Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чупракова Елена Викторовна, учитель математики

ГБОУ школа №593 с углубленным изучением английского языка Невского района

Санкт-Петербурга

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)

Основная проблема формирования навыков самостоятельной работы на уроке у обучающихся, связана с личным желанием учащегося вникать в процесс образования, которое требует затраты как эмоциональных, так и умственных ресурсов организма. Вдобавок в процессе самостоятельной работы у учащегося могут возникать сомнения и переживания о правильности выполнения им заданий, и допускает появление дополнительных вопросов что усложняет его образовательных процесс. Однако именно это является неким стимулом для продолжения изучения тематики вопроса, и наводит ученика на путь дальнейшего самостоятельного обучения.

Сложность в формировании так же может возникать из-за недостаточной поддержки на этапе обучения, например, если на этапе начального образования ученик не приобрел качеств необходимых для самостоятельного освоения информации, то в основной школе он может испытывать трудности при постоянной возрастающей нагрузке.

С чем может столкнуться как ученик, так и учитель при попытке формирования у навыков самостоятельной работы у ученика:

- отсутствие мотивации, связанное с непониманием необходимости и дальнейших перспектив обладания этим навыком;

- несобранность, связанная с неумением сконцентрироваться на одном деле или организовывать свою работу, это может быть связано с личностными качествами ученика, либо с обстановкой в классе и дома;

- лень, это вполне частая причина проблем, связанных с самостоятельностью, связана может с воспитанием или личными внутренними установка ученика;

Как же решить вышеуказанные проблемы и начать формирование навыков самостоятельной работы? Для этого следует внедрить в процесс обучения решение следующих задач:

  1. Определение основной причины, воздействующей на ученика и не позволяющей ему заниматься самообучением, это должно сократить период перехода от стадии отрицания возможности самостоятельной работы до начала активного обучения навыкам.
  2. Сформировать желание и мотивацию самого ученика к началу формирования навыков самостоятельной работы.
  3. Стимулировать желание проявлять активность в работе, при изучении нового материала и поисках самостоятельного решения некоторых задач.
  4. Научить самостоятельно добывать необходимую информацию для решение поставленных задач, и рассеять страх получения учеников неверных решений.
  5. Развить навык поиска информации из различных типов источников, для составления полной картины поставленной задачи.
  6. Внедрить навык позволяющий принимать полученные знания для решения поставленных задач, и схожими с ними.

На всем протяжении формирования навыка самостоятельной работы, учителю необходимо вести контроль исполнения заданий. Это позволит определить уровень ученика в развитии навыка, его сильные и слабые стороны, что так же ускорит формирование навыка так как акцентировать внимание на последующих этапах необходимо по большей мере на слабоизученных материалах, а также понимание причин неверно выполненных заданий и дать наставление в работе.

Со временем учитель может получить полное понимание возможностей обучающегося и спланировать его дальнейшую работу в более корректном направлении.

Так если рассматривать проблему с точки зрения учителя математики, то проблема с которой зачастую сталкивается учитель связанна с пробелами в полученных знаниях. Которые в свою очередь могут быть связаны вышеуказанными проблемами, такими как например несобранность, из-за чего ученик пропустил объяснение нового материала и не может самостоятельно справиться с задачей.

Понимание должно быть не только у учителя, но и сам ученик при достаточной мотивации осознает причину своей проблемы. При должном умении и открытом обсуждении проблемы, ученик получит недостающую ему информацию для дальнейшей самостоятельной работы.

На собственном опыте как учителя, зачастую высказанное учениками объяснение неготовности к самостоятельному выполнению задачи заключается в непонимании материала. Однако на деле оказывается, что ученик просто пропустил по собственной невнимательности разбор необходимых материалов и у него просто нет математического инструмента решения поставленных задач.

Дабы исключить многие негативные факторы, влияющие на образовательный процесс, без насильственного принуждения к вниманию учеников, можно использовать следующие методы:

- Совместный с учениками разбор возможных способов решения задачи, поддерживая конструктивное обсуждение, с возможностью поощрения инициативы, исходящей от учащихся.

- Использование игровых технологий в процессе изучения материала, однако стоит правильно определять целесообразность внедрения их в определенные тематики.

 - Внедрение возможности решения задач повышенной сложности, решение которых позволит учащимся повысить свою самооценку и замотивирует на дальнейшее самостоятельное изучение предмета.

- Внедрение коллективной работы учащихся, позволяет организовать новую для учеников форму контроля при применении которой появляется возможность поиска решения достаточно весомой задачи. Это достигается благодаря регулярному контролю друг друга, а в перспективе и получения навыка самостоятельного контроля себя и своих действий, повышая внимательность.

Так же стоит отметить наиболее грамотную тактику учителя при работе с учениками для формирования в них навыков самостоятельной работы. Следует выполнять следующие этапы реализации при проведении самостоятельной работы:

  1. При подачи информации к выполнению задачи, уточнять правильность понимания его всему учащимися.
  2. Позволяет себе предупредить о сложностях в выполнении задания, для предотвращения очевидных ошибок, что позволит исключить упадок мотивации на начальном этапе.
  3. Проверка промежуточных результатов, при обнаружении ошибки, например в вычислении указать на необходимость контроля выполненных действий.
  4. И главный аспект — это мотивация, не допуская принижения чьих то умственных способностей или успехов, это сведет весь этап формирования личностных мотивационных качестве на нет.

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы это сложный, трудоемкий, в большинстве случае включающий индивидуальный подход, процесс. Однако он позволяет облегчить дальнейшую работу с учащимися, и мотивирует их на самореализацию в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...

"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)

В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации  для участников образовательных отношений создаются условия для формирования функциональной грамотности об...