Самообразование
методическая разработка

Омарова Патимат Исмаиловна

В материале представлено планирование работы по самообразованию. Определены цель и задачи, этапы работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обоснование плана

Концепция развития специального (коррекционного) образования предусматривает введение специальных образовательных стандартов, содержание которых должно отражать потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствовать современным требованиям к условиям их социализации и социальной адаптации.

Актуальность работы связана с введением в 2016 году Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (далее Стандарта) Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из обязательных результатов освоения стандарта является формирование базовых учебных действий (далее БУД) - основных образовательных компетенций: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Формирование у обучающихся базовых учебных действий должно осуществляться в учебной и внеурочной деятельности (включая коррекционную работу). Это предполагает определенные изменения в организации и содержании учебно-воспитательной, коррекционной работы с обучающимися с нарушением интеллекта. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно методик, технологий, реализации программы формирования БУД. Среди базовых учебных действий регулятивные учебные действия особенно значимы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как они обеспечивают успешную работу на любом уроке, занятии, в различных видах деятельности, на любом этапе обучения, создают условия для формирования и реализации начальных логических операций. Все это обусловливает необходимость организации специальной работы по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями

Таким образом, определена тема самообразования: «Повышение профессиональных компетенций на основе формирования регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС».

 

Объект исследования – регулятивные базовые учебные действия у обучающихся с умственной отсталостью.

Предмет исследования – формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения.

Цель исследования: реализовать систему работы по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными  возможностями основного уровня обучения.

        Гипотеза основывается на предположении, что сформированность регулятивных базовых учебных действий обеспечит:

- положительную динамику у обучающихся;

- повысится личный профессиональный уровень.

Цель работы по самообразованию: «Повышение профессионального мастерства на основе формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС».

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

2.Изучить технологию формирования БУД, регулятивных учебных действий.

3.Разработать методические рекомендации, дидактический материал.

 4.Апробировать приемы в работе с обучающимися.

5.Проанализировать результаты  

6. Обобщить опыт работы.

Значимость самообразования для образовательного учреждения:

1) необходимостью создания условий для введения Стандарта.

2) отсутствием в настоящее время методических рекомендаций и разъяснений по разработке и реализации программы формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью;

3) недостаточным пониманием педагогами особенностей  организации работы по формированию базовых учебных действий, в частности формирования регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.        

 

Ожидаемый результат работы по самообразованию

Повышение профессиональной компетентности на основе:

-передового опыта по проблеме;

 -методических рекомендаций, методических материалов;

-систематизации и обобщении опыта;

-транслирования педагогического опыта.

 

План работы

1этап - Формирующий

Задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу по теме;
  • Определить основные направления деятельности;
  • Отбор диагностических методов и методик формирования

п/п

Содержание работы

Сроки (год, месяц)

2019 - 2020

09

10

11

12

01

02

03

04

05

04

06

07

08

1

Проведение самоэкспертизы

2

Проведение диагностики   по предмету

3

Планирование работы

4

Изучение опыта коллег

5

Изучение литературы по данной теме

6

Участие в сетевом взаимодействии

7

Изучение компьютерных программ

8

Разработку показателей сформированности регулятивных БУД.

9

Анализ литературы с целью выбора методов диагностики  

2 этап - Внедрение

Задачи:

  • Отбор методов и методик формирования  регулятивных БУД
  • Апробация методов и методик в практике педагогической деятельности
  • Мониторинг

п/п

Содержание работы

Сроки (год, месяц)

2020-2021

09

10

11

12

01

02

03

04

05

 Планирование и подбор для учебной ситуации заданий, методов и приемов, направленных на формирование конкретного вида регулятивных учебных действий.  

1

Разработка конструкта урока с учетом задач по формированию БУД  

2

Апробация методов и методик, заданий, направленных на формирование регулятивных БУД в учебной деятельности и коррекционной работе

3

Проведение уроков с определением учебных ситуаций, обеспечивающих формирование регулятивных БУД 

4

Мониторинг

3 этап – Корректировки

Задача:

  • Корригировать и совершенствовать диагностический, методический материал по формированию регулятивных базовых учебных действий

п/п

Содержание работы

Сроки (год, месяц)

2021-2022

9

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Корректировка диагностик, методических материалов, направленных на формирование регулятивных БУД в учебной деятельности и коррекционной работе

2

Корректировка конструкта урока с учетом задач по формированию БУД  

3

Корректировка Дневника комплексного сопровождения обучающегося

 Выступление на семинарах, педсоветах

Разработка рекомендаций

Мониторинг

4 -5 этап – Обобщение

Задачи:

  • Обобщение педагогического опыта
  • Тиражирование опыта

п/п

Содержание работы

Сроки ( год, месяц)

2022- 2023

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Систематизация материала

Проведение мастер-классов

2

 Проведение мастер-классов

Разработка методических рекомендаций

3

Выступление на семинарах, педсоветах конференциях, круглых столах

4

Публикации

5

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

6

Анализ результатов работы



Предварительный просмотр:

Самооценка личного уровня квалификации

в соотнесении в предъявляемыми требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель

Ф.И.О. педагога: Омарова П.И.

Дата: 20.05.2022г.

Общепедагогическая функция. Обучение

Владею в полной мере

Мне необходима методическая помощь

У меня нет данных характеристик

Трудовые действия

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

+

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственного образовательных стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

+

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

+

Планирование и проведение учебных занятий

+

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

+

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

+

Формирование универсальных учебных действий (базовых учебных действий)

+

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

+

Формирование мотивации к обучению

+

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

+

Необходимые умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

+

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

+

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

+

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

+

Владеть ИКТ-компетентностями:

общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

+

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

+

Необходимые знания

Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

+

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

+

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

+

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

+

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

+

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

+

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

+

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

+

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

+

Конвенция о правах ребенка

+

Трудовое законодательство

+

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

+

Воспитательная деятельность

Владею в полной мере

Мне необходима методическая помощь

У меня нет данных характеристик

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

+

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

+

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

+

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

+

Проектирование и реализация воспитательных программ

+

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

+

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

+

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

+

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

+

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

+

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

+

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

+

Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

+

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

+

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

+

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

+

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

+

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

+

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

+

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

 

+

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

+

Необходимые знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

+

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

+

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

+

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

+

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

+

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

+

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

+

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

+

 

Развивающая деятельность

Владею в полной мере

Мне необходима методическая помощь

У меня нет данных характеристик

Трудовые действия

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

+

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

+

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

+

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

+

Оказание адресной помощи обучающимся

+

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

+

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

+

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

+

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

+

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

+

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

+

Необходимые умения

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

+

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

+

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

+

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

+

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

+

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

+

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

+

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

+

Формировать детско-взрослые сообщества

+

Необходимые знания

Педагогические закономерности организации образовательного процесса

+

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

+

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

+

Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

+

Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

+

Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

+

Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

+

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

+


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по самообразованию за 1 полугодие 2022-2023 учебного года Омарова П.И., учитель

Слайд 2

Тема: « Формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОС» .

Слайд 3

Цель работы по самообразованию: «Повышение профессиональных компетенций на основе формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями обучения в условиях внедрения ФГОС»

Слайд 4

Задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме; 2.Изучить технологию формирования БУД, регулятивных учебных действий. 3.Разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации, дидактический материал. 4.Апробировать приемы в работе с обучающимися. 5.Проанализировать результаты 6. Обобщить опыт работы.

Слайд 5

Этапы работы: 1этап – Формирующий-2019 – 2020гг. 2 этап – Внедрение-2020-2021гг. 3 этап – Корректировки-2021-2022гг. 4 этап – Обобщение-2022-2023гг.

Слайд 6

4 этап – Обобщение-2022-2023гг . оформление результатов работы по самообразованию - его обобщение и представление материалов Задачи: Систематизировать и обобщить педагогический опыт Тиражирование опыта

Слайд 7

4 этап – Обобщение Задачи: Систематизация и обобщение педагогического опыта Тиражирование опыта № п/п Содержание работы Сроки ( год, месяц) 2022- 2023 09 10 11 12 01 02 03 04 05 1 Систематизация материала 2. Проведение открытых уроков 3 Участие в конкурсах различного уровня. 4 Публикации 5 Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ 6 Выступление на методической конференции, Оформление методических рекомендаций 7 Анализ результатов работы

Слайд 8

Разработан и внедрен мониторинг Оценка сформированности БУД

Слайд 9

Организация участия обучающихся 6 класса в мероприятиях различного уровня: в общешкольных мероприятиях; • в муниципальных мероприятиях: - Выставка рисунков «Спасибо, доктор!» (МАУ «ЦМИ») - Хайрутдинов Р. - Конкурс читающих семей «Душа народа - сказки» (МБУК «Городская библиотека») – Хайрут-динов Р. (номинация «Самая артистичкая семья»), Царев Н. (номинация «Приз зрительских сим-патий») - Выставка рисунков «Я выбираю жизнь!» (МАУ «ЦМИ») - Оруджова А. - Выставка рисунков «Делай правильный выбор!» (МАУ «ЦМИ») - Кадырова А. - Предметная неделя «Живое русское слово»: • Викторина «В мире грамматики» (Царев Н - 1 место, Оруджова А., Заидова А. - 2 место) • Общественный смотр знаний «Всю душу выплесну в слова» (Оруджова А. Царев Н. - 3 ме-сто, Кадырова А., Заидова А. – участники) - Конкурс рисунков «Оживи сказку» (участники: Миляев А., Нуриев Х., Мамаев Р., Хайрутдинов Р., Чижиков Р., Шмонин М.)

Слайд 10

Организация участия обучающихся 6 класса в мероприятиях различного уровня: в региональных мероприятиях: - Региональная викторина «Города Югры» (СМИ «Моя Югра») – Царев Н. – 1 место. - Региональная онлайн-олимпиада «Спасибо за Победу!» (СМИ «Моя Югра») – Мамаев Р. – 1 ме-сто. в федеральных мероприятиях: - Всероссийская специальная предметная олимпиада для детей с ОВЗ (ФГБОУ ВО ТГПУ) по русскому языку (Оруджова А., Гафаров С. - 1 место, Царев Н., Чеснокова А., Кадырова А. – 2 место) - Всероссийская специальная предметная олимпиада для детей с ОВЗ (ФГБОУ ВО ТГПУ) по ма-тематике (Оруджова А., Заидова А. - 2 место, Царев Н., Кадырова А. – 3 место, Гафаров С. - участник)

Слайд 11

в международных мероприятиях: - Международная интернет-олимпиада «Солнечный свет» по географии для 6 класса «Географи-ческие знания о Земле» (Заидова А. -1 место) - Международная интернет-олимпиада «Солнечный свет» по русскому языку для 6 класса «Имя существительное» (Царев Н. -1 место) - Международная интернет-олимпиада «Солнечный свет» по математике для 6 класса «Имя су-ществительное» (Кадырова А. - 2 место) - Международная викторина «Географические горизонты» (Гафаров С. – 1 место), СМИ «Педпро-спект.ру» - Международная предметная олимпиада по математике «Радуга» для детей с ОВЗ (победители: Кадырова А., Оруджова А., Царев Н.) - Международная предметная олимпиада по русскому языку «Радуга» для детей с ОВЗ (победи-тели: Гафаров С., Заидова А., Царев Н., призеры: Кадырова А.) - Международная предметная олимпиада по чтению и развитию речи «Радуга» для детей с ОВЗ (призеры: Кадырова А.) - Международная предметная олимпиада по СБО «Радуга» для детей с ОВЗ (призеры: Заидова А.) - Международная предметная олимпиада «Радуга» для детей с ОВЗ (участник: Чеснокова А.) Организация участия обучающихся 6 класса в мероприятиях различного уровня:

Слайд 12

Участие обучающихся в различных конкурсах

Слайд 13

Участие в конкурсах различного уровнях «ЗОЖ- на каждом уроке хорош!», Региональный конкурс 22 октября - 26 ноября 2021 года, г.Ханты-Мансийск. Международный педагогический конкурс «Свободное образование" – г.Москва, 2021г. 32место

Слайд 14

Диагностика педагогических компетенций на проекте «Учитель будущего» АНО «Россия – страна будущего»

Слайд 15

Выводы : план работы по самообразованию на по итогам 1 полугодия реализован, в результате работы повысились компетенции по транслированию собственного опыта. Однако работа по систематизация методического материала требует продолжения, более качественного наполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...