Программа дополнительного образования детей «Рукодельница»
рабочая программа на тему

Направленность  программы  дополнительного  образования  «Рукодельница» – декоративно-прикладное  искусство (ДПИ). Программа  включает  в  себя  практический  курс  творческих  и  исполнительных  художественных  работ, различных  по  содержанию, сложности  и  разнообразию  используемых  материалов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное    образовательное  учреждение

«Овгортская  школа – интернат  среднего общего  образования»

Программа

дополнительного  образования  детей

«Рукодельница»

Программа  рассчитана  на детей  12 – 17 лет

Срок  реализации  программы – 1 год

        Автор  программы: Терентьева  Е.И.,

                     воспитатель  интерната

Овгорт

2017 – 2018 год

Пояснительная  записка

        Современное  состояние  народного  творчества  коренных  жителей  Сыни  обусловлено  традиционными  видами  хозяйствования: рыболовство, оленеводство,  охотопромысел  и  природно-климатическими  условиями.

        Большая  часть  населения  продолжает  вести кочевой  и  полукочевой  образ  жизни  и  дети  оленеводов  и  рыбаков  с  детства  приобщены  к  труду  родителей  и  перенимают  традиционные  умения  и  навыки,  необходимые  в  суровых  условиях  Севера: изготовление  одежды  из  камуса, сукна  ткани,  изготовление  домашней  утвари  из  дерева  и  бересты, инвентаря  для  необходимых  нужд: нарты, лодки, шесты  для  чума,  хорей,  украшений  из  бисера, сукна, ткани.

Но  в связи  с  утратой современным  поколением  истоков  народного  творчества  и  оседлым  образом  жизни  коренного  населения, обусловленного  оторванностью  на  продолжительное  время  от  родителей, необходимо  сохранять  традиционные  промыслы  народа  ханты: бисероплетение, изготовление  изделий  из  сукна, ткани, бересты, меха.

Направленность  программы  дополнительного  образования  «Рукодельница» – декоративно-прикладное  искусство (ДПИ). Программа  включает  в  себя  практический  курс  творческих  и  исполнительных  художественных  работ, различных  по  содержанию, сложности  и  разнообразию  используемых  материалов.

Программа  рассчитана  для  девочек  с  5 – 10 классы  (12 – 17 лет). Продолжительность  курса – 1 год (153 часа, по 4,5  в  неделю).

Актуальность  программы  заключается  в  воспитании  учащихся  на  национальных  традициях: сохранение  и  развитие  навыков  работы  с  тканью, сукном,  бисером,  берестой и т.д.

Декоративно – прикладное  искусство  играет  огромную  роль  эстетическом  воспитании  современного  человека, в формировании  его  художественного  вкуса  и  самосознания  учащихся. Оно  непосредственно  связано  с  повседневным  окружением, бытом, средой  обитания. Культура  художественная     является  неотъемлемой  частью  культуры  духовной.

Искусство  народных  художественных  промыслов  занимает  особое  место  в  художественной  культуре  и  отражает  понимание  прекрасного, формировавшееся  веками. Созданный  и  сохраненный  народами  ханты  эстетический  идеал, является  частью  народного  достояния, которое  необходимо  сохранять, развивать  и  приумножать.      

Проведение  практических  занятий  способствует  овладению  навыками  плетения, шитья, вышивания  бисером,  что  необходимо  обучающимся  на  уроках технологии. В  этом  заключается  педагогическая  целесообразность  программы  дополнительного  образования  детей  «Рукодельница».

В  процессе  обучения  решаются  общие задачи  воспитания  художественного  вкуса, понимания  особенностей  национального  искусства, формирования  художественно – творческой  активности, чувства  гордости  за  свой  народ, его  искусство, традиции, быт. Зная  цену  своего  искусства, учащиеся  сознательно  пойдут  на  возрождение  культуры  народа, что  способствует  воспитанию  трудолюбия, кропотливости, усидчивости при выполнении  работ, практические  изделия  ДПИ  будут  использованы  в  повседневной  жизни  на  практике, служить  образцом  для  подражания  и  возрождения  самобытных  промыслов  народа  ханты, повышение  национального  самосознания.

Также  важна  практическая  направленность  занятий: создание  школьниками  нужных  и  полезных  изделий  для  оформления  школы, класса, изготовление  сувениров, подарков  и  игрушек.

Для  приобщения школьников  к  народному  искусству  надо  учитывать  следующие  моменты: познание  художественных  особенностей  произведений,  объяснение  их  культурно-исторического  смысла  и  ценности: художественная  практика  на  основе освоения  народного  творчества.

Прогнозируемые  результаты: в  течение  года  работа  учащихся  над  исследовательскими  темами  по  декоративно-прикладному  искусству  народа  ханты  и  в конце  года  подготовка  технологических  проектов  по  изготовлению  изделий  ДПИ.

Цель  программы: дать  ученикам  основы  знаний, умений и  навыков  по  различным  видам  декоративно-прикладного  искусства  народов  ханты  и  народных  художественных  промыслов,  обучить  основам  композиции  при  создании  изделий  ДПИ  из  различных  материалов.

Программа  кружка  «Рукодельница»  включает  в себя  задачи  подготовки  учащихся  к  комплексному  решению  эстетического, трудового  и  нравственного  воспитания.

Задачи  программы:

  1. Приобщить  воспитанников  к  народному  творчеству  декоративно – прикладному  искусству, обучить  приемам  шитья, аппликации, плетения, вышивания, вырезания  и т.д.
  2. Знакомить  обучающихся  к  особенностям  тех  материалов, с которыми  предстоит  работать (ткань, бисер, сукно, береста, осока), обучить  навыкам  и  приемам  традиционной  художественной обработки  материалов  разных  видов, развивать  поэтическое  видение  природы.
  3. Познакомить  с  орнаментальным  искусством  народа  ханты:  формировать  умение  подбирать  нужные  орнаменты  и  орнаментировать  домашнюю  утварь,  сувениры.
  4. Учить  соблюдать  правила  техники безопасности  при  выполнении  различного  рода  практических  работ.
  5. Развивать  художественно-творческие  способности  обучающихся, любознательность,   логическое  мышление, эстетический  вкус.

Тематический  план

Содержание

Теория

Gрактика

Кол-во часов

I.Работа  по бисеру

1) Способы  плетения бисером:

а) усовершенствованный способ, основные этапы;

б) плетение подвески

в) плетение сувенирной шкатулки

г) плетение кулона

д) плетение кошельков

2) Изготовление вышитых бисером манжет для национального платья

3) Основные  приемы (плетения, нанизания, вышивания) работы с бисером

4) Проектная работа «Плетение кулона»

2

2

2

2

2

2

3

3

4

6

6

6

8

6

7

4

6

8

8

8

10

8

10

7

II. Работа  по  сукну

1)Изготовление  наволочки, прихватки

Аппликация

2) Изготовление  куклы – акань

3) Изготовление  игольницы

             Аппликация

4) Изготовление  мешочка  для  рукоделия        

                               («нуй хыр»)

 

2

2

2

2

6

4

4

6

8

6

6

8

III. Работа  по  ткани

1) Виды  ткани,  употребляемые  для  пошива

2) Изделия, изготовленные  из  ткани:

а) платья, платок, акань;

б) основной шов

3) Пошив «Акань»

4) Пошив  игольницы

2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

6

6

6

6

6

IV. Орнаментальное  искусство  народа  ханты

2

8

10

V. Работа  по  бересте

а) изготовление бус

б) туесок  для сбора  ягод

в) орнаментация

2

2

2

4

4

4

6

6

6

VI. Защита  проектов

2

2

Резервные  часы

8

Итого

46

107

153

                                                    Содержание  программы

  1. Работа  по  бисеру (65 часов);
  2. Работа  по  сукну (28 часов);
  3. Работа  по  ткани (30 часов);
  4. Орнаментальное  искусство  народа  ханты (10 часов);
  5. Работа  по  бересте (12 часов);
  6. Резервные  часы (8 часов).

Методическое  обеспечение  программы

Перечень  необходимого  оборудования  и  инструментов:

Для  успешной  реализации  программы  необходимо  иметь  следующее:

Материальная  база

а) ткани  из  различных  волокон;

б) швейные  нитки (качество, цвет, толщина);

в) сукно  разных  цветов;

г) бисер, стеклярус, бусины  различной  формы;

д) леска, капроновая  нить, иголки  тонкие, булавки, ножницы;

е) заготовленная  береста  для  поделок, бус.

        Примерный  план  занятия

Тема: Изготовление  бус  из  бересты.

Цели:  1.  Научить  девочек  изготовлению  бусин  из  бересты

             2.  Формирование  художественного, эстетического  вкуса.

            3.   Привитие  навыков  аккуратности, экономию  расходования  материалов.

Наглядные  пособия  и  оборудования:

  1. Образец  бус. карточки – памятки, таблица.
  2. Береста,  ножницы, иголки, нитки, бисер, линейка, карандаши, клей  момент.

                                 

План  занятия

  1. «На  опушке  леса». Отгадать  загадку, определить  тему  урока.
  2. «На  солнечной  поляночке». Беседа  о  том,  что  можно  получить  или  сделать  из  берёсты.
  3. «Долина  мастеров». Технология  изготовления  бус  из  берёсты (карточки – памятки)
  4. «Березовая  роща». Практическая  работа  под  музыку, песни  о березе. Информация  о  народных  умельцах, использование  местного  материала.
  5. Конкурс  «С  любовью  о  природе». Закрепление  изученного  материала. Разгадать  кроссворд.
  6. «Чему  научились». Итог  урока. Выставка  готовых  изделий.

Карточка – памятка

  1. Начертить  прямоугольники  длиной  12 – 20 см, шириной 1,5 – 2 см  и  вырезать.
  2. Нарезать  по  одной  из  диагоналей  и  получится  две  полоски.
  3. Закрутите  одну  полоску  на  иглу  или  спичку,  начиная  с  широкой  стороны.
  4. Шилом  сделать  прокол  на  бусинке  и  узенький  конец  полоски  заправить  в  его  отверстие.

                         

Рецензия  на  программу  дополнительного  образования  детей

                           «Рукодельница»

Автор  программы – Терентьева  Е.И., Шурышкарский  район, с.Овгорт

Образовательное  учреждение, реализующее  программу – МБОУ «Овгортская  ШИСОО»

Общая характеристика  программы:

  • Образовательная  направленность, в  рамках  которой  реализуется  рецензируемая  программа – декоративно – прикладное  направление;
  • Вид  детского  объединения, в рамках  которого  реализуется  рецензируемая  программа – группа;
  • Возраст  обучающихся – 5 – 10 классы;
  • Срок  реализации  программы – 1 год.

Основная  цель  программы  дополнительного  образования  «Рукодельница» - дать  ученикам  основы  знаний, умений и  навыков  по  различным  видам  декоративно – прикладного  искусства народа  ханты  и  народных  художественных  промыслов, обучить  основам  композиции  при  создании  изделий  ДПИ  из различных материалов.

        

Характеристика  структуры  программы

Титульный  лист  оформлен  грамотно

В  пояснительной  записке  раскрыты:  направленность  дополнительной  образовательной  программы: актуальность, педагогическая  целесообразность;  цель  и  задачи  дополнительной  образовательной  программы; возраст детей,  участвующих  в  реализации  данной  программы;  сроки  реализации  дополнительной  образовательной  программы (продолжительность  образовательного  процесса, этапы); формы  и  режим  занятий; ожидаемые  результаты, отличительные  особенности  данной  дополнительной  образовательной  программы  от  уже  существующих  образовательных  программ.

Тематический  план  раскрывает  содержание  занятий  и  количество  часов, а  также  конкретную  разбивку  на  практические  и  географические  часы.

Содержание  программы  дополнительного  образования  детей  «Рукодельница»  отражено  через  краткое  описание  тем (теоретических  и  практических  видов  занятий).

Методическое  обеспечение  программы  представлено  примерным  планом  занятий, описанием  изготовления  национальной  куклы  «Акань».

Список  использованной  литературы   представлен.

        

Общая  оценка  программы

Программа  дополнительного  образования  детей  «Рукодельница»  представляет  собой  завершенный  нормативный  документ,  соответствующий  требованиям  к  программам  дополнительного  образования  детей.

Рецензент:

зам. директора  школы  по  ВР

Голубева И.В.

17.09.2017г.

Литература

  1. Артамонова  Е.В. Бисер – М.: Изд – во Экемо, 2005 – с.272, ил.
  2. Величко  Н.И., М.Б.Шатилов  как  исследователь  материальной  культуры  ваховских  хантов. Западная  Сибирь; история  и  современность: Краеведческие  записки. Выпуск 4 МУ «БИС»:НГПИ – Тюмень: изд – во Юрия  Мандрики, 2001.с.64 -67
  3. Горбачева  Н.Ф., Геннадий  Райшев. Живопись, графика. Изд-во  «Полиграфист». Свердловск, 1084
  4. Дударева  В.А. Бисер  в  старинном  рукоделии. М., 1923
  5. Иванов  С.В. Орнамент  народов  Сибири  как  исторический  источник. ТИЭ. Новая  серия. Т.81 – М., 1963
  6. Ерныхова  Е.А. Декоративно – прикладное  искусство  обско – угорских  народов. Учебное  пособие(Марийский гос.ун – т). Йошкар –Ола.2000.с.53 -54
  7. Лукина  Н.В., Рындина  О.М. Криволинейный  орнамент  восточных  хантов
  8. Лукина  Н.В. Альбом  хантыйских  орнаментов (восточная  группа) .Томск: изд-во Том. ун-та, 1985, с.364.
  9. Рындина  О.М. Орнамент  народов  Среднего  Приобья  как  этнокультурное  явление: Дис. канд.ист.наук. Томск.1900, с.273
  10. Сирелиус  У.Т. Путешествия  хантам. Изд-во Томского ун-та.2001.
  11. Сязи  А.М.Общее  и  особенное  в  декоративных  традициях  нижнеобских  хантов (Народы  Северо-Западной  Сибири. Томск: Изд-во  Том.Ун-та,1999. Вып.8, с.24 – 36.
  12. Сязи  А.М. Декоративно – прикладное  искусство  хантов  Нижней  Оби. Тюмень, 1995. С.176
  13. Сязи  А.М. Орнамент  и  вещь  в  культуре хантов  нижнего  приобья. Изд-во  Томского  ун-та, 2000, с.248.
  14. Талигина  Н.М. Бисер  как  элемент  традиционной  культуры  северных  хантов ( Система  жизнеобеспечения  традиционных  обществ  в  древности  и  современности. Теория, методология, практика. Материалы  11 Зап. – Сиб.  Археол. – этнограф. конф. Томск, 1998.
  15. Финягин  В.В. Изделия  из  берёсты. М.: Изд-во АСТ, 2003. С.126.

Орнаментальное  искусство  народа  ханты

История  изучения  орнамента. Семантика  орнамента. Происхождение  и  история  орнамента. Названия  орнаментов. Орнаменты  священные. Розеточные  орнаменты.

  1. Сязи  А.М. Декоративно – прикладное  искусство  хантов  Нижней  Оби. Тюмень, 1995. С.176.
  2. Ерныхова  Е.А. Декоративно – прикладное  искусство  обско – угорских  народов. Учебное  пособие(Марийский гос.ун – т). Йошкар –Ола.2000.с.53 -54.
  3. Кулемзин  В.М., Лукина  Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: ВО «Наука», 1992. С.136.
  4. Кулемзин  В.М., Лукина  Н.В. Васюганское – ваховские  ханты  в  конце 19 века – начале 20 века.

Бисер:  история  и  применение  в ДПИ  народа  ханты

Бисер. Происхождение  бисера. История  бисера. Бисер  на  Руси. Бисер – этнический  компонент  культуры  хантов.

  1. Величко  Н.И. Орнаментальное  искусство  восточных  хантов (Гуманитарные  науки: Сб.н.тр. – Вып. 4- Х – М: Полиграфист, 2005.с. 112 -117.
  2. Орнамент  народов  Западной  Сибири, Томск: ТГУ, 1992.с.147.
  3. Ерныхова  Е.А. Декоративно – прикладное  искусство  обско – угорских  народов. Учебное  пособие(Марийский гос.ун – т). Йошкар –Ола.2000.с.138
  4. Лукина  Н.В. Альбом  хантыйских  орнаментов (восточная  группа) .Томск: изд-во Том. ун-та, 1985, с.364.
  5. Сязи  А.М. Декоративно – прикладное  искусство  хантов  Нижней  Оби. Тюмень, 1995. С.176.
  6. Сязи  А.М.Общее  и  особенное  в  декоративных  традициях  нижнеобских  хантов (Народы  Северо-Западной  Сибири. Томск: Изд-во  Том.Ун-та,1999. Вып.8, с.24 – 36.
  7. Сязи  А.М.  Узоры  северного  сияния. Финно-угорские народы т.1, Салехард, «Артвид», СПб, «Русская  коллекция», 2003. С.5 – 13.

Работа  с  берёстой

Береста. Заготовка  бересты. Изделия  из  бересты (берестяные  коробки). Береста – универсальный, экологический материал.

  1. Артамонова  Е.В. Бисер – М.: Изд – во Экемо, 2005 – с.272, ил.
  2. Ерныхова  Е.А. Декоративно – прикладное  искусство  обско – угорских  народов. Учебное  пособие(Марийский гос.ун – т). Йошкар –Ола.2000.с.138.
  3. Сязи  А.М.Общее  и  особенное  в  декоративных  традициях  нижнеобских  хантов (Народы  Северо-Западной  Сибири. Томск: Изд-во  Том.Ун-та,1999. Вып.8, с.24 – 36.
  4. Сязи  А.М.  Узоры  северного  сияния. Финно-угорские народы т.1, Салехард, «Артвид», СПб, «Русская  коллекция», 2003. С.5 – 13.
  5. Талигина  Н.М. Бисер  как  элемент  традиционной  культуры  северных  хантов ( Система  жизнеобеспечения  традиционных  обществ  в  древности  и  современности. Теория, методология, практика. Материалы  11 Зап. – Сиб.  Археол. – этнограф. конф. Томск, 1998.

Украшение  одежды  народа  ханты

Плетение  и  вышивка  бисером, суконная  мозаика: платья  украшают  расшитыми  бисерными  полосками, которые  пришиваются  к  кромке  подола, рукавам. Бисер: история  и  применение.

  1. Ерныхова  Е.А. Декоративно – прикладное  искусство  обско – угорских  народов. Учебное  пособие(Марийский гос.ун – т). Йошкар –Ола.2000.с.138.
  2. Сязи  А.М.Общее  и  особенное  в  декоративных  традициях  нижнеобских  хантов (Народы  Северо-Западной  Сибири. Томск: Изд-во  Том.Ун-та,1999. Вып.8, с.24 – 36.
  3. Сязи  А.М.  Узоры  северного  сияния. Финно-угорские народы т.1, Салехард, «Артвид», СПб, «Русская  коллекция», 2003. С.5 – 13.

Работа  по  сукну

Сукно. Изделия  из  сукна. Изготовление  национальных  игрушек – кукол «Акань», шитье  прихваток, игольниц, национальных  мешочков  «Нуй  хыр», аппликация  наволочек  орнаментом  для  подушек.

  1. Ерныхова  Е.А. Декоративно – прикладное  искусство  обско – угорских  народов. Учебное  пособие(Марийский гос.ун – т). Йошкар –Ола.2000.с.138.
  2. Югория:  Энциклопедия  ХМАО.Т.1-4.Ханты – Мансийск. 2000-2005.
  3. Финягин  В.В. Изделия  из  берёсты. М.: Изд-во АСТ, 2003. С.126.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа кружка "Рукодельница"

Программа расчитана на учащихся 5-11 класса, срок её реализации - 1год....

программа кружка "Рукодельница"

авторская программа "Рукодельница"...

ПРОГРАММА КРУЖКА "Рукодельница"

Содержание программы,тематическое планирование....

Авторская программа кружка "Рукодельница"

Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:историю возникновения и развития рукоделий;изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;способы определе...

программа кружка "Рукодельница"

программа кружка рукодельница 5-8 классов расчитана на детей любящих творить своими руками в разных методиках....

Программа кружка "Рукодельница". 5-6 кл.

Программа кружка по технологии (обслуживающий труд) для обучающихся 5-6 классов расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....

Программа кружка "Рукодельница"

Данная программа кружка «Рукодельница» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов (ФГОС). Программа рассчитана на 1 год,  может  реализовываться как в отдельно вз...