Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)
статья по математике (9 класс)

Иванова Светлана Борисовна

В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации  для участников образовательных отношений создаются условия для формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации), а так же формируется у обучающихся опыта самостоятельной  образовательной, учебно-исследовательской , творческой деятельности.

В данном материале представлен мой опыт работы на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл функциональная грамотность, ФГОС21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова С. Б., учитель математики

ГБОУ Лицей 126 Калининского района

Санкт - Петербурга

Формирование у обучающихся  навыков самостоятельной работы на уроке

(из опыта работы учителя математики)

В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации  для участников образовательных отношений должны создаваться условия для формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации), а так же формирования у обучающихся опыта самостоятельной  образовательной, учебно-исследовательской , творческой деятельности. В этом году наш Лицей попал в выборку Образовательных организаций, участвующих в PISA  (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). В данной программе  учащиеся проверяются, в том числе, и на умение решать задачи  по математической грамотности,  которые похожи на практико-ориентированные задачи 1-5 ОГЭ, а так же встречаются в ВПР, ДКР (по ФГОС), но таких задач мало в учебниках. В интернете легко можно найти большое количество заданий, которые давались детям на прошлых тестированиях в рамках  PISA. Эти задачи на развитие функциональной грамотности так же полезно применять во всех классах, так как они помогают выходить за рамки школьного учебника, показывают, как можно применить математику в жизни. Хочу поделиться опытом подготовки учеников к этому мероприятию.

Ввиду того, что данное тестирование выполняется на компьютере каждым ребенком индивидуально, детям необходимо научиться самостоятельно решать эти задания. Основная задача – научить их навыкам, приёмам организации самостоятельной работы, приучить детей самостоятельно работать, вырабатывать навыки, привычки и любовь к учебному труду. Иногда, как будто всё есть: и вопросы задаются, и задачи решаются, и дети работают, самостоятельно что-то делают, а по существу – всё это чисто внешне, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют строго всё по образцу, за результаты своей работы не отвечают, могут работать пассивно, не очень стараясь.  Поэтому важно, чтоб у ребенка была мотивация на выполнение задания.

Как же заинтересовать учащихся на успешное выполнение заданий? Приведу некоторые приемы, которые я использую в своей работе. Во-первых, если тематика урока позволяет, я подбираю такие задания, которые детям было бы интересно решать. («Нахождение индекса массы тела», «Папина зарплата», «Налоги», «Конкур» и многие другие практико-ориентированные интересные задачи можно найти в открытом доступе из PISA) Во-вторых, можно распределить детей по группам и провести соревнование. При этом если дети в группах разного уровня, то и задачи им предложить разного вида сложности. Но тогда кто-то может решить несколько заданий, а кто-то просто перепишет. Поэтому я вызываю к доске для решения задачи слабого ученика, чтоб он тоже разобрался в решении, а другие дополняют ответ и отвечают на вопросы. Можно в каждой группе собрать детей одинакового уровня, тогда спрашивать надо начинать с наиболее слабой группы. Можно использовать игровые моменты. Например, в качестве разминки можно предложить детям придумать, какие ошибки может совершить Незнайка, выполняя то или иное задание. Заодно повторить правила и приемы решения. И, конечно же, основным мотивирующим фактором является отметка. При этом важно не только оценить работу, но и провести работу над ошибками. Например, перед проверкой решения (если работали по группам), попросить детей сдать ответы на листочках. Если была индивидуальная самостоятельная работа, то учащиеся сдают тетради, а потом разбираем задания. В этом случае самостоятельная работа учащихся является составной частью урока. Сначала можно объяснить, показать, рассказать, а затем где-то 10-15, а порой 20 минут уделить самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога. Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, даже мыслить, но по определённым стандартам. Более сложные работы связаны с поиском, решением усложнённых задач. Для работы с усложненными задачами мы совместно с учащимися составили следующий алгоритм действий.

Алгоритм действий при решении задания:

  1. Очень внимательно читаю условие, делаю пометки;
  2. Делаю краткую запись (перевожу на математический язык, составляю математическую модель жизненной ситуации);
  3. Составляю план решения задачи;
  4. Решаю задачу;
  5. Читаю еще раз вопрос и отвечаю на него;
  6. Проверяю единицы измерения;
  7. Обращаю внимание на округление величин.
  8. Записываю Ответ к задаче.

К сожалению, такие уроки в основном требуют хорошей материальной базы (необходимо распечатать задания на каждого ученика и/или использовать проектор с презентацией), больших временных затрат, т.к. мало разработано пособий в данном направлении.

Должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке. Порой самые неожиданные препятствия срывают занятия. Например: не включается компьютер или проектор, а значит, не увидели, не могут сделать вывод и т.д. Но такую работу проводить на уроках необходимо для развития детей.

 

  Литература
1. ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ № 287 от 31.05.2021

2. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач.

Перевод: Санкт-Петербургское государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Центр регионального и международного сотрудничества»
Редакция: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» Материалы на английском языке размещены на официальном сайте ОЭСР.Примеры заданий в электронном формате собраны на сайте ФИОКО

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...

"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...