Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)
статья
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_obuchayuschikhsya_navykov_samostoyatelnoy_raboty_na_uroke.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Чупракова Елена Викторовна, учитель математики
ГБОУ школа №593 с углубленным изучением английского языка Невского района
Санкт-Петербурга
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)
Основная проблема формирования навыков самостоятельной работы на уроке у обучающихся, связана с личным желанием учащегося вникать в процесс образования, которое требует затраты как эмоциональных, так и умственных ресурсов организма. Вдобавок в процессе самостоятельной работы у учащегося могут возникать сомнения и переживания о правильности выполнения им заданий, и допускает появление дополнительных вопросов что усложняет его образовательных процесс. Однако именно это является неким стимулом для продолжения изучения тематики вопроса, и наводит ученика на путь дальнейшего самостоятельного обучения.
Сложность в формировании так же может возникать из-за недостаточной поддержки на этапе обучения, например, если на этапе начального образования ученик не приобрел качеств необходимых для самостоятельного освоения информации, то в основной школе он может испытывать трудности при постоянной возрастающей нагрузке.
С чем может столкнуться как ученик, так и учитель при попытке формирования у навыков самостоятельной работы у ученика:
- отсутствие мотивации, связанное с непониманием необходимости и дальнейших перспектив обладания этим навыком;
- несобранность, связанная с неумением сконцентрироваться на одном деле или организовывать свою работу, это может быть связано с личностными качествами ученика, либо с обстановкой в классе и дома;
- лень, это вполне частая причина проблем, связанных с самостоятельностью, связана может с воспитанием или личными внутренними установка ученика;
Как же решить вышеуказанные проблемы и начать формирование навыков самостоятельной работы? Для этого следует внедрить в процесс обучения решение следующих задач:
- Определение основной причины, воздействующей на ученика и не позволяющей ему заниматься самообучением, это должно сократить период перехода от стадии отрицания возможности самостоятельной работы до начала активного обучения навыкам.
- Сформировать желание и мотивацию самого ученика к началу формирования навыков самостоятельной работы.
- Стимулировать желание проявлять активность в работе, при изучении нового материала и поисках самостоятельного решения некоторых задач.
- Научить самостоятельно добывать необходимую информацию для решение поставленных задач, и рассеять страх получения учеников неверных решений.
- Развить навык поиска информации из различных типов источников, для составления полной картины поставленной задачи.
- Внедрить навык позволяющий принимать полученные знания для решения поставленных задач, и схожими с ними.
На всем протяжении формирования навыка самостоятельной работы, учителю необходимо вести контроль исполнения заданий. Это позволит определить уровень ученика в развитии навыка, его сильные и слабые стороны, что так же ускорит формирование навыка так как акцентировать внимание на последующих этапах необходимо по большей мере на слабоизученных материалах, а также понимание причин неверно выполненных заданий и дать наставление в работе.
Со временем учитель может получить полное понимание возможностей обучающегося и спланировать его дальнейшую работу в более корректном направлении.
Так если рассматривать проблему с точки зрения учителя математики, то проблема с которой зачастую сталкивается учитель связанна с пробелами в полученных знаниях. Которые в свою очередь могут быть связаны вышеуказанными проблемами, такими как например несобранность, из-за чего ученик пропустил объяснение нового материала и не может самостоятельно справиться с задачей.
Понимание должно быть не только у учителя, но и сам ученик при достаточной мотивации осознает причину своей проблемы. При должном умении и открытом обсуждении проблемы, ученик получит недостающую ему информацию для дальнейшей самостоятельной работы.
На собственном опыте как учителя, зачастую высказанное учениками объяснение неготовности к самостоятельному выполнению задачи заключается в непонимании материала. Однако на деле оказывается, что ученик просто пропустил по собственной невнимательности разбор необходимых материалов и у него просто нет математического инструмента решения поставленных задач.
Дабы исключить многие негативные факторы, влияющие на образовательный процесс, без насильственного принуждения к вниманию учеников, можно использовать следующие методы:
- Совместный с учениками разбор возможных способов решения задачи, поддерживая конструктивное обсуждение, с возможностью поощрения инициативы, исходящей от учащихся.
- Использование игровых технологий в процессе изучения материала, однако стоит правильно определять целесообразность внедрения их в определенные тематики.
- Внедрение возможности решения задач повышенной сложности, решение которых позволит учащимся повысить свою самооценку и замотивирует на дальнейшее самостоятельное изучение предмета.
- Внедрение коллективной работы учащихся, позволяет организовать новую для учеников форму контроля при применении которой появляется возможность поиска решения достаточно весомой задачи. Это достигается благодаря регулярному контролю друг друга, а в перспективе и получения навыка самостоятельного контроля себя и своих действий, повышая внимательность.
Так же стоит отметить наиболее грамотную тактику учителя при работе с учениками для формирования в них навыков самостоятельной работы. Следует выполнять следующие этапы реализации при проведении самостоятельной работы:
- При подачи информации к выполнению задачи, уточнять правильность понимания его всему учащимися.
- Позволяет себе предупредить о сложностях в выполнении задания, для предотвращения очевидных ошибок, что позволит исключить упадок мотивации на начальном этапе.
- Проверка промежуточных результатов, при обнаружении ошибки, например в вычислении указать на необходимость контроля выполненных действий.
- И главный аспект — это мотивация, не допуская принижения чьих то умственных способностей или успехов, это сведет весь этап формирования личностных мотивационных качестве на нет.
Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы это сложный, трудоемкий, в большинстве случае включающий индивидуальный подход, процесс. Однако он позволяет облегчить дальнейшую работу с учащимися, и мотивирует их на самореализацию в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...
"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)
В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...
Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"
Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках русского языка...
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)
В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений создаются условия для формирования функциональной грамотности об...