Программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Данная программа кружка «Рукодельница» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов (ФГОС). Программа рассчитана на 1 год, может реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rukodelnitsa.docx | 48.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
(тип программы: по конкретному виду внеурочной деятельности)
Кружок
«Рукодельница»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся: 5 класс
Учитель Каримова Елена Николаевна
- Пояснительная записка
Данная программа кружка «Рукодельница» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов. Программа может реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников. Программа разработана на основе проведенного анкетирования с учетом запросов и потребностей учащихся и их родителей.
Цель программы кружка «Рукодельница»:
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами работы с ручными швейными инструментами, работы на швейной машине, выполнения утюжильных работ;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из бумаги и текстильных материалов;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического
мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Задачи:
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с бумагой, отделке ткани элементами вышивки лентами, работе с тканью;
- углубить и расширить знания о таких видах рукоделия как квиллинг, основы вышивки, вышивки лентами, лоскутной технике;
- сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию;
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формирование эстетического и художественного вкуса.
Программа дает возможность расширить возможности в освоении курса «Технологии ведения дома» при изучении разделов «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла». Объекты труда ориентированы на определенную технику, но могут быть самыми разнообразными. Выбор объекта труда будет зависеть от уровня подготовленности школьника, наличия материала и фантазии.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться рукоделием вообще и научиться приемам работы с бумагой и текстильными материалами; научиться делать своими руками небольшие сувениры, которые смогли бы стать оригинальным подарком, украсить интерьер.
Курс включает изучение и отработка навыков по работе с бумагой в технике квиллинг (8 часов), по отделке ткани ручными стежками, вышивкой лентами (24 часа) и освоение приемов работы на швейной машине, изготовление сувениров и изделий в технике лоскутного шитья (34 часа).
Программой предусмотрено проведение аудиторных занятий на базе швейной мастерской, укомплектованной необходимым швейным оборудованием, наглядными пособиями. Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических работ, разработка мини-проектов.
Также предполагается проведение внеаудиторных занятий в форме проведения выставок; посещения выставок, экскурсий в магазин «Ткани», «Мир творчества», магазин сувениров.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 5-х классов, опирается на учебную программу по технологии в начальной школе.
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Программа кружка «Рукодельница» относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю (одно занятие из 2-ух уроков), всего 68 часов в год в 5 классе.
2. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеуади торные | ||||
| 2 | 1 | 1 | ||
| 8 | 8 | - | Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ, выполнять скручивание бумажных полосок различными способами, составлять простейшую композицию, формирование ответственного отношения к работе, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, овладение элементами организации умственного труда. | |
1 | Материалы и инструменты для квиллинга. Организация рабочего места. | 1 | 1 | ||
2 | Способы скручивания бумаги | 3 | 3 | - | |
3 | Композиционные приемы. | 2 | 2 | - | |
4 | Изготовление сувенира. | 2 | 2 | - | |
| 24 | Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ, выполнять простейшие швы свободной вышивки и вышивки лентами, составлять простейшую композицию. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, овладение элементами организации умственного и физического труда. | |||
1 | Знакомство с текстильными материалами | 2 | 1 | 1 | |
2 | Виды швов их применение. | 4 | 4 | - | |
3 | Элементы вышивки лентами. | 6 | 6 | - | |
4 | Изготовление сувенира с применением элементов вышивки лентами. | 12 | 10 | 2 | |
| 34 | Соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности и созидательного труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда, осознание ответственности за качество результатов труда; стремление к экономии и бережливости используемых материалов и ресурсов; овладение приемами работы на швейной машине и изготовления изделий в лоскутной технике. | |||
1 | Общие сведения о лоскутной технике | 6 | 6 | - | |
2 | Изготовление изделий из квадратов | 4 | 4 | - | |
3 | Изготовление изделий из полос | 16 | 14 | 2 | |
4 | Изготовление изделий из треугольников, «быстрые техники» | 8 | 6 | 2 | |
Итого: | 68 | 60 | 8 |
3. Содержание программы
- Введение (2 часа= 1 час ауд.+1 час внеауд.)
Рукоделие – увлекательное занятие, способ реализации творческих возможностей. Обзор основных тем курса.
Посещение школьной выставки декоративно-прикладного творчества. Знакомство с творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия.
- Работа с бумагой. Квиллинг (8 часов ауд.)
Материалы и инструменты для квиллинга. Бумага, клей, дополнительные материалы. Организация рабочего места.
Способы скручивания бумаги. Изготовление простых форм. Заготовка «свободная спираль», «капля», «глаз», «лист», «лепесток», «рыхлый завиток», «змейка».
Композиционные приемы. Плоские изделия в технике квиллинга. Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской композиции.
Практическая работа: Изготовление открытки с цветком. Изготовление плоской композиции.
Возможные объекты труда: открытка, фоторамка, панно и т.д.
- Отделка ткани (24 часа=21 ауд. + 3 внеауд.)
Знакомство с текстильными материалами
(2 часа= 1 час ауд. + 1 час внеауд)
Знакомство с текстильными материалами. Экскурсия в магазин «Ткани», изучение ассортимента современных текстильных материалов, текстильной галантереи.
Знакомство с основами вышивания (4 часа ауд.)
Ручные швейные инструменты. Правила безопасной работы. Виды швов и их применение.
Практическая работа: Изготовление образцов швов «вперед иголка», «назад иголка», «через край», «петельный», «тамбурный», «стебельчатый». Изготовление изделий с использованием простейших швов.
Практическая работа: Вышивание монограммы стебельчатым швом.
Возможные объекты труда: салфетка, открытка, отделка готового изделия.
Вышивка лентами (18 часов=16 ауд. + 2 часа внеауд.)
Вышивка лентами. Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания лентами. «Французский узелок», ленточный стежок. Разновидности ленточного стежка. Полупетля и петля с прикрепом. Стежок «петелька», «пестик».
Понятие о композиции, стилизации. Экскурсия в магазин «Сувениры». Анализ изделий декоративно-прикладного творчества.
Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов вышивки лентами. Подготовка материалов, разметка рисунка на ткани. Вышивка сувенира лентами. Окончательная отделка сувенира.
Подготовка и проведение выставки работ, отбор работ на городскую выставку декоративно-прикладного творчества
Практическая работа: изготовление сувенира с элементами вышивки лентами.
Возможные объекты труда: открытка, панно, чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.
- Лоскутное шитье (34 часа= 30 ауд.+4 внеауд.)
Общие сведения о лоскутной технике (6 часов ауд.)
Общие сведения о лоскутной технике. Инструменты и материалы для лоскутного шитья. Подготовка материала к работе.
Знакомство с устройством бытовой швейной машины. Подготовка машины к работе. Простейшие изделия из квадратов. Лоскутный подарочный конвертик. Раскрой, соединение деталей. Отделка лоскутного подарочного конвертика
Практическая работа: Лоскутный подарочный конвертик.
Возможные объекты труда: Лоскутный подарочный конвертик, игольница.
Изготовление изделий из квадратов (4 часа ауд.)
Изготовление изделий из квадратов. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей прихватки (косметички) из квадратов. Сшивание квадратных деталей прихватки (косметички). Соединение основной детали с подкладкой. Отделка
Практическая работа: изготовление прихватки (косметички)
Возможные объекты труда: прихватка, косметичка, салфетка «шахматка», сумочка-конверт для дисков.
Изготовление изделий из полос (16 часов= 14 часов ауд.+2 часа внеауд.)
Шитье из полос. Подготовка материала. Раскрой деталей изделия из полос. Сшивание деталей полос. Узор «паркет», соединение блоков. Узор из полос «косичка». Соединение деталей полос по бумаге. Орнаменты из полос. Техника «семинолов». Изготовление образца в технике «семинолов». Разработка эскиза изделия в лоскутной технике из полос.
Подбор ткани, раскрой деталей изделия из полос. Соединение деталей изделия из полос. Соединение блоков из полос. Монтаж изделия из полос, отделка. Посещение городской выставки декоративно-прикладного творчества. Анализ посещения выставки.
Практическая работа: изготовление сумки
Возможные объекты труда: сумка, наволочка, коробка для рукоделия и др.
Изготовление изделий из треугольников, «быстрые техники»
(8 часов=6 часов ауд.+2 часа внеауд.)
«Быстрые техники». Квадрат из двух треугольников. Разметка сетки. Стачивание деталей по разметке. Подготовка квадратов из двух треугольников. Разработка эскиза изделия использованием треугольников. Соединение заготовок по схеме. Соединение блоков из треугольников, отделка. Подготовка к выставке. Выставка работ.
Практическая работа: изготовление салфетки.
Возможные объекты труда: салфетка, сумка, наволочка, обложка для книги и др.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающихся.
Личностные результаты освоения программы кружка «Рукодельница»:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- стремление внести красоту в домашний быт;
- испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы кружка «Рукодельница»:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности
с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки
зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
- Формы и виды контроля
В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие.
Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование. По итогам года оформляется портфолио в электронном варианте в программе PowerPoint.
Участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.
- Методические рекомендации
Для успешного освоения программы курса «Рукодельница» учащимся необходимо иметь материалы и инструменты для изготовления творческих работ. Целесообразно проводить занятия на базе школьных мастерских, укомплектованных необходимыми инструментами и оборудованием: швейными машинками, гладильным оборудованием, техническими средства для просмотра слайдовых презентаций. Учителю необходимо подготовить образцы творческих работ, журналы по рукоделию, материал для показа. Изучение каждого раздела закачивается изготовлением сувенира, ориентированного на какой – либо праздник: День Учителя, День матери, Новый год, 8 марта, день рождения. Выбор объектов труда должен быть личностно значимым для учащихся.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий предусматривает выполнение изделий и позволяет выполнять отработку техники работы с бумагой, текстильными материалами.
Безоценочная система кружковой работы требует новой формы контроля. Взаимооценка и самооценка, проведение мини-выставок в конце каждого занятия и отчетных выставок в конце четверти, отбор лучших работ на городскую выставку декоративно-прикладного творчества в рамках краевого фестиваля «Молодые дарования Кубани».
Одним из продуктивных способов заинтересовать учащихся творческой деятельностью, закрепления полученных навыков, можно рекомендовать проведение учащимися мастер-классов для своих сверстников.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| ||
1 | Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В. Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-граф, 2012 | |
2 | Квиллинг. Поделки из бумажных лент. Шилкова Е.А., -М.: РИПОЛ классик, 2012-(поделки-самоделки) | |
3 | Рукоделие. Составитель Малеванная Н.В.,-Ижевск, Удмуртское РИО «Алфавит», 1992 | |
4 | Вышиваем цветы шелковыми лентами. Хелен Дафтер,-М.: «Контэнт», 2011 | |
5 | Лоскутное шитье. Руководство для новичков. Фоломьева Е.А.-Ростов-на-Дону: Владис, 2011-(умелые руки) | |
6 | Журналы по рукоделию «Лена», «Чудесные мгновения», «Валентина» | |
7 | Вышивка. Л.В. Сычева, Горно-Алтайск, МП «Альтернатива» | |
2. Печатные пособия | ||
1 | Техника безопасности при работе ручными инструментами | |
2 | Ручные стежки и строчки | |
3 | Швейная машина типа ПМЗ | |
4 | Машинная игла и моталка | |
5 | Заправка ниток в швейную машину | |
3. Технические средства обучения | ||
1 | Компьютер | |
2 | Мультимедийный проектор | |
3 | Экран | |
(Компьютерные слайдовые презентации) | ||
1 | Квиллинг | |
2 | Основы вышивания. Виды швов. | |
3 | Вышивка лентами | |
4 | Лоскутное шитье | |
6. Оборудование класса | ||
1 | Набор ручных швейных инструментов и приспособлений | |
2 | Набор чертежных инструментов | |
3 | Виды швов, вышивок, орнаментов | |
4 | Комплект оборудования и приспособлений для ВТО | |
5 | Образцы изделий, выполненных в различных техниках рукоделия | |
6 | Швейные машинки | |
7 | Оверлок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...