программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа по теме

Коновалова Ирина Валериевна

авторская программа "Рукодельница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_rukodelnica.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коновалова Ирина Валериевна                                                                         Приложение 1.2.

Пояснительная записка

  Рукоделие – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с различными материалами доставляет огромное удовольствие. Ребенок имеет возможность реализовать самые смелые идеи своими руками. Декоративно-прикладное творчество открывает перед ребенком широкое поле  для реализации идей по  украшению интерьера, с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

        Программа способствует приобщению учащихся к многовековым народным традициям и ремеслам, осуществлению эстетического (развитию вкуса), физического (тренировка мелкой мускулатуры рук), экономического (дешевизна изделия) воспитания, развитию творческих способностей.

        Организация трудовой деятельности  детей и ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного творчества, является наиболее эффективной  формой приобщения к культуре нашего народа.

         Программа  творческого объединения «Рукодельница» составлена на основе программы Т.И. Еременко «Декоративно-прикладное творчество»  (Москва: Просвещение, 2001год). Существенному изменению в исходной программе подвергся учебный план, неизменными остались темы: «Вышивка», «Вязание крючком».

В программу введены новые темы: «Ткачество», «Лоскутная пластика».

Цель программы: научить выполнять различные виды изделий декоративно-прикладного творчества и применять их в быту, развивая творческий потенциал и воспитывая трудолюбие, терпение, целеустремленность.

Задачи программы:

-развить познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности;

-вооружить детей практическими умениями и навыками качественного выполнения работы;

-сформировать у учащихся техническое мышление, умение применять полученные знания;

- соблюдать правила техники безопасности;

-воспитать трудолюбие, терпение, целеустремленность, предприимчивость.

Данная программа рассчитана на год обучения. Часовая нагрузка составляет 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Данная программа предназначена для детей 10-12 лет.

В конце года обучения учащиеся должны знать:

-виды декоративно-прикладного творчества (вышивка, лоскутная пластика, вязание, ткачество);

-правила организации трудового процесса;

-название и назначение инструментов, необходимых при работе с различными материалами, приемы безопасной работы с ними.

Должны уметь:

-выполнять разные виды швов вышивки;

- набирать петли для начала вязания, провязывать столбики без накида и столбики с накидом,  применять правила для провязывания столбиков;

- изготавливать изделия из лоскутов ткани;

-выполнять аппликации из ткани;

-осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

Учебно-тематический план


п/п

Наименование

учебных дисциплин,

разделов и тем

Всего

часов

Количество часов

Теоретические

учебные занятия

Практические

учебные

занятия

Выездные (индивидуальные)

учебные занятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Вышивка-как вид декоративно-прикладного творчества.

2

1

1

3.

Тамбурная вышивка

21

1

20

4.

Строчевые швы.

6

1

5

5.

Счетная вышивка

16

1

15

6.

Лоскутная пластика

15

1

14

7.

Контрольное занятие

1

1

8.

Аппликация из ткани.

14

1

13

9.

Ткачество (гобелен)

14

1

13

10.

Вязание крючком.

53

2

51

11.

Итоговое контрольное занятие

1

1

Итого:

144

12

132

При комплектовании группы учитывается желание детей заниматься в данном объединении. В обучении учащихся используется в основном  групповая форма занятий. Важный аспект в обучении -  индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.

Формы организации детского коллектива: практические работы, рассказ, демонстрация. Основным видом занятий являются практические.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование учебных дисциплин, разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические учебные занятия

Практические учебные занятия

Выездные (индивидуальные) учебные занятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества

23

1

22

3.

Строчевые швы

6

1

5

4.

Счетная вышивка

16

1

15

5.

Лоскутная пластика

15

1

14

6.

Контрольное занятие

1

1

7.

Аппликация из ткани

14

1

13

8.

Ткачество (гобелен)

14

1

13

9.

Вязание крючком

54

2

52

Итого:

144

10

134

Содержание тем программы

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Цели и задачи кружка. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для работы. Организация рабочего места.

Тема 2. Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества  

Теория: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. Тесная связь искусства вышивания с национальными традициями, особенностями быта, местными условиями, природой.

Практическая работа: способы перевода рисунка, увеличение и уменьшение рисунка, правила запяливания ткани в пяльцы, организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы.

Тема 3. Тамбурная вышивка

Теория:   История развития тамбурной вышивки. Орнамент в вышивке. Инструменты, приспособления, материалы для работы (пяльцы, ножницы, иглы, нитки, ткань).

Практические работы: техника выполнения тамбурной вышивки, украшение салфетки и панно тамбурной вышивкой

Тема 3. Строчевые швы

Теория: Мережка, ее виды. Подготовка ткани к выполнению мережки. Технология выполнения мережки

Практические работы: обработка края салфетки

Тема 4.Счетные швы

Теория: Виды счетных швов, материалы и приспособления для выполнения работы, виды крестика. Технология его выполнения

Практические работы: выполнение сумки, салфетки

Тема 5. Лоскутная пластика

Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работы. Правила организации рабочего места. Технология выполнения изделий.

Практические работы: выполнение салфетки

Тема 6.Вязание крючком

Теория: Из истории. Способы и виды вязания крючком. Материалы, инструменты и принадлежности для вязания. Технология выполнения исходных элементов (воздушной петли, цепочки, столбиков и т. д.). Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения. Технология выполнения овала, круга и изделий на их основе. Правила безопасной работы. Уход за вязаными изделиями. Технология вязания объемных форм (фрукты). Филейное вязание.

Практические работы: выполнение прихваток, игрушек

Тема 8. Ткачество (гобелен)

Теория: История развития русского ткачества, составление рисунка, выбор материалов для изделия, инструменты и приспособления; технология выполнения

Практические работы: Выполнение панно

Тема 9. Аппликация из ткани

Теория: Виды аппликации. Материалы и приспособления, необходимые для работы. Способы крепления аппликации. Техника выполнения аппликации.

Практические работы: способы крепления аппликации, выполнение панно.

Формы и виды контроля

Вид  контроля

Сроки  выполнения

1.


2.


3.


4.


Зачетное  занятие «Выполнение  салфетки»

 

Контрольное занятие


Выставка работ учащихся


Участие в выставках

ноябрь;


декабрь


декабрь


в  течение года

Методические рекомендации

Педагогу в выборе методов обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству, а также в организации учебного процесса необходимо соблюдать следующие основные методические рекомендации.

Изучение и освоение декоративно-прикладного творчества требует глубокого понимания его сущности и специфики, как особого типа творчества, знания его основных функций: эстетической, воспитательной, образовательной. Педагогу необходимо понимание того, что осваивать опыт народных традиций, прежде всего, предстоит ему самому. Педагогу стоит настроиться на постоянное самосовершенствование и самоанализ собственных знаний и умений.

Необходим учет возрастных особенностей учащихся в выполнении изделий  декоративно-прикладного искусства.

В изучении теории и истории  декоративно-прикладного творчества могут быть использованы такие методы обучения и воспитания как рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, показ, практическая работа. При обучении ученика педагог использует практические методы обучения, личный творческий и духовно-нравственный опыт в большей мере, чем словесные методы.

Так как программа в большей степени носит практический характер, необходимо в учебном процессе выделять существенное место инструктажу по технике безопасности.

Итогом каждого учебного года является не только выставка работ учащихся, сколько анализ приобретенного духовно-нравственного и практического опыта в выполнении изделий. Это служит показателем процесса обучения в устоявшейся тенденции роста нравственных и духовных качеств личности учащегося. Учащиеся должны научиться передавать младшим школьникам полученные навыки и опыт народной традиции, приобретенные в процессе обучения, то есть владеть традиционными методами обучения.

Программа  построена  так,  что  теория  сопровождается  практикой.  Все работы коллективно обсуждаются. Все выполненные работы  демонстрируются  на  постоянно  действующей  выставке  в  кабинете,  в  школе.    

Для успешной реализации данной программы, необходимо следующее материально-техническое обеспечение:  иглы для вышивания, нитки мулине, пяльцы, ткань, ножницы, картон, кусочки ткани, крючок, нитки для вязания. Учебный кабинет непременно должен быть проветриваемым и светлым, иметь в наличии инструкции по технике безопасности, столы, шкафы, стулья, коробки для хранения материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ:

  1. М. Н. Нагибина.  Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития», Ярославль, 2000 год
  2. Л. В. Сычева. Вышивка. МП «Альтернатива», Горно-Алтайск, 1991 год
  3. Л. М. Сорокина. Учись вышивать. «Радянська школа»,1998 год
  4. И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993 год
  5. Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение», 1992год
  6. И. А. Сокол. Рукоделие. Харьков, «Фолио», 1998 год
  7. Н. Н. Романова. Вязаные цветы и плоды. АРТ- Родник, 2002 год
  8. Журналы «Валентина». Импост 2003, 2004 год
  9. Г. В. Пичугина. Журналы «Школа и производство», 2000-2004 год
  10. Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год
  11. С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. Москва «Просвещение», 1992 год
  12. Э. А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. Москва, «Просвещение», 1992 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ:

  1. М. Н. Нагибина.  Чудеса из ткани своими руками. «Академия развития», Ярославль, 2000 год
  2. Л. В. Сычева. Вышивка. МП «Альтернатива», Горно-Алтайск, 1991 год
  3. И. А. Андреева. Рукоделие. Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993 год
  4. Э. Н. Литвинец. И дивный видится узор. Москва, «Просвещение», 1992год
  5. Т. И. Еременко. Художественная обработка материалов. Москва «Просвещение», 2000 год
  6. С. Ф. Тарасенко. Забавные поделки крючком и спицами. Москва «Просвещение», 1992 год
  7. Э. А. Фомичева. Начинаем вязать спицами и крючком. Москва, «Просвещение», 1992 год
  8. И. А. Сокол. Рукоделие. Харьков, «Фолио», 1998 год
  9. Н. Н. Романова. Вязаные цветы и плоды. АРТ- Родник, 2002 год
  10. Журналы «Валентина». Импост 2003, 2004 год

        

Календарно - тематическое планирование объединения «Рукодельница»

№ п/п

Тема раздела, занятия

Всего часов

Количество часов в неделю

Дата

Теоретические занятия

Практические занятия

Выездные занятия

I

Вводное занятие

1

1

1.1

Введение.  Виды декоративно-прикладного творчества. Материалы и приспособления для вышивки.  (презентация)

1

1

II

Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества

2

1

1

2.1

Развитие декоративно-прикладного творчества. Увеличение и уменьшение рисунка. (презентация)

2

1

1

III

Тамбурная вышивка

21

1

20

3.1

 Выполнение простейших швов: вперед иголку, назад иголку, стебельчатого

1

1

3.2

Выполнение салфетки тамбурным швом

2

1

1

3.3

Вышивание стебля и листиков

2

2

3.4

Вышивание цветов

2

2

3.5

Выполнение панно швом «козлик»

2

2

3.6

Вышивание стебля и усиков стебельчатым швом

2

2

3.7

Вышивание листочков швом «козлик» зеленым цветом

2

2

3.8

Вышивание серединки цветов

2

2

3.9

Вышивание лепестков первого цветка

2

2

3.10

Вышивание лепестков второго цветка

2

2

3.11

Окончательная обработка панно петельным швом

2

2

IV

Строчевые швы

6

1

5

4.1

Мережка, ее виды. Украшение края салфетки мережкой. (презентация)

2

1

1

4.2

Выполнение первой и второй стороны салфетки мережкой «кисточка»

2

2

4.3

Выполнение третьей и четвертой сторон салфетки мережкой «кисточка»

2

2

V

Счетная вышивка

16

1

15

5.1

Крест. Его виды. Материалы и приспособления. Выполнение простого креста. (презентация)

2

1

1

5.2

Выполнение креста по диагонали и болгарского

2

2

5.3

Подбор рисунка и выполнение работы (сумка)

2

2

5.4

Выполнение туловища

2

2

5.5

Окончательная обработка сумки

2

2

VI

Зачетное занятие Выполнение двух нижних углов салфетки крестиком


2

2

6.1

Выполнение двух верхних углов салфетки крестиком

2

2

6.2

Окончательная обработка салфетки

2

2

VII

Лоскутная пластика

15

1

14

7.1

Из истории лоскутной пластики. Изготовление шаблонов. (презентация)  

2

1

1

7.2

Вырезание заготовок из ткани

2

2

7.3

Заутюживание заготовок

2

2

7.4

Пришивание первого ряда треугольников

2

2

7.5

Пришивание второго ряда треугольников

2

2

7.6

Пришивание третьего ряда треугольников.

2

2

7.7

Пришивание основы

2

2

7.8

Окончательное оформление салфетки

1

1

VIII

Контрольный урок

1

1

IX

Аппликация из ткани

14

1

13

9.1

Аппликация, ее виды. Материалы и инструменты. Способы крепления аппликации. (презентация)

2

1

1

9.2

Перевод рисунка для панно с корзиной, обработка корзины

2

2

9.3

Вырезание кружков для цветов

2

2

9.4

Вышивание листочков

2

2

9.5

Оформление цветов бисером

2

2

9.6

Пришивание цветов в нижней части  панно

2

2

9.7

Пришивание цветов в верхней части панно

2

2

X

Ткачество (гобелен)

14

1

13

10.1

Гобелен. Технология выполнения. Материалы и приспособления. Подготовка основы. (презентация)

2

1

1

10.2

 Натягивание нитей на основе

2

2

10.3

Работа над рисунком

2

2

10.4

Выполнение моря и корабля

2

2

10.5

Выполнение парусника и неба

2

2

10.6

Выполнение солнца и неба

2

2

10.7

Окончательная обработка панно

2

2

XI

Вязание крючком

54

2

52

11.1

Материалы и приспособления. Правила техники безопасности. Выполнение воздушных петель. (презентация)

2

1

1

Выполнение цепочек разного цвета

2

2

11.2

Выкладывание картины из цепочки

2

2

11.3

Оформление картины

1

1

11.4

Упражнение в выполнении столбиков без накида.

1

1

11.5

Выполнение колокольчика

2

2

11.6

Выполнение листочков (цепочка)

2

2

11.7

Упражнения в выполнении столбиков с накидом

2

2

11.8

Выполнение двух рядов прихватки

2

2

11.9

Выполнение прихватки

2

2

11.10

Оформление прихватки

2

2

11.12

Выполнение образца в форме круга

2

2

11.13

Выполнения образца в форме пятиугольника

2

2

11.14

Выполнение подставки под карандаши (основа)

2

2

11.15

Выполнение мордочки и лапок

2

2

11.16

Выполнение ушек

2

2

11.17

Оформление игрушки

2

2

11.18

Выполнение шапочки и ножки гриба для первого гриба

2

2

11.20

Выполнение шапочки и ножки гриба для второго гриба

2

2

11.21

Выполнение двух зеленных кругов (лягушка)

2

2

11.22

Выполнение красного круга, оформление игрушки

2

2

11.23

Выполнение трех рядов листочка

2

2

11.24

Выполнение пяти рядов листочка

2

2

11.25

Окончательная обработка листочка и лягушек

2

2

11.26

Выполнение хвостика прихватки клубнички и трех рядов клубнички

2

2

11.27

Выполнение пяти рядов клубнички

2

2

11.28

Выполнение шести рядов клубнички

2

2

11.29

Выполнение двух рядов клубнички

1

1

XII

Итоговое занятие. Выставка работ

1

1

Итого

144

11

133


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...