Статья " Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока ( из опыта работы учителя математики).
статья на тему
Выступление на всероссийском семинаре: " Технология развития критического мышления обучающихся: теория и практика использования в образовательном процессе школы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_priemy_primenyaemye_v_ramkah_trkmchp_harakternye_dlya_kazhdoy_stadi.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Михеева Т.Ю., учитель математики
ГБОУ Лицей №389 «ЦЭО»
Кировского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАМКАХ ТРКМЧП,
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ КАЖДОЙ СТАДИИ УРОКА
(из опыта работы учителя математики)
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах. Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить», столько тем, чтобы научить обучающего «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Таким образом, возникает необходимость использовать в педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию.
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю. Он предлагает ученику возможность освоения нового способа познания.
Цели ТРКМЧП:
1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) развитие таких качеств личности, как критическое мышление; рефлексивность; коммуникативность; креативность; мобильность; самостоятельность; толерантность; ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности.
3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации).
Задача ТРКМЧП научить школьников
1)выделять причинно-следственные связи;
2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
3) отвергать ненужную и неверную информацию;
4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;
5) выделять ошибки в рассуждении;
6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
7) избегать категоричности в суждениях;
8) быть честным в своих суждениях;
9) определять ложные стереотипы;
10) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;
11) отличать факт от предположения или мнения;
12) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
13) отделять главное несущественного.
Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Модель урока в технологии РКМЧП
Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.
1. «ВЫЗОВ».
- актуализация и обобщение знаний по теме;
- мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме);
- побуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и вне его (дома).
2. «ОСМЫСЛЕНИЕ»
- получение новой информации;
- осмысление этой информации;
- соотнесение ее с уже имеющимися знаниями;
- поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний.
3. «РЕФЛЕКСИЯ».
- закрепление полученных знаний;
- обобщение информации;
- присвоение учеником нового знания;
- формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Теоретически все просто, а на практике существуют определённые трудности. Опыт работы показывает, что смоделировать урок в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени. Приходится перестраивать всю работу на уроках, не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и учеников.
Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приёма ТРКМЧП, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Фишбоун» или «Кластер»? Как правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что даёт «Чтение с остановками»? И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
В рамках урока математики чаще всего используются следующие педагогические приемы: «верные и неверные утверждения», а также «чтение текста с пометками».
Прием "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил), выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем. Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, объяснения учителя по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Прием “Чтение с пометками”
Используется для работы с информационными и познавательными текстами. Позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения. Дает возможность классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения. В процессе чтения можно использовать следующие пометки:
“+” – узнал, это новое, это что надо добивать в багаж собственных знаний;
“–” – это противоречит тому, что я знаю, я не согласен с этим;
“V” – я это знал, это совпадает с тем, что мы обсуждали и пр.;
“?” – я хочу об этом узнать подробнее, требуется уточнение информации.
По завершению работы с маркировкой текста на стадии осмысления учащиеся могут выполнить работу по систематизации и рефлексии изученного, заполнив таблицу. В таблицу делаются выписки по каждой пометке. На основе таблицы можно сделать обсуждение полученных результатов в парах, группах или фронтально.
Педагогический инструментарий, используемый на уроках математики, направлен на:
- развитие умений работы с текстами математического характера (анализировать, выделять главное, делать выводы, аргументировать собственную позицию, применять полученные знания на практике),
- графическую организацию учебного материала, представление в индивидуальном переработанном виде (таблицы, карты познания и др.),
- а также рефлексию для осмысления результатов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности (синквейн, краткое эссе, рефлексивные страницы).
Технология РКМЧП не отрицает полезное старое. Она даёт возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое, доселе неизвестное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока.
Цель технологии — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс....
Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока
Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока (из опыта работы учителя)...
Статья по математике (10-11 класс) на тему: Из опыта работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ. Три этапа.
ЕГЭ (БАЗА) по математике. Задание 19. Материалы для зачета....
Выступление на муниципальной стажировочной площадке МБОУ «Школа№29» «ИЗ опыта работы учителя математики МБОУ Школы №3 им А.В. Флёрова И.С. Крикуновой . Квест-игра «MONEY-МАНИЯ» в рамках ученической научно-исследовательской конференции.
Выступление на муниципальной стажировочной площадке МБОУ «Школа№29»«ИЗ опыта работы учителя математики МБОУ Школы №3 им А.В. ФлёроваИ.С. Крикуновой...
"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)
В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений создаются условия для формирования функциональной грамотности об...