Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока.
методическая разработка по английскому языку на тему
Цель технологии — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 101.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина А.С., учитель английского языка
ГБОУ СОШ №276 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока.
Идея развития технологии критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Тем не менее, в последнее время все больше педагогов-практиков пользуются названной технологией, успешно применяя ее в процессе обучения тому или иному учебному предмету. Цель технологии — обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
В отношении к обучающимся применение технологии критического мышления позволяет:
- повысить эффективность восприятия информации;
- повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- уметь критически мыслить;
- уметь ответственно относиться к собственному образованию;
- уметь работать в сотрудничестве с другими;
- стать человеком, который познает что-то новое и учится в течение всей жизни.
Регулярно используя технологию критического мышления, учитель:
- умеет создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- использует модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- становится практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;
- становится источником ценной профессиональной информации для других учителей.
В технологии критического мышления выделяют три этапа или стадии:
- Вызов
- Осмысление содержания
- Рефлексия
На каждом из этапов в пятом классе мною используются определенные методы и приёмы:
Вызов | Осмысление содержания | Рефлексия |
|
|
|
Рассмотрим несколько примеров использования приёмов технологии критического мышления, достаточно освоенных и часто употребляемых автором в процессе обучения английскому языку в пятом классе на каждом из этапов технологии.
Этап вызова можно провести на этапе речевой зарядки, предложив детям составить ее самостоятельно (в таблице список известной информации) в виде синквейна, используя слова отрабатываемой группы слов по любой лексической теме. Синквейн — это стих из пяти строк, требующий слияния информации и материалов, представляющий лаконичное выражение по той или иной теме.
Структура пятистишия:
- Первая строка — одно слово, описывающее тему (обычно существительное).
- Вторая строка — два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).
- Третья строка — три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола).
- Четвертая строка — фраза из четырех-пяти слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка — одно слово-резюме (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность заданной в первой строке темы.
Помимо основного назначения составление синквейнов — отличная возможность для постоянного повторения морфологии, так как стих состоит из основных частей речи: существительного, прилагательных и глаголов. В пятом классе возможно некоторое отступление от структуры синквейна. В этом случае можно использовать синквейн для запоминания устойчивых выражений, клише, идиом. Обучающимся дается 5минут для составления синквейна. Для этого эффективной оказывается работа в парах или в группах. Далее выбирается лучший синквейн, который можно использовать в качестве зарядки на последующих уроках в процессе изучения темы.
Примеры синквейнов для речевой зарядки по теме “Health and Body Care”:
Diet,
Proper and definite,
Be on a diet, ride a bike,
It’s good to keep to a diet.
Right food.
Tonsillitis,
Serious and pretty bad,
Hard to swallow, sneeze and cough,
Take medicines to recover from
A pain in throat.
На этапе вызова часто используется известный приём «Верные и неверные утверждения». Для наглядности лучше использовать таблицы. Например, при чтении тематического текста по теме “The UK”:
До прочтения | После прочтения |
The UK is situated on the continent. | The UK is situated on the British Isles. |
The UK is separated from the continent by the sea. | The UK is separated from the continent by the English Channel and the Strait of Dover. |
All people on the British Isles are called English. | People from Scotland, Wales or Northern Ireland are not English. |
Everyone in England speaks only English. | Everyone in England speaks English, but in Scotland and Wales people speak different languages. |
Приём «тонкие» и «толстые» вопросы используется для развития навыков чтения и аудирования. «Тонкие» вопросы — это вопросы, на которые можно дать краткий ответ. «Толстые» вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Примеры толстых и тонких вопросов:
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто? | Почему вы думаете … ? |
Приём «мозгового штурма» представляет собой генерацию идей путём коллективного обсуждения проблем или вопросов со свободным выдвижением вариантов решений. Используя данный приём в процессе обучения английскому языку, рекомендуется разделить группу на подгруппы по 3–4 человека. В каждой группе назначается или выбирается «спикер», который следит за работой в группе, а на заключительном этапе выбирает и оглашает самое интересное решение, идею, версию. Учителю необходимо ознакомить обучающихся с правилами проведения «мозгового штурма» и этапами работы в группе.
Этапы работы в группе:
- Создание банка идей. Цель — наработать как можно больше идей.
- Анализ идей. Цель — рассмотреть и оценить каждую из предложенных идей.
- Обработка результатов. Цель — выбрать и озвучить самые интересные из числа предложенных идей.
Рекомендуемое время, отведенное на работу в группах, 20 минут. Приём «мозгового штурма» в процессе обучения английскому языку можно успешно использовать для развития умений чтения, аудирования, диалогической речи, письма. Чаще всего это задания с просьбой продолжить текст, диалог, статью и т.д. Материал следует выбирать с перспективой появления проблемы, возможности возникновения нескольких линий развития сюжета, ситуации и т. д.
Второй этап технологии критического мышления — осмысление. Данный этап предполагает знакомство с новой информацией. В пятом классе довольно эффективно использование таких приёмов «активного чтения», как «инсерт», «фишбоун», «пирамидная история».
Инсерт (от англ. insert — вставлять, вносить, помещать) — это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Названный приём чаще используется при чтении информативных текстов.
Пример используемой маркировки:
«К» — знаю (от англ. know)
«+» — узнал что-то новое
«—» — противоречит тому, что знаю, или не согласен
«?» — хотелось бы узнать подробнее.
Приём фишбоун (от англ. fishbone — рыбная кость) позволяет обучающимся через наглядный систематизатор выявить и обсудить проблему. В «голове» рыбы формулируется проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод. В качестве примера «по косточкам» разберем диалог по теме “Health and Body Care” “What should we do to keep fit?”
Разобрав диалог «по косточкам», необходимо предложить обучающимся добавить собственные идеи.
В основе пирамидной истории лежит особая структура, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «пирамиду»:
1) имя героя (темы);
2) характеристика или описание;
3) место действия (использования);
4) проблема;
5) описание развития ситуации;
6) что предпринимается для решения проблемы;
7) решение проблемы или предположение того, что будет дальше.
Пример пирамидной истории на основе текста учебника для 5 класса под редакцией И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой:
ANDROCLES AND THE LION
- Androcles
- kind and brave
- forest, later in Rome
- relationship between people and animals
- Androcles helped the lion to take the thorn out
- the Emperor was told the Androcles’s story
- the Emperor gave food to the lion and let them go away.
Заполнение двойных дневников, проще говоря, таблиц, состоящих из двух столбиков, лучше использовать при работе в парах в составе «сильный — слабый», так как данный приём можно использовать на достаточно продвинутом этапе. Примеры двойных дневников:
Цитаты, мысли из текста | Мое отношение |
Что привлекло внимание в тексте? | Комментарии |
На этапе рефлексии тоже используются разнообразные таблицы:
Итоговая таблица
Самая важная мысль текста (темы) | Постановка «толстого» вопроса по тексту (теме) | Краткий комментарий по тексту (теме) |
Таблица-синтез
Ключевые слова (словосочетания) | Выписки из текста, связанные с ключевыми словами | Мысли, рассуждения |
На уроках в пятом классе для рефлексии часто использую кластеры. Кластер — смысловая гроздь. Кластер предполагает выделение единиц текста и его графическое оформление в виде грозди, развивает системность мышления. На данном этапе обучения кластеры могут быть самыми простыми. Главное условие — умение обучающихся составить кластер самостоятельно, чтобы проследить все типы связи между объектами и явлениями, фактами и мыслями. Совместная работа над простейшим кластером при изучении темы «Политический обзор Соединенного Королевства» сняла все трудности по ее усвоению обучающимся.
Данный кластер — один из первых и самый простейший. Однако, из опыта работы в шестом классе при изучении аналогичных тем по политическим системам США и Австралии обучающиеся уже самостоятельно составляют более сложный кластер, который значительно облегчает усвоение материала.
Необходимо отметить, что рефлексия может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии. Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, её соотнесение с мнениями других людей.
Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка в 5-м классе позволяют сделать работу более эффективной, интересной и творческой. Технология критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые образовательные задачи: формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений обучающихся, развитие мышления и креативных способностей.
Литература
1. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления. Школьные технологии, 2004.
2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. — 2002. — № 2.
3. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне // Литература. —
2006.— № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические приемы работы с одаренными детьми в рамках образовательного и воспитательного процесса»
Первый методический этап определен рамками урочных занятий. На этом этапе я стараюсь выявить интерес к своему предмету, используя элементы игровых технологий, нестандартных ситуаци...
Методы и приемы , применяемые на уроках истории.
Опыт работы по патриотитческому воспитанию в МБОУ СОШ №9.Методы и приемы , применяемые на уроках истории....
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов, применяемых музыкальным руководителем
В данной статье расписаны виды и типы здоровьесберегающих технологий, применяемых в моей работе...
Методы и приемы, применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы
Методическая разработка в помощь молодым учителям...
Статья " Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока ( из опыта работы учителя математики).
Выступление на всероссийском семинаре: " Технология развития критического мышления обучающихся: теория и практика использования в образовательном процессе школы"....
Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока
Методические приемы, применяемые в рамках ТРКМЧП, характерные для каждой стадии урока (из опыта работы учителя)...
Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики.
У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните...