ПРОГРАММА КРУЖКА "Рукодельница"
рабочая программа (8 класс) по теме
Содержание программы,тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа кружка декоративно-прикладного искусства «Рукодельница» разработана на основе закона РФ «Об образовании» и Ст. 26, п.1: «Дополнительные образовательные программы и Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года услуги, в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Программа базируется на методических рекомендациях по разработке образовательных программ и учебных планов дополнительного образования детей и молодежи за 2006 г.
Проблемы гармоничного, духовно-нравственного развития детей являются актуальными для современного российского образования как школьного, так и дополнительного. Кроме того в настоящее время дети, особенно в подростковом возрасте имеют массу проблем межличностного характера. Дети одаренные, группы-риска, инвалиды испытывают проблемы в не понимании, отчуждении, не признании и нуждаются в педагогическом сопровождении, в создании ситуации успешности для них. Включение учащихся в творческую личностно-значимую деятельность средствами декоративно-прикладного искусства и народного творчества через приобщение к региональной самобытной культуре, способствует становлению духовно-нравственной, творческой личности.
Программой предусмотрено создание образовательной среды, обеспечивающей применение инновационных технологий в формирование творческой, гармоничной личности, реализацию компетентностного, личностно-деятельностного подходов.
Программа состоит из отдельных модулей, каждый из которых представляет собой логически завершенную часть содержание кружка и носит практико - ориентированный характер.
Целью программы кружка является создание условий для развития творческой личности, любящей свой край и своё Отечество, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающей важность культурного наследия прошлого и возможности его использования в современной жизни.
Реализация программы на основе тьюторства и сотрудничества создает условия, для решения следующих задач:
- повышение мотивации обучающихся к самостоятельному решению значимых для них проблем;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
- приобретение знаний из разных областей и источников (интернет), которые могут быть использованы в жизни;
- получение реального, имеющего социальный и личностный смысл результата;
- приобретение навыков творческой деятельности по конструированию новых объектов;
- создание условий для гармоничного развития одаренных детей и желающих глубже изучать предмет технологии;
- ориентирование в окружающей действительности с опорой на национальные традиции и обряды.
Планирование программы составлено из расчета 140 ч. в уч. год. (4 часа в неделю).
Концептуальной основой программы явились:
- теоретические основы освоения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в образовании ( В.В. Корешкова, С.П. Ломова, С.Н. Новикова, К.А. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой.)
- реализация национально-регионального подхода к образованию и воспитанию в школе (А.Ж. Амиргазина, Л.Ф. Греханкиной, Р.Б. Дякиевой, Т.М. Камболова, А.В. Камкина, Н.А. Коханик, М.Н. Кузьмина, ТСтрокова, М.Н. Шабановой и др.);
- изобразительная деятельность детей, развитие декоративно-прикладного творчества, пространственных представлений, чувств, интересов, художественного обобщения (А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, И.Э. Кашековой, Е.И., Е.В. Шорохова).
- развитие творческого потенциала (В.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Д.Г. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатев, В.И. Кириенко, А.Н. Леонтьев, и др).
Организация образовательного процесса:
Базовыми технологиями, на которых построена реализация программы, являются:
- технология дифференцированного обучения (основная);
- развивающее обучение (вспомогательная);
- проектная технология (проникающая);
- здоровьесберегающая;
-технология сотрудничества.
Содержание программы дополнительного образования строится на модульной основе. В каждом модуле даётся информация об истории возникновении художественного ремесла и рукоделия Донского края и Приазовья. Даётся информация с точки зрения целостности пластов национальной культуры (традиции, обряды, обычаи, религиозные взгляды, нравственные установки). Даётся информация о характерных особенностях видов рукоделия Приазовья и Донского края, информация о богатых технических приёмах вышивки, бисероплетения, вязания и макраме. Даётся информация о материалах, инструментах, приспособлениях, безопасной работе при выполнении данных видов деятельности.
Программа включает в себя учебно-тематический план, содержание, методическое обеспечение и список рекомендуемой литературы для учащихся и педагога.
Итоговой формой контроля по окончанию освоения программы является защита творческого проекта.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся в процессе кружковой деятельности должны овладеть следующими компетенциями:
познавательные: навыки самостоятельной работы с информацией, применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач; самостоятельного конструирования изделий;
-исследовательские: выявление проблем, сбор информации с использованием интернета, построение гипотез, обобщение;
-коммуникативные: умение передавать информацию, слушать и понимать другого, умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, способность принимать собственные решения и брать на себя ответственность, регулировать конфликты;
-информационные: способы получения из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка и хранение;
-социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, способность принимать собственные решения и брать на себя ответственность, регулировать конфликты;
Модуль 1.
«Как сделать композицию гармоничной?»
Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции.
Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.
Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.
Перечень практических работ.
1.Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.
2.Выполтниние эскизов орнаментов.
3.Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.
4. Создание композиций.
Модуль 2.
Вышивка. «Как петух на полотенце попал?»
Знакомство с различными видами вышивки народов нашей страны и Донского края. Знакомство с творчеством народных умельцев Донского края и Приазовья.
Инструменты материалы и приспособления, применяемые при работе с вышивкой.
Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов.
Экскурсия в музей.
Перечень практических работ.
1.Выполнение перевода рисунка на ткань.
2.Выполнеине контурных вышивок.
3.Выполнение вышивки крест.
4.Уметь применять компьютерные программы для разработки собственных схем и рисунков.
Обучающиеся должны владеть:
- информацией обо всех видах вышивки Приазовского и Донского края;
- знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при работе с вышивкой.
Должны уметь самостоятельно:
- - организовать рабочее место;
- - перевести рисунок на ткань;
- - выполнять контурные швы;
- - шов «Строчка»;
- - шов «Крест» в разных направлениях;
- - выполнять счётный рисунок;
- - уметь применять компьютерные программы для разработки рисунков.
Модуль 3.
Вязание (крючок и спицы) «Причудливые узоры».
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Рапорт узора и его запись.
Изготовление образцов вязания крючком.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.
Перечень практических работ.
1.Изготовление образцов и изделий вязания крючком.
2.Изготовление образцов и изделий вязания спицами.
3.Разработка и выполнение проектов на основе вязания крючком и спицами.
Обучающиеся должны владеть:
-информацией обо всех видах вязания Приазовского и Донского края;
-знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при вязании крючком и спицами.
Должны уметь самостоятельно:
- вязать образцы и изделия крючком;
- вязание образцов и изделий на спицах;
- выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев, блуз, юбок и жакетов;
- самостоятельно разрабатывать рапорты новых эскизов;
- создавать новые изделия или проекты.
Модуль 4.
Бисер «Кто привез бисер и жемчуг на Донскую землю?»
Краткие сведения из истории возникновения жемчуга и бисера на Дону . Изделия из жемчуга и бисера в современной моде. Инструменты и материалы для плетения жемчугом и бисером. Подготовка материалов к работе. . Выбор плетения в зависимости от узора. Технология выполнения различных видов плетения, схемы узоров. Изготовление новых образцов и изделий из бисера и жемчуга.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике бисероплетения.
Материалы и инструменты для бисероплетения. Технология выполнения изделий из бисера и жемчуга.
Перечень практических работ.
1.Выполнение образцов плетения жемчугом и бисером.
2.Выполнение изделий из бисера и жемчуга.
3.Разработка и выполнение проектов с применением техники бисероплетения.
Обучающиеся должны владеть:
-информацией обо всех видах техники плетения жемчугом и бисером на Дону
-знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при плетении бисером и жемчугом
Должны уметь самостоятельно:
- низание бисером в одну цепочку;
- низание бисером в две нити;
- низание бисерного полотна;
- самостоятельно разработать и выполнить новые схемы из бисера и жемчуга;
- проекты.
Модуль 5.
Макраме. «Волшебный узелок»
Краткие сведения из истории возникновения техники макраме. Изделия из макраме в интерьере дома и в современной моде. Инструменты, материалы и приспособления при плетении макраме. Подготовка материалов к работе. Выбор плетения в зависимости от узора. Технология выполнения различных видов узлов и плетения узоров.
Изготовление образцов изделий из макраме.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике макраме.Материалы и инструменты для плетения макраме. Технология выполнения изделийиз макраме.
Перечень практических работ.
1.Выполнять расчет используемых материалов для плетения узоров.
2.Выполнять различные узлы.
3.Составлять различные узоры из узлов.
4.Выполнять образцы и изделия из узоров технике макраме.
5.Разработать и выполнить проекты, применяя технику макраме.
Обучающиеся должны владеть:
-информацией обо всех видах техники плетения макраме.
-знать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при плетении макраме
Должны уметь самостоятельно:
- выполнять «витой шну;
- «квадратный узел»;
- «шахматка»;
- «репсовый узел»;
- «бриды»;
- самостоятельно разработать новые схемы узоров для изделий;
- проекты.
Тематический план.
Тема | Количество часов теоретических знаний | Количество часов практической деятельности |
Вводное занятие. «Что я знаю о композиции?» | 3 | |
Безопасная работа с инструментами и приспособлениями | 1 | 2 |
Демонстрация приемов работы по каждому виду рукоделия: Донская вышивка, бисер и жемчуг на Дону, «волшебный узелок» (макраме), «причудливые узоры» (вязание). | 3 2 | 4 4 |
Работа по индивидуальному плану с одаренными детьми. | 3 | 4 |
Работа по индивидуальному плану, подготовка к олимпиадам. | 3 | 4 |
Поэтапная работа проектной деятельности. | 3 | 20 |
Выполнение изделий в техниках: вышивка, вязание, макраме, бисероплетение | 2 | 36 |
Подготовка проектов к выставке. | 8 | |
Работа по оформлению выставки. | 8 | |
Экскурсии. | 4 | |
Разработка проектов. | 3 | 10 |
Разработка мини проектов | 3 | 10 |
Заключительное занятие. «Мои впечатления о ремеслах Дона» | 4 | |
34 | 110 |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Журналы:
«Сюзанна»(2002-2010)
«Бурда»(2003-2010)
«Рукоделие»(2004-2010)
«Волшебница»(2005-2010)
«Бисероплетение»(2000-2011)
2.Книги по рукоделию:
А. Соколовская «Макраме»
М.Кузьмина «Макраме»
Д. Максимова «Азбука вязания»
М. Ляукина «Бисер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Комментарии
ПРОГРАММА КРУЖКА " Рукодельница"
Рекомендую для обучающихся 6-8 классов.