе по рассказу А.Костюнина «Жор глубинной щуки» и по новелле В. Астафьева « Царь рыба» на сайте международного литературного конкурса «Купель» http://kostjunin.ru/konkurs/2011___2012/metoditcheskie_materialy.html, имею диплом участника международного конкурса «Купель» 2011-2012г.г по произведениям А.Костюнина. Регулярно выступаю на муниципальном методическом объединении, даю мастер-классы по применению электронных образовательных ресурсов, интерактивной доски на уроках русского языка и литературы, выступила на районном мастер-классе «Аукцион педагогических технологий» методического объединения учителей русского языка по теме «Технология встречных усилий на уроках русского языка». Приняла участие в областном мастер – классе Тимченко Л.И., автора учебника в системе В.В.Давыдова, по теме «Формирование УУД на уроках русского языка» (ИПКРО -2012г.) Являюсь участником научно-практической конференции «Проблемы и перспективы филологического и эстетического образования в школе в условиях внедрения ФГОС основного общего образования» (ИИПКРО – 2012г.) Участвовала в семинаре по теме «Обеспечение преемственности в реализации требований ФГОС между начальной, основной и старшей школой в преподавании русского языка» ( на примере Образовательной системы (Школа 2100»).
Являюсь участником региональной научно-практической конференции «Социокультурные аспекты преподавания родных языков» ИПКРО, 2010г. Имею печатную работу в сборнике по материалам конференции. Исследовательскую деятельность по этнопедагогике продолжаю в работе по аспирантуре.
С 2012 учебного года являюсь сетевым педагогом в «Центре дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Принимаю участие в профессиональных конкурсах. Являюсь победителем муниципального конкурсного отбора лучших учителей Ольхонского района 2012 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы при аттестации...
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Самоанализ учителя русского языка и литературы...
Самоанализ учителя русского языка и литературы.
Аттестация.Самоанализ учителя русского языка и литературы ....
самоанализ учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы. В нем отражены цели и задачи, которые ставил перед собой учитель, чтобы добиться положительных результатов в процессе обучен...
самоанализ учителя русского языка и литературы
обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Матюхиной Марины Николаевны...
Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Описание системы работы , результатов и достижений учителя...